Жизненная сила народа лежит в хорошем воспитании

Протоиерей Артемий Владимиров
– Отец Артемий, как правильно объяснить ребёнку, Кто такой Бог и как сделать, чтобы он добровольно начал посещать Церковь?

– У маленьких детей, воспитывающихся в семье, всё основано на подражании. Поэтому малыша и заставлять не нужно куда-то ходить, если для его мамы и папы образом жизни является регулярное посещение церкви. Опыт показывает, что если родители делают это искренне, а не ради галочки, то дитя не только не утомляется, приходя с ними на службу, но чувствует себя на ней, как золотая рыбка в прозрачной воде. Только твердолобым взрослым, замученным материалистическим воспитанием, надо объяснять, Кто такой Бог. Для детей это также ясно и очевидно, как и то, что птицы летают, а упомянутая золотая рыбка плавает.

Многие философы могут рассказать, что есть так называемые врождённые идеи. Мы все наделены физической способностью видеть предметы земного мира, а также способностью чувствовать сердцем тайну бытия. Мы обладаем мистическим знанием о том, что есть Бог, Который нас видит, слышит, любит, Который ведёт нас по жизни, не нарушая нашей свободы. Он поддерживает человека, как отец – малыша  с ещё неокрепшими ножками. Поэтому если педагоги не вытравили в себе нравственное чувство, им достаточно только спросить: «Посмотри, вот яблоня, на ней яблочки румяные, как ты думаешь, кто дал яблоню человеку?» Ребёнок не скажет, что это природа или эволюция, но он поднимет к небу свои чистые глаза и скажет: «Конечно, это Господь Бог, Который создал не только яблоню, но и грушу; Он нас всех очень любит, и поэтому дарит нам разные вкусные фрукты и овощи». И напишет Его имя не с маленькой буквы, как это часто делают заумные профессора, а с большой.
 
– С какого возраста детям можно причащаться и исповедоваться? Как часто это надо делать? Как донести до них, для чего это им необходимо?

– Если мама уже носит под сердцем дитя, то она, имея адекватное представление о мире, о человеке, о месте человека в этом мире, постарается быть прилежной христианкой, освящая каждый месяц своей беременности участием в самом великом и нужном для нас Таинстве Причащения. Говорят, что дитя имеет склонность к тому, к чему мама стремилась в течение девяти месяцев беременности. Если мама будет слушать Моцарта и Вивальди, то ребёнок, скорее всего, вырастет Хачатуряном. Если мама с папой будут ругаться и кидаться предметами кухонного гарнитура, то есть вероятность, что дитя вырастет молотобойцем.
По смыслу самого таинства святого Крещения, ребёнка необходимо причащать как можно чаще. Подобно тому как младенец много раз на дню требует материнского молока, так и все мы призваны как можно чаще прибегать к Причастию как к источнику исцеления. Объяснять здесь много не нужно, потому что всё живое стремится к источнику света. Причём, чем меньше ребёнок, тем сильнее в нём развито боголюбие.

– С какого возраста у ребёнка должен быть духовный отец?

– Самое лучшее для ребёнка – приобрести духовного отца ещё до времени его зачатия. Если у будущих родителей один общий духовник, после рождения младенца именно он встретит его в лоне Церкви с любовью и с распростёртыми объятиями. Если Бог даёт батюшке долголетие, то священник может быть духовником сразу нескольких поколений, сначала бабушки и дедушки, потом папы и мамы, и часто успевает повенчать внука с его избранницей. Так бывало до революции.

– Как современному ребёнку привить почтение к своим родителям? Сейчас, к сожалению, в России и во многих странах Европы эта традиция утеряна, и многие семьи от этого страдают.

– Полезно съездить в горные аулы Чечни или в Дагестан. Мы увидим, что у малых народов, по счастью, сохранено почитание старших. Отсутствие этого почитания низводит личность ниже уровня животного. Неуважение к старшим превращает Митрофанушку просто в бестию, в какое-то демоническое существо. Жизненная сила любого народа зиждется именно в хорошем воспитании. Суть его в том, чтобы, увидев старика, молодой человек тотчас вставал и уступал ему место; при виде пожилого человека удерживал язык от сквернословия; почитал слово «мама» дорогим и святым, понимая, что так называемая матерная брань есть духовная деградация и прямой путь к вырождению и потере не только образа Божиего, но и человеческого.

С чего должно начинать? Конечно, с идеи служения. Сегодня ребёнка зачастую окружает семь нянек. Он ждёт от них очередную порцию сладостей и в результате вырастает «мещанином во дворянстве», почитая себя центром вселенной. Дитя становится потребителем, пользователем, пожирателем. Его родители, бабушки и дедушки любят, но не учат любить взаимно. А истинная любовь – всегда самоотдача, жертвенность. Поэтому самой худшей, «медвежьей услугой» в делах воспитания является идея лидерства, взращивание в человеке комплекса собственной исключительности. Это – прямая дорога к душевным аномалиям и мании величия.

Поэтому уже с трёхлетнего возраста ребёнка необходимо приучать заботиться о ближних. Например, приготовить салат для бабушки. У него должен быть свой круг обязанностей в доме – каждый день выгуливать собаку или кормить рыбок. Вот модель, следуя которой, ребёнок имеет шанс вырасти нормальным человеком.
 
– Какую роль в воспитании детей должны играть крёстные родители? Очень часто мы говорим, что у ребёнка есть крёстные родители, но они выполняют лишь формальные функции.
 
– Сегодня Патриарх призывает всех священников не проводить формальных крестин. Но как родные родители, так и духовные, крёстные родители должны посещать занятия в виде бесед, прослушать не менее двух лекций, исповедоваться, чтобы понять, какие они родители, номинальные или настоящие. Они должны понять, кем они стали для ребёнка при священнодействии Крещения. Подлинные духовные родители должны в полной мере помогать земным родителям воспитывать маленького христианина. Помогать ему как духовно, так и материально. Но главное – они призваны носить имя дорогого им крестника в сердце своём. Посещать его не только по большим праздникам, но и в обычные дни, пытаться согреть ребёнка своим вниманием, любовью, заботой. Таким образом, созидается жизненное единство, которое будет драгоценным для малыша, входящего в третье тысячелетие.
 
– Подростковый возраст – один из самых сложных. Очень часто подростки становятся бунтарями, спорят с родителями, не принимают их взглядов, становятся агрессивными и грубыми. Как Церковь и семья должны вести себя с ними в этот непростой период, есть ли какое-то средство, чтобы пройти его с наименьшими потерями?

– Такое бунтарство не неизбежно, оно не является роком. Но в нём  – всегда ответ ребёнка на какую-то аномалию в отношении к нему взрослых. Скажем, подавление родителями его свободы. Например, если отец – деспот, тогда ты получишь Гекльберри Финна с бациллой путешествий по вокзалам.
 
Если папа и мама – интеллектуальные, их интересует и духовная жизнь, и искусство, они, конечно, позаботятся о том, чтобы привить ребёнку интерес к культуре, музыке, чтению. Лучший отдых есть перемена занятий. Загрузите подростка так, чтобы он отдыхал, чередуя занятия, спортивные и музыкальные, умственные и физические, – и будет благо. 

Обратите внимание на фотографии гимназистов XIX века – какие они собранные, сколь аккуратны у них шинели и платья, а девочки – просто дюймовочки! Смею вас уверить, никакого переходного возраста, в смысле пасования перед подростками, тогда не было. Сегодня дети становятся заложниками той ложно понятой свободы, которую им предоставляют неумехи взрослые.
 
– Чему следует уделять особое внимание при эстетическом воспитании ребёнка? Какую роль в этом играет музыка?

– Давайте вспомним принципы дворянского воспитания. Эстетический критерий был положен в основу нравственного воспитания. Всё неприличное – безобразно. Всё правильное и хорошее – прекрасно. Когда мы исходим из чувства прекрасного, о котором так выразительно говорил А.П. Чехов, наши морали, которые мы читаем детям, перестают быть скучными, но сохраняют свою созидательную силу. Начинать нужно с малого – с внешнего вида. Что красиво, что некрасиво. Что выглядит пошло, а что вас возвышает и заставляет вспомнить о чувстве собственного достоинства.

Музыка всячески способствует формированию нравственных качеств личности. Но смотря какая. Такие группы, как Rammstein, демонстрируют безобразное исполнение песен, являя на сцене полное бесоуподобление и демонизируя сознание незадачливых слушателей. Даже смотреть страшно. Это, безусловно, разрушительная музыка.

Совсем другое – классическая музыка. Гармония облагораживает. Такая музыка воздействует на эстетическое чувство и поднимает человека над землёй. Ребёнок, который знакомится с шедеврами живописи и музыки, приобретает эстетический вкус. Он начинает различать «горькое» и «сладкое».

– Чем, по вашему мнению, ребёнок должен ещё заниматься в свободное от школы время? Какими видами деятельности вы могли бы посоветовать ему заняться?

– Всё зависит от возраста. Возрастная психология помогает разобраться, какие способности и в какое время желательно развивать. Если это младший возраст, тогда детей лучше знакомить с Божиим миром, чтобы они росли не разрушителями, а созидателями. Нужно учить их любить всё живое. Как важно оградить ещё неискушённое сердечко от вихрей злобы, агрессии. Ведь эти страсти (аффекты) могут погубить человека. По мере взросления неплохо приобщать ребёнка к изучению иностранных языков. Языковые занятия приучают к терпению, прилежанию. Сейчас кое-где возрождается искусство каллиграфии. Её изучение влияет и на психику, и на умственные способности, избавляет от невротических реакций. В подростковом возрасте опасно предоставлять ребёнку полную свободу. За лентяем ходит сто демонов, а у занятой пчелы нет времени для скорби. Правильнее всего организовывать активные формы досуга – спортивные занятия, путешествия, приобщение детей к высокой романтике общения с природой.
В завершение скажу, что в делах воспитания гораздо легче теоретизировать, чем добиваться конкретных практических результатов. Но отступать, господа, нам некуда…