Сергей Есенин и его поэзия на дорогах войны

Марк Мухаревский
Сергей Есенин не только писал о войне. Он в ней и участвовал в качестве санитара санитарного поезда, который несколько раз отправлялся на фронт из Царского Села, где в лазарете № 17 служил с апреля 1916 года по февраль 1917. Поэт не только читал и слышал о страданиях людей на фронте, но и своими глазами видел их, так как раненых доставляли на санитарный поезд, а его обязанностью было записывать их фамилии. Здесь им оказывали первую помощь, а тяжелораненых отправляли в госпиталь. Убитых он тоже видел, а некоторые умирали и при нём. Их тут же зарывали в ямы. То есть он сам был на дорогах войны.

Эти впечатления, конечно, отразились в его творчестве. В частности, особенно ярко в поэме «Анна Снегина». Цитирую: «И сколько с войной несчастных уродов теперь и калек. И сколько зарыто в ямах. И сколько зароют ещё». Так было в Первую мировую войну, в которой участвовал Есенин.

Ещё больше  страданий люди испытывали во время Второй мировой войны. В нашей стране её называют Великой Отечественной. И поэзия Сергея Есенина помогала легче переносить эти мучения. О том, как это происходило, писали многие, но отдельную книгу выпустили только двое (насколько мне известно): наш земляк, писатель Валентин Сафонов, и член Есенинского общества «Радуница», фронтовик Борис Стырикович.

Они обе есть в моей личной библиотеке. Причём вторую мне вручил сам автор в своей квартире и со своим автографом 27 июля 2004 года в Петербурге. Первая вышла в 1995 году  под названием «Есенин на фронтах Великой Отечественной…». Она очень эмоциональна и литературна. Конечно, профессиональный писатель Сафонов пишет лучше и ярче, но по содержанию мне больше понравилась книга Стыриковича «С Пушкиным и Есениным по огненным дорогам Великой Отечественной войны». В ней гораздо больше интересных фактов, чем у писателя. Он не только многое видел сам, но и использовал громадную информацию из фондов есенинского музея-заповедника, старые газеты, встречи с поэтами-фронтовиками и т. д.

Как пишет Стырикович: «Я читал стихи танкистам в январе 1943 года во время прорыва блокады Ленинграда, артиллеристам - в начале 1944 при полном освобождении Ленинграда от блокады, читал их и в госпиталях, куда попадал после ранений. Стихи Есенина часто вызывали слёзы на глазах: «как будто для  нас писал». Особенно бойцам нравилось «Письмо матери», которое часто пели хором. Сохранилось несколько фольклорных текстов стихотворения. Вот один из них:

             «И тебе в вечернем синем мраке
              Вдруг покажется, как страшный миг,
              Будто немец в рукопашной схватке
              Двинул мне под сердце острый штык».

Как сообщил литературовед из Латвии Э. Мекш (ныне покойный, тоже мой старый знакомый), один из таких текстов был создан русскими людьми, угнанными в Германию:

Здравствуй, мать! Прими привет от сына.
Пишет сын тебе издалека.
Я живу, но жизнь моя разбита,
Одинока, скучна и горька.
Завезли меня в страну чужую
С одинокой буйной головой,
И сгубили жизнь мою младую,
Разлучили, маменька, с тобой.

В Государственном музее-заповеднике С.А. Есенина в Константинове на специальном стенде имеются переписанные в тетради целые сборники Сергея Есенина и отдельные стихи, которые прошли со своими владельцами через огонь войны.

Среди них много наших земляков. В книге посетителей музея оставил свою запись И.М. Блинов из села Дашково-Песочня, которое сейчас входит в черту города Рязани.  Он сообщил, что в своём вещевом мешке во время войны всегда носил томик стихов Сергея Есенина: «Я читал его стихи солдатам в окопах, и как мне завидовали, что я тоже из Рязани».

Житель Рязани И. Гиляров всю войну прошёл с Есениным. В минуты опасности он вместо молитвы твердил про себя стихи Есенина. И пришёл с войны невредимым. Значит, Есенин помог. Фронтовик вспоминал: «В минуты затишья  подходил кто-нибудь из товарищей и просил почитать Есенина. И я читал, что помнил с довоенных лет». Перед какой-либо трудной задачей его вызывал командир роты: «Дело предстоит серьёзное. Настрой ребят». И я читал Есенина. Приказ не выполнить нельзя».

Ветеран Великой Отечественной войны Александр Фролов, член  нашей литературной ассоциации «Переяславль», в рассказе «Встреча в Сельцах»  пишет, что находившаяся там воинская часть снабжала мать Есенина дровами в начале войны.
 
В годы войны через Константиново часто проходили на запад наши войска. В селе устраивали привалы. И многие солдаты и офицеры брали со двора поэта горсть земли, как символ Родины, которую будут защищать.

Сборники Есенина издавались и во время войны. И у нас – в Советском Союзе, и за границей, даже на оккупированной немцами территории.
Как отмечает бывший председатель Есенинского общества «Радуница» Н.Г. Юсов (ныне покойный, один из моих старых знакомых), в 1943 году Государственное издательство художественной литературы в Москве выпустило сборник стихов Сергея Есенина в твёрдом переплёте на 576 страницах тиражом 25000 экземпляров.

По информации Б. Стыриковича, отдельные стихи Есенина выпускались в 1942 и 1943 годах в Лондоне в трёх антологиях русской поэзии на английском языке. Несколько сборников вышло на оккупированной территории.
Первый -  вышел в Одессе в январе 1942 года. Как предполагает Борис Стырикович,               
 сборник издан партизанами в одесских катакомбах. В 1944 -  Есенина выпустили в оккупированных Минске и Риге. У Стыриковича подробно описан рижский сборник, у Юсова – минский. Но эта тема для  специальной статьи.

И В. Сафонов, и Б. Стырикович пишут о судьбах поэтов, попавших на фронт. Оба называют  поэта Григория Люшнина из Рыбного Рязанской области. В 60-е годы некоторые газеты писали о стихах неизвестного узника фашистского концлагеря. Думали, что он погиб. Но он оказался жив и вернулся домой. Это был Григорий Люшнин. Пленённый в начале войны, он попал в концлагерь. Там читал стихи Есенина своим товарищам – узникам. Этим он вразумлял тех, кто от голода и лишений хотел податься в армию Власова.

Борис Жаворонков – поэт-фронтовик с самой счастливой судьбой из всех рязанских поэтов. Он  не только остался жив, но и выпустил несколько сборников стихов и даже собрание сочинений в 9 томах. Он же, по мнению Стыриковича и Сафонова, удачнее других написал в стихах о значении поэзии Сергея Есенина для фронтовиков. Они цитируют одно и то же стихотворение Жаворонкова. Оно, на мой взгляд, лучшее на эту тему.
                Сквозь гарь промчась на парашютных стропах,
                Я ни единым словом не совру:
                Твои стихи читали мы в окопах,
                Хранили, как патроны и махру.
                Мы в списках рукописных их носили,
                Я помню, как комвзвода их читал.
                Крестьянский сын, ты так любил Россию,
                Что мир тебя певцом её назвал!
                Твои следы - в ромашках у затона.
                Твои стихи – как утренняя звень,
                То пахнут рожью, то спадают с клёна,
                То радугой плывут у деревень.
                Не все слова душевные пропеты –
                Черновики остались на столе…
                Бессмертна жизнь: рязанские поэты
                Поют сегодня о твоей земле.

Как пишет Стырикович, активно участвовал в Великой Отечественной сын С. Есенина Константин. Константин Сергеевич в ноябре 1941 года ушёл добровольцем на фронт. Был  защитником Ленинграда. Четыре раза был ранен и стал инвалидом войны. Широко известен случай геройского поступка Константина. В бою был убит командир и тяжело ранен его заместитель. Командиром назначили Есенина. Он бросился в атаку. У вражеской траншеи его достала пуля, и он упал. Родным сообщили о его гибели. Об этом написали в газете. Но он выжил и продолжал воевать. За боевые заслуги награждён тремя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны первой степени.

Борис Стырикович приводит воспоминания Константина Есенина: «Нелегко идти по жизни с фамилией Есенин. С ней мне удалось лучше увидеть, какой трудный, но славный путь прошли стихи отца, его имя. И я твёрдо знаю, что вопрос, который мучил Есенина в последние дни,- нужна ли его поэзия,- получил проверенный десятилетиями ответ: да, нужна!»
В книге Стыриковича цитируется стихотворение-воспоминание нашей землячки Веры Безводской:
 
     «Есенина читала я солдатам,
     И гимном жизни каждый стих звучал.
     В землянке под бревенчатым накатом
     Светильник в гильзе солнце излучал.
     Гармошкой деревенской стих растает
     Иль флейтой затоскует в полутьме:
     «Отговорила роща золотая»
     Иль «не грусти так шибко обо мне»…

Она была на фронте «дочерью полка», а после войны стала членом литературного объединения «Рязанские родники».
О примечательном случае, связанном с поэзией Есенина и именем Героя Советского Союза легендарного командира подводной лодки А. Маринеско, подробно рассказано в книге В. Сафонова и покороче у Стыриковича. Процитирую Стыриковича в сокращении: «Шёл 1942 год. Подводная лодка вошла на зимовку в Малую Неву и стала прямо против Института русской литературы. Моряки были допущены в музей Пушкинского Дома, им было разрешено пользоваться библиотекой. С экипажем часто беседовал В.А. Мануйлов, который в это время руководил институтом, лично хорошо знавший Есенина и посвятивший ему стихотворение, в котором есть такие строки:

    И вот твоей зарёй разбужен,
    Твоими строфами бурля,       
    Я сразу понял: ты мне нужен,
    Как воздух, солнце и земля.

Вскоре лодка уходила на боевое задание, и моряки поняли, что Есенин им так же нужен, «как воздух, солнце и земля». В авральном темпе, за одну ночь, был перепечатан на машинке первый том сочинений поэта 1926 года. И необычное блокадное «издание» Есенина ушло на фронт. В дальнейшем было потопление крупного лайнера и крейсера, с которыми многие тысячи гитлеровцев ушли на дно. Изумительные стихи написал в честь подвига моряков рязанский поэт А. Потапов:

           Побед подобных Балтика не знала,
           Врагу за всё заплачено сполна.
           Германия, как спрут, во тьме лежала,
           В трёхдневный траур вся погружена.
           …Медаль луны начищена до блеска,
           И не страшит невзгод девятый вал.
           Так вместе с экипажем Маринеско
           С фашистами Есенин воевал.   

В своей книге Стырикович пишет о вечерах поэзии во время войны. Он публикует воспоминания участника войны А. Духанина о вечере памяти Есенина в начале 1943 года в Москве, в Доме учёных: «Зрительный зал переполнен… И вот на сцене – Качалов. Мы жадно вслушивались в строки. Какая бы строчка ни звучала из уст Качалова, мы воспринимали её как наказ нам, уходящим на фронт, защитить Родину, не допустить врага. Исчезли, казалось, заботы неустроенного быта военного времени, освобождая путь самому чистому и светлому чувству – горячей любви к Отчизне, которую с такой силой выразил Есенин:
               Но более всего любовь к родному краю
               Меня томила, мучила и жгла…
Ни один из великих поэтов не потрясал меня так, как Есенин».

Не могу не сказать о том, что и мой отец брал на фронт сборник Сергея Есенина, изданный в Малой серии «Библиотеки поэта» в 1940 году. Судьба сборника интересна. Летом 1940 года из Москвы на Сахалин, где служил мой отец, приехал молодой офицер и привёз только что изданную книжку Есенина. А в 1942 году, уезжая на Сталинградский фронт, подарил её моему отцу. К сожалению, сборник выкрали из полевой сумки отца.

Ещё более интересна судьба такого же сборника нобелевского лауреата А. Солженицына. Он тоже взял на фронт свой есенинский сборник и сумел сохранить его за два года боёв (с 1943 по 1945). В феврале 1945 года его арестовали, но книги и рукописи будущего писателя не пропали. Их спрятал в дупле дерева его подчинённый старший сержант Соломин. Самое удивительное: они сохранились и в 1966 году были переданы им в руки А. Солженицына, в том числе и томик Есенина.
Так поэзия Сергея Есенина помогала нашим воинам выстоять в жестокой войне против фашизма!

Литература:

Сафонов В.И. Есенин на фронтах  Великой Отечественной…  - Рязань: Новое время, 1995. – 72 с.
Стырикович Б.В. С Пушкиным и Есениным по огненным дорогам Великой Отечественной войны. – Фронтовая лирика. Книга прозы. СПб: АССПИН, 2003. – 64 с
Павлов О. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА: ТОЧКА ОТСЧЁТА . – Москва: Аргументы недели, 2014. – 31 июля. – С. 7.

                Декабрь 2014 - январь 2015 года.