Бессмертный полк

Александра Немтина
В нашей семье воевали трое: мой дедушка по материнской линии Владимир Иванович Семенов, мой двоюродный дедушка Николай Григорьевич Немтин и моя двоюродная бабушка Лидия Григорьевна Немтина (в замужестве Ухалова). Все они вернулись с фронта живыми, что само по себе уже чудо.

К сожалению, подробностей военной биографии дедушки Вовы и дедушки Коли я не знаю – они жили далеко, и нам не довелось встретиться и поговорить по душам. Знаю только, что дедушка Вова был демобилизован в 1943 году в связи с тяжелым ранением (левая рука у него была парализована), а дедушка Коля попал в окружение, прошел концлагерь, откуда ему удалось бежать, и продолжил воевать с фашистами.
Но я хорошо помню бабушку Лиду, с которой мы виделись довольно часто и о которой у меня сохранились самые теплые воспоминания.

Бабушка Лида родилась 1 апреля 1909 года в Перми, в большой многодетной семье. С детских лет она мечтала стать врачом, и эта мечта сбылась.

В 1941 году бабушка Лида пошла на фронт и прошла всю войну в составе санэпидчасти при 4-ой гвардейской танковой армии под командованием генерал-полковника Д.Д. Лелюшенко.

Санэпидотряд, в котором воевала бабушка Лида, состоял из 25 человек. Из женщин она была едва ли не самой старшей и неизменно пользовалась уважением среди бойцов.

Миссия санэпидчасти была очень ответственной: отступая, фашисты часто отравляли воду в колодцах и водопроводных трубах, распыляли над полями ядовитые вещества, заражали заключенных концлагерей инфекционными заболеваниями. Бойцы санэпидотрядов следовали непосредственно за передовыми войсками и, ежеминутно рискуя жизнью, брали пробы воды и продуктов, проверяли отвоеванные территории на наличие инфекционных болезней.

Войну бабушка Лида закончила в звании майора медицинской службы. Вместе с санэпидчастью она прошла Польшу, Венгрию, Чехию, дошла до Берлина и расписалась фамилией «Немтина» на развалинах рейхстага.

После войны бабушка Лида вышла замуж за Ефима Степановича Ухалова (1895–1976). Ефим Степанович был филологом, он преподавал историю русской журналистики в МГУ. Жили они очень дружно, но детей у них не было: всю войну бабушка Лида провела в холодных окопах, проползла пол-Европы по мерзлой земле и, по ее собственным словам, «застудила себе всё, что только можно застудить».

В послевоенные годы бабушка Лида работала в Городской клинической больнице имени С.П. Боткина, где ее знали и ценили как прекрасного специалиста.

Бабушка Лида была удивительно добрым, душевным человеком. Больше всего она любила принимать гостей. Стол ее буквально ломился от яств – одних только пирогов было три или четыре, а еще ватрушки, плюшки, «шанежки»… Сама бабушка Лида ела очень мало, но всегда с удовольствием смотрела, как едят другие, и то и дело предлагала отведать «еще кусочек». 

Каждая поездка к бабушке Лиде была для меня событием. Жили они с Ефимом Степановичем в большом университетском доме на Воробьевых горах, казавшемся мне настоящим дворцом. За столом бабушка Лида часто вспоминала молодость и рассказывала истории из фронтовой жизни. Две из них произвели на меня особенно сильное впечатление.

Еще в 30-е годы бабушке Лиде приснился сон, будто она попала в незнакомый город, зашла в чей-то дом, и хозяева по-немецки спросили ее, кого она ищет. Этот сон очень удивил ее – ведь в те годы о поездках за рубеж не могло быть и речи. А когда войска Красной Армии взяли Берлин, бабушке Лиде дали поручение разыскать семью немецких антифашистов и передать им ценный пакет. Бабушка долго плутала по улицам полуразрушенного города, наконец, нашла нужный дом, который чудом остался цел, и он показался ей странно знакомым. Увидев хозяев, вышедших ей навстречу, она сразу вспомнила свой сон.

Рассказывала бабушка и другую историю.
«Было это в 1944 году. Меня послали в соседнюю деревню. И вот, иду я по полю, а вокруг – ни души. И тихо так, будто и нет никакой войны. Все цветет, птицы поют. Долго шла. А когда дошла до конца поля, увидела табличку: „Осторожно, заминировано”».

Благодаря общению с бабушкой Лидой тема Великой Отечественной войны всегда была мне очень близка и остается таковой до сих пор. Я подолгу рассматривала старые пожелтевшие фотографии, перебирала бабушкины ордена и медали, читала письма военных лет. Бабушка Лида любила писать письма и до конца жизни поддерживала переписку со своими фронтовыми товарищами.

Умерла бабушка Лида 18 февраля 1998 года, в праздник иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Верю, что и сейчас она душой с нами.

Вечная память моим дорогим бабушке и дедушкам и земной им поклон за их великий подвиг!


На фотографии: санэпидотряд в составе 4-ой гвардейской танковой армии (1-ый Украинский фронт). В первом ряду вторая слева – моя бабушка, Лидия Григорьевна Немтина (в замужестве Ухалова).