кижи

Александра Шишмарёва
Кижи
Долго будет Карелия сниться…
День 1
В пятницу вечером я села в купе скорого поезда Москва-Мурманск, который следовал через Петрозаводск, куда я и направлялась. Я решила поехать на февральские праздники в Кижи. В Москве погода была ужасная: стояла оттепель, все таяло, снега почти не осталось, лужи по всюду. Я мне хотелось снежной зимней сказки.
Наши ночные поезда оставляют желать лучшего. Купе мое было женское. Две женщины ехали со мной в Петрозаводск, а одна до конца, то есть в Мурманск. Та, что ехала в Мурманск, Татьяна находилась в пути уже дней пять, ехала из под Иркутска, через всю огромную нашу страну, к дочери на свадьбу.
По приезду меня встретила гид Надежда, лет так пятидесяти, шестидесяти, в очках, повела обедать в кафе, там меня уже ждали. Салатик, куриный бульон, отбивная из курицы с пюре, сок.
После обеда мы встретили еще двоих туристов и все вмести поехали в заповедник Кивач, находящийся в сорока минутах езды от города. По дороге, Надежда рассказывала нам о чудесной крае-Карелии.  Здесь издавна жили племена саамов, финнов и карелов Да, да это те, кто Калевалу сочинили. Вот он передо мной русский север! Дикий, неприступный и суровый! На деревьях иней, сугробы, снега много! Словом, хотела сказку- получите.
 С погодой мне не очень повезло, как раз началась оттепель, буквально еще несколько дней назад стояли лютые морозы, может и хорошо, что потеплело, подумала я, не сильно замерзну. Тоже плюс.
Заповедник не большой, всего пятьдесят гектаров, крохотный. На его территории находится водопад Кивач, который и дает название заповеднику, местная гордость. Говорят, что он входит в пятерку самых больший водопадов Европы. Не знаю, этот факт я ставлю под сомнение. На меня он не произвел столь сильное впечатление, может потому, что я видела практически все крупнейшие водопады планеты?  Но природа вокруг-прекрасна! Скалы, на них деревья, не понятно на чем держащиеся и как, река на половину замершая, высокие сосны тянущиеся в небо. Тишина, покой, умиротворение. Хочется забыть обо всем на свете, сесть на скамейку и любоваться.
Насмотревшись вдоволь, садимся в машину и едем обратно в Петрозаводск. Размещаюсь в гостинице «Северная» , считающаяся лучшей в городе. Номер хороший, стандартный, все есть, думала будет хуже.
Иду погулять по городу. Вечерний променад. Мне, как обычно впрочем, везет в субботу закрывается фестиваль, город гуляет. На набережной стоит сцена, певцы поют, танцоры танцуют, зрители дружно аплодируют. И на набережной же стоят ледяные фигуры, их сделали мастера приехавшие сюда из разных городов России и из заграницы. Очень красивые! Еще подсвечены вечером, кажутся чуточку мистическими.
К вечеру начинает хотеться есть. Я иду в первый попавшийся мне ресторанчик, грузинской кухни. Готовят вкусно, с удовольствием съедаю хачапури и выпиваю горячий имбирный с медом чай! Ммм вкусняшка! Вернувшись в отель, падаю спать. День был насыщенным и тяжелым, усталость берет свое.
День 2
С утра в 10:30 встречаюсь в холле гостинице с экскурсоводом Татьяной, она является хозяйкой фирмы. Сегодня по программе посещение острова Кижи. Она сажает меня на судно с воздушной подушкой. Скажу честно, из всего путешествия я единственное побаивалась пересекать Онежское озеро. Страшно. А вдруг лед треснет? Но как меня убедили, и я потом сама увидела, воздушная подушка надежный и универсальный способ добраться в отдалённые места. До Кижей 70 километров по льду, или чуть более часа езды.
Ну, что поехали?! Судно, отдаляется от берега, впереди необозримый простор, простирающийся до горизонта. Примерно через минут тридцать начинают появляться разбросанные островки Кижского архипелага . Их тьма! По уверением местный около тысячи! От крохотный в два на два метра, до огромных в десятки километров!  Вдруг на одном из островов в тумане начинает виднеться силуэты церквей. Они показываются, величественные и строгие. Все ближе и ближе. Наконец катер причаливает к суши. Мы на месте, именно сюда добраться и была цель всей моей поездки.
Нас( на воздушной подушке вместе со мной ехала семья из Петербурга; папа, мама и двое маленьких ребятишек)  встречает местный гид., она то и будет проводить экскурсию по самому удивительному острову на земле. Первые поселения  появились в Кижах еще в двенадцатом веке, жили здесь беглые крестьяне и рекруты. Тогда же были построены деревянные церкви, которые до сегодняшнего дня не сохранились, сгорели. Первая сохранившаяся церковь Покрова была возведена в 1714 году, а вторая в 1763. Раньше весь Кижский архипелаг был густо населен, на самом острове было пять деревень, на шести поперек и одному километру вдоль!! А теперь хорошо здесь живет человек пятьдесят, да и те сотрудники музея. В двадцатом веке, к церквям добавили крестьянские дома, мельницу и другие постройки, так получился музей деревянного зодчества. Не один дом, кроме церквей здесь исторически не находился.
Я попала в Кижи в последний день масленицы. Для немногочисленных туристов были организованы празднества прямо на острове. Горячие блины, чай, копченая рыба, хороводы, пляски под гармонь. Все как традиционно положено делать на масленичное гуляние. Веселье, смех, беззаботность-все передается друг другу в это праздничном хороводе. Ты словно наполняешься этой энергией.
Но всему, как известно приходит конец, переправа на материк, обедо-ужин в кафе и дорога обратно. До свидание, северная природа, до свидания милые Кижи! Стойте дальше и радуйте глаз, любознательному туристу! До новых встреч!