Дени Дидро Монахиня

Антон Шишкодремов
Впервые прочитав "Монахиню" в 12-летнем возрасте ("Монахиня" осуществила довольно сильное вмешательство в психику мальчика, вдолбив в его голову мысль по поводу того, что никто не имеет права диктовать ему условия касающиеся его собственной жизни - ни бог, ни отец и не государство) при повторном прочтении еще раз убедился в том, что может привлекать юного читателя. Произведение действительно кажется детским, несмотря на совсем недетский сюжет и важные вопросы, затронутые автором. В "Монахине" существует четкое разделение на добро и зло. Помимо того, что подобное видение мира присуще главной героине в ее неполные 20 лет, отпечаток накладывает еще и тот факт, что она практически в течении всего повествования находится в состоянии войны. Либо ведет ее, либо к ней готовится, либо находит еще какие-то внутренние терзания.

Дидро пытался нарисовать чистый образ невинной девушки и это ему удалось. Парадоксальным для себя образом обнаружил у главной героини несокрушимую веру в бога, чему в детстве не придал особого значения. Это объяснимо, ибо в юном возрасте не задаешь себе вопросов по поводу возможности сохранения подобной девушки в первозданном виде, слова автора воспринимаются на веру. Главная героиня следовала христианским правилам с фанатичной точностью и даже умудрялась не допускать греховных мыслей. Технология сего процесса лично для меня загадочна, но Дидро посвятил этой теме отдельный семинар, долго разглагольствуя о недопустимости пагубных знаний. Сие не очень вяжется с Евой и женской природой в принципе, но на сей раз я ни на минуту не забывал, что читаю все же мужчину за 40. Тем не менее, снимаю шляпу перед автором, сумевшим сохранить некую часть самого себя, которую без особых проблем можно выдать за юную девицу.

Именно благодаря христианским правилам главная героиня пришла к выводу, что не должна быть монахиней. Сей парадокс занятен, необычен и на нем фактически строится весь сюжет. Мы можем прийти к богу только удаляясь от него. Монастырь в те годы выглядел более привлекательно, мы слышим мнение простого народа по поводу того, что "монахини там живут на всем готовом", но главная героиня стремится к мирской жизни, хотя толком о ней ничего не знает. Она уверена в своих силах - в своей привлекательности, которая позволит ей достойно выйти замуж (она вообще находится только в двух состояниях - когда все с ней носятся, тискают ее, обожествляют и когда все над ней глумятся. Это все подразумевает отсутствие равнодушных к ее персоне), сыскать пропитание игрой на клавесине - да и вообще, без обиняков, главная героиня не пропускает момент объявить о том, что она самая умная и красивая. Скромность не является ее отличительным качеством, хотя она и старается.

Вера в бога главной героини построена на выполнении определенного набора правил. В этом она хорошо разбирается - знает наизусть монастырский устав и учит других этими знаниями пользоваться. Честность подразумевает в ней никудышнего дипломата. Тем не менее, девушка всячески ловчит и лукавит - она и не может по-другому, ибо слишком хорошо понимает процессы - грех не воспользоваться этим знанием. Но честность один из ее пунктов, а посему она не может соврать и поклясться именем божьим. Вера и изолированное пространство монастыря смогли хорошо скрыть все недостатки девушки и поэтому она выглядит практически святой. Самый тяжкий грех, на который она способна - это подслушать чужой разговор. Разумеется, образ надуман, но Дидро позаботился буквально обо всем. Чего стоит заключение, где героиня перечитывает собственные записи и обвиняет себя в кокетстве. Злопыхатели и здесь обломались - она их опередила.

Обличение слуг божьих - основная тема произведения и Дидро часто обвиняют, что героиня слишком умна для своего возраста, а тем более - половой принадлежности. Однако в логическом смысле произведение безупречно. Концептуальные высказывания по поводу церкви и государственной власти переданы главной героиней со слов других людей, которые вполне могли это и произнести. Откровенно богохульного пока мало, ибо автор не достаточно еще на этом набил руку.

    "Дать обет бедности – значит поклясться быть лентяем и вором. Дать обет целомудрия – значит обещать Богу постоянно нарушать самый мудрый и самый важный из его законов. Дать обет послушания-значит отречься от неотъемлемого права человека – от свободы. Если человек соблюдает свой обет– он преступник, если он нарушает его – он клятвопреступник."


И вот, что меня заинтересовало - "Мой обморок был таким глубоким и продолжительным, что я уже не надеялась прийти в себя и увидеть вас когда-либо". Никогда не падал в обморок, но человек при этом получается способен думать?

    "Ну, тогда остается надежда на то, что ворота монастыря когда-нибудь распахнут, что люди откажутся от безрассудства и перестанут заточать в склеп юные создания, полные жизни; что монастыри будут упразднены; что в обители вспыхнет пожар, что стены темницы падут; что кто-нибудь придет на помощь."

Да, у каждого из нас есть свой монастырь. Но что-то мне подсказывает, что помощи от кого-то, чтобы из него вырваться, не дождешься.