И так, знакомимся с творчеством Жоржа Сёра

Алина Алексеева-Маркезин
Жорж-Пьер Сёра.Воскресный день на острове Гранд-Жатт. 1884—1886,( Художественный институт, Чикаго)

         Сёра Жорж Пьер  (1859 - .1891), французский живописец и график. Учился в парижской Школе изящных искусств , работал в основном в Париже. Основатель течения неоимпрессионизма (дивизионизма, пуантилизма).

        Он родился в Париже 2 декабря 1859 года в зажиточной, но несколько необычной семье. Его отец, Антуан Кризостом, был министерским чиновником. Рано выйдя в отставку, он большей частью жил один в своем втором доме в Ренси под Парижем.

    В погребе дома Антуан обустроил молельню, где отдавал дань своей набожности, совершая богослужения (с садовником в качестве служки).
Одну руку он потерял на охоте в результате несчастного случая и пользовался протезом.

      Во время обеда Антуан вставлял в протез вилку или нож, но часто забывал об этом, продолжая энергично жестикулировать во время разговора. Как писал позже один из его друзей, «он с такой силой размахивал своим острым оружием, что мне, сидевшему рядом с ним, постоянно приходилось опасаться за свои глаза».

         Жорж видел отца только по вторникам, когда тот приезжал обедать в кругу семьи и «исполнять супружеские обязанности». Между ними не было особой близости, что не помешало сыну унаследовать отцовские черты характера - замкнутость, независимость и скрытность.

     В 1878 году Сёра приняли в Школу изящных искусств. Здесь он учился у Анри Лемана. Леман благоговел перед Энгром, учеником которого являлся, - это может многое сказать о его педагогических приоритетах. По сохранившимся студенческим работам Сера тоже видно, как старательно молодой художник копирует линейную манеру Энгра.

            При этом он живо интересовался новейшими течениями в живописи. В 1879 году Жорж посетил четвертую выставку импрессионистов и был поражен полотнами Моне и Дега. Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сёра к самостоятельным поискам. Около этого времени он покинул Школу изящных искусств.

      Он представил на выставку в Париже одну из своих работ-Купальщики в Аньере.На эту картину Сёра потратил год, но жюри Салона отклонило работу. Те, кого постигла такая же судьба, в ответ организовали Салон отверженных (независимых). Вскоре состоялась его выставка, где Сера, наконец, получил возможность представить свою работу широкой публике.

      В отзывах о выставке царил разнобой. Один из критиков даже назвал работы «независимых» «неудачными, непонятными, ужасными, бессмысленными, анемичными и надуманными». И все равно Сёра был счастлив. А с официальным Салоном он прекратил с тех пор всяческие отношения.

    После выставки Сёра с головой погрузился в жизнь, которую вели «независимые». Посещая их собрания, он тихо сидел в сторонке, посасывал свою трубку и наблюдал за происходящим. Несмотря на молчаливость, Сера вскоре стал душой компании. Наиболее яркой личностью в ней был Поль Синьяк, художник-самоучка, выросший на традициях импрессионизма.
   
    Он проявил огромный интерес к «пуантилизму» (или «дивизионизму») Сёра. Очень важным оказалось то, что Синьяк гораздо точнее и доступнее автора формулировал новаторские идеи Сёра. И в немалой степени именно благодаря его усилиям Сера впоследствии признали основателем нового течения в живописи.

Картина Парад-алле.1888

      Здесь Сёра разработал свою оригинальную технику живописи - маленькими мазками чистых цветов, смешанных только с белилами. Ее часто называют пуантилизмом, но сам автор и его последователи предпочитали термину "дивизионизм".

  Эта техника была настолько сложна, что художник за свою недолгую жизнь написал только семь больших композиций, не считая пейзажей и рисунков. Стремление Сера к жесткой структуре и порядку в работе над своими произведениями было противоположно интуитивизму импрессионистов; поэтому для обозначения созданного им метода возник термин "неоимпрессионизм".

Самая знаменитая работа.Воскресный день на острове Гранд-Жатт. 1884—1886,(иллюстрация вверху)

   Созданию картины предшествовало написание множества подготовительных работ, в которых художник пытался разрешить проблему взаимодействия человеческих фигур в световоздушной среде. Следуя своей теории, художник делит полотно на две зоны: освещенную, написанную теплыми чистыми красками, и затененную, с преобладанием холодных чистых тонов. В целом картина передает ощущение сонной атмосферы летнего дня.

   Он писал эту  картину на маленьком островке рядом с Аньером - как всегда, очень тщательно и методично. На ее создание художник потратил почти два года. В 1886 году Сёра показал свой шедевр на восьмой (и последней) выставке импрессионистов.

    "Гранд-Жатт" произвел форменный фурор. Морис Эрмель назвал это полотно "манифестом живописи и знаменем новой школы". Это положение развил Феликс Фенеон. Фенеон стал подарком судьбы для Сёра - он лучше других понял значение его поисков в контексте всей истории живописи.

        Фенеон писал, что старое течение (импрессионизм) исчерпало себя, и на смену ему приходит новая волна художников, названных им неоимпрессионистами. Лидером и душой неоимпрессионистов критик "назначил" Сёра. Тут, на его взгляд, и спорить было нечего.

     Триумфальное шествие полотна "Гранд-Жатт", между тем, продолжалось. Картину показали на второй выставке Общества независимых осенью 1886 года и на выставке "Группы двадцати", собравшей бельгийских художников-новаторов. Синьяк писал: "Огромные толпы, постоянный шум, возмущенные буржуа и растерянные мазилы. В целом, большой успех для нас. Картину Сёра невозможно было рассмотреть, ее всегда окружали тучи зрителей".

     Мода на неоимпрессионизм быстро распространялась, и вскоре десятки художников принялись имитировать "пуантилистскую" манеру Сёра. С одной стороны, все это очень льстило художнику, а с другой, - вызывало ревность. Он теперь пытался уклониться от выставок, опасаясь, что его идеи окажутся просто разворованы падкими на успех "товарищами".

Натурщицы 1886-1888

        Для своей композиции Сёра избрал уголок собственной мастерской. Он изобразит на полотне молодую обнажённую женщину в трёх положениях: стоящую в центре в фас, сидящую на подушке слева спиной к зрителю и сидящую справа на табурете в профиль. Это, так сказать, развёрнутое в пространстве изображение одной и той же фигуры станет тройным ответом на критику, тройным вызовом академизму.

        Три фигуры расположены на одинаковом расстоянии друг от друга. На одной из двух стен, образующих угол комнаты, висит картина "Гранд-Жатт", однако видна лишь её часть. Она самым строгим образом включена в композицию: обнажённая женская фигура слева находится на одной и той же вертикали, что и женщина с обезьянкой на картине "Гранд-Жатт", а та в свою очередь помещена как бы в пандан к обнажённой фигуре справа.

       Как обычно, Сера предварительно изучает в крокетонах и рисунках различные элементы полотна, которому даст название "Натурщицы", и в частности каждую из обнажённых фигур. Он так энергично работает над одним из своих крокетонов, изображающим стоящую натурщицу, что сможет показать его в марте на выставке независимых. Критикам ничего не останется, как умолкнуть.


    Скрытность Сёра распространилась и на его личную жизнь. В 1888 году он влюбился в белошвейку Мадлен Кноблох. Сёра скрывал роман и от друзей, и от родных. В феврале 1890 года Мадлен родила мальчика. Сёра дал ему имя, зеркально отражавшее его собственное, - Пьер Жорж. Родные по-прежнему ничего не знали.

        Жизнь Сёра оборвалась неожиданно: в марте 1891 года художник заболел во время подготовки к новой выставке и умер, как предполагают, от менингита.Его сын умер две недели спустя от той же болезни. Похоронен Жорж-Пьер Сёра на кладбище Пер-Лашез.
      Его последней, так и неоконченной работой, стала картина «Цирк», которую художник все же успел выставить в «Салоне Независимых».

    В мастерской Сёра осталось 42 картины, 163 крокетона, 527 рисунков и набросков,  ставшее предметом спора для родственников, друзей  Мадлен Кноблох. Впрочем, тогда эти картины не стоили больших денег: при жизни Сера сумел продать лишь несколько своих работ (по 300 франков за пейзажи и по 60 – за рисунки), а его картина «Натурщицы», которую сам художник оценил в 2500 франков (по 7 франков за день работы) через шесть лет после смерти была продана всего за 800 франков.

    В 1900 году семья художника продала "Гран-Жатт" за 800 франков, "Цирк" - за 500 франков, а рисунки - по 10 франков за штуку. В декабре 2008 года, рисунок Сера «В Японском диване» (Au divan japonais) ушел с молотка «Сотбис» за 5 миллионов евро.

Текст с другими работами художника.
http://maxpark.com/community/6782/content/1815785