Тэкэн 1

Анатолий Ламутский
I

Нина только что получила диплом о среднем специальном образовании и с сегодняшнего дня стала учителем начальных классов. Столько лет стремилась к этой заветной цели, но сегодня достигнув ее ей стало грустно. За 20 лет за нее решали, за нею ухаживали, за нее отвечали, а она только училась, отвечала, готовила уроки, получала оценки, ела, пила, спала, не думая о том отчего, почему и зачем. За 20 лет ей впервые предстояло сделать самостоятельный шаг, принять самостоятельное решение.
Нину вызвали в министерство образования для получения распределения. Не нашлось ей место учителя в родном районе. Остается только доверится тому человеку, который решит ее дальнейшую судьбу. Может, повезет и она получит распределение поближе от дома.
В коридоре министерства собралось много выпускников из разных учебных заведений. Молодые люди были возбуждены, разделившись на группы весело болтали, будто они собрались не на распределение, а на какую-то вечеринку. Но все же это было только внешнее впечатление. Возле дверей, за которыми решалась судьба молодых людей, никого не было. Приглашали по одному человеку. Каждый заходил туда с опаской, многие крестились и все имели жалкий вид. Выходили оттуда то веселые, довольные, то грустные, мрачные.
Одна девушка вышла вся в слезах.
- Что случилось? – подскочила к ней подруга.
- Ой, девочки, я не могу, - она еще пуще заплакала. – Меня отправляют к черту на кулички.
- Успокойся. Расскажи толком.
- Этот мужик, с наглой улыбкой, будь он трижды проклят, распределил меня на Север, – утирая слезы платком и размазывая тушь проговорила она. – Я ему говорю, что я коренная горожанка, что здесь у меня родители. А он говорит, что это романтика, что надо узнавать жизнь. Ой не могу, – девушка опять расплакалась.
- Да, успокойся ты, ведь ничего страшного не произошло.
- Как это не произошло?! Да я в жизни не видела Севера. Я же все время в городе, никогда не была даже в деревне. Поступила в этот проклятый ЯГУ только оттого, что родители были рядом. Да я забот не знала. Все у меня было под рукой. А сейчас ехать на Север?! Я там умру. Этот мужик видно хочет моей смерти.
- А что же другие? Там же не один мужик сидит.
- Что другие?! Они же марионетки, ничего не могут сказать против этого чучела. Одна барышня взяла мои документы и так радостно говорит: «Вот и специалист по русскому языку, а нам как раз нужен учитель русского языка и литературы», и называет поселок, - девушка раскрыла листок-направление и прочитала. – Березовская средняя школа Среднеколымского района. А где это находится?
- Наверное, на Колыме.
- Ой, девочки, я не хочу туда. Там же живут дикари, - она опять заревела. – Это же край тюремщиков. Тюрьма без решеток. А меня туда, как какую-то преступницу.
Поневоле внимание всех присутствующих привлекла эта смазливая девушка. Большинство смотрели на нее с любопытством, сочувствием и в то же время с презрением.
Нина была удивлена поведением этой девушки. Она, воспитанная в строгом подчинение старшим, не могла понять, отчего девушка не соглашается с решением тех людей, которые сидели за таинственной дверью. Казалось, предложи Нине ехать на край земли, то она с покорностью согласится.
- Я привыкла жить в роскоши, а там дыра дырой.
- Ну, успокойся, ничего страшного, - все это время подруга истерички находилась рядом. – Вспомни, как ты хвалила рыбу, которую привозили девочки с Колымы. Они рассказывали, что это никакая не дыра. Там же тоже люди живут.
- Не хочу ихней поганой рыбы. Ни за что не поеду на Колыму. Меня туда никакими пряниками не заманишь, тем более рыбой. Я эту рыбу буду есть здесь, в Якутске. Вот сейчас пойду к маме и скажу, чтобы искала мне место в Якутске, а иначе я съем свой диплом.
Девушка вскочила и решительным шагом направилась к выходу.
В коридоре повисла тишина, только стук каблучков удаляющейся девушки нарушал эту идиллию.