Гордец

Борух-Нахман
…Когда-то в юности он убедил всех,
что в одиночку поднялся на Эльбрус.
Пришлось изменить всю жизнь,
стать альпинистом
и подняться на Джомолунгму.

      Жил в одном небольшом городке молодой еврей. Не так, чтобы очень бедный, но, прямо скажем, совсем небогатый. Гордый человек был, никому о своих трудностях не рассказывал. У кого их нет? Но каждое утро приходил в синагогу в наглаженном костюме, в белоснежной рубашке, – опрятный и причесанный. Почти ни с кем не разговаривал, так себе – «здрасьте» да «до свидания», – и шел в свой угол молиться. А молился так же тщательно и красиво, как был одет.
      Прошло более десяти лет; и никто не знал, откуда он появляется, куда исчезает, даже всезнающие еврейские бабушки, как ни старались, не могли ничего разведать.
      Многие засматривались на красивого человека.
Но вот однажды остался этот еврей после утренней молитвы и попросил у раввина время, чтобы поговорить.
И крайне удивился раввин, узнав, что еле;еле тот концы с концами сводит. Ни одно дело, за какое берется, не ладится; куда руки ни прикладывает, как ни трудится – ни хлеб не выпекается, ни башмаки не шьются. Он и трубочистом работал, и в извозчики нанимался, – только ни одно дело денег в руки не давало. С утра до ночи в заботах, а результата никакого.
      Развел раввин руками и сказал молодому человеку, что тот обманул не только его, а почти всех прихожан. Глядя на его опрятность и аккуратность, полгородка богачами стали, и таким, как он, все мальчишки стать стремятся.
Посидели они, поговорили и поняли, что ни тот, ни другой счастья найти не умеет. И то, что счастьем называется, само человека находит; а вот человеку самому найти его редко получается.
      И попросил раввин того человека и дальше так же себя вести; потому как, видимо, делает он самое правильное дело, – работа ему от Всевышнего такая. A если работа напрямую от Всевышнего дается, то она легкой не бывает.
Май 2004 г.