Непорочное зачатие мифы и реальность

Александр Захваткин
Содержание:
1. Рождение мифа.
2. Партеногенез сегодня.

О непорочном зачатии Девы Марии исписаны тысячи и тысячи страниц. Одни авторы «убедительно» доказали, что так оно и было на самом деле, другие, что это всего лишь миф. Поэтому, в данной работе я хочу коснуться малоизученной стороны этого вопроса: как родился  миф о непорочном зачатии вне христианства и что говорит современная наука о возможностях партеногенеза у человека.

РОЖДЕНИЕ МИФА

Впервые о чудесном рождении своих героев сообщили шумеро-аккадские источники.
Первым отпрыском непорочного зачатия в известных, нам, письменных источниках,  является первый правитель Урука Мескиаггашер (28 в. до н.э.). О его происхождении мало, что известно. Отцом его считают бога Солнца Уту (Шамаш), матерью, смертную женщину.
Следующий отпрыск непорочного зачатия – Гильгамеш (27 – 26 вв. до н.э.), о происхождении которого до нас дошло две версии. Первая из эпоса о Гильгамеше на шумерских табличках, вторая из пересказа римского писателя Элиана (170 – 222 г. н.э.)
Согласно первой версии Гильгамеш – сын полубогов Нинсун и Лугальбанда. (По шумерским источникам Лугальбанд герой, т.е. смертный, по аккадским – бог)
Согласно второй версии он сын дочери урукского царя Энмеркару (по-гречески Зеухорос), которому было предсказано, что сын его дочери лишит его царства. Чтобы этого не произошло, он запер дочь в башне, но и там она чудесным образом разрешилась мальчиком. Узнав об этом, Энмеркар приказал выбросить ребенка из окна башни. Орёл подхватывает мальчика и уносит в сад, где ребёнка берёт на воспитание садовник. Он называет мальчика Гильгамеш  (греч. Бильгамос). В конце концов, тот отбирает у деда царство.
Кстати сюжет о лишении царства будет использован позднее авторами «Нового завета» в страхе царя Иудеи Ирода.
Продолжение традиций непорочного зачатия в шумеро-аккадской мифологии принадлежит Саргону Аккадскому (Шаррукин) (2316 – 2261 гг. до н.э), основателю династии Аккада.
Вот как об этом говорится в сказании о Шаррукине:

Я - Шаррукен, царь могучий, царь Аккада,
Мать моя - жрица, отца я не ведал,
Брат моего отца в горах обитает,
Град мой - Ацупирану, что лежит на брегах Евфрата.
Понесла меня мать моя, жрица, родила меня в тайне.
Положила в тростниковый ящик, вход мой закрыла смолою,
Бросила в реку, что меня не затопила.
Подняла река, понесла меня к Акки, водоносу.
Акки, водонос, багром меня поднял,
Акки, водонос, воспитал меня, как сына.
Акки, водонос, меня садовником сделал.
Когда садовником был я, - Иштар меня полюбила,
И пятьдесят четыре года на царстве был я.

И тогда Шаррукена –«царя истинного», -
А град его - Азупирану,
Отец его - Лаипум, мать его - жрица,
Шаррукена сердцем благостно они избрали,
Ибо так от рождения суждено ему было.

Мать, жрица, родила Шаррукена тайно от некого горного духа. Приемным отцом его стал Лаимпум, водонос или даже мираб (управляющий источниками и арыками). Повзрослевшего Шаккурена он пристроил ко дворцу чашеносом кашского правителя Ур-Забаба, где его заметила богиня Иштар, обеспечив ему царский престол.
Следует отметить, что сюжет со сплавлением ребенка по реке, впоследствии, будет использован в биографии Моисея.
 
В список непорочно рожденных, включают и первого египетского правителя Осириса. И хотя, по сути, рождение смертного от божественных родителей можно рассматривать как непорочное зачатие, все же его происхождение это скорее интерпретация мифа об Адаме, т.е. сотворенного, а не рожденного в физиологическом понимании этого слова.
В этом свете интересна легенда о его сыне Горе, втором правителе Египта.
Брат Осириса Сет, решил захватить власть в Египте, и как водится в таких случаях, его убивает, а труп выбрасывает в Нил. Жена Осириса, она же и его сестра, нашла бездыханное тело погибшего мужа и приготовила его к переходу в мир мертвых. Но пока труп находился в реке, рыбы съели фаллос Осириса. Исида вылепила фаллос из глины, освятила его, и прилепила к телу Осириса. Затем она превращается в птицу Хат (самку коршуна) покрывает мумию Осириса своими крыльями, произносит волшебные слова, и, превратившись обратно в женщину, беременеет Гором.
Этот сюжет значительно ближе к истории о непорочном зачатии, если вспомнить к тому же, как Лука восторженно писал о силе мышце Святого Духа зачавшего Иисуса Христа. Очевидно, рождение Гора произвело на него сильное впечатление.

Встречается мнение, что непорочно рожденным был и Пифагор (ок. 580 – ок. 500 гг. до н.э.). Это мнение основывается на том, что его рождение было предсказано пифией в Дельфах. Бог Аполлон, устами оракула, советует плыть Мнесарху и Парфенисе, родителям Пифагора, в Сирию, где пророчество чудесным образом сбывается, в Сидоне Парфениса родила мальчика. И тогда по древней традиции Парфениса принимает имя Пифиада, в честь Аполлона Пифийского, а сына называет Пифагором, то есть предсказанным пифией.
В иудейской традиции все непорочно рожденные были предсказаны либо самим Богом, либо Святым духом. На этом основании очевидно интерпретаторы биографии Пифагора и записали его в список непорочно рожденных, хотя в самих рассказах о нём об этом ничего не сказано.

Удивительна история непорочного зачатия, так же как и подробности его жизни, Аполлония Тианского (1 – 98 гг. н.э.), современника Иисуса Христа.
Перед его рождением, Протей, египетский бог, появился перед его матерью и предупредил ее, что он воплотится в ее будущего ребенка. Следуя наставлениям, данным ей во сне, она пошла на луг, собирать цветы. Пока она делала это, стая лебедей образовала хор вокруг нее и, хлопая крыльями, лебеди пели в унисон. В это время внезапно подул ласковый ветерок, и Аполлоний родился.
Оказывается, когда боги хотят перейти в земное воплощение для них это не составляет труда. В этой легенде обращает на себя внимание, участие лебедей, точнее их крыльев. Эта сюжетная линия перекликается с легендой рождения Гора, очевидно, её авторы хотели связать Аполлония с его происхождением, и крылья птиц несут в себе некое сакральное послание.
В юности Аполлоний имел удивительные умственные способности и был очень красив, и находил величайшее счастье в разговорах с последователями Платона, Хрисиппа и Аристотеля.
Он не ел ничего, что было живым, и питался лишь фруктами и плодами земли; он был энергичным поклонником и последователем Пифагора, и как таковой, хранил молчание в течение пяти лет.
Куда бы он не отправлялся, везде он реформировал религиозные культы и совершал удивительные поступки.
На праздниках он удивлял гостей, заставляя хлеб, фрукты, овощи и разнообразные лакомства появляться перед ним по его повелению. Статуи оживали, и бронзовые фигуры сходили со своих пьедесталов, изменяя свои позы и работая в качестве слуг. Применением той же самой силы совершались дематериализации; исчезали золотые и серебряные сосуды вместе с их содержимым; в одном случае, даже слуги исчезли из виду.
В Риме Аполлоний был обвинен в измене. Придя на допрос, его обвинитель вышел вперед, развернул свой свиток, на котором было записано обвинение, и был изумлен, обнаружив чистый лист.
Встретив похоронную процессию, он сказал сопровождающим: «Опустите гроб на землю, и я высушу слезы, которые вы проливаете над этой девушкой». Он дотронулся до молодой женщины, произнес несколько слов, и мертвая возвратилась к жизни.
Когда он был в Смирне, в Эфесе свирепствовала чума, и его позвали, отправится туда. «Путешествие не может быть отложено»,- сказал он; и не успел он закончить произнесение этих слов, как он уже был в Эфесе.
Когда ему было около ста лет, его привели к императору Рима по обвинению в чародействе. Он был заключен в тюрьму. В это время его спросили, когда он мог бы быть на свободе? «Завтра, если это зависит от судьи; сейчас, если это зависит от меня». Произнеся это, он вынул свои ноги из кандалов и сказал: «Вы видите свободу, которой я обладаю». Затем он вернулся в кандалы.
На трибунале его спросили:
- Почему люди называют тебя богом?
- Потому что,- сказал он, - каждый человек, который добр, имеет право так называться.
- Каким образом ты предсказал чуму в Эфесе?
Он ответил: «Благодаря тому, что я живу на более легкой пище, чем другие люди».
Его ответы на эти и другие вопросы его обвинителей показали такую силу, что император был очень сильно взволнован и объявил его невиновным; но сказал, что он задержит его для личного разговора. Он ответил: «Вы можете задержать мое тело, но не мою душу; и, я добавлю, не можете даже мое тело». Произнеся эти слова, он исчез из трибунала, и в тот же самый день встретил своего друга в Путеоли, в трех днях ходьбы от Рима.
Высочайшая похвала была оказана Аполлонию императором Титом (39 – 81 гг. н.э.). Философ написал ему вскоре после его вступления на престол, советуя ему быть умеренным в своем правлении, и Тит ответил:
«От своего имени и от имени моей страны я благодарю вас и буду помнить об этом. Поистине, я захватил Иерусалим, но вы взяли меня в плен».
Биограф Аполлония Филострат пользовался различными письменными источниками, и особенно дневником Дамида Ниневийского, который сопровождал Аполлония в его путешествиях и оставил записки о его жизни, учении и чудесах.
Аполлоний Тианский у Филострата напоминает Иисуса Христа многими чертами. Он сын Божий; он одарен предвидением будущего и силой совершать чудеса, изгоняет демонов из бесноватых, воскрешает мертвых (он воскресил в Риме дочь бывшего консула, которую несли хоронить). Он ходит по городам, окруженный учениками; ученики его веруют, что он имеет власть над бурей и огнем. Аполлоний совершает чудеса только для блага других, не для своей пользы. Его чудеса служат опорой веры его учеников; они совершаются не силой натуралистической магии и не чародейством, а исключительно божественной силой чудотворца.
Подобно Иисусу Христу, Аполлоний был предан одним из своих учеников (Эвфратом) и подвергнут суду. В рассказе о взятии его под стражу и о допросе его на суде многие подробности напоминают рассказы евангелистов (его допрашивал император; одним из обвинений против него было то, что некоторые считают его за бога). Как Иисус говорил о себе, что пришел не разрушать прежнюю веру, а исполнить закон, так и Аполлоний не разрушал прежнюю веру, а только преобразовывал ее на основании древней философии, в частности, на основании систем Пифагора и Платона, чьи высокие учения о Боге, устройстве вселенной, нравственных обязанностях человека он вновь возвещал людям.
Аполлоний Тианский, подобно Пифагору и Платону, требовал от своих последователей чистой нравственности, добродетели, человеколюбия, самопознания, повиновения голосу совести. Он был мужественным защитником свободы, естественных прав против тирании, смело говорил против деспотизма цезарей. Словом, он идеал мудреца.
В конце жизни Аполлоний начал слышать голоса, зовущие его опять к тем берегам, где он уже побывал с пользою для духа. Взяв с собою ученика Калликрата, Учитель, не говоря о цели своего пути, немедленно отплыл.
Когда же прибыли к пещере, где Аполлоний давал посвящение архатам, навстречу им вышел высокий Старец и долго беседовал с ним. Калликрат услышал лишь последние слова Старца: «Если ты решил принять чашу Апологета Учения, то не медли».
Аполлоний, когда Старец скрылся в глубине пещеры, указал Калликрату спешно собрать достаточное количество благовонных деревьев и сложить в пещере подобие высокого ложа. Также указал, когда Калликрат услышит голос под сводом пещеры, зажечь, не оглядываясь, дерево, и может спешить к берегам Греции, забыв о происшедшем. Затем Аполлоний погрузился как бы в сон.
Калликрат сидел неподвижно, поддерживая огонь до глубокой ночи, когда высоко под сводом раздался необычно звучный голос его Учителя: «И так я не умер, но иду принять чашу Апологета».
Тогда Калликрат исполнил все указанное и завещал положить свидетельство с собою в гробницу.

Следующий отпрыск непорочного зачатия - Ромул, основатель Рима. Мать Ромула и Рема - Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги [1] Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием.
Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию Амулий заставил стать весталкой, что обрекало её на 30-летнее безбрачие.
На четвёртый год служения к ней в священной роще явился Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев.
Разгневанный Амулий посадил её в темницу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение.
Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу, где узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.
Эта легенда, в части сплавления младенцев по реке, удивительным образом повторят сюжет из жизнеописания Шаррукена, а присутствие птиц перекликается с рождением Гора.

Иногда встречается мнение, что непорочно зачатым был и римский император Октавиан Август (63 г. до н.э. – 14 г н.э.). Хотя миф о его непорочном зачатии, действительно укладывается в каноническое изложение данного феномена, тем не менее, его нельзя ставить в один ряд с другими легендарными младенцами.
Окатавиан был внучатым племянником Юля Цезаря по материнской линии, и благодаря активности своей матери Атии, был назначен им своим приемником.
Решив назначить Октавиана своим наследником, Цезарь приступил к переделке родословной Октавиана - совсем в духе Оруэлла [2]. Происхождение его племянника не выдерживало критики, и Цезарь постарался отовсюду вычеркнуть упоминания о его родном отце. Ему нужно было согласие Атии, которую убедили принять сфабрикованную легенду о божественном вмешательстве.
Она не стала отрицать слух, что Октавиан, сын Аполлона, а не простого смертного. Во время ночной службы, призналась Атия, она уснула в храме Аполлона. Пока она спала, бог собственной персоной, приняв облик змеи, проник в ее лоно, а потом тихонько выскользнул. А через девять месяцев родился Октавиан.
Светоний прямо называет эту историю небылицей и сообщает, что прочел ее в книге. Однако у Стефана Вайнштока, современного специалиста в подобных вопросах, сомнений нет: породила легенду богатая фантазия Юлия Цезаря. Что же касается отвергнутого отца, то Гая Старшего пришлось призвать на помощь с того света - подтвердить божественное происхождение сына.
В бытность наместником Македонии, писали мифотворцы Цезаря, Гай спрашивал у жрецов у гробницы Диониса во Фракии о будущем младенца Октавиана. Когда жрецы налили вина на алтарь, над крышей взметнулось большое пламя; такого знамения удостоился только Александр Македонский. И жрецы якобы хором воскликнули: «Он будет править миром!»
То, что кажется нам набором бессмыслиц, входило в состав успешной кампании по формированию общественного мнения. Ее целью было убедить людей, что Октавиан не простой смертный, за ним стоят божественные силы, и тем, кто благоразумно ему поможет, воздастся по заслугам.
Образ Октавиана - в восприятии масс, а не искушенных аристократов - изменился. Вместо довольно болезненного, непримечательного юноши им предстал полубожественный образ, потомок бесконечной череды богов, царей, героев, государственных деятелей и патриотов. Будущее Октавиана было предопределено: покрыть себя невыразимой славой и вслед за Цезарем врачевать раны своего народа и принести ему новый золотой век.
Таким образом, в этом мифе мы сталкиваемся с технологией превращения смертного в полубога. Это происходило в период, когда формировалась новая легенда происхождения Христа. Старая легенда, изложенная пророком Даниилом, себя к этому времени изжила и о ней уже ни кто не вспоминал. Обожествление Октавия происходило на глазах первых сочинителей канвы «Нового завета», поэтому они были хорошо знакомы с технологией превращения смертного в божественную сущность, и использовали её для превращения сына плотника в легендарную личность.

В греческой мифологии феномен непорочного зачатия встречается довольно часто, поэтому в качестве примера рассмотрим лишь один миф - рождение Персея, царя Тиринфа (15 – 13 вв. до н.э.).
Одному из потомков Геракла, царю Аргоса, самого древнего и могущественного из городов Арголиды, Акрисию было предсказано оракулом погибнуть от руки внука. Встревоженный царь приказал заточить красавицу дочь Данаю в глубокое подземелье, чтобы она никогда не стала матерью.
По свидетельству Павсания подземное здание, в которым некогда находился медный чертог, где держали Данаю, ещё долго после этого показывали в Аргосе.
Но нет преград для всевидящего и всемогущего Зевса! Он проник сквозь решетку медного терема, служившего девушке темницей, звонким золотым дождем. Даная родила прекрасного младенца, назвав его Персеем.
Через десять лун Акрисий, проходя мимо подземелья, услышал голос ребенка и догадался, что его предосторожности не помогли. Рассвирепев, он приказал слугам изготовить деревянный ящик, сам посадил туда дочь с внуком и безжалостно столкнул их в бурное море.
Услышали нереиды детский плач, увидели сквозь щели в досках младенца и залюбовались им. Прекратив свои буйные забавы, они понесли ящик, качая его на плечах, как люльку, к каменистому островку, чье имя Сериф. И задремал Персей на руках у Данаи, плывя навстречу своей великой судьбе.
В то утро у берегов Серифа промышлял один из рыбаков, Диктис. Почувствовав, что сеть зацепила нечто тяжелое, он подтянул этот предмет багром и поднял на лодку. И развалился ящик. Из него вышла молодая женщина невиданной красоты со спящим младенцем. От удивления вскинул рыбак вверх руки, и воз нес молитву богам, пославшим такой необыкновенный улов.
В бухточку, куда причалила лодка, собрались и стар, и млад. Явился и царь острова Полидект. Глядя с восхищением на Данаю, он протянул ей руку.
- Меня не интересует, - сказал царь, - за что ты потерпела такую суровую кару. Я беру тебя в свой дом. А твою дочь накормят пастухи…
- Это не дочь! - гордо проговорила Даная, разворачивая младенца. - Это сын, сын Зевса.
Многие простые люди упали на колени или преклонили головы. Полидект же не шевельнулся. По его губам скользнула недоверчивая улыбка.
Этот миф по своему сюжету очень похож на миф о рождении Шаккурена. Кроме этого характерно выраженное в мифе отношение к происходящему простого народа и правителя. Здесь выражено две точки зрения на подобные чудеса, которые и сегодня можно встретить в отношении мифа о рождении Иисуса Христа.

В древнееврейской культуре тоже были распространены представления о непорочном зачатии. Так в книге Бытия читаем:
Глава 17.
1. Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
2. и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.
15.  И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра;
16. Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее.
17.  И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?
19.  Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него.
20. …  Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ.
21.  Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год.
ГЛАВА 18
9. И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.
10. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его.
11. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин (месячные) у Сарры прекратилось.
 12.  Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.
13. И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась» ?
14.  Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын.
ГЛАВА 21
1.  И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил.
2. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог;
3. и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак (Ицхак);
4. и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог.
5. Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его.
6.  И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется.
7.  И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына.
8.  Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди.

Мнение исследователей относительно этого сюжета «Ветхого завета» разделились. Одни считают, что здесь описан случай непорочного зачатия, другие, что чудесным образом изменены физиологические функции престарелых родителей.
Дело в том, что между:
14.  Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын.
и
1.  И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил.
ни слова не говорится о физической близости супругов.
Кроме этого библиист наоборот особо подчеркнул, что когда Сарра находилась в гареме Авимелеха, тот её не тронул, т.е. за все это время у Сарры исходя из текста писания, физической близости с мужчиной не было.
С другой стороны, Господь предупреждает Авраама, что он вновь вернется к нему и Сарра забеременеет. Через год он, как и обещал, вернулся, взглянул на Сарру и она забеременела. Поэтому я склонен согласиться с тем, что Сарра зачла Исаака непорочно, т.е. без половой связи со смертным мужчиной.
К этому же выводу пришли и средневековые толкователи иудаизма. Так, в более поздних мидрашах (640-900 н.э.) говорится, что Всевышний «испытывал и очищал Сарру [не давая ей детей] двадцать пять лет – с момента, когда она пришла на землю Израиля» (Песикта Раббати 43:18). Автор мидраша Танна девей Элияху Рабба (или "Седер Элияху", 640-900 н.э.) идет еще дальше, намекая на возвращение Сарры в состояние невинности: «Волосы Сарры почернели, юность возвратилась к ней, и она стала как девочка».
То есть, Господь готовил Сарру к предстоящей беременности, в то время как в отношении Авраама об этом ничего не говорится, хотя это было бы естественно, так как в сто лет мужчины неизбежно становятся импотентами.

Сюжеты непорочного зачатия встречаются у многих народов, в том числе в Китае, Индии, Персии и других. Не обошла эта тема и славянскую мифологию. Так в «Велесовой книге» читаем:
В оные времена был муж, и был он благ и доблестен, ибо назван был Творцом отцом семейства. Муж тот имел жену и двоих дочерей, а так же скотину, коров и множество овец. Жили они в степях, где не было мужей для дочерей его, поэтому молил он богов о том, чтобы род его, зародившись, не прервался.
И Дажьбог услышал мольбу его, и по мольбе той дал ему измоленное.
Как настало для того время, пошел он между ними и стал ворожить.
И явился из Ясуни Бог Велес неся отрока.
Так и мы ходим к Богу нашему и возносим ему славу:
- Будь благословен, вождь наш, ныне, присно и во веки веков!
Сказано это кудесниками, что прочь уходили и назад возвратились.

Подводя итог, этому краткому исследованию, можно сделать вывод о том, что легенда о непорочном зачатии родилась в шумеро-аккадской мифологии, и затем распространилась в другие этнические культуры и просуществовала практически до начала первого тысячелетия нашей эры. Так что миф непорочного зачатия Иисуса Христа можно считать последним в общей цепи известных нам непорочных зачатий. Это связано с тем, что все основные конфессии уже были сформированы, и потребности обосновывать связь новых пророков с Богом уже не было, и чудо прекратилось.

ПАРТЕНОГЕНЕЗ СЕГОДНЯ

В ноябре 1955 года журнал «Санди Пикчориал» пригласил публично высказаться женщин, которые считали, что у их детей не было биологических отцов. В газету поступило 19 заявлений, и все они были подвергнуты тщательному исследованию. Одиннадцать из них было отклонено уже на первоначальной стадии исследования, поскольку эти матери думали, что наличие нетронутой девственной плевы неизбежно указывает на непорочное зачатие. В конечном счёте, из девятнадцати случаев остался только один. Миссис Э. Джоунс и её дочь были подвергнуты дальнейшему тщательному обследованию. Были исследованы их кровь, слюна и вкусовые способности, а также были сделаны попытки пересадки кожи от одной к другой. Кровь, слюна, и вкусовые способности были почти идентичными, однако, пересадки кожи не удались. В июне 1956 году «Санди Пикчориал» был готов сделать сенсационное заявление о том, что после шести месяцев детального медицинского исследования получены результаты, вполне отвечающие тому, что можно назвать непорочным зачатием. Профессор Дж.Б.С. Холдейн, однако выразил несогласие с таким выводом, и заявил, что все данные фактически приводят к противоположному выводу - у ребёнка был биологический отец.

С 2000 года Университет Северной Каролины в Чейпел-Хилл (University of North Carolina at Chapel Hill) осуществлял мониторинг 8 тысяч девушек-подростков и женщин, за время опроса 5340 забеременели. Из данных, сообщенных 45 будущими мамами, до рождения ребенка они ни разу не вступали в половую связь и не сообщали об использовании методик искусственного оплодотворения.
«Сначала мы подумали, что сделали ошибку в программировании», — заявила профессор биостатистики Университета Эми Херринг (Amy Herring), которая занималась исследованием. Однако после перепроверки данных анкет ошибок не обнаружилось.»
Если экстраполировать данные исследования на все Соединенные Штаты, в стране около миллиона женщин на момент рождения первого ребенка были девственницами.
«Мы не спрашивали участниц, родили ли они ребенка, будучи девственницами. Наоборот, им на протяжении нескольких лет давали заполнять раздельные опросники об их истории беременности и половых связях. На основании этих данных мы и установили, что некоторые из них рожали, якобы оставаясь девственницами», - заявила Херринг в интервью Livescience.
Как отметили ученые Университета Северной Каролины в Чейпел-Хилл, «непорочное зачатие» в их статистике стало возможным благодаря сознательному искажению данных опрошенными. Как выяснилось, более склонны были обманывать опросник те из женщин, которые давали клятву не вступать в половые связи до брака. Для сравнения, 30 процентов рожавших «девственниц» заявляли о том, что давали обет не заниматься сексом до свадьбы, в то время как среди обычных рожениц клялись этого не делать лишь 15%. При этом ученые не установили зависимость уровня религиозности респондентов от тенденции обманывать медицинские опросники.
Херринг посетовала на то, что ученым до сих пор не удается решить проблему обмана во время опросов и создать методику, исключающую подобные ошибки. При этом Херринг отметила, что похожий опрос проводился и среди мужчин, причем там тоже удалось найти отцов-девственников.

Другой случай - мать пятилетней девочки из одного перуанского селения обратила внимание, что у ее дочери вдруг начал расти живот. Обеспокоенная этим женщина решила отвезти девочку в городскую поликлинику. Когда врачи сообщили мамаше о диагнозе, на ее лице отобразились и ужас, и крайнее изумление. Ее пятилетняя дочь оказалась беременной, причем девственная плева не была нарушена.

Элен Биллннгс, врач из калифорнийского города Мнлл-Валли, описывает довольно удивительное явление:
«Несколько моих клиенток точно знали, что они беременны, а потом вдруг оказывалось, что плод из их утробы исчезал, и никаких медицинских объяснений этому не находилось. Несколько таких случаев документально оформлены и засвидетельствованы врачами. Один из них заслуживает особого внимания. Дочь моей клиентки была на пятом месяце и уже знала, что должна родить двойню. Беременность проходила трудно, поэтому она находилась под постоянным наблюдением врачей. И вот во время очередного посещения клиники она узнала, что один из зародышей… исчез из ее чрева! И одновременно, будто по волшебству, состояние женщины значительно улучшилось. В положенное время она родила одного совершенно нормального ребенка. Но куда делся второй? Ответа на этот вопрос у врачей не было».

В супермаркете английского холдинга «Асда» за несколько месяцев забеременело 24 сотрудницы. Все они были в полном недоумении от произошедшего - одни из них на протяжении определенного времени не имели сексуальных контактов, другие регулярно предохранялись. Специалисты по аномальным явлениям, заинтересовавшиеся столь невероятным феноменом, приступили к расследованию. Оказалось, что все забеременевшие очень любили понежиться в мягком и удобном кресле, находящемся в комнате для отдыха персонала. Самое интересное - каждая из них, находясь в кресле, чувствовала между ног сладкую истому. Тогда посидеть в этом кресле вызвалась женщина, которая в течение долгого времени не могла зачать ребенка. И чудо свершилось - через месяц она забеременела, а к положенному сроку родила здорового ребенка.
Вскоре загадочным креслом заинтересовались и ученые - они исследовали его с помощью новейшей аппаратуры, однако ничего «подозрительного» не обнаружили. Подумали даже на чей-то «розыгрыш», однако поместиться внутри кресла было не под силу никакому мужчине. Тайна непорочного зачатия так и осталась неразгаданной.

В одном из магазинов города Бирмингема в 1995 году забеременели сразу три женщины, причем практически одновременно. Они также любили понежиться в мягком старом кресле. Нечто подобное произошло и в израильском городе Ашдод. В одном из магазинов этого города приобрели новое кресло, которое поставили возле кассового аппарата. Первой забеременела племянница хозяина магазина, следом за ней последовали кассирши, а вскоре это чудо коснулось и его жены.

Эта история произошла в средние века. Одна молодая женщина, овдовев, унаследовала замок и земли своего умершего мужа. Однако через некоторое время она забеременела, а спустя год родила сына. Родственники ее покойного мужа тут же обвинили вдову в распутстве и подали на нее в суд: женщина, изменившая памяти супруга, недостойна быть его наследницей. На суде вдова была совершенно спокойна и сообщила, что отцом ее ребенка является никто иной, как… ее покойный супруг. Хоть в это было невозможно поверить, суд выслушал все аргументы вдовы и полностью ее оправдал.
На родственников ее мужа за клевету был наложен штраф. Что же произошло, почему женщина была оправдана? Как оказалось, однажды этой женщине приснился ее муж и предложил вступить с ним в интимную связь. Истосковавшаяся женщина с радостью приняла его предложение. Результатом такого оригинального исполнения супружеского долга стал ребенок, как две капли воды похожий на своего отца.

В свете последних исследований считается, что яйцеклетку к этому вынуждает та же самая бактерия вольхабия, которая паразитирует и в цитоплазме насекомых. При этом вольхабия способствует не только партеногенезу, но и изменению пола эмбриона. По не уточненным пока сведениям, именно экстремальные ситуации вынуждают ее включить механизм деления яйцеклетки.
В медицине описан случай француженки Анук Дидье. Эта семнадцатилетняя девушка жительница Парижа,  отличалась необычной набожностью и, естественно, ни о каких любовных связях даже не помышляла. Каково же было ее, да и не только ее, удивление, когда однажды она забеременела. Через девять месяцев Анук родила дочку.
Ученые-медики констатировали, что яйцеклетка девушки никогда до этого не оплодотворялась, а зародыш образовался в результате самозачатия (термин «от Бога» или «от Солнца» они не применяли).
Результаты исследований показали, что бактерия вольхабия, обнаруженная в ее организме, способствовала началу деления яйцеклетки. И ребенок Анук Дидье родился действительно в результате партеногенеза.

Однако существует и такое (правда, очень редкое) явление, как наличие у мальчика только женского набора хромосом. Это противоречит теории партеногенеза, по которой возможно рождение одних лишь девочек.
Вот пример. У мальчика, о котором пойдет речь, при всех «правильных» половых признаках, тем не менее «женские хромосомы», а ко всему прочему после обследований оказалось, что ребенок во всем (кроме пола) – копия своей матери. В некоторых органах ребенка были обнаружены и «мужские» хромосомы. Это поставило генетиков в тупик. Исследователи говорят: «Мы предполагаем, что оплодотворение произошло, когда яйцо уже начало свое патогенетическое развитие. Яйцеклетка успела разделиться на две части, и произошло оплодотворение одной из ее частей. Дальше обе продолжали делиться, как если бы все происходило нормальным образом. На каком-то этапе стали вычленяться органы зародыша. И в одни попал нормальный, мужской набор хромосом, а в другие – только женский. Возможно, между частями клетки шло своего рода соревнование, в результате чего кожа оказалась обычной, а кровь – нет. Как такой ребенок мог родиться и выжить – для нас пока загадка».

В настоящее время зафиксировано немало случаев, когда пол человеческого эмбриона менялся под влиянием экстремальных ситуаций или в условиях жаркого климата, при этом мужской эмбрион всегда меняется на женский, по-другому никогда не происходит.

В 1740 г. Шарль Бонне (1720 – 1793) швейцарский натуралист и философ передал в Академию наук доклад, содержащий описание ряда экспериментов, устанавливающих наличие партеногенеза у тлей (древесных вшей). Благодаря этому докладу он удостоился чести стать членом-корреспондентом академии.
В начале 30-х годов ХIХ века выдающийся немецкий зоолог Карл Зибольд (1804 – 1885) повторил открытие явление партеногенеза у некоторых насекомых. Это сообщение вызвало огромный инте¬рес не только ученых: казалось, что «Великое таинство» может получить вполне научное объяснение. В поздравлении архиепископа Германии Зибольду были обращены такие слова: «Теперь и для Девы Марии можно объяснить тот же процесс…»

Партеногенез - естественный нормальный способ размножения некоторых видов животных и растений, заключающийся в однополом размножении. Полный естественный партеногенез встречается у беспозвоночных животных всех типов, но чаще всего - членистоногих. Из позвоночных рыбы, некоторые виды амфибий, рептилии, отдельные виды птиц (индейки) размножаются партеногенетически. У млекопитающих известны только случаи зачаточного партеногенеза, единичные случаи полного развития наблюдались у кролика при искусственном партеногенезе. У человека известны случаи, когда под влиянием стрессовых ситуаций высоких температур и в других экстремальных ситуациях женская яйцеклетка может начать делится, даже если не оплодотворена, но в 99, 9% случаев она вскоре погибает.
Искусственный партеногенез у животных был впервые получен русским зоологом А. А. Тихомировым в 1886 г. путем воздействия на неоплодотворенные яйца тутового шелкопряда различными физико-химическими раздражителями (растворы сильных кислот, трение и др.) В дальнейшем искусственный партеногенез был получен Ж. Лебоном и др. ученными у многих животных, например, у морских беспозвоночных (морские ежи, звезды, черви, моллюски), а так же у некоторых земноводных (лягушек), и даже у млекопитающих.
Искусственный партеногенез вызывается действием на яйца гипертоническим раствором (гипотоническим - осмотический партеногенез), уколом яйца иглой смоченной гемолимфой (так называемый травматический партеногенез земноводных), резким нагревом или охлаждением (температурный партеногенез), а так же действием кислот щелочей и т.п.
С помощью искусственного партеногенеза обычно удается получить лишь начальные стадии развития организма, полный партеногенез достигается редко.
Способ массового искусственного партеногенеза разработан для тутового шелкопряда в 1936г Б.Л. Астауровым. Этот способ основан на точно дозированном кратковременном нагреве (до 46 гр.С в течение 18 минут) извлеченных из самки неоплодотворенных яиц. Способ позволяет получать особей только женского пола, наследственно идентичные с материнской самкой (исходной), а так же сходные между собой дающие повышенный выход шелкового волокна высшего качества.

Важно отметить, что при партеногенезе возможно зарождение только женского организма, в то время как в мифах это в основном мальчики. Откуда в этом случае бралась мужская Y-хромосома.

Первые опыты, обнаружившие различие в хромосомах, полученных от отца или от матери, были проделаны практически одновременно учёными, работавшими в Филадельфии и Кембридже в 1984 году.
Пятью годами позже Дэвид Хэйг из Оксфорда высказал гипотезу, что отцовские гены отвечают за образование плаценты, а материнские - за дифференцировку клеток эмбриона при формировании тканей и органов. Из этого он сделал вывод, что у яйцекладущих и даже у сумчатых не должно быть импринтинга отцовских или материнских генов. Этот вывод был экспериментально подтверждён. Но исследования Хейга объясняют лишь некоторые случаи импринтинга.
Геномный импринтинг состоит в том, что хромосомы половых клеток (сперматозоидов или яйцеклеток) индивида приобретают «отпечаток» его пола. Потомство получает один набор хромосом с отцовской маркировкой некоторых генов, а другой - с материнской. При образовании у потомка половых клеток прежний «отпечаток» стирается, и эти гены маркируются в соответствии с полом данной особи.
Импринтинг осуществляется посредством метилирования ДНК в промоторах, в результате чего транскрипция гена блокируется. Обычно импринтируемые гены образуют кластеры в геноме.

Исследованием партеногенеза активно занимались и в XX веке. Так академик Б.Л. Астауров выво¬дит совершенно новый вид шелкопря¬да, состоящий в основном из сам¬цов (до сих пор этот вид шелкопряда носит его имя и разводится во всех шелконосных районах мира). В данном случае партеногенез принес ощутимую пользу: самки шелкопряда не только дают шелк низкого качества, но и более прожорливы, чем самцы (при том, что корм - шелковица - очень дорогой).
Методика Астаурова чрезвычайно проста: гусеницы прокручиваются в центрифуге со скоростью 3000 оборо¬тов в минуту при заданных температуре, давлении и прочих условиях в тече¬ние 2 минут. Под влиянием центробежных сил сперматозоиды сливаются, давая начало чисто мужскому виду. Точно так же можно получать преимущественно особей женского пола.
В данном случае был реализован не собственно партеногенный способ размножения, а гермофрадитный, когда особь мужского пола выполняет роль и мужской и женской особи одновременно.

Зоолог Илья Даревский  в 1958 г. описал партеногенетических скальных ящериц на Кавказе. От других своих сородичей эти ящерицы отличаются тем, что в одном и том же виде встречаются и популяции, размножающиеся обычным способом, и однополые. Внешне их очень трудно отличить от двуполых ящериц. Проанализировав состав их белков, структуру ДНК и хромосом, зоологи сделали вывод: эти ящерицы – результат скрещивания между близкими видами. Мутации привели к возникновению аномалии развития, при которой яйцеклетки могут развиваться без оплодотворения. То есть все дети от партеногенетического размножения – самочки, и все они приносят потомство женского пола. В результате количество способных к такому типу размножения самок постоянно растет.
Но самое удивительное, что партеногенез используется иногда и более сложными позвоночными. Выяснилось, что потенциальную способность к партеногенезу имеют и клетки животных, в природе размножающихся исключительно половым путем. Ученым из Института репродуктивной медицины и генетики в Лос-Анджелесе удалось добиться деления неполовых клеток взрослых мышей и преобразовать их в нейроны.

Хосе Сибелли из Института развития клеточной технологии (Массачусетс, США и его коллеги из компании ACT получили полноценные эмбрионы из неоплодотворенных яйцеклеток у 4 из 28 испытуемых макак. Таких результатов они смогли добиться благодаря химическому препарату под действием, которого происходит особый способ размножения – «партеногенез». Так удалось доказать, что при особых условиях и яйцеклетки млекопитающих, в том числе и человека, способны образовать жизнеспособные эмбрионы без оплодотворения.

Добиться первого партеногенетического рождения млекопитающих удалось в 2004 году ученым из Токийского сельскохозяйственного университета. Японцы применили разработанную ими технологию гаплоидизации, то есть искусственного превращения соматических клеток самки мыши в гаплоидные (подобные то ли мужским, то ли женским гаметам) клетки. Затем в лабораторных условиях удалось добиться слияния этих клеток, «обманув» при помощи особых технологий геномный импринтинг. И, наконец, уже в материнском организме, из клетки начал развиваться зародыш.

Следует отметить, что опыты по созданию человека не только без отца, но и без матери предпринимались уже средневековыми алхимиками.
В статье академика Международной академии информатизации ООН Льва Мельникова, опубликованную в газете «Тайная власть», в частности говорилось:
««Человеческие существа могут появляться на свет без естественных родителей, – писал врач, астролог и алхимик Парацельс (1495–1541) в трактате «De Natura Rerum». – Другими словами, существа эти могут вырасти, не будучи выношенными и рожденными женским организмом, – посредством мастерства искусного алхимика».
Так возникло научное направление, предполагавшее возможность создания человека внеполовым путем. Позднее этот метод получения людей назовут «in vitro», то есть «из пробирки».
Согласно Парацельсу, мужскую сперму необходимо было запечатать в бутыль и поместить на сорок дней в лошадиный навоз. Далее требовалось искусство алхимика и мага: только они могли «намагнетизировать» субстанцию и заставить ее ожить и двигаться. Через сорок дней органическое содержимое бутыли приобретает форму и черты человеческого существа. Если питать это существо еще в течение последующих сорока недель некой «тайной человеческой жизненной силой», вырастает человеческое дитя, неотличимое от рожденного женщиной.
«Мы – писал Парацельс - называем такое существо гомункулом, и его можно вырастить и воспитать, как и любого другого ребенка, пока оно не станет старше, не приобретет разум и интеллект и не будет в состоянии само заботиться о себе.»
Существует легенда, согласно которой Парацельс выращивал гомункулов, за что и был, подвергнут преследованиям.
Большинство ученых полностью отрицают такую возможность. Однако есть некоторые исторические факты, заставляющие предположить, что в некоторых случаях подобные опыты приводили к успеху.
В 1775 году граф фон Кюфштейн в Тироле произвел на свет некие существа, которые назвал «духами». Ассистент упомянутого графа оставил дневники, из которых следовало, что в результате алхимических экспериментов было получено десять человеческих сущностей в запечатанных бутылях. «Духи» плавали в этих огромных бутылях и были размером около двадцати трех сантиметров. В дальнейшем существа выросли приблизительно до тридцати пяти сантиметров, у них обнаружились вторичные половые признаки (бороды у мужчин). Граф кормил эти существа раз в три или четыре дня каким-то веществом в виде шариков размером с горошину, раз в неделю менял воду в бутылях на чистую дождевую. На воздухе «духи» теряли сознание. Эти «джинны в бутылях» использовались во время масонских заседаний для прорицаний.
Предсказания эти обычно подтверждались, что засвидетельствовано масонскими рукописями и книгами, на которые ссылается, например, немецкий врач Франц Гартман, оставивший нам жизнеописание Парацельса.
История эта закончилась печально: один из гомункулов погиб, когда бутыль случайно разбилась; второй сбежал из своей бутыли, но был пойман и водворен на место. А их создатель, уничтожив гомункулов, занялся отмаливанием грехов и спасением души. Остались свидетели этого эксперимента – хорошо известные в истории личности того времени. По их показаниям, гомункулы обладали видимыми и осязаемыми телами, говорили и действовали как люди.
Если приведенные в записях сведения верны, то этот случай остается, возможно, нераскрытой тайной успешных поисков искусственного создания человека или человекоподобного существа».

Академик РАЕН  и  РАМТН П.П. Гаряев (р. 1942) , автор теории «волнового генома», подчеркивает, что науку нельзя остановить, иначе цивилизация начнет топтаться на месте, а это гибель. Управление наследственностью сулит человечеству избавление от самых грозных заболеваний - генных. Во имя этих благородных целей и должны работать ученые, но нужно помнить, что существует грань, за которую нельзя переступать, с такой гранью воочию столкнулись и П. Гаряев, и его помощник Г. Тертышный.
Идея, которую хотели проверить ученые, кажется им сегодня кощунственной. Но тогда, когда они решились на эксперимент, им хотелось проверить возможность беспорочного зачатия в другом, с их точки зрения, более интересном варианте, - осветить лазером мужскую сперму и передать ее излучение девушке.
К счастью, девушку не пригласили.
В стоячей волне сперма стала выдавать фантастические сполохи всевозможных оттенков, ученые решили, что создали свет, творящий жизнь, и как загипнотизированные склонились над лазерным светообразом, чтобы лучше его рассмотреть.
Неожиданно оба почувствовали сильную боль в голове и резь в животе.
«Как доказали генетики, все люди братья и произошли от общих прародителей, поэтому излучение от чужой спермы задело и меня, - грустно вспоминает Гаряев, - но через несколько часов я оклемался. А Георгию стало значительно хуже, боли усилились, а температура поднялась до 41 градуса.
Целую неделю она держалась на грани свертывания крови, причем, энергоинформационный удар пришелся по цепи, которая связывает родственников: жена и ребенок Георгия впали в подобное состояние...
Но мы стали искренне молиться Богу о прощении нас грешных.
Обещали больше не вторгаться в Его технологии.
К счастью, все выздоровели, но получили очень серьезное предупреждение: работая дальше не стоит входить в святая святых живой материи!»

Завершая обзор материалов происхождения мифа о непорочном зачатии и воззрений на партеногенез в настоящее время хочется отметить, что в самом христианстве не всегда относились к этому вопросу однозначно, особенно на его ранних этапах. Так в Томосе исправлений пелагианского пресвитера Лепория Иппонского, одобренного на Константинопольском соборе 446 (448) г. (в т.ч. и Августином Иппонским), записано:
«… чтобы не впал в нечестие кто-либо, но избежал заблуждения, да устыдится говорить, что из Марии Бог родился (ubi non impietate aliqua, sed seducebamur errore, dicere verebamur de Maria Deum natum)».
Это после того как в 431 г. он публично отрекся от ереси. Следовательно, догмат о непорочном зачатии в то время еще не был общепризнанным, а его непринятие не считалось ересью.