Попутчики

Вячеслав Иотко
                ПОПУТЧИКИ               
 
      Он пользовался этим маршрутом часто. Выходил на трассу, поднимал руку, и водители снисходили к пожилому человеку, останавливались. Так он добирался домой намного быстрей и, как правило, бесплатно. Ехать вкруговую, на электричке, было намного дольше, хлопотнее и не так удобно, да и дороже, что существенно отражалось на пенсии. Но главное – в такой поездке можно было свободно говорить с водителями на любые темы, и они с удовольствием беседовали на духовные темы, которые он незаметно для них предлагал. Обычно он ждал совсем недолго, а вот сегодня что-то пошло не так. Сегодня явно был не его день, что немного огорчало; автомобили пролетали мимо – никто не хотел брать попутчика.      
      Но вот проскочившая было мимо на большой скорости черная «Ауди», резко затормозила, сдала задним ходом назад и остановилась возле него; передняя дверца открылась, и хозяин, средних лет мужчина в дорогом костюме, предложил:
      - Садитесь!
      В машине было уютно, комфортно, в приемнике тихо звучала классическая музыка. Пассажир удобно уселся на переднем сидении и тепло посмотрел на обладателя иномарки:
      - Премного благодарен, я уже почти потерял надежду, что кто-нибудь меня подвезет. Сегодня мало доброжелателей. Меня зовут Александр Петрович.
      - А я, тоже, не совсем доброжелатель, просто скучно ехать одному. Вот, чтобы было веселей, я и взял вас, все равно по пути. Павел, – представился водитель. – Не спрашиваю, куда вас подбросить, все равно не знаю здешних мест. Где надо остановиться – скажете.
      - Не думаю, Павел, что вы правы, – возразил Александр Петрович, – но знаю, что сердце у вас доброе.
      - Если вы о доброжелательстве, то это все ерунда. Я бизнесом занимаюсь, а в нашей сфере деятельности трудно, вернее, почти невозможно, быть таким. Выживают, в основном, жесткие люди, а доброта, совесть, честность и прочая абракадабра, только мешают. Бизнес есть бизнес. Это бои без правил. – Казалось, ему было все равно, какое впечатление он произведет на своего попутчика.
      - А мне кажется, вы заблуждаетесь. Я знаю некоторых ваших коллег – они не пренебрегают своей совестью и дела их, насколько я осведомлен, совсем неплохи. А то, что вы не дорожите чистотой своей совести – это, конечно, плохо. Бог карает таких.
      - А вы разве верите в Бога? Странно как-то, вы, уже пожилой человек, выходец из Советского Союза. Чудно, верите в то, чего нет, – удивился Павел.
      - А вы разве не верите? – Александр Петрович сделал вид, что тоже удивлен. Он, в общем-то, догадывался, кто его подвозит: на таких иномарках простые смертные не ездят. – Ваш брат нынче на любое мероприятие приглашает священнослужителя. Как-то недавно показывали по телеящику, как священник освящал офис одного олигарха.
      Павел рассмеялся:
      - Но это совсем не означает, что олигарх верит в Бога. Просто сейчас это модно. Теперь даже президенты стоят в церкви и крестятся, хотя и не всегда знают в какую сторону класть крестное знамение. Однако посещение церкви совсем не означает, что они веруют. Бога нет, и это знают все, но сейчас время такое и люди отдают дань моде.
      - Думаю, вы безнадежно заблуждаетесь! Бог есть! Просто вы с Ним не знакомы. Он жив, помогает Своим и даже творит чудеса. – Возразил спутник Павла. 
      - О чем вы говорите, какие чудеса? Если бы я видел, хоть одно, я бы сразу поверил в Бога. Покажите мне хоть какое-нибудь. – Павел, в убеждении, что он прав, с торжествующей улыбкой повернулся к собеседнику.
      - Пожалуйста! Ну, хотя бы то, что в настоящий момент, прямо сейчас на вас исполняется Слово Божие. К примеру, пророк Исаия написал: «…глазами смотреть будете, и не увидите». Это как раз о вас лично. У вас есть глаза, но вы не видите чудес, творимых Богом. Их многие люди видят, в основном, конечно, верующие. Он открывается главным образом Своим последователям. А вы называете подобные происшествия совпадением, случайностью. Но случайностей не бывает. Это признает даже ваша марксистская философия. Есть причинность. Вот и вы взяли меня в попутчики вовсе не случайно.
      - Конечно, – согласился с этой мыслью Павел, – и этому есть причина – мне было скучно, я увидел вас на дороге, решил поболтать с кем нибудь. И совсем не жалею о том, что остановился. С вами интересно. А насчет марксистской философии, так она не моя. Я ни во что не верю, кроме себя. Все очень просто. – Павел победно посмотрел на своего спутника, дескать «а ларчик просто открывался» и весело рассмеялся.
      - Это вы так думаете, потому что не верите в Бога, но с моей точки зрения, с точки зрения верующего человека – это выглядит совсем иначе, и если захотите, я вам это покажу. Вы, как я понимаю, верите только доказательствам. Но просто так ничего не происходит. На все есть воля Божья, тем более, когда это касается Его интересов.      
      - И что, я вхожу в круг Его интересов? – Удивился Павел. – Любопытно по-слушать вашу аргументацию, если она, конечно, есть. Мне с вами интересно, и тема, знаете ли, тонкая, философская. Раньше такие спутники мне не попадались, впрочем, я и не подсаживал никого к себе. А с друзьями базары велись все про бизнес, про баб, водку и прочую ерунду. Так вот, возвращаясь к нашему разговору – факт есть факт, и ему есть только одно объяснение: я захотел с вами поболтать, поэтому остановился – другого толкования нет, и быть не может.
      - Может, – улыбнулся Александр Петрович, – и я вам приведу аргументы. Но сначала о случайностях. В Библии описан интересный эпизод – впрочем, не один, их там множество – который, при вашем восприятии общества и жизни, выглядит абсолютной случайностью. Так вот: царю Ахаву, за его нечестивые дела было предсказано пророком Илией, что он умрет в сражении, что и случилось. Но описано это интересно, как будто для вас лично. Один воин из стана противника, желая проверить свой лук на прочность…, а теперь внимание – цитирую дословно: «...случайно натянул лук, и ранил царя Израильского» (то есть Ахава). И он умер. Как вам это нравится? Случайно! Бывает же такое? Бог совершил Свой суд и довел до логического конца эту, казалось бы, случайность – она была необходима и предопределена. Вот и вы, порой, говорите: «Я случайно выискал крупную партию классного, дешевого товара». А не уготована ли ваша случайность Провидением? Но вы не видите очевидного, как написано: «…глазами смотреть будете, и не увидите». Я бы немало вам порассказал о чудесах исцеления и о многом другом, но вы же все равно не поверите потому, что на вас в данный момент исполняется слово Божие. А Его слово – закон, без каких бы то ни было исключений.
      - Ну почему? – возразил Павел. – Если бы я лично увидел, я бы, конечно…
      - Павел! – прервал его Александр Петрович. – О глазах мы уже говорили: каждый день вы видите, как Бог заботится о вас, но считаете, что это вы своей настырностью, умом, напором, силой воли добиваетесь всего сами. Взгляните на себя под другим углом, и тогда многое поймете. Но то, о чем я говорю, вы осмыслите позже, когда подумаете на досуге. Надеюсь, Бог предоставит вам такую возможность. Сейчас же я хочу сказать о другом – об аргументах. Как человек верующий, я смотрю на вещи под своим, религиозным углом. И, опять же, как человек верующий, теперь понимаю, что дожидался на дороге именно вас. Обычно я уезжал быстро, поэтому был удивлен, почему сегодня Бог меня задерживает? Оказывается, Он пожелал, чтобы я подождал именно вас, и как раз с вами поехал, дабы сообщить то, о чем сейчас идет речь. Это первый аргумент.
      Второе: вы никогда не брали попутчиков, и в этот раз уже проскочили мимо меня, но Бог, чтобы исполнился Его план, и наша беседа состоялась, нагнал на вас скуку, и вы захотели развеяться, потому и остановились.
      Третье: на дороге много желающих уехать, вон они с поднятыми руками стоят, но Бог остановил вас именно возле меня. Значит, Он хотел, чтобы наш с вами разговор состоялся сегодня, прямо сейчас.
      И вот четвертый, главный аргумент, его одного хватило бы: Бог так устроил, чтобы и вы, и я подоспели именно сегодня, прямо к этому месту и как раз в это время. Вы, даже, на пятнадцать минут задержались. Нехорошо опаздывать на встречу.
      И теперь, пятое: вы все время гнали со скоростью сто двадцать километров, но, чтобы я успел вам все это рассказать (я не просил, Бог сам расположил ваше сердце), вы уменьшили скорость до девяноста, а, ведь, ваша постоянная крейсерская скорость на трассе от ста двадцати и выше.
      И шестой, последний аргумент: я убежден, что вы и сейчас не поверите всем моим доказательствам, потому что, не может не исполниться Слово Божие, а в нем написано: «имеют уши и не услышат». Но я знаю, что Бог хочет вас спасти, потому буду молиться о вас.
      А теперь мы подъезжаем. Пожалуйста, возле тех деревьев остановитесь, там я выйду. Могу еще добавить, пока мы останавливаемся: когда я сказал, что у вас сердце доброе, вы мне возразили. Так вот, я хочу заметить, если бы у вас было сердце злое, неспособное принять Бога, Он не допустил бы нашей беседы. Я не знаю планов Божиих, почему Он решил спасти именно вас. А, поскольку вашего брата периодически отстреливают без лицензии – вы сами говорили, что у вас бои без правил или, там, всякие разборки – Господь пожелал, чтобы я успел сообщить вам все то, о чем мы говорили, именно сейчас. И еще одно важное соображение хотелось бы вам сказать. – Александр Петрович немного помолчал, собираясь с мыслями, а заодно желая заострить внимание собеседника на том, что он хочет сказать. – Обратите внимание на такой факт: эдакое количество аргументов собраны в одном коротком промежутке времени. Как говорится – максимум в одном. Не наталкивает ли это вас на определенные размышления? Только умоляю, не говорите, что это все простое стечение обстоятельств.
      Павел остановил машину там, где его попросили. Ему хотелось еще продолжить разговор, жаль было расставаться с таким интересным собеседником. С ним еще никто так не разговаривал – откровенно и нелицеприятно, вместе с тем доброжелательно и с заинтересованностью в его судьбе.
      - Ваша аргументация, – произнес с сомнением в голосе Павел, – конечно серьезная. Надо подумать, но все-таки полагаю, что в основном – это стечение обстоятельств. Любое событие можно повернуть и так, и эдак. Наш разговор…, все получилось так неожиданно, беседа такая необычная. Не могу вот так сразу со всем согласиться, но какое-то рациональное зерно, конечно, в ваших аргументах есть. Спасибо за крайне интересную для меня беседу, может быть, даже, очень важную, она заставляет задуматься. Я рад нашему знакомству.
      - Вот видите, – рассмеялся Александр Петрович, – все подтверждается: вы имеете уши и не слышите. Никогда не стоит руководствоваться сомнением – это неэффективный и порченый продукт. Я не хочу быть плохим пророком: не знаю когда, но, думаю, Бог скоро напомнит вам о Себе – логика событий такова. И если такое случится, это тоже будет вам еще одним доводом в Его пользу. Сами увидите. Вы не зря носите имя одного из сильных апостолов. Кстати, это тоже можете принять, как доказательство. Говорят, имя влияет на судьбу. В свое время этого апостола Бог также остановил на гибельных путях его. Это очень занятная история. Я написал стихи о нем. Вот они. Прошу принять эту книжечку в знак благодарности за то, что подвезли меня. Там есть мой телефон. Звоните. Я буду молиться о вас. Ну…, с Богом. – Они пожали на прощание друг другу руки.
                * * *
      Прошло около года и вдруг – звонок. На мобильном телефоне Александра Петровича высветился незнакомый номер.
      - Да! Я слушаю вас.
      - Приветствую дорогого Александра Петровича, очень рад, что, наконец, дозвонился до вас. Это Павел. Год назад мы были попутчиками на трассе, помните такого? Вы еще обещали молиться за меня.
      - Как же, как же, конечно помню! Мне очень приятно слышать ваш бодрый голос. Значит у вас все в порядке. Очень рад. Как вы поживаете?
      - Накаркали вы, Александр Петрович: подстрелили меня. – В трубке раздался довольный, громкий смех. – Скоро гипс снимать будут.
      - Что же тут смешного? Я вполне вам сочувствую. Только, к счастью, я не каркал, а предупреждал, что такое может случиться.
      - Не обижайтесь, это у меня шутки такие плоские, солдафонские. – Павел опять, почему-то весело рассмеялся. – После нашего с вами разговора, я всю дорогу думал о нем и вы знаете, признал, что вы почти полностью были правы. Все логично и убедительно. Позже я раздобыл Библию, много прочитал и немало понял, очень многое переосмыслил. Жизнь моя начала приобретать новое направление. Я уже приближался к Богу, но… потом, как бывает – суета, дела закрутили-завертели. И вот результат: то, что и должно было случиться – меня подстрелили. Это был ваш последний, и теперь я вижу, судя по моему нынешнему состоянию – самый доказательный аргумент. Стреляли из автомата, изрешетили машину, а меня не зацепило, Бог сберег; только когда машина перевернулась несколько раз, меня поломало. Лежал в реанимации. Когда оклемался, попросил моих, чтобы принесли документы, которые находились в «бардачке» машины, а там – ваши стихи. Между прочим – классные. Показывал их друзьям, у меня есть знающие знакомые, говорят – писал профессионал. Изъявили желание опубликовать. Поздравляю!
      - Благодарю вас!
      - Тогда, на дороге, – продолжал Павел, – вы натолкнули меня на размышления. Если бы не вы…. Теперь я благодарю Всевышнего, что Он остановил меня вовремя. Сам бы я вряд ли остановился – знаете ли, инерция. Поверьте, я не бравирую, но совершенно искренне рад, что так случилось. По мне, так лучше быть бедным, но целым и живым – с Богом, чем богатым в роскошном гробу, без Бога. Теперь я знаю, где истина. Вижу, куда мне нужно идти. Знаю, что дальнейшая моя судьба – с Богом. Спасибо вам.
      После этого разговора, Александра Петровича еще долго не покидала тихая радость. Приятно было сознавать, что еще один человек на земле обрел мудрость, и увидел «свет в конце тоннеля».               
                05. 2011г.