Глава 3. Нашествие 2

Горовая Тамара Федоровна
     От Пети за всю войну так ничего и не приходило. Но бабушке ещё раз суждено было услышать о своём младшеньком. И было это такое непостижимое известие, как несбывшаяся мечта – многие годы её мучило ощущение, что она сама после долгих поисков нашла своего сына, почти дотронулась до него, а он вдруг неожиданно исчез. Всё это из-за того, что единственное свидетельство о живом Пете привёз с войны не кто иной – его брат Вася.
     Волею судьбы они оказались в одном воинском соединении и встретились (буквально случайно столкнулись) в мае 1942 года в Донбассе накануне наступления. Подобные встречи были на фронте большой редкостью, можно сказать – чудом. Поэтому в воинскую часть пригласили корреспондента армейской газеты, который сфотографировал их вместе для очерка; название газеты я не помню, но очерк, кажется, назывался «Встретились два брата на войне». По такому поводу Васе и Пете дали увольнительные на целый день, и они провели его вместе. Бродили по улицам небольшого городка, в котором временно размещалась их часть, название городка стёрлось из памяти. За этот день о многом переговорили, вспоминали родителей, детство, школу, сестрёнок, свою деревню. Вася разоткровенничался и рассказал брату о первой в своей жизни женщине, с которой встречался накануне войны, проходя службу на Урале. Петя стеснительно признался, что у него никого пока не было, не решается.
     У Васи к тому времени был кое-какой боевой опыт (отступление – это ведь тоже опыт столкновений с врагом), и он стремился поделиться им с младшим братом. Петя же был горяч и рвался в бой, он много раз спрашивал старшего брата: «Когда же наступление, Вася? Хотя бы поскорее! Так хочется показать этим гадам!» Вася сдержано отвечал: «Не торопись, Петя, ещё успеешь…»
     Помню, как дядя Вася в моём присутствии рассказывал вытирающей слёзы бабушке все подробности проведённого с Петей дня; о том, какой этот день был необычный, солнечный, светлый, какое у них было радостное настроение и как они были счастливы такому невероятному подарку судьбы.
     А потом началось наступление, окончившееся кромешным адом, после которого Василий чудом остался жив. Петю он больше никогда не видел…
     Через 66 лет после произошедшей встречи, когда нет в живых уже обоих (Вася умер в 1982-м в возрасте 61 года), я, вчитываясь в описание военных сражений Великой Отечественной, с волнением ищу сведения о событиях той поры. И нахожу ту единственную наступательную операцию, накануне которой могли встретиться на войне два моих дяди-юноши. Старшему шёл 22-й год, младшему исполнилось 18. Видимо, всё это происходило перед Барвенковским наступлением на Харьков в мае 1942 года под командованием Тимошенко по «гениальному» плану Сталина, закончившимся полной катастрофой и потерей 170-ти тысяч советских солдат, одним из которых, очевидно, был мой юный дядя… [26].
     В послевоенные годы бабушка много раз посылала письма-запросы во все военные инстанции, архивы, Красный Крест, куда-то в Донецкую область с просьбой хотя бы сообщить о могиле сына, но ответов либо не было вовсе, либо приходили краткие справки, содержащие лаконичную фразу: «сведений нет».
     До конца своих дней бабушка оплакивала не вернувшегося с войны Петю, и был он для неё самым любимым, самым лучшим, самым добрым и самым красивым. Я уже писала, что моё детство прошло в селе, на родине моих родителей. В уютной деревенской избе я частенько засыпала рядом с бабушкой под её песни или сказки. А иногда, просыпаясь среди ночи, слышала её молитвы, её страстные мольбы, её еле сдерживаемые рыдания. Я лежала молча в темноте, боясь пошевелиться, и слёзы тихо катились по моим щекам. Что могла понимать тогда я, ребёнок, не видевший войны? – Наверное, это было первое, возникшее в детской душе чувство страдания от несправедливости свершившегося…
     Прошло более полстолетия, а эти минуты никогда не уйдут из памяти, никогда не отпустят. Бабушкины молитвы и безутешные слёзы всегда со мной. Эти чёрные ночи открыли для меня всю боль и безмерную горечь войны. Я сама теперь – давно мама, имею взрослого сына, а сейчас уже – и маленького внука, вновь и вновь возвращаюсь в то далёкое прошлое и мысленно переживаю бездну этих чёрных ночей, безграничность материнского горя и безутешность наших утрат. И я думаю: «Господи! Это огромное горе – только капля в море!» Таких, как моя бабушка – миллионы, ведь у каждого погибшего или пропавшего в жестоком пекле войны была мать!

Литература
[26] Кульков Е.Н. и др. Война 1941–1945. Факты и документы. М.: Олмапресс, 2001.

                Прдолжение: http://www.proza.ru/2015/05/13/1592