Трирог

Владимир Лядов
…и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет (Мф. 20.18-19).

Жизнь каждого драгоценна – учит церковь, учит общество, учит право, учат все порождения коллективного. Но что есть такое эта жизнь, чего в ней определённо ценного? Плоть и кровь ли, прах земной, или же душа, эфир, узел сплетения нитей судьбы?
История полна борьбы тела и духа, двух противоположностей, физики и метафизики.
Костлявые пальцы мойр связывают человека, навязывают fatum, а самая жизнь во времени видится сновидением. Дымкой и туманом окутывает судьба человека.
Белый Христос освобождает человека для единой цели, для подобия богу; выбор и действие как проявление духа одействоряют реальность. Солнечные лучи, сияние света освещают судьбу человека.
Триединство, тройственность, bestia tricornis – на Западе соединяет дух и тело, связывает необходимость и свободу. Фортуна держит рог в своих руках, и другой, и третий; многократно повторённое изобилие образует жизнь. В потоке его соединяются душа и тело, судьба и свобода.
Жизнь во всей её полноте, в прекрасных и ужасных своих сторонах – отражение многомерного случая. Случай сливает душу и тело, соединяет их законами естества. Случай разлучает их, лишая тело силы духа или дух – тела. И нет в том никакой меры и целесообразности.
Но непостижимость, неподвластность случая и его сплетений законам мышления заставляет человека создавать химеры. И смерть как действие – самая пугающая из них. Образ её, жестокой и неумолимой, преследует, стращает, отнимает мысли и сон. Но образ есть порождение человеческой фантазии. Если отбросить вымысел, то останется лишь голая, чистая случайность; всякая смерть – Великий Трирог, но не старуха с косой.