Жил был кот

Анатолий Леонов 3
    Жили - были старик со старухой. И был у них кот. И гонял кот мыша. А жил тот мышь в норке за русской печью. Бдительно и исправно нёс кот свою службу, а за это  бабка баловала его  сметаной, да жирными сливками. Вот так жили, да не тужили, бабка с дедкой, кот да мышь, и всё было хорошо, если бы, не соседские сестры, Машка да Глашка.
    Как-то ближе к вечеру шёл кот важно и вальяжно по своему забору, легонько переступая через горшки, что сушились на штакетинах. А Машка да Глашка сидели на скамейке, напротив дома, где жил кот и, вместе с  белобрысым ихнем ухажёром, дружно грызли семечки со спелых подсолнухов, оторванных от стеблей, причём диаметр подсолнухов был чуть больше сковороды.
-Гляньте,- воскликнула Глашка, чуть, не выронив подсолнух,- ай да кот! Смотрите, как он вышагивает. Ну, прямо-таки принц, не иначе.
    Ихнего ухажёра возмутило такое сравнение, потому, что статус принца больше подходил бы к нему, а не какому-то там коту.
-Сейчас, я покажу этому «прынцу»,- угрожающе забормотал тот и прицелился большой краюхой подсолнуха в кота, дабы обратить того в позорное бегство, но Машенька тихонько попридержала его за локоток, шепнув на ушко:
-Пожалуйста, не надо. Сегодня такой хороший вечер! Пожалуйста, не порть его!
-А я то, что,- хмыкнул тот,- пущай себе идёт на здоровие.
    Кот сделал вид, что не слышал  вредных высказываний белобрысого. Ему понравилось сравнение с принцом и он,  с видом победителя, дошёл до калитки, спустился на дорожку и прошествовал к дому. А слова то Глафиры, словно бальзам, нет, скорее всего, валерьянка на сердце, потому, что сильно коты любят валерьянку. Уж больно запали ему слова Глафиры в душу. Оттого и задумчивым стал кот, все больше в окно стал смотреть, да мечтать о том, как он, будучи принцем, спасает настоящую принцессу из заколдованного замка злого Вердикюля.
    Мышь первый заподозрил что-то неладное. Не гоняется за ним никто, и ни кому он стал не нужен. Разозлился мышь на кота, залез на бабкин стол, да и стал там всё ворошить и проказничать.  Перевернул кружку с молоком, у баранки бок отгрыз, муку рассыпал по столу, а коту хоть бы что. Смотрит себе в окно и думы свои думает. Видно, настоящему принцу не пристало бегать за какими-то мышами. Он спасает принцесс, сражается со злодеями и разные великие подвиги  совершает. В общем, сглазили девчонки кота.
    Пришла бабка с дойки и, увидев, что вытворяет мышь, чуть ведро с молоком не выронила:
-Дед!- закричала она нечеловеческим голосом. – Это, что же твориться!? Да где же этот паршивый кот?!
    Мышь, довольный своими проделками, уронил на пол деревянную ложку, и спрятался в своей норке. Дед, кряхтя, слез с печи, выслушал бабку и, почесывая затылок, окинул взглядом картину погрома, который произвёл мышь. Перепуганный кот, забыв про подвиги принца, прижал уши и спрятался под лавкой.
-Что хочешь с ним делай, но, чтобы завтра духу его в доме не было!
    Само собой, речь шла про кота, который не исполняет своих обязанностей, и позволяет мыши хозяйничать в доме. Дед повздыхал, но делать нечего. И обратился он к коту вот с такой речью:
-Завтра я отнесу тебя к кузнецу, нет лучше к сапожнику, потому, что у кузнеца твоя красивая шубка от жара и искр будет вся в подпалинах. Нет, лучше я тебя отнесу к печнику, потому, что сапожник пьёт, как  сапожник и забывает кормить свою животину. Да вот всё дело то в том, что печник весь в делах, и дома редко бывает, да и молока то свежего у него нет, а об сухари все зубы обломаешь. Нет, я лучше отнесу тебя к гончару, да вот беда, будешь весь ходить перепачканный в глине. Прямо и не знаю, что мне с тобой делать. Ладно, утро вечера мудренее.
    И из этой речи понял кот важную для себя истину. Лучшего житья, чем у бабки с дедкой, у него и не будет. Какой же коварной падлюкой оказался  этот зловредный мышь! Ну, попадётся же он коту под горячую лапу!
* * *
    Рано утром собралась бабка на дойку, гремит на кухне ведрами. Обрадовался за печкой мышь, бабка сейчас уйдёт, кот, наверное, дрыхнет, настоящее раздолье для своих проказ. Вылез из норки зловредный мышь, почесал за ухом, да и направился прямиком к бабкиным припасам. А кот тут, как тут. Глаза гневно горят, искры из усов разлетаются в разные стороны. Тут и понял мышь, что  несдобровать ему, если он не проявит резвость свою. И кинулся мышь, с перепугу, мимо бабки, да в сени. А кот за ним следом, чуть бабку не сшиб с ног.
    Выскочил мышь на крыльцо да за околицу несется, куда глаза глядят. А кот следом, вот, вот догонит. Бежит мышь по тропинке, глаза закатив от страха. А вела раньше тропинка к источнику. Говорят, целебная водица была в нём - силу, и бодрость давала неимоверную. Да вот поселилась возле источника злая и большая гадюка, никому спуску не дает. А что делать? Дохтуров в селенье том нет. А кто лечить то станет, ежели укусит кого та гадюка за ногу? Так и помереть то недолго. Вот и перестали ходить селяне к источнику. А от этого он весь заиливался, вода в нём стала стоячая. Так и появилось на этом место болотце. И развелось в нём лягушек видимо, не видимо. И квакают глупые лягушки от радости. Не понимают они, что лягушка это самое лучшее лакомство для гадюки. И разжирела она на этих лягушках.
    Слышит гадюка из-за куста шум. И видит, что несется к ней, что есть духу, серый мышь. Давно  она не кушала мышей. Обрадовалась гадюка, и пасть пошире открыла, чтобы мышь-то прямо в пасть ей и влетела. Даже глаза сощурила от предвкушения.
    Только видит кот, что ситуация неладная складывается. Если гадюка проглотит мышь, то не будет у него больше никогда, хоть и вредного, но всё же товарища. Под одной же крышей все живут. И не за кем ему будет охотиться и выгонят его тогда напрочь и окончательно из дома.
    Что делать? Выручать надо товарища из беды. И прыгнул кот, что есть силы высоко в воздух. И в прыжке своём обогнал он мышь и пинком задней лапой, придал мыши обратное ускорение. И полетел тот кувырком обратно в деревню и закатился за подворотню дедова дома. Юркнул он под крыльцо и больше его и не видели.
    А кот в прыжке своём оказался у самой пасти гадюки. Изловчился он и схватил оную гадюку за горло, да так крепко, что она и пикнуть не успела. Дернулась гадюка вправо, влево, бьёт хвостом о землю, да только крепко её держит кот в зубах своих. Тут и смерть ей пришла за все её подлые дела. Притащил кот гадюку ту к калитке дедова дома и ждёт.  Тут же слух прошелся по всему селу, что кот гадюку оную в жарком бою уничтожил. Собрались селяне у дедова дома и нахваливают кота. А бездыханное тело гадюки, на всякий случай, сожгли в костре от греха подальше.
    Так и началась новая жизнь у кота. Ничуть не хуже, чем у настоящего принца. И радовались дед с бабкой и всем заморским гостям рассказывали про своего кота. А источник тот очистили от ила и заносов, и батюшка отстроил на том месте часовенку с купелью. И лечит та водица от разных хворей. А кот по-прежнему исправно гоняет мышь и иногда покусывает. Потому что, понял кот, что в праздности да лени, никто ещё выгоды для себя никакой не извлекал. Лишь только в трудах праведных, да в бдительности, куётся настоящая жизнь.