Наказывает ли нас Господь?

Андрей Незванов
ТЕЗИС ДЛЯ ДИСПУТА

В обыденной речи утвердилось говорение о «наказании Божьем», которое постигает нас за грехи наши. Этот речевой штамп пришел к нам из Средних Веков, в ментальности которых жизнь вселенной во всех ее аспектах направлялась Богом и служила назиданию грешного человечества в рамках задачи всеобщего Спасения согрешившей (в лице Адама) Натуры.
В этой парадигме, всякое нестроение природы, мира, человека рассматривалось как намеренное нарушение Богом изначально Им же сотворенной гармонии Вселенной, ради назидания согрешающих людей. Это назидание выступало в форме отеческого наказания, объявляясь несчастьем, болезнью и смертью, а также (в коллективной форме) мором, гладом, войной, землетрясением, наводнением, неурожаем, и т.д. и т.п.  О нем так и говорилось: как о «наказании Божьем».
Тот факт, что все эти нестроения не были случайностями или естественными процессами, свидетельствовался в глазах христиан Знамениями – сиречь предупреждениями, которые выказывал Господь людям, используя для этого свою власть над стихиями. То были звезды, кометы, затмения, чудовища, невероятные происшествия, рождения двухголовых младенцев, etc.

Возвращаясь из исторического экскурса к вопросу, заявленному в заголовке, я спрашиваю:
А действительно ли наказывает нас Господь? Нужно ли это Ему? Ведь, как говорил пророк Исайя, описывая бедствия Израиля: «Люди отвернулись от Того, кто наказал их!». О таком же массовом богоотступничестве свидетельствует средневековый хронист Рауль Глобер, используя слова Исайи при описании голода 1033 года в Европе: «Люди отвернулись…».
Если голод – наказание Божье, то разве такого действия добивался Господь своим наказанием?!

Не знаю, как ответят богословы, но я лично в наказание Божие не верю. Строго говоря, не верили в него и средневековые христиане, – они верили в НАЗИДАНИЕ,  о котором с известной вольностью говорили как о «наказании», подразумевая под этим не казнь судебную, а отеческое наставление розгой.

По собственному опыту могу сказать, что наблюдаю совсем другое следствие отступничества.
Когда мы выходим из отношений с Отцом в самовольство гордыни, мы теряем Его покровительство, и оказываемся в лапах Противника. Этот плен не проходит для нас бесследно. Мы подвергаемся различным искушениям, которые имеют дурные последствия, и прямым козням и казням Дьявола.
Болести и смерти, претерпеваемые нами от Сатаны, – во время отступничества от Господа, – можно трактовать как наказания нас за неверность и слабость  духа, но это, конечно, не наказания, исходящие от Бога, а свойства бытия человеческого в царстве Противника Его.

С учетом вышеизложенного, спрашивается, – что же нам делать, когда оказываемся мы в лапах Дьявола и начинаем ощущать все прелести царства Тьмы? Ответ ясен: нужно восстанавливать отношения с Отцом; и начинать всегда с вновь-обретения сознания присутствия Отца,  – каковое   сознание обязательно сопровождается молчаливым почтением и вниманием, которыми сказывается претворение воли от самостоятельности к существованию в сыновнем послушании.

АМИНЬ!

P.S.  В связи со сказанным, в ином свете предстает и так называемое «изгнание из Рая», рассматриваемое как наказание человеков за ослушание Господина их.
Если мы примем веру в то, что Господь не наказывает человека, но последний просто испытывает последствия разлучения с Ним, тогда скитания Адама и Евы выглядят как блуждания, ставшие следствием неспособности самостоятельно, без связи с Отцом, отыскать Древо Жизни, что посреди Рая.
Они шли к нему, стремились к нему, хотели вкушать плоды Жизни: стремились узнать дорогу ко Древу Жизни, и для этого вкушали плоды древа Познания; но в результате всех усилий, только уходили все дальше в пустыню духа. О чем горько плакали и сожалели до тех пор, пока Господь не смилостивился над ними и не послал Сына своего, чтобы тот указал им Путь.
Сын этот – Христос Иисус из Назарета Галилейского.