Все в памяти моей. Гл. 55. Свекровь...

Светлана Компаниец
   Так  вот,  приехала  я  в  Златополь и  узнала  о  ссоре  между  мамой  и  бабой  Леной.
 
-  Конечно,  это  твое  дело, -сказала мама. -  Она  Витина  мать,   ты  обязана  ее  проведать.  Я  тебе  рассказала  все,  как  есть.  Теперь  послушаешь  ее.

   Свекровь  вышла  ко  мне  навстречу,  увидела  в  окно.  Видимо,  как  обычно,  сидела  у  стола  перед  окном,  высматривая  прохожих.  Телевизора  у  нее  не  было,  не  хотела.

-  Та  нащо  вин  мени?  Нэ  люблю  я  дывытыся  в  нёго!-   говорила  она.  -  Ото  бачиты,  як  там  скачуть?   У  мене  оцэ   свий  телевизор! – и  показывала  на  окно,  выходящее  во  двор  и  на  улицу.
 
    Насколько  я  помню, -  в  кино  она  тоже  никогда  не  ходила.    Основными  местами  ее  деятельности  (и,  в  некотором  роде,  развлечений),  после  выхода  на  пенсию, были  церковь  и  базар. О!  Об  этом  надо  рассказывать  отдельно!
 
    Сейчас   она   стояла  у  распахнутой   двери,   скрестив  руки  под  грудью.  Смотрела  серьезно  и  пытливо. Поздоровались, я поцеловала  ее  в  щеку.  Прошли  в  дом.  Стол  был  накрыт,- мои  любимые  вареники с  вишнями, творог,  сметана.  Свежие,  с  грядки,  огурцы.  Ждала…

   Пока  я  отвечала  на  вопросы, -(Як  там   Витька?  Як  хлопци?), -  выложила  в  большую  тарелку  круглый  вареный  картофель,  исходящий  горячим  ароматным  паром,  с  мелко   нарезанным   укропом,  выставила   из   холодильника   сразу  запотевшую  бутылку  с  ее  “фирменным”  самогоном:  "Цэ  из  яблук!";  звякнула  гранеными  полустаканчиками…
   
-  Ну,  то  за  всэ  добрэ! – промолвила  и  первая  отпила  из  стаканчика.

   Затем  молча  наблюдала,  как  я  ем,  лишь  изредка  спрашивая:
 
-  Добри  вареники?  Ну,  то  на  здоровья! 
 
   И  лишь  после  того,  как   попили   компот  из  свежих  слив,  спросила:

-  То  маты  тоби  казала,  шо  мы  полаялыся?  Шо  й  нэ  здороваемось?

   Я  пожала  плечами.  Промолчала.

-  Ото  ж…  Бо  вона  сама  вынувата.  Такого  наговорила  на  Витьку,  та  й  на  мене!  Вси  люды  чули!

   Я  все  так  же  молчала.  А  она  все  больше  распалялась:
 
-  Мий  Витька  пьяница!  Цэ  правда,  Светка?  И  ще  такэ  говорила, …  стыдно  сказать!

-  Мама  не  могла  так  говорить, -  не  выдержала  я.

-  То  я  брешу?  То  цэ  я брешу?! - она  поднялась со стула, схватила  лежавшую  на  подоконнике  скалку  и  через  стол  замахнулась  ею  на  меня. -  Ах,  ты  ж...  разб...дь  твою    мать!...  Я  брэшу!
   
   Я   отпрянула,   быстро   вылезла  из-за  стола  и  попятилась  к  двери. Баба  Лена  подскочила   ко  мне   и  стала  колотить  меня  скалкой  по  обеим  рукам,  выше  локтей.   Я  вообще  потеряла  дар  речи!  Выскочила  за  дверь,  но  она  не  отставала  и  все  так  же  орудовала  скалкой.

-  Мама,  что  с  вами?  Успокойтесь…  Никто  не  пьет…  Разве  я   хоть  когда  говорила  вам  такое? -   пыталась  я  ее  урезонить.
 
   А  она   уже теснила   меня  по  двору  к  калитке  и  все  так  же  колотила  скалкой  по рукам.  И  слышала  уже  только  себя.  Тихая  улочка,  дремавшая  в  жаркой   полуденной   истоме,   просыпалась  от  ее  крика.   Над   забором  уже  застыла  чья-то  физиономия.  Покрываемая  колотушками  и  громким  матом  я  все  так  же  пятилась  к  калитке.  Повернуться  к  свекрови  спиной  и  бежать    от  нее -  мне  казалось  еще  ужасней  и...  смешней.  И,  наконец,  нащупав  позади  себя  калитку,  я  открыла  ее  и  выскочила  на  улицу.  Слышала,  как  калитка  хлопнула  и  громко  клацнула  клямка…    И  свекровь  там,  за  калитой,   враз   замолчала.  Выдохлась...  А  я  быстро  шла,  почти  бежала  по  пыльной  улице,  опустив  голову  и  не  глядя  по  сторонам,  и  предательские  слезы, -  слезы  обиды,   злости    и   отчаяния, -  текли   по   щекам  и  падали  на  расшитую  маками  блузку,  оставляя  на  розовом  шелке  мокрые,  расплывающиеся  пятна...

   Вдруг  кто-то  схватил  меня  за  руку.  Я  подняла  глаза  и  увидела   Нину,  тетю  Нину,  младшую  сестру  бабы  Лены.
 
-  Светочка!  Что  с тобой?  Почему  ты  плачешь?  У  Ленки  была?
   
   Я  кивнула.

-  Пойдем,  пойдем   ко   мне,  успокоишься,  а   то   домой  придешь,  Катерину  Ивановну  расстроишь.

   Она  быстро  завела  меня  в  дом,-  он  стоял  на  этой  же  улице, напротив, чуть  наискосок,  -  усадила  за  стол,  подала   стакан  с  водой.

-  От,  якая  зараза!   Усе  неймется  ей!   Мы  с  ней  уже  сколько  лет  не  разговариваем!  Да  ну  ее  к  чертям  собачьим!  Краще  давай  я  тебе  погадаю!
 
   И  чего  только  не  нагадала  она  мне!   Да  все  с  шутками-  прибаутками.  И  наливки  вишневой  мы  выпили  с  ней,  и  смеялись,  и  вспоминали…

   Я  еще  была  ребенком,   когда  она  работала  в  типографии,   в  редакции  нашей  районной  газеты  “Сталiнським  шляхом”,   где  даже  как-то  напечатали  мое  стихотворение  и  я  получила  гонорар!    Я  вспомнила,   как  зимой,  на  праздник  “Меланки”  она  с  маминой  подругой,  тоже  Ниной,   нарядились  в  жениха  и  невесту,   где-то  с  компанией  бродили  по  Златополю  и  заявились  к  нам, -   веселые,  накрашенные,   с   большой   кошелкой,  в   которой   были  сладости   для   меня  и   торчала  большая   бутыль  с  самогоном,   заткнутая  обшелушенным  кукурузным  кочаном.   Помню,  как  тетя  Нина,  мамина  подруга,  подперев  щеку  ладонью,  сказала,  глядя  на  меня:

-  От  який  цвет  лица!  Ни  краситься,  ни  пудриться  не  треба...

   А  я  с  завистью  смотрела  на  них  и  мне  так  хотелось  накраситься,  как  они... 

   ...И  вот  теперь  мои  сыновья,   побывав  на  могилке  моей  мамы,   пришли  домой  к  бабе  Лене,  которую  и  видели-то  раньше  совсем  мало.
 
   Она  сидела  на  кровати, спустив  на  пол  ноги  в  мягких, шитых  валенках.  Подняла  на  них  глаза.   Они  и  раньше  чуть  косили  у  нее,  а  сейчас  и  вовсе  казалось,  что  смотрит  она  мимо  ребят.  И  все   же  узнала.  Скорее,  догадалась.

-  Да,  чула,  чула  вже...   Померла  Катерина…  Земля  ей  пухом…    А  я  вже  нэ  хожу,  ноги  нэ  ходять…-  рассказывала  о  своих  болезнях,  о  Толике,  что  давно  уже  жил  в  другом  районе,  в  Онуфриевке…

   Ребята  молча,  терпеливо  слушали.  Уходя,  оставили  на  столе    деньги...