Слово о вервульфах

Михаил Сидорович
О волках оборотнях сегодня не пишет разве только ленивый. Ну, вот и я, дабы не прослыть лентяем, решил внести свою скромную лепту.

Ещё в детских играх, я пытался представить себе, что умею превращаться в волка, или льва. И каждый раз, воображая это, я обнаруживал, что волк, или даже лев слабее человека. Ведь у людей есть оружие, зубы кольчугу не прокусят. Зачем же человеку из более сильного существа превращаться в более слабое?

В течении веков, люди напридумывали всяких бонусов для волков-оборотней. Якобы, вервульфа не берёт никакое оружие. Его убить можно только серебряной пулей, либо надо зарядить ружьё непременно тринадцатью картечинами, а в качестве пыжа использовать исключительно только козью шерсть. Это всё поздние легенды. Даже само употребление огнестрельного оружия выдает время их возникновения.

Что ж, магическая неуязвимость  дело хорошее, только зачем при этом в волка превращаться? Разве не лучше, оставаясь человеком, использовать и оружие, и неуязвимость?

Так, кто же такие вервульфы, и откуда они берутся?

Я глубоко убеждён, что за каждой сказкой стоят реальные события, просто человеческая фантазия  за минувшие века сильно исказила их.

На первую мысль меня натолкнула одна книга об обычаях североамериканских индейцев. Там, в числе разнообразных индейских хитростей, была описана и такая:

Разведчики индейцев племени Дакота подкрадывались к вражескому лагерю, набросив себе на спины волчьи шкуры и встав на четвереньки. Руки и ноги их были скрыты в траве. Видны были только спины, покрытые волчьими шкурами. И враги принимали их за волков.

Это ни у кого не вызывало подозрений, ибо волки были неотъемлемой частью пейзажа прерии. Они всегда ошивались возле поселений, или шли за отрядами воинов, надеясь погрызть кости, остающиеся после человеческой трапезы.

Эта подробность возбудила моё воображение. Действительно, как просто и как эффективно. Ты ползаешь вокруг вражеского лагеря, а они тебя видят, но не обращают внимания.
Сразу возникла мысль. А как же остальные народы мира? Неужели одни только индейцы Дакота догадались, что можно вести разведку таким способом - замаскироваться под хищника, ошивающегося вокруг лагеря?

И вот что я нашёл:
Вожди зулусов и родственных им народов южной Африки носили, наброшенными на плечи, шкуры леопардов. У ацтеков лучшие воины назывались люди-ягуары. Они носили комбинезоны имитирующие окраску ягуара. Древнегреческий герой Геракл носил на плечах шкуру немейского льва. Парис, в поэме Гомера «Иллиада» носил на плечах шкуру леопарда. Семеро древнегреческих вождей, осаждавших Фивы, носили на плечах шкуры различных животных. Лучшие норвежские воины назывались берсерками (медвежьими шкурами). Доводилось мне видеть изображения древнеримских воинов с волчьими шкурами на плечах, причём капюшон, в виде волчьей морды, надевался поверх шлема.

Ну, конечно, некоторые читатели припишут обычай воинов носить шкуры хищников, мужскому кокетству. Мол, хотелось Гераклу похвастаться своей победой надо львом, вот он и вырядился.

Да, нет, на войне не до кокетства. Как говорится, в походе и иголка тяжела. Мне кажется, шкуры нужны были именно для маскировки. Почему же их носили вожди, цари, или лучшие воины? А кому же ещё можно доверить разведку, если не лучшим?

Вот у нынешних разведчиков чего только нет, и фотоаппараты, и карты, и спутники, и БЛА. Можно всё сфотографировать, нанести на карту и принести командиру. Но, нет, всё равно, приходится генералам лично ползать по грязи на брюхе, изучая местность предстоящих боёв. Это называется рекогносцировкой.

Что уж говорить о былых временах, когда воевода мог услышать от разведчиков только словесное описание местности и лагеря противника? Ведь словесное описание очень не точно. Многого на словах не передашь. Спросит такой воевода разведчика;

-А подвод у них много?

А разведчик ему:

-А вот подводы-то я и не сосчитал. Но зато я знаю, сколько у них конных, сколько пеших, сколько воинов со щитами, сколько – с луками.

-Дурень ты, - говорит ему воевода. - Подводы – самое главное. Если они далеко идут, значит, припасов много должны взять, а для этого потребуется много подвод. Вот, как я должен предугадать их намеренья, если ты подводы не сосчитал?

А воины у них усталые были, или нет? Опирались они на оружие, или нет?

А лагерь они как обустроили? Надолго, или наспех, кое-как?

В общем, чем с чужих слов судить, так лучше всего воеводе самому пойти на разведку и всё посмотреть своими глазами. Так многие полководцы и поступали. Да и сейчас многие так поступают.

Вот, например, в поэме Шота Руставели, три витязя Тариел, Автандил и Нурадин Фридон сами лично подкрадываются к крепости Каджей. И прямо там, рассматривая вражеские укрепления, они обсуждают план штурма. Кстати, Поэма называется: «Витязь в ТИГРОВОЙ шкуре».

Вот, я и предположил, что шкура хищника на плечах у полководца, или надёжного опытного воина нужна не для элегантности, а для маскировки.

Теперь, о вервульфах. Вервульфы, или волки-оборотни это люди, которые умели оборачиваться волками. Кстати, что означает слово «ОБОРАЧИВАТЬСЯ»? Почему они волками именно оборачивались? Может быть, лучше было бы сказать: СТАНОВИЛИСЬ, ПРЕВРАЩАЛИСЬ, ПЕРЕВОПЛОЩАЛИСЬ, ТРАНСФОРМИРОВАЛИСЬ? Ан, нет, оборачивались!

А может, они просто брали волка (волчью шкуру), да и оборачивались ей? Ведь говорим же мы не собольи шкурки, а соболя, не бобровые шкурки, а бобёр. Так и волчью шкуру для краткости называли волком. То есть, воины-разведчики оборачивались волком не в переносном, а в самом прямом – примитивном смысле. Они брали в руки волка и оборачивались им (оборачивали себя). Это уж потом о них всякой мистики насочиняли, так же, как о ниндзя.

Давайте же рассмотрим образ сказочного волка в свете данной гипотезы.

1. ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ.

В данной сказке Волк не просто подкрадывается и нападает. Он проявляет чудеса хитрости, совершенно не свойственной волкам реальным.

Он умеет говорить. Он подслушивает песенку козы. Потом, он переодевается в козу, подражает её голосу, используя для этого неизвестное нам устройство, которое заказывает у кузнеца. «Кузнец, кузнец, скуй мне голос тонкий, как у козы». А ведь реальные волки воют даже более высокими голосами, чем козы. Он даже меняет цвет своей лапы, намазывая её мукой. Кстати, у волка – лапа с когтями, а у козы копыто. Как можно волчью лапу принять за козью? И поможет ли тут мука? Чем муку зря переводить, лучше бы смастерил себе поддельное копыто.

Если это волк, то это очень странный волк. Таких в жизни не бывает. А вот если это хитрый враг, нечто вроде европейского ниндзя, тогда всё понятно. Если и волк, и коза – люди, тогда ни когти не надо стричь, ни копыта подделывать. Просто более смуглую руку припудри мукой и проканает.

Но волк-ниндзя не добил одного свидетеля своих преступлений – седьмого козлёнка, который спрятался в печке. Это его и погубило.

Подумайте только, разве волки когда-либо скрывали от коз свои преступления? Разве волки ходят гулять с козами?

А вот если волк – не совсем волк, а вражеский воин-диверсант, который выдаёт себя за простого честного растяпу, тогда почему бы ему не прогуляться с дамой?

И вот дама-коза просит его набрать воды из колодца, и неожиданно толкает его в колодец.

А историю о том, что все козлятки живы остались, уже потом присочинили, чтоб детишки не плакали.

Логично? Мне кажется, логично.

2. СКАЗКА ПРО КРАСНУЮ ШАПОЧКУ.

Девочка идёт навестить больную бабушку. При этом мама велит ей ни в коем случае не разговаривать с незнакомцами. Как Вам это нравится?

Ну, сказала бы она дочке, чтобы та не разговаривала с серыми покрытыми шерстью животными, ходящими на четырёх лапах. А с доброй бабушкой-то почему нельзя? Да и где вы найдёте такую девочку, которая станет разговаривать с волком? Ещё труднее будет найти волка, который станет разговаривать с девочкой. У волков ведь какой обычай? Подкрался, напал, порвал горло, после чего начинается банкет. И делается всё это, молча. Разговоры тут разговаривать совершенно некогда, да и незачем.
Если существует опасность встречи ребёнка с волком, то самое бесполезное, это запрещать ребёнку вступать в переговоры.

А вот если сказочный волк – это не волк, хитрый и коварный разведчик-диверсант. Если он человек из вражеского королевства, тогда всё понятно. Мать не знает,  в каком облике он может предстать перед девочкой. Может быть, это будет бродячий торговец игрушками, или вежливый юноша,  который «подвернул» ногу и просит о помощи, а может быть, добродушная старушка, которая заплутала в лесу и хочет спросить дорогу. Разведчику нужно не мясо, а информация. Вот почему мама запрещает девочке вступать в разговор.

Девочка и не собирается ни с кем разговаривать. Но «волк» хитёр и обаятелен. Он находит способ разговориться с ребёнком. Девочке и в голову не приходит, что она разговаривает с врагом.

Из разговора с девочкой «волк» узнал всё, что ему было нужно:
1. адрес бабушки,
2. то, что бабушка живёт одна, и к ней никто, кроме девочки не придёт сегодня,
3. он запомнил голос девочки и её манеру говорить.

Зная всё это, он приступил к выполнению своего плана. Проще всего было бы убить девочку сразу, потом прийти к бабушке, проникнуть в дом, выдавая себя за девочку, убить бабушку и далее использовать её дом, как гнездо для дальнейших диверсий, или шпионажа.

Но что-то помешало ему сразу убить девочку. Возможно, появились свидетели? И «волк» отложил девочку на потом.

Он дружески простился с девочкой. Потом, выдавая себя за неё, проник в дом. Там он убил бабушку, тело спрятал. Помехой оставалась только девочка. Ведь она должна быласкоро прийти.
И «волк» переоделся в бабушку, лёг в постель, лицом к стене. По его расчетам, девочка, не видя его лица и волос, примет его за бабушку, подойдёт близко, и тогда он её убьёт так быстро, что она даже крикнуть не успеет.

Но его подвела одна деталь – ухо. Он недооценил женскую наблюдательность. Девочка, увидев слишком большое для бабушки ухо, подняла крик. «Волк», хоть и убил её, но опоздал. Сделать это бесшумно не удалось. Сбежались жители деревни. Диверсант был убит. Его жуткие планы не осуществились.

Сейчас принято считать, что бабушка жила одна в лесу. Но это не так. Не жили в те времена люди в одиночестве.  Это было слишком опасно. Разве только охотники могли ночевать в охотничьих балаганах, да и то не постоянно, а всего лишь на период охоты. Откройте книгу братьев Гримм, или Шарля Перро. Там сказано, что бабушка жила в соседней деревне, путь к которой шёл через лес.

Разговор во всех вариантах сказки начинается именно с уха: «Бабушка, почему у тебя такие большие уши?». Я уверен, что это была единственная фраза, которую девочка успела произнести. Весь дальнейший разговор придуман позднейшими рассказчиками, чтобы нагнать напряжения. Концовка с загадочным воскрешением бабушки и внучки придумана после, чтобы дети не плакали. Это произошло уже в те времена, когда подлинный смысл сказки был забыт, когда из поучения она превратилась в развлечение.

Так вот он какой, наш волк, артист, коварный изобретательный убийца, ловкий притворщик.

Реальные волки, живущие в лесу, ничего такого не делают. Они изобрели только один приём – зубами по горлу. Ни переодеваться, ни вести непринуждённые разговоры с девочками они не умеют.

3.ТРИ ПОРОСЁНКА.

Образ волка в этой сказке практически не отличается от предыдущих образов. Та же хитрость, то же притворство, та же страсть к переодеваниям и обманам.
С Ниф-нифом и Наф-нафом он расправляется очень просто. Поскольку они живут в непрочных шалашах, он без всяких хитростей нападает на них. Труднее всего приходится с Нуф-нуфом. Его дом слишком прочен, хорошо запирается.

Как же «волк» решает эту проблему? Он пытается выманить Нуф-нуфа из укрытия, переодевшись овцой. Знакомый приём? Встань на четвереньки, набрось на спину шкуру овцы и броди в таком виде, подражая блеянью овцы.

Но Нуф-нуф не соблазнился дармовым шашлычком и из дома не вышел.

Тогда «волк» переодевается бродячим торговцем и предлагает купить множество полезных вещей по эксклюзивно низким ценам. До сих пор представители спецслужб проникают в здания под видом торговых представителей.

Когда осторожный Нуф-нуф и это отверг, «волк» просто пытается залезть в дом, через трубу. Где вы видели, чтобы волки лазили по крышам? Это же не кошки! Посмотрите фильм о ниндзя – их рисом не кроми, дай только по крышам полазить!

Согласно канонической версии, «волк» упал в котёл с похлёбкой и сварился. Но это, конечно выдумка. Во-первых, Сколько Нуф-нуфу, пускай даже с братьями, требуется похлёбки, и возможно ли в таком количестве жидкости поместиться человеку, или волку? Во-вторых, какой дурак полезет в трубу, из которой идёт раскалённый дым? В третьих, не лучше ли подождать, когда Нуф-Нуф поужинает, ляжет спать, уснёт, тогда и напасть?

Скорее всего, «волк» так и сделал. Он лез через остывшую трубу, но котелок, стоявший в печи, загремел, а настороженный Нуф-нуф не спал. Он ударил ночного гостя мечом и убил его. А что? Будешь осторожным, после того, как двух твоих братьев кто-то ночью зарезал!

Счастливый конец, когда все три поросёнка остались живы, был придуман позднее. Сами знаете, какая это пытка, если ребёнок всю ночь то и дело просыпается от кошмаров и ревёт по часу.

Меня могут спросить, почему герои двух сказок из трёх, были животными (коза, поросята)? Ответ очевиден – это их имена. Ведь нас не удивляет, что индейцев могут звать Большой Змей, или Зоркий Сокол. Точно так же и в Европе, на определённом этапе развития, именами могли служить названия животных. Автор «Слова о полку Игореве» называет Всеволода туром, а Игоря соколом.

А вспомните Дикого арденского вепря. Культ кабана был очень популярен у германцев и скандинавов. Загляните в «Песнь о Беовульфе» и вы обнаружите, что шлемы данов и готов украшали фигурки вепрей-хранителей. Одно из древних изображений скандинавского воина в таком шлеме, я видел собственными глазами. Сравнение воина с кабаном, у германоязычных народов считалось лестным. Вот строки из «Песни о Нибелунгах» (авентюра 32):

Со всех сторон бросались мужи Кримхильды в бой.
Померяться с бургундом хотел из них любой.
А Данкварт шёл на гуннов, как ВЕПРЬ на свору псов.
Кто и когда смелей, чем он, разил мечом врагов?

Дымились лужи крови на всём пути его,
Никто не мог бы лучше явить пример того,
Как надлежит в сраженье вести себя бойцу.
Вот так он и пробил себе дорогу ко дворцу.

4. ИВАН ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК.

Это русская сказка, хотя аналогичная сказка есть и у братьев Гримм.

Стоит ли повторять, что «волк в этой сказке оказывается искусным вором. Он предупреждает Ивана царевича о возможных ловушках «Птицу бери, а клетку не тронь». «Коня бери, а уздечку оставь».

Ну, и наконец, как ловко он обманул вражеского царя, переодевшись его невестой! Невесты тогда закрывали лицо, что делает такое переодевание похожим на реальность. Ну, конечно, это мог сделать только человек. У волка совсем не та анатомия, чтобы даже очень пьяный жених принял его за свою даму сердца.

Конечно, есть в литературе и другой образ волка. Это глупый волк. Таким он предстаёт в восточных сказках. Арабского волка Абуль Сирхана, постоянно дурит и обманывает хитрый лис Абуль Хуссейн. Даже конь просит волка прочесть надпись на его подкове. И когда волк наклоняется, конь лягает его копытом в голову и убегает.

Россия находится на границе между востоком и западом, поэтому, в наших сказках глупый волк тоже присутствует. Помните «бит небитого везёт», «мёрзни, мёрзни волчий хвост». Но я пишу здесь о европейском, хитром волке.

5. ИСТОРИИ О ВЕРВУЛЬФАХ.

Их множество. Обычно сюжет таков: В некоем городе начинают пропадать люди. Их обезображенные трупы находят то там, то тут. Наконец, герою удаётся разоблачить волка-оборотня, которым обычно оказывается тихий, с виду, безобидный торговец вафлями.

Чем вам не образ ниндзя? Днём он торгует пряниками, а ночью творит диверсии!

Отношение к вервульфам на западе однозначно отрицательное. В русской сказке – двойственное.

Так, кто же такие вервульфы? Я считаю, что это тайные воины, воины-диверсанты. Это был тайный клан, вроде ниндзя, или асассинов. Рыцари их боялись, презирали и ненавидели одновременно. Боялись, потому, что видели в них сильного и очень опасного врага. Презирали, потому, что вервульфы побеждали нечестно (с точки зрения рыцарей), действовали не по правилам, «трусливо» нападали сзади, резали спящих, не гнушались убийством женщин.

Точно так же японские самураи презирали ниндзя, но боялись их.

Существует поверье - для того, чтобы оборотиться волком, нужно найти в лесу поляну с трухлявым пнём. В этот пень надо воткнуть нож рукояткой вниз, остриём вверх. Потом следует разбежаться и перекувыркнуться через нож. Если это опасное сальто пройдёт благополучно – станешь волком. Потом, чтобы снова стать человеком, нужно вернуться на поляну и ещё раз перекувыркнуться через тот же нож. Но если кто, в твоё отсутствие, нож вытащит из пня, так волком и останешься навсегда.

Что стоит за этим поверьем? Это очень похоже на древние обряды посвящения. Так у народов Кавказа был распространён обычай танцевать среди воткнутых в землю ножей, кинжалов, наконечников пик и прочих острых предметов. На одной древнегреческой вазе изображён воин в полном снаряжении. На голове у него закрытый коринфский шлем, на левой руке – тяжёлый беотийский щит, в правой руке – либрис (обоюдоострый топор). По позе, похоже, что воин танцует. А из земли, прямо между ногами воина торчит наконечник копья, остриём вверх.

Воины древности демонстрировали свою ловкость, танцуя между врытыми наконечниками копей. Возможно, в клане вервульфов было принято доказывать свою пригодность, кувыркаясь через нож. Это было как бы посвящение в члены клана.

Вспомните в «Слове о полку Игореве» - «серым волком по земле, сизым орлом под облака». Или в сказке «Иван солдат – скорый гонец», чтобы выбраться из осаждённой крепости, Иван солдат оборачивается волком. Что за этим стоит? Иван обманывает врагов, накинув на спину волчью шкуру. Осаждающие принимают его за волка-падальщика и не обращают на него внимания.

Итак, подведём итог. Волки-оборотни это тайный клан лазутчиков и диверсантов. Своё название они получили за один распространённый у них приём разведки – подкрадываться к вражескому лагерю на четвереньках, накинув на спину волчью шкуру. В походе на привале такая шкура могла использоваться вместо туристического коврика, или как дождевой плащ. Если приходилось принимать открытый бой, та же шкура, намотанная на левую руку, могла отчасти заменить щит. Ведь воины диверсанты не могли таскать с собой тяжёлое вооружение. Но, конечно, хитрость с волчьей шкурой была не единственной в их арсенале.

Отчего же в наше время не используется трюк с волчьей шкурой? На то существует несколько причин. Во-первых, волков стало очень мало. Настолько мало, что волк перестал быть привычным элементом пейзажа. Появившийся около лагеря волк сразу привлечёт всеобщее внимание. Во-вторых, огнестрельное оружие бьёт дальше, чем луки, а пули и порох стоят значительно дешевле, чем стрелы. Только появись перед часовыми в образе волка – сразу же получишь пулю в бок.

Вот почему данный приём ушёл в историю. Хотя, недавно я видел в одном боевике, как диверсанты подкрались к позициям солдат, накинув на плечи овечьи шкуры, встав на четвереньки  и тихо позванивая колокольчиком. На экране было очень похоже, будто это заблудившиеся овцы.

Вот такая у меня возникла идея. Благодарю за внимание.