Радуга

Борух-Нахман
…А ларчик просто открывался...

     В небе висели две радуги. Одна – огромная, медленно увеличивающаяся; одним концом она упиралась в подножье Замковой горы, другой конец ее плавно перемещался от городской ратуши в сторону дальних новостроек. Вторая полностью поместилась в середине первой и была к ней почти под прямым углом. Первая выглядела широченной и акварельной, вторая – четкой и яркой, как коробочка пастели. Небо, выстеленное свинцовым листом, постепенно рассеиваясь на самом что ни на есть молекулярном уровне, безропотно пропускало в мир свет Вселенной.
     Мудрецы говорят: когда придут времена и люди станут видеть несколько радуг одновременно, когда такое явление будет происходить все чаще и чаще, близится приход Мошиаха. Здорово – за месяц до этого, перегоняя фуру в Одессу, где-то посреди дороги, возле Умани, я тоже видел две радуги.
     Всевышний подарил миру радугу после потопа как свидетельство, что больше никогда не повторит всеобщего уничтожения, и повернул ее горбом вверх в знак того, что лук своей боевой частью, то есть выгнутостью, тоже никогда не будет направлен против человечества.
     А еще мудрецы говорят, чтобы очистить наш загрязненный мир, нужно на жертвенном костре сжечь абсолютно красную корову, пепел растворить в воде хрустального источника, и тогда этой водой можно будет очистить первосвященника, а он, в свою очередь, начнет очищать мир. Случаев рождения красной коровы до нашего времени было девять; когда случится десятый, приход Того, кто реорганизует мир – приход Мошиаха – неизбежен.
     В израильской прессе появилось сообщение, что, якобы, такое животное уже родилось, и оно как раз десятое со времен Храма. Ведется тщательная проверка. На ее шкуре, по закону, не должно быть больше двух волосков другого цвета.
Здорово! Таким образом, омывшись, отмывшись, умывшись, можно будет убрать из душ человеческих все инородное и наносное, довести внутреннее состояние до абсолютной проводимости. И тогда бесконечная, неограниченная информация Неограниченного Всевышнего запишется на нашем сознании непосредственно напрямую, как бы шлейфом, – с винчестера на винчестер. От Отца к сыну. Такое уже было. В сущности, это наше изначальное качество, орган чувств, свернутый, заархивированный до каких-то, видимо, лучших, или Отцом специально установленных времен. Закрытый способ получения информации. Именно так было на Синае. Но мы этого не ценим, не помним – за это и наказаны. Только одиночки держат себя в состоянии постоянного ожидания – они-то и загружены ответственностью за мир, по самую, что называется, макушку. Внешне они кажутся чудаками, ненормальными, но именно они – в порядке, просто для тех, кто не вырос из детского садика, и, естественно, не готов к урокам даже первого класса, Учитель не ставит задачу «Дважды два», но и бросить малышей без присмотра – тоже не бросает. Вот и живет человечество в большинстве своем в форме архивного материала. Только всегда недовольные ученые с ума сходят. Все ищут и ищут.
        Еврейская пара остановилась у нас на шаббат. Оба молоды и красивы. Они интеллигентны, воспитаны и очень образованы.
        Эти двое молодых людей приехали к нам из большого города в поисках ответа на серьезный вопрос. Очень странно, не правда ли? Неужели в маленьком городе больше шансов решить проблему, чем в большом?
       Ее зовут Браха и она прекрасный человек – мощный, целеустремленный, с неограниченным потенциалом – ходячая Энциклопедия! Но это ее трагедия. Мы все время спорим. Знаний у нее – множество, но все они находятся в состоянии войны, на каждое утверждение – тут же контраргумент. Одни знания против других. Дальше – хуже. Она ищет выход из конфликта знаний, а искать его совсем не надо, они все – единая среда, и оптимальный вариант – не бегать за ними, а расслабиться и ждать. По сути, для собственной реализации она уже набрала достаточно знаний, теперь их нужно удобно уложить или подождать, когда они уложатся сами. Мудрец не может назвать себя мудрецом. У него только один шанс – исследовать мир и ждать, когда его исследования будут востребованы. Тот, кто идет о себе рассказывать сам – не мудрец, это просто учитель. Вот ее парадокс: ей нужно молчать, а она всем доказывает, что не верблюд. И так видно. И красива!
       Мы не можем разобраться в парадоксе проблемы свободы выбора. Если существует непреодолимая предписанность, то как же одновременно с ней существует наша инициативность и возможность говорить «да» и «нет»? Что такое парадокс? Это состояние, когда два взаимоисключающих друг друга явления существуют одновременно в одном и том же месте. В сущности, это мир и антимир – то, что должно взаимно уничтожить друг друга через реакцию аннигиляции, но то, что, по непонятным для нас законам, – все таки  существует.
      Мы можем спорить, но так устроен мир. Собственно, это единственная и главная схема, на которой этот мир держится. Значит, тому, заболевшему, тому, кто находится в состоянии постоянного конфликта и ожидания, нужно принять на себя обязанности согласователя несогласующихся систем. Ничего, что весь мир говорит: «Невозможно!» Таки возможно! Просто необходимо понять, что такое состояние мира изначально, и оно существует независимо от нас. Собственно, мы и помещены в детский садик Вселенной именно с этой задачей: приобрести знания, позволяющие выйти на уровень понимания изначальности такого парадокса. Тогда – следующий скачок в следующее измерение, в следующее учебное заведение. А пока наши игрушки – лето и зима, горячее и холодное, свет и тьма. Наши парадоксы – чукча и молдаванин, еврей и гой, волк и ягненок. Все это части одного целого, и все это – только инструменты и кубики, из которых нужно сложить единое, на первый взгляд, не слагаемое.
      Представьте себе реку, которая течет в океан. Мы не можем изменить ее течение и, оказавшись в ней, рано или поздно попадем туда же, куда и она. Но если мы – рыбы, то, без всякого сомнения, в пределах наших возможностей можем оставаться жить и в горной части реки, и в ее медленном течении, но можем попасть и в океан. Однако можем добраться и до самых истоков.
      Есть более сложные модели. Например, толстый корабельный трос, составленный из множества жгутиков, которые, в свою очередь, тоже сплетены из множества тросов-жгутиков. Если представить себе, что общая толщина троса – это ширина реки, то каждая ниточка – это человеческая судьба, которая суммарно и формирует весь трос. Немного не так, потому что по срезу жгутик может перемещаться. Как раз в этом и есть свобода выбора. Итак – свобода выбора без свободы выбора или отсутствие всякой свободы при полной автономности. Но где она, эта автономность? Другая модель – это коробки с играми из пятнадцати кубиков в шестнадцати ячейках, поставленные одна на другую. Можно двигаться по собственному желанию как вправо, так и влево, к центру – и от него, можно перепрыгнуть из коробки в коробку, но столб, составленный из коробок, все равно будет ограничивать возможности. Это тоже не совсем так – никаких границ не существует. Сумма имеющихся костяшек не может измениться – тогда в своей свободе выбора мы ограничены суммарной территорией передвижения; в сумме мы – тот же Адам, только поделенный на множество Адамчиков, как на физиологическом, духовном, так и на пространственно-временном уровне.
      Душа – вот в чем нужно искать ответ. Что единственное имеет качество Всевышнего – бесконечность – так это душа. И, как ее проявление, мысль. Мы, как Всевышний, можем планировать, творить, создавать, строить и разрушать, но впереди всего идет мысль. Мы, единственные, в отличие от животных, можем совершать алогичные поступки. Мы, единственные, знаем о прямом контакте. Нам, единственным, он доступен. И мы, единственные, можем его создавать. Именно поэтому – «по образу и подобию». Но только так, чтобы мозги не закипели. Поэтому – не только соединить воедино воздух и землю, поэтому – все мнения правомочны. Каждый винтик нужно согласовать, даже если он с другой резьбой, все равно надо найти ему место. В том, что оно есть, можно не сомневаться. Отец все предусмотрел. Мы отвечаем не за одни ходики, мы в ответственности за общий часовой механизм. Мы не можем любить или не любить его. Другого детского садика не будет. Главное – открыть себя и впустить вовнутрь всю информацию. Она вся – правда. Нет неверной.
    В небе висели две радуги. Одной радугой был я, второй – она. Мы их создали. И впервые перестали спорить.
Май 2005;г.