Далмат

Анита Коште
Нелегко подняться на стену монастыря. Лестница разрушена, обломанные кирпичи так и норовят выскользнуть из-под ног, а с высоты трехметровой стены как на ладони видны разноцветные крыши небольшого городка Далматово. Кругом строительный мусор, под ноги постоянно подворачиваются битые кирпичи и куски ржавого железа… Посреди этого хаоса, как застенчивая невеста стоит изящная Скорбященская церковь. Переносишься мысленно в то далекое время, когда на берегах Исети еще не возвышались стены монастыря.
Насколько хватало глаз простирались бескрайние леса и степи. Неспокойные земли между севером, где уже жили русские люди и степью, где стояли кочевья башкирских и татарских племен. Здесь была граница. Тревожное место. В любой момент могли налететь на быстрых конях разбойники, и скрыться, разграбив деревни и села. По этим пограничным степям шел в запыленной старенькой рясе одинокий монах.
Дмитрий Мокринский был воином. Сын казачьего атамана он с детства решил сражаться за родную землю. Не раз во главе отряда, на быстром коне воевал со степными кочевниками, защищая крестьян. За храбрость в сражениях назначили Дмитрия управляющим (городничим) самого большого сибирского города – Тобольска. Здесь Дмитрий женился и родилось в его семье пятеро детей. В 49 лет похоронил воин любимую жену. Оставив дом и землю детям, ушел Дмитрий в мужской Невьянский монастырь. Посвящая в монашество, ему остригли волосы и назвали новым именем. Вошел в храм Дмитрий Мокринский, а вышел Далмат. Но недолго прожил Далмат в монастыре. Когда монахи захотели сделать его настоятелем – начальником монастыря – собрал Далмат котомку, взял домашнюю икону с изображением Богоматери. И ушел из монастыря. И вот в старенькой, запыленной рясе Далмат шел через леса и степи в неспокойное пограничье. Туда, где не слышалась русская речь, не было русских деревень, на берег реки Исеть. У подножья высокого холма Далмат выкопал себе небольшую пещерку и остался жить.
Но эти земли не были пустынными. Принадлежали они татарскому князю Илигею. Земли по берегам Исети Илигей сдал в аренду крестьянам Шипицыным и Королевым. Они-то и сообщили татарскому князю, что на его земле без спроса поселился монах. Степь наполнилась ржанием коней и воинственными криками. Со своей дружиной к берегам Исети мчался Илигей. Он пожелал сам убить дерзновенного монаха, поселившегося на его землях без разрешения. И Далмат вышел к нему один, без оружия. Не испугавшись занесенной над головой сабли, монах сказал татарскому князю, что его, Далмата, мать татарка из рода Илигея. Не посмел татарский князь поднять оружие на родича. А когда Илигей второй раз решил выступить со свой дружиной против Далмата – монаха спасло чудо.
Полыхали ярким светом костры на берегу Исети. Далеко над водой разносились голоса татар. На другом берегу реки в маленькой пещерке чадила лампада и стоял на коленях перед иконой Богоматери Далмат. Близился расцвет. Скоро взойдет солнце, хлынет татарская дружина через реку, убьют беззащитного монаха и не останется даже памяти о нем. Но все было тихо. Молча стояли на противоположном берегу татары. Через реку переправился только один всадник. Всходившее солнце освещало дорогую кольчугу, изящного арабского скакуна. Сам князь Илигей пришел к Далмату. Рассказал, что во сне ему явилась грозная дева в багряных одеждах с кнутом в руке. И пригрозила страшным наказанием, если осмелятся татары тронуть монаха. И бесстрашный воин, участник многих сражений испугался. Он пришел к Далмату один – просить защиты и помощи. С этого дня Илигей стал другом Далмата, а через год передал в дар свои земли. Илигей подарил Далмату в знак особого уважения кольчугу и шлем.
Так и был основан  Далматовский монастырь. А вскоре сюда пришел сын Далмата - Исаак, по примеру отца ставший монахом. Он и стал настоятелем – начальником нового монастыря.
И хотя желал Далмат только мира и уединения, слава о нем распространилась по русской земле, стали приходить на левый берег Исети монахи и простые люди желавшие посвятить себя Богу. Выстроили на берегу часовню и избы. Крепкий частокол защищал монастырь от набегов кочевников. Далматовский монастырь, основанный в 1644 году на землях татарского мурзы Илигея, стал первым русским поселением на территории Южного Зауралья. Далмат так и не стал настоятелем нового монастыря, отказавшись от этой чести. Он прожил в основанном им монастыре всю свою жизнь, скончавшись в возрасте 103 лет. 
А монастырь процветал. Построили Скорбященскую церковь и Успенский собор. Поднялась, защитив монахов, каменная крепостная стена. Но не спасла она монастырь от грозной бури революции и гражданской войны. Сорваны иконы, брошена в огонь костров вековая мудрость старинных книг, разрушен собор и в монастыре возвысились уродливые здания заводских цехов. В церкви над гробницей Далмата шумели стиральные машины, мыльная грязная вода стояла на полу, заливая усыпальницу.
Но минули годы, и монастырь стал восстанавливаться. Убрали станки и машины, снесли заводские цеха.  Вернулись монахи, вновь зазвучали молитвы о русской земле.