Три подруги

Алевтина Крепинская
Три подруги закончили ВУЗ,
разъехались по распределению.
Впереди целая жизнь!
Какой она будет?

Через 25 лет они встретятся,
и поведают друг другу о том,
как у них всё сложилось в жизни.



Динка, Лерка и Наташка.  Все годы учёбы в столичном ВУЗе они жили вместе, в одной комнате общежития. Комната маленькая и тесная, но считалось, что им повезло, другие жили, в основном по пять – семь человек и состав этих комнат постоянно по разным причинам менялся.  Им завидовали. Завидовали не только комнате, но их дружбе.  Девчонки разные и внешне, и по складу характера, и по отношению к учёбе и вообще к жизни. Но было что-то, что их объединяло.  Первоначально они были расселены и в другие комнаты  и  свою жизнь в этом общежитии  начинали  с другими студентками, но не смогли ужиться  и их, как сложных отселили в маленькую комнату, заваленную разным хламом, где хранились разный инвентарь и вещи, предназначенные к списанию. Никто и не думал, что из этого помещения можно сделать что-то приличное. А  выкинутые из других комнат девчонки взялись за дело, и через месяц это было место  пригодное для жилья. Новые обои,  купленные в складчину карниз и занавески, выпрошенный у коменданта, удобный шкаф и подаренный ребятами на новоселье торшер, сделали комнату неузнаваемой и уютной.  Ещё через какое-то время на окне появились выращенные девчонками  пышные комнатные цветы. 
Никто не думал, что эти три сложные в общении студентки смогут ужиться друг с другом.  А они ужились. Даже подружились, и смогли  пронести свою дружбу  через  все годы учёбы и их нелёгкой жизни в столице.   

На самом деле, сложными они не были.  Они только не смогли смириться с порядками, которые  с первых дней были заведены в их бывших комнатах. Каждая из них отрицательно относилась к алкоголю и не терпела курева, а просьбы выйти на десять минут, потому что к Маше или Даше приходили ребята, их просто шокировали. 

В ним в комнату тоже часто  заходили гости, но это было совсем другое дело. Для  своих гостей у них  всегда был готов чай, а к чаю угощение – маленькие баранки. Реже заходили однокурсницы, чаще однокурсники и ребята из других групп. Может быть, кто-то  и хотел бы остаться с кем-либо наедине,  но у них и в мыслях не было просить об этом, зная характер и отношение к подобному хозяек этой комнаты.  Зато все знали, если совсем на мели и не можешь позволить себе обед в студенческой столовке, то у Троицы, как их называли, всегда можно выпить чашку чая с баранкой. Баранки девчонки  покупали  сразу в день стипендии в большом количестве, так, чтобы до следующей  хватило.  Не раз такая привычка выручала во время безденежья.

Но ребята наведывались в их комнату не только из-за чая с баранками. Они находили интересным общение с девчонками. Среди гостей были  и тайно вздыхатели и даже влюблённые. Но для девчонок было главным закончить институт, а для этого следовало учиться так, чтобы не остаться без стипендии. Никто из них не мог рассчитывать на помощь из дома, поэтому потеря стипендии была равносильной потере  института.    
 
Они не были знакомы до поступления в институт. Землячками тоже не являлись. Все они приехали из разных мест тогда ещё дружного Советского Союза.  Дина родилась и выросла в Казахстане,  Валерия – донская  казачка, Наталья – сибирячка. 

Динка и Лерка были наделены  необычной и яркой красотой. «Наше домино» говорили о них в институте.  Жгучая брюнетка с огромными чёрными глазами и длинными, волнистыми волосами Динка  и белокурая, голубоглазая и розовощёкая Лерка, действительно, были противоположностями, как домино.  Обе  обладали  восхитительной красотой, и нельзя было сказать, кто же из них красивей. К тому же,  они играли  на гитаре и отличались прекрасными голосами, поэтому праздничные концерты, проводимые в институте, не обходились без их участия. 

В отличие от подруг, Наташка красавицей не была. И не из-за неё ребята были частыми гостями их комнаты.  Она обладала той незаметной внешностью, на которую обычно внимания не обращают. Невысокая, слегка полноватая  шатенка с мягкими и тонкими волосами, немного курносым носиком и веснушками вокруг него, делали  Наташку  дурнушкой на фоне её красивых подруг. Но Наташу не беспокоило такое положение дел,  и зависти не было, она даже гордилась тем, что дружит с такими красавицами и живёт с ними в одной комнате. 


И вот годы учёбы позади, институт окончен, получены распределения  на работу, прошёл и выпускной вечер. Настала пора  расставания. Теперь они будут  жить и работать  в разных регионах страны  и довольно  далеко друг от друга. 
Это  было последнее  распределение  института. Уже следующие выпускники  должны были сами определяться и находить себе работу. Или не находить.  На пороге были 90-е годы.

На второй день после выпускного вечера девчонки  собрались  в последний раз в своей комнате. На столе чай и неизменные баранки.  Говорили о многом, давали напутствие друг другу, обещали писать письма и делиться всеми  новостями.
А ещё договорились  приехать  на свадьбы друг к другу, а через  десять лет встретиться здесь вновь. Конечно, они считали, что полоса финансовых затруднений пройдёт, они будут работать,  будут деньги, и они многое  смогут  себе позволить, но всё равно, в память об этом трудном, но интересном времени, на их столе  во время встречи будет чай с баранками.


На свадьбы друг к другу приехать не получилось. Все они  вышли  замуж  в первый год после окончания института, и ещё не успели накопить  средства  на поездку.

Первые лет пять между ними была оживлённая переписка, затем письма приходить стали реже и реже. У каждой из них были свои повседневные  заботы, появлялись  различные проблемы,  а семья и работа занимали столько времени, что больше ни на что его не хватало. Поэтому письма уступили место открыткам к Новому году и к Дню рождения. 
 
Не смогли они встретиться, как планировали,  и через десять лет. Не смогли и через  двадцать. 

Но встреча состоялась.  Через 25 лет.

В небольшом, но уютном кафе,  на месте которого раньше была студенческая столовая, за столом  сидели  три женщины. Стол  покрыт  белой скатертью, сервирован красивой посудой. Официантка, увидев, что все три женщины достали из сумочек баранки и, смеясь,  разложили их  в центре стола прямо на скатерть, принесла большую вазу и хотела переложить баранки туда.
- Нет, нет! – Воскликнули женщины почти одновременно, - не надо! Они должны  лежать так!

Ничего не понявшая официантка ушла, а женщины принялись наперебой  расспрашивать друг  друга. Вот они, три закадычные подруги, дружбе которых завидовали, а красотой восхищались.  Они смотрели друг на друга с трудом узнавая  знакомые  черты, и удивляясь, как же сильно изменились они.

Никогда не унывающая, всегда весёлая, с огоньком в  глазах,  Дина, сейчас была задумчива, а в её некогда красивых  карих почти чёрных глазах  огоньки исчезли, а вместо них просматривалась заметная печаль.  Её чёрные волосы стали седыми, а на лице появилось множество не украшавших её морщин. 
Она по-прежнему была худенькой, но исчезла, так украшавшая её стройность, а появилась сутулость. Красавицей Дину уже назвать трудно. Перед подругами сидела  уставшая  женщина, выглядевшая  в свои неполные пятьдесят лет  на  полные шестьдесят. 

Сильно изменилась и Лера, но выглядела она гораздо лучше   Дины.  Ухоженные руки с красивыми ногтями,  нежная кожа   лица, стильная дорогая одежда, но при этом, потухший взгляд  и глаза были уже не такие голубые и чистые, как раньше.

И только Наташа  смотрелась  гораздо лучше, чем была  в молодости. Нет, яркой и броской она по-прежнему не была, но держалась она уверенно,  а нежность и доброта, которая  просматривалась во всём её облике, придавала ей  необыкновенную красоту и обаяние. Дина и Лера невольно залюбовались подругой. 

 

 Когда первые минуты  возбуждения от встречи прошли, начали поочерёдно рассказывать о себе.

Первой рассказала  Дина.
 
- Ой, девочки,  какая же сложная эта штука – жизнь!  - начала Дина, - я вообще думаю, что те годы, которые мы провели  в общежитии, были лучшими годами моей жизни.  Я писала вам когда-то, что влюбилась по самые уши ещё по дороге  в Хабаровск, куда меня направили.  Валера тоже ехал в Хабаровск, он там жил. Начали встречаться. И я думала: вот оно счастье!  Диплом получила, работа интересная, парня встретила такого, о котором мечтала! Что ещё надо?  Помните, как мечтали? Я думала, что мечты сбываются.  Я была счастлива, и когда почувствовала, что забеременела,  испугалась, но и обрадовалась, думала,  не сомневаясь, что и Валера будет рад. Нет!  Его слова: «А я тебе повода не давал считать, что мы поженимся»  ударили меня, как обухом по голове.  Валера исчез, оставив меня одну.   Вот странное дело, он этим меня очень обидел, а я продолжала любить его и верила в то, что так поступил он по молодости,  а потом одумается  и обязательно вернётся ко мне

Он и вернулся…  К тому времени мне, как молодому специалисту,  дали квартиру.  Я думала лишь об одном: как же он меня найдёт по новому адресу? О том, что он не будет искать у меня и в мыслях не было. 

И он нашёл. Помню, возвращаюсь домой с работы, а он сидит во дворе, на лавочке. У меня ноги подкосились и сердце затрепетало так, что сказать ничего  не могу.  Он поднялся, обнял меня  и усадил  возле себя. Обнявшись, просидели  молча  долго.  У меня всё ликовало внутри: одумался, я же знала, что одумается, что вернётся, ведь, он же любит меня!

Если бы знала я, что ждёт впереди, не радовалась бы, а прошла мимо и не взглянула бы на него.  Но я не только взглянула, но и вновь оказалась в полной его власти. Он убеждал меня и убедил в том, что я должна избавиться от ребёнка, что он ещё не готов стать отцом, что у него нет ни желания, ни возможности заботиться о детях.

Срок был уже большой, и меня предупреждал доктор о  возможных последствиях, но я сделала так, как хотел  Валера.  После этого мы сразу же отнесли заявление в ЗАГС и поженились. Денег у нас не было, поэтому обошлись без свадьбы. Его родители накрыли стол, но гостей никаких не было.  Мои родители  не приехали, тогда было им совсем трудно,  и найти денег на дорогу они не смогли.  Но это не омрачило моё счастье. Я выходила замуж за любимого человека и была уверена в том, что впереди меня ждёт счастливая жизнь.

Нет, девчонки, меня ждало совсем другое, и это другое  ничего общего со счастьем не имело.

Валера не мог найти работу, специальности у него не было, а идти на рабочую должность ему не хотелось.  До встречи со мной он  учился в военном училище, но был отчислен за какую-то провинность.  Немного поработал  в пункте проката кассет с музыкой  и кино  на совсем маленькую зарплату, потом  работая  курьером, он потерял или у него украли ценный пакет, за который  с него требовали большие деньги. Отдать он не мог, а когда последовали угрозы, я заняла, сколько смогла у сотрудников и отдала ему. 

Больше он не работал и не пытался устроиться. Часто куда-то уходил или уезжал, начал грубить мне, обвинять  во всех своих неудачах.  Увлёкся выпивкой, а я не могла понять,  откуда у него берутся деньги. Оказалось, что он с дружками грабил вагоны, срывая пломбы.  Об этом я узнала, когда их поймали на этом деле.  Отсидел  три года. И я вот сейчас думаю, что эти три года, пожалуй, были самые  лёгкие и спокойными для меня, несмотря на то,   что я часто ездила к нему и постоянно отправляла  посылки.

Вернулся он со своей отсидки совсем больным, серьёзные проблемы с почками, печенью, поджелудочной железой.  Он уже был не в состоянии работать, но и инвалидность не оформлял. Долгие годы ухаживала за ним, готовила диетические  блюда, возила по больницам и санаториям. Но всё это делала из чувства долга, а не из любви. К тому времени любовь моя прошла, и я его не только не любила, но даже ненавидела. Этот человек сломал мою жизнь, не позволил стать матерью.  Он меня раздражал.  У меня не оставалось времени ни на что другое, кроме  ухода за ним. Ни кино, ни театра, ни прогулок, ни друзей – ничего я не могла себе позволить. Работа и дом.  И постоянная нехватка денег. Но бросить я его не посмела. Без меня,  без моей помощи он бы не выжил. До последних его дней возилась с ним.  Он не выходил из дома, а два последних  года вообще не вставал с кровати.  А знаете, как тяжело ухаживать за лежачим больным?  Это и памперсы и подмывания и всё прочее. Год, как умер,  а я ещё не пришла в себя.  Я знаю, это наказание мне за то, что избавилась от ребёнка.

Вот  и осталась  одна. Детей  у меня так и не было, подругами  не  смогла обзавестись. Такая вот у меня жизнь-нескладуха получалась, а всё начиналось с такой огромной любви…

Из Дининых больших, но уже потухших глаз полились слёзы, оставляя следы  на напудренных  впалых щеках. Ах, Динка, Динка! Ну, почему же у тебя так?    
 

- Ой,  девочки, а я и не знаю, что лучше, выходить замуж за того, кого любишь или за того, кто любит тебя? – начала свой рассказ Лера, - Конечно, лучше всего, когда  крепкая и взаимная любовь, но бывает ли такое?  Мне, можно сказать, тоже не повезло.  Я писала вам, что замуж вышла за Вадима, нашего однокурсника.  Помните, как все годы студенчества он пытался ухаживать за мной? Но мне он не нравился.  А  получилось так, что замуж за него вышла. Приехала я по распределению в Томск. Поселили меня в общежитии Стройтреста, комната на пятерых, все девчонки – не подарки, со мной церемониться не намерены были, что хотели, то и делали. Если я просила музыку убавить, не сквернословить  или не курить в комнате, то  смотрели  на меня, как на идиотку, и продолжали делать, то, что делали.

Просила выделить мне отдельную комнату,  или предоставить квартиру, как молодому специалисту. Обещали, но надо было ждать. А тут начальник предприятия обратил на меня внимание и начал добиваться встреч.  Однажды, пригласил меня в кабинет, закрыл дверь на ключ и откровенно сказал, что ему надо и добавил, что от этого будет всё зависеть, и карьера и квартира.  Девочки! Ну, вы же знаете меня! Я не могла пойти на это!  Выскочила из кабинета в разорванном платье, а он остался с расцарапанным лицом.  Но дело он сделал, он был большой и сильный, я не могла с ним справиться. Я чувствовала отвращение ко всем, в том числе, и к себе за то, что допустила такое.  У меня до сих пор перед глазами ехидная улыбочка секретарши в момент, когда выбегала я из кабинета.  Какие же мы женщины беззащитные! 

И тут письмо пришло. От Вадима. Он спрашивает, как устроилась,  как работа, не  нужна ли какая-нибудь помощь. О себе написал, что всем доволен, квартиру, хотя и очень маленькую, но дали сразу, указал свой телефон.  Я была настолько расстроена поведением начальника, что хотелось с кем-то поговорить, кому-то пожаловаться. Решила  пойти на телеграф и позвонить Вадиму.  Он так обрадовался! Это чувствовалось по всему.

На второй день он прилетел ко мне и забрал меня к себе в  Куйбышев.   Его забота обо мне, а в дальнейшем и о наших  детях  была настолько ощутимой, что я не на миг не сомневалась о его любви ко мне.  Его любви. А моей? Её не было. Было уважение, признательность за заботу и доброту,  а любви… Её не было.  Меня любили, а я позволяла себя любить и была счастлива, считая, что  хорошую семью можно построить на любви одного из супругов.

Я была счастлива и Вадим тоже был счастлив.  Вадим всё предпринимал, чтобы я и дети ни  в чём не нуждались.  В трудные 90-е годы, когда многие наши сограждане сильно нуждались и государственные предприятия закрывались один за  другим, выбрасывая  людей на улицу, мы  не бедствовали ни одного дня.  Предприятие, на котором Вадим работал, обанкротилось и закрылось, но мой муж делал всё, чтобы мы не ощутили беды на себе. Он шёл на любую работу, работал и на стройке, и рабочим на заводе, брался и за ремонт радиоаппаратуры, в которой хорошо разбирался.  Так и пережили мы трудное время.  А потом закрепился в строительной отрасли, последние годы работает начальником строительного управления.   

Десять лет мы были счастливой парой.  И я думала, что так будет всегда.  А потом… И ко мне пришла любовь. Но не к нему.  Я влюбилась в другого мужчину.

Девчонки! Но вы не правы, если думаете, что я поступилась своими моральными принципами и начала изменять своему мужу.  Нет! Нет! И нет!  Я знаю, что влюбившись, женщина сходит с ума, что способна она на безрассудные поступки.  Признаюсь, я была близка к этому. Но как же я благодарна  Геннадию,  мужчине, которого полюбила, за  его правильное поведение. Я чувствовала, что и он любит меня, и это останавливало его от действий, которые могли бы мне навредить. К тому же, у него тоже была семья.  Наши встречи были всегда случайны, но эти случайности  я искала постоянно. Думаю, что и он искал их. Мы никогда подолгу не гуляли и ограничивались лишь  недолгой беседой на совсем неважные для нас темы.  Но и такие встречи делали меня счастливой, и я ждала  и  хотела их.

Так продолжалось  не год, не два, а много-много лет.

Для моего Вадима  это не осталось незамеченным. Видно сильно я изменилась.  Я видела, что он переживает сильно, и однажды он сказал:
- Лера, я уверен  и нисколько не сомневаюсь в тебе, но я вижу, что ты любишь. Я знаю, что это такое и поэтому прошу тебя, не надо меня обманывать,  захочешь уйти – я тебя пойму и во всём помогу.

Расплакалась  я  тогда у него на плече, не знала, что ему ответить, и молчала. Молчал и он. Но после этого я перестала искать случайных встреч с Геннадием.  Но если не искать встреч я могла, то не думать о нём не могла.  И я думала. 

А однажды  мы всё же встретились.  Я даже хотела пройти мимо, хотя сердце моё трепетало, но он остановился и сказал, что мы приняли правильное решение, мы не можем быть вместе. Он сказал это, хотя мы никогда-никогда ни о чём подобном не разговаривали и уж точно не говорили  о  чувствах  друг к другу.  Он передал мне в руки  сложенный в четверо листик из школьной тетради и быстро  скрылся. Присев на скамейку в сквере, я развернула листик и прочитала:

Я от жизни взамен ничего не прошу,
Не нужны нам с тобою обманы,
Только эти стихи для тебя я пишу,
Пусть плывут над рекою туманы.

 Если б жизненный путь снова я начинал,
Не искал бы другую дорогу,
Даже, если бы «нет» от тебя услыхал,
Всё же б выбрал  тебя, недотрогу.

Очень на меня это сильно подействовало,  и я несколько дней была сама не своя.  Переживал и Вадим. Я видела, понимала, но сделать ничего не могла.  Я должна побороть это наваждение, должна излечиться. Но как?  И, вдруг, Вадим предлагает переехать жить в другой город. Он не связывал  переезд   с моим положением, говорил, что ему предложили  хорошую работу  в Астрахани, но я его поняла.  Я с радостью согласилась, и мы  уехали из Самары.  Никто, конечно, Вадима там не ждал, и ему опять пришлось начинать  сначала, с незначительных должностей. Но его трудолюбие, упорство и знания  быстро его продвинули по служебной лестнице.  Мы уже пять лет в Астрахани и там нам не хуже, чем было в Самаре. Я очень благодарна Вадиму, всё делаю, чтобы  ему со мной было хорошо, но я не забыла  Геннадия.  Трачу уйму времени на чтение в интернете  Самарских областных и городских газет  в надежде  найти хотя бы маленькое упоминание о Геннадии, ищу и не нахожу его в социальных сетях, до дыр  затрепала страничку  ВК его сестры, где есть несколько её  фотографий  вместе с Геннадием. В надежде на то, что там появятся новые интересные мне фотографии, я заходила  к ней каждый день, а недавно обнаружила, что она свою страничку ВК закрыла. Это был удар для меня.

Вот так… Всё очень хорошо у меня. И всё так плохо…  Не надо было мне  поспешно замуж выходить. Я же не любила Вадима.


Лера замолчала. Молчали и девчонки, а потом  принялись обсуждать  услышанное.

- Твоё счастье, Лерка, что ты вышла замуж за Вадима, - сказала Дина, - и вот почему.  Ты встретила свою любовь уже после тридцати.  Согласись, что  если бы не Вадим, то всё равно, вышла бы замуж за кого-то до встречи  с Геннадием.  У женщины к тридцати должна быть и семья и дети, и у тебя бы это всё было. А потом бы ты влюбилась. И неизвестно, как бы твой муж к этому отнёсся.  Твой Вадим необыкновенно порядочный и любящий тебя человек. Он и поступил соответственно. А как бы поступил другой,  неизвестно.
 
- Дина права, - поддержала  подругу Наташа, - я тоже считаю, что  ты правильно сделала, согласившись стать женой Вадима.  Я хорошо помню, как он страдал по тебе ещё в пору нашего студенчества.


Настала очередь рассказывать о себе Наташе.

- Мне-то и рассказать нечего, - начала Наташа, - У вас всё необычно, а у меня простая жизнь.  Помните, на меня же в институте никто и внимания не обращал, обычная внешность, простушка, а тем более, рядом  с красавицами, по которым все ребята вздыхали. Никто в мою сторону и не поглядывал. Потому я очень удивилась, когда Миша начал мне знаки внимания оказывать. Не знаю, как он вообще во мне женщину смог  увидеть. Но разглядел, увидел.  И как же мне было после этого не обратить на него  своё внимание? Обратила. И не только обратила, но и полюбила его.  Вот и живём вместе уже  23 года.  Дети  повзрослели, студенты. Двое их у нас. Сыновья наши.  И всё у нас обыденно. Михась любит меня, я люблю его, а вместе любим своих детей, ну, а они, надеюсь, нас.  Так и живём.  Всё просто. Но по-другому  я  не хотела бы.  У нас нет лишних денег, но мы и не бедствуем.   Пока дети были маленькие, я была дома с ними, повзрослели, и я пошла работать. Мой Михась  директором профтехучилища работает. Токарей, слесарей и  рабочих других специальностей готовит. Любит свою работу, вот и меня сагитировал, я тоже пошла работать в профтехучилище, преподаю спецдисциплину. Но я решила семейственность у мужа  в училище не разводить, и пошла   работать  в другое училище.  Лишние разговоры не нужны, они только мешают работе.

Ну вот и всё обо мне.  Всё просто. Но я благодарна судьбе за то, что послала мне моего Михася.  Он утверждает, что тоже рад, что судьба свела нас вместе. И я ему верю.

- Ты, Наташка, самая счастливая среди нас, - сказала  Лера, - Повезло тебе в жизни…
- Да повезло,  - поддержала Леру Дина, -  Правильно говорится: Не родись красивой, а родись счастливой. А ты доказала это  своей жизнью.  Хотя…  не соглашусь  с тем, что ты была  некрасивой.  Нет,  и ты  была красива. Но это была тихая, спокойная красота, которую не всем дано  увидеть.
- Верно, а твой Михаил увидел,  и полюбил тебя, - продолжила  Лера, - а коль это была взаимная любовь, то она и помогла  твоей красоте раскрыться в полную силу.  Ты же сейчас красавица!   

Подруги  долго ещё сидели, вспоминая  то время, когда были счастливы вместе,  а уходя, попросили официанта сфотографировать их втроём.

Договорились встретиться вновь через пять лет.







Иллюстрация из интернета.