Птолемей VI и Антиох IV. Маккавейская война

Константин Рыжов
Антиох Епифан

                1. Антиох IV Епифан
      
              После поражения в войне с римлянами  (http://www.proza.ru/2015/05/09/1622) Антиох III (http://www.proza.ru/2012/07/16/270) отправил своего младшего сына Антиоха заложником в Рим. Позже Селевк IV высвободил Антиоха из плена, отправив вместо  него заложником своего сына. Когда Антиох  находился еще в Греции,  Селевк был убит по тайному умыслу неким Гелиодором из числа придворных. Этого Гелиодора, желавшего захватить власть,  изгнал пергамский царь Эвмен II. Он возвел  на  престол Антиоха, желая быть  его другом. Так Антиох получил власть над Сирией, а заодно и свое официальное прозвище “Епифан” (“со славой явленный”), потому что  в глазах подданных он был законным государем  той власти, которая была  отнята у него чужими. Установив дружбу и союз с Эвменом, он твердо правил Сирией и племенами, лежащими около нее.
       
            За свой образ жизни Антиох IV (175-164 гг. до Р.Х.) приобрел также и  второе прозвище Эпимана (Безумного). И действительно, любовью своей ко всякого рода проделкам и  чудачествам Антиох приводил людей рассудительных в недоумение; одни видели в нем человека простодушного, другие безумца. Иногда, рассказывает Полибий, он без ведома придворных скрывался из дворца и бродил там и сям по городу на виду у всех в сопровождении одного-двух товарищей. Его можно было встретить у серебряных и золотых дел мастеров, где он болтал с резчиками и иными рабочими, расспрашивая об их мастерстве. Он  заводил знакомства и разговоры с первым встречным из простонародья и бражничал с беднейшими из чужеземцев. Прослышит, что где-нибудь собрались на пирушку молодые люди, царь без всякого предупреждения являлся к ним в шумном  обществе с чашей в руке и с музыкой. Собравшиеся, в смущении от такой неожиданности, часто поднимались с мест и убегали. Также нередко случалось, что он снимал с себя царское одеяние и в тоге соискателя на должность обходил рынок,  пожимал руки одним, обнимал других, убеждая подавать голоса  за него. По избрание на должность он, согласно обычаю римлян, садился в кресло из слоновой кости, выслушивал споры, какие происходили на рынке, и решал дела с большим вниманием и усердием.
       
            Мыться Антиох ходил в народные бани, когда они бывали переполнены простонародьем и всегда носил с собой кувшины с драгоценнейшими маслами. Однажды в бане кто-то сказал ему: “Хорошо вам, цари, что вы умащаете себя такими ароматными маслами”. Антиох не сказал на это ни слова, но в другой раз подошел к тому месту, где мылся человек, обратившийся к нему с такими словами, и велел вылить ему на голову наибольший кувшин превосходнейшего масла. Все купальщики при виде этого кинулись туда же, чтобы натереть себя маслом, но среди смеха падали на скользком полу. Скользил и смеялся сам царь.
       
           В щедрости своей Антиох также не знал удержу. Часто при случайных встречах с людьми, которых раньше никогда не видел, он неожиданно предлагал подарки. А в жертвенных приношениях городам или в способах чествования богов он превосходил всех царей. Мегалополитанцам  в Аркадии  он пообещал окружить их город стеной и на большую ее часть дал денег; в Тегее решил построить великолепный мраморный театр; в Кизике в пританее  (общественном здании, где на государственный счет кормились удостоенные такой чести) он обставил один стол золотой посудой. О его щедрости к богам свидетельствует  храм Зевса Олимпийского в Афинах, хоть и недостроенный, но единственный на земле достойный этого бога. Делос он разукрасил замечательными алтарями и множеством изваяний, а в Антиохии возвел великолепный храм Зевса Капитолийского, не только с наборным вызолоченным потолком, но и стенами, сплошь обитыми золоченными листами. Антиох обещал и многое другое  во многих местах и не исполнил обещанное только из-за краткости своего царствования. Также и пышностью зрелищ всякого рода Антиох превзошел всех прежних царей; иные устраивались по греческим обычаям и с множеством греческих искусников, но гладиаторские битвы стал он устраивать по римскому образцу и добился того, что это зрелище стало обычным и приятным.
       
                2. Шестая Сирийская война и смуты в Египте
       
        В 180 г. до Р.Х. власть в Египте наследовал Птолемей VI  Филометр (180-145 гг. до Р.Х.). Подобно своему отцу Птолемею V (http://www.proza.ru/2010/11/11/1399) Филометр сделался царем в очень юном возрасте. По свидетельству Юстина, он был настолько бездеятелен и ослаблен ежедневными излишествами, что не только перестал исполнять обязанности, присущие царскому сану, но от чрезмерного  ожирения лишился даже рассудка. По  словам же Полибия, Птолемей был человек добрый и великодушный, как ни один из предшествовавших ему царей. Но он часто терял самообладание и предавался чисто по-египетски излишествам и распутству. В таком состоянии он и навлекал на себя все беды.
       
        Большим безрассудством со стороны Птолемея VI было затеять войну с Антиохом IV, царем деятельным и способным. Яблоком раздора уже не в первый раз послужила Келесирия. Эту землю сирийцы почитали своей после того, как в битве при Панионе Антиох III наголову разбил  египтян. Птолемей же считал, что Антиох несправедливо удерживает Келесирию, отданную согласно договору, в приданное за Клеопатрой I, когда она выходила замуж за его отца. В 170 г. до Р.Х., узнав, что  Птолемей VI вынашивает планы начать с ним войну из-за Келесирии, Антиох решил сам предпринять поход на Египет.  Птолемея он одолел в морском сражении возле Пелусия, затем спешно навел мост через Нил и переправился по нему со всем войском.
       
        Когда понятно стало, что война проиграна, александрийцы подняли восстание, изгнали Птолемея Филометора и приняли к себе его младшего брата Птолемея Фискона.   Филометр же, захватив с собой деньги и предоставив царство неприятелю, укрылся на Самофракии. Антиох при посредничестве родосцев помирился с ним и объявил себя защитником его интересов.  Он осадил Александрию, но вскоре оставил тщетные попытки одолеть ее стены. Тогда, покорив остальной Египет, Антиох  сделал старшего брата царем в Мемфисе. В 169 г. до Р.Х. Антиох ушел с войском в Сирию. Пелусий он, однако, оставил за собой, и таким образом мог вторгнуться в Египет в любой момент.
       
        Для Птолемея VI намеренье Антиоха отнюдь не было тайной, и он рассудил так: покуда младший брат устрашен осадой, нужно воротиться в Александрию. Филометр стал слать письма, сперва к своей сестре и жене  Клеопатре II, которая находилась там же в Александрии, а потом к брату - писал им, пока не договорился о мире. Он объяснил, что Антиох стал ему подозрителен, когда, передавши ему Египет, оставил в Пелусии сильный гарнизон. Стало ясно, что ключ от Египта у Антиоха в руках и при желании он сможет в любое время вернуться туда с войском, а усобица между братьями ослабит их так, что и победивший уже не сможет противостоять Антиоху. Младший брат и люди его согласились с разумными доводами старшего, да и сестра помогла -  советами, а больше мольбами. Так с общего согласия был установлен мир, и старший Птолемей вновь водворился в Александрии, не встретив сопротивления даже у городской толпы, истощенной осадой и голодом. Менее всех такое положение вещей устраивало Антиоха. Когда Птолемей прислал к нему послов благодарить за возвращение отцовского царства, Антиох потребовал передать ему Кипр, Пелусий и земли вокруг Пелусийского устья Нила. Но Птолемей отказался покупать мир такой ценой. Он отправил послов в Рим молить о заступничестве.
       
           Между тем Антиох во второй раз вторгся в Египет, и был принят жителями Мемфиса, а также прочими египтянами, кем добровольно, а кем из страха. В четырех милях от Александрии он перешел Нил и тут встретил римское посольство, возглавляемое Гаем Попилием. Антиох приветствовал послов и протянул, было, руку Попилию, которого хорошо знал еще со времен своего заложничества в Риме, но тот руки ему не подал, а вручил дощечки с сенатским постановлением. Оно гласило: “Антиох не должен воевать с Птолемеями”. Когда царь прочел приказ и сказал, что он подумает, Попилий жезлом очертил вокруг него круг и сказал: “Думай здесь”. Опешив от такого насилия, пишет Ливий, Антиох замешкался было с ответом, но ненадолго, и сказал: “Что сочли за благо в сенате, то я и сделаю”.  Лишь после этого Попилий подал ему руку, как союзнику и другу. Таким образом, страна была спасена от неминуемого порабощения. Антиох же в назначенный день покинул пределы Египта и Кипра.
       
        Избавившись от внешней опасности, братья-Птолемеи решили править совместно, но уже в 163 г. до Р.Х. между ними вновь вспыхнули распри, и Фискон изгнал Филометра. Птолемею VI пришлось опять искать защиты у римлян. Сенат восстановил его власть, а римские послы произвели раздел Египетского царства между братьями.  При этом Птолемей VII получил власть над Киреной.
       
           В 162 г. до Р.Х. Фискон приплыл в Рим добиваться, чтобы произведенный раздел его с братом был отменен; при этом он уверял, что согласился на предъявленные к нему требования не по доброй воле, но по необходимости. Он просил сенат отделить Кипр ему, ибо и в этом случае его доля была бы гораздо меньше братней. Филометр тоже прислал в Рим послов, которые показали, что только благодаря вмешательству старшего брата младший Птоломей смог получить Кирену.  Не будь этого, он бы вообще остался без надела, так неприязненно и зло был настроен против него народ. Сенат все же принял сторону Фискона и отправил в Египет новое посольство для более справедливого раздела страны. При этом сенаторы, конечно, исходили из собственных интересов. Понимая огромную силу Египта, римляне боялись, как бы он, получив искусного правителя, не предъявил неумеренных притязаний.  Вместе с римскими послами Фискон приплыл в Апис.  Послы отправились в Александрию, но здесь, после многих разговоров со старшим Птолемеем, стали все более склонятся на его сторону. Тем временем к младшему Птолемею пришла весть о возмущении киренцев, о том, что и города примкнули к ним, что в восстании принял участие Птолемей Симптесис, египтянин по происхождению, которому царь на время своего отъезда в Рим доверил управление государством. В этих обстоятельствах Фискон испугался, что в погоне за большим может вообще лишиться всего, что имеет. Он оставил в стороне все прочие заботы и поспешил в Кирену. Прибыв к так называемой Великой Стремнине, царь обнаружил, что горные теснины  заняты ливийцами и мятежниками-киренцами. Птолемей VII посадил на суда половину своего войска, обошел теснины и высадился в тылу неприятеля. Отсюда он в семь дней прошел пустыню. Узнав о приближении царя, киренцы тотчас выступили против него, развернулось сражение, и в конце концов Птолемей был побежден.  Тем не менее, киренцам все же пришлось принять к себе Фискона, а в 155 г. до Р.Х. он в римском сенате отсудил в свою пользу также Кипр.

       
                3. Иудея в эпоху эллинизма

      Со времен Александра Македонского Иудея стала частью обширного мира, в котором первостепенное  значение имел греческий элемент. Сами македонцы к этому времени глубоко усвоили греческую культуру: они говорили на греческом языке, поклонялись греческим богам и во многом ощущали себя единым с греками народом. Да и собственно греки составляли значительную часть воинов Александра. Вслед за его армией на восток устремились массы греческого и македонского населения. На востоке они слились в единый слой эллинов, занимавших более высокое положение, чем подчиненные народы. Эллинами были цари и многочисленные придворные, эллинской была наемная армия и чиновничество. Греческий язык стал официальным языком новых государств, эллинские нормы  в значительной степени определяли образ жизни всего Ближнего Востока, особенно его аристократии, которая стремилась войти в правящий слой новых государств. А для этого нужно было принять и греческий язык, и греческую культуру и эллинский образ жизни.
      
      Эллинское влияние просачивалось в Палестину исподволь, незаметно, постепенно захватывая все новые и новые позиции. С каждым годом  множество греков переселялось в иудейские города, многие из которых даже сменили свои названия. В арамейский язык вошло немало греческих слов.  Менялись одежда, домашняя утварь, пища, архитектура – и вообще весь быт и облик страны становился эллинистическим. Некоторое время ничто, казалось, не предвещало конфликта. Но в какой-то момент правоверные иудеи поняли, что над ними нависла серьезная угроза. Мало того,  что иноземные веяния обезличивали нацию – за внешней культурой крылось мироощущение,  явно чуждое и даже враждебное духу Торы. В стране появились люди,  особенно среди знати, которые стали с пренебрежением относиться  к Моисееву Закону (http://www.proza.ru/2010/04/20/234). Побывав в чужих краях, они пленились мирским духом, царившим в греческих городах Сирии и Египта. Древние отеческие  обычаи превратились в их глазах  в ненужную и тягостную обузу. В Иерусалиме сложилась целая прослойка грекоманов, в основном состоявшая из представителей знати. Аристократы, землевладельцы, откупщики, нажившиеся за счет соотечественников, строили себе роскошные виллы и вводили новшества по примеру завоевателей. Все иностранное представлялось им превосходным, а отечественное – безнадежно устаревшим.
      
                4. Смута в Иерусалиме
      
      Вскоре представители новой знати настолько усилились, что попытались захватить руководство иерусалимской общиной. Иисус, брат первосвященника Онии,  явился к Антиоху IV и пообещал ему большие сокровища, если тот позволит ему занять место брата. Царь исполнил его желание. Получив власть, Иисус  стал  склонять иудеев к эллинским нравам и постепенно вводить иноземные обычаи. Перед крепостными стенами  было построено на греческий манер училище для телесных упражнений, которое должны были посещать все юноши. У самых стен храма можно было теперь видеть обнаженных бегунов, борцов и метателей дисков. Даже некоторые молодые священники, забыв о своих обязанностях перед Богом, охотно принимали участие в играх и состязаниях. Происходили совместные соревнования иудеев и язычников. Эллинские нравы и обычаи быстро пускали корни. Дело дошло до того, что многие иудеи стали стыдиться отеческих имен и стали принимать новые - греческие. Сам Иисус изменил свое имя на Иасон.
      
      Прошло несколько лет. Однажды, собрав назначенные для царя деньги, первосвященник отправил их со своим доверенным Менелаем в царскую столицу. Этот Менелай был братом того самого Симона, который при Селевке IV пытался ограбить храмовую сокровищницу (http://www.proza.ru/2015/05/09/1622). Прибыв к Антиоху, Менелай оговорил Иасона и добился того, что царь передал ему сан первосвященника. Так Иасон, обманувший брата, сам был обманут другим и как изгнанник удалился в страну аммонитян.
      
      Добившись бесчестным путем власти, Менелай забыл об обещаниях данных царю, а думал только о том, как набить свою мошну. Этот недостойный первосвященник дошел до того, что стал тайком продавать священные сосуды, а вырученные деньги присвоил себе. Жители столицы знали об его беззакониях и глухо роптали. Начальник городской крепости Лисимах попытался силой пресечь волнения, но только ускорил этим взрыв негодования. Горожане обратили солдат в бегство, а самого Лисимаха умертвили. Менелай был взят ими под стражу. Трое иудейских старейшин отправились к Антиоху с жалобой на его беззакония. Однако царь, не разобрав как следует дело, Менелая освободил, а старейшин велел  немедленно казнить. Возвратившись в Иерусалим, Менелай стал жестоко мстить согражданам.
       
       
                5. Гонения Антиоха IV на иудеев

        Ответом на преследование стало новое восстание.  Иасон, собрав около тысячи своих сторонников, сделал внезапное нападение на Иерусалим и захватил его. Менелай бежал в крепость. Иасон стал жестоко истреблять жителей, не разбирая правых и виноватых, а потом вновь бежал в аммонитскую страну. Когда весть о происшедшем дошла до Антиоха IV, он решил, что иудеи задумали отложиться от него, стремительно подступил к Иерусалиму и захватил его вооруженную рукой. Царь приказал воинам нещадно бить всех, кто попадется, и умерщвлять тех, кто станет скрываться в домах. В продолжении трех дней город лишился восемьдесяти тысяч жителей: сорок тысяч пало от рук убийц, и не меньше убитых было продано в рабство.
       
        Через два года, в 168 г. до Р.Х., Антиох послал в Иудею сборщика податей Аполлония. Тот, выдав свой приход за мирный, во второй раз овладел Иерусалимом. Храм был совершенно разграблен: сирийцы не пожалели даже священнической утвари. Все золотые сосуды, светильники и алтари были увезены прочь. Затем Аполлоний разграбил город, причем часть жителей перебил, а других, вместе с женами и детьми взял в плен, так что его рабами стало более десяти тысяч человек. Лучшие здания города он предал пламени и  срыл городские укрепления. Холм Акру («город Давида») сирийцы напротив, укрепили высокими стенами и разместили здесь свой гарнизон. Жители  столицы в ужасе разбежались  по окрестностям, после  чего город быстро пришел в запустение.
       
        Вскоре царь Антиох издал указ, повелевавший, чтобы все его подданные были отныне одним народом, и чтобы каждый оставил свой закон. Иудеям приказали отказаться от почитания Господа Бога и стали навязывать  им греческих богов. Они должны были в обязательном порядке посвящать им рощи и воздвигать алтари. Повсюду вводились греческие праздники  и игры. Храм Божий был переименован в храм Зевса. На том месте, где прежде происходили торжественные жертвоприношения во имя Господа, царь повелел заклать  свинью, то есть совершил с точки зрения иудеев ужасное святотатство. Многие старинные религиозные обычаи (в том числе обрезание и соблюдение субботы) были запрещены. Нельзя было даже открыто назвать себя иудеем. Тем, кто нарушал эти запреты, Антиох грозил страшными карами. С этой целью он назначил особых надзирателей, на обязанности которых лежало  принуждать евреев к исполнению всех его предписаний.
       
        Многие иудеи, отчасти из страха перед наказанием, отчасти добровольно, стали исполнять царские повеления. Однако наиболее выдающиеся и благородные из них не обращали на них внимания, ставя исполнение  издревле установленных обычаев выше наказания, грозившего им за ослушание. Ежедневно нескольким из них приходилось подвергаться пыткам и умирать в жестоких мучениях: их бичевали, терзали и затем живьем пригвождали к крестам. Детей, которые наперекор царскому повелению были обрезаны, подвергали казни через удушение и вешали затем их тела на шею пригвожденным к крестам родителям. Если гонители находили книгу со священными законами, то она уничтожалась, и всякий, у кого она была найдена, должен был умирать жалкой смертью.
       
      Среди многих, кто принял в эти тяжкие годы мученическую смерть, был престарелый священник  Елеазар. Слуги Антиоха заставляли его есть свиное мясо, но он твердо помнил завет Господа и отталкивал от себя запретную пищу. Тогда приставленные к беззаконному жертвоприношению люди отозвали Елеазара и наедине убеждали его самому приготовить мясо, которое бы он мог употреблять, и притвориться перед другими, будто он ест свинину. Подобным обманом Елеазар мог бы избавить себя от смерти и сохранить верность отеческим законам. Но Елеазар с негодованием отверг это гнусное предложение. Он сказал: «Недостойно в моем возрасте лицемерить и смущать сердца молодежи, ибо, увидев, как девяностолетний Елеазар цепляется за жизнь, они сами впадут в заблуждение и согрешат. Подобным поступком я положу бесчестное пятно на всю мою старость». Елеазар отдался в руки своих врагов и был убит ими перед лицом всего народа.
         
      В разгар гонений царские слуги схватили за какую-то провинность одну почтенную иудейскую женщину. Вместе с ней в заключении оказалось и семь ее сыновей. Их поставили перед Антиохом и принуждали есть  свиное мясо, а когда они отказались, стали жестоко избивать бичами.  Один из братьев сказал Антиоху: «О чем ты хочешь спрашивать, или что узнать от нас? Мы готовы лучше умереть, чем преступить отеческие законы». Царь пришел в гнев и велел разжечь огонь под сковородами и котлами. Несчастного юношу, так твердо говорившего с ним, стали медленно поджаривать на сковороде, но он мужественно терпел муки и заклинал мать хранить твердость. А несчастная женщина, видевшая страшную смерть сына, умоляла его стойко претерпеть страдания.
      
      Когда старший брат умер, вывели второго и подвергли той же жестокой казни. Умирая, он сказал Антиоху: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной». Потом наступила очередь третьего. Перед тем как бросить несчастного на сковородку, ему решили отрубить руки. Он бесстрашно протянул их палачам со словами: «От  Бога я получил их, и Он же вернет их мне после воскресения». Когда начали мучить четвертого, он сказал Антиоху: «Тот, кто умирает от людских рук, может надеяться на жизнь вечную. А ты  проклят в глазах Бога, и не будет для тебя воскресения!» Пятый успел перед смертью  сказать царю: «Хоть мы и погибаем, не думай, что наш род был оставлен Богом. Подожди, ты еще испытаешь на себе, как велика Его сила!» О том же говорил перед смертью шестой юноша: «Царь! Ты дерзнул противоборствовать  Богу! Не думай, что это останется без последствий. Возмездие тебя не минует!» А женщина, провожая на смерть одного своего сына за другим, говорила им: «Творец мира, Который образовал всех нас, опять даст вам дыхание жизни, так как вы не щадили себя за Его законы!» Когда настала очередь самого младшего из ее детей, еще совсем мальчика, она сказала ему: «Не страшись убийц, и будь достоин своих братьев!» Вдохновленный ее словами, мальчик твердо принял смерть, а после этого была убита сама мать.

                6. Маттафия. Начало Маккавейской войны

        В годы гонений, в Модине жил священник Маттафия – выходец из жреческой семьи Хасмонеев. В 167 г. до Р.Х. в этот город явились чиновники Антиоха Епифана. Они стали принуждать местных жителей к отступничеству и приказали им принести установленные царем жертвы. Прежде всего сирийцы обратились к Маттафии и сказали ему: «Ты вождь, ты славен и велик в этом городе. Итак, приступи теперь  первый к жертвеннику и исполни повеление царя, как это сделали все иерусалимские евреи». Маттафия отвечал им: «Даже, если все подвластные царю народы отступятся от исконного богослужения, то и тогда мои сыновья и я будем поступать по завету наших отцов».
       
        Еще не успел Маттафия договорить свою речь, как кто-то из иудеев вышел из толпы, чтобы принести жертву перед идолами. Маттафия в гневе устремился вперед и тотчас убил отступника своим мечом. Затем он убил царского слугу, принуждавшего его к нечестивому жертвоприношению, и разрушил алтарь. Обратившись к народу, Маттафия воскликнул: «Всякий, кто привержен родным обычаям и стоит в завете с Богом, пусть следует за мной!» Вместе со своими сыновьями он направился в пустыню, бросив все, что имел в городе. Его примеру последовало множество других жителей, которые бежали с детьми и женами в пустыню и стали жить там в пещерах. Сирийские солдаты погнались за беглецами и настигли их в субботний день. Враги сказали им: «Еще не поздно все исправить! Выйдите, сделайте то, что велит вам царь, и останетесь живы». Иудеи отвечали им: «Не выйдем и не сделаем то, что велит нам царь! Не оскверним субботнего дня!» Сирийцы разожгли большой огонь и истребили всех укрывшихся в пещере. Около тысячи иудеев с женами и детьми задохнулись тогда от дыма, не оказав врагам никакого сопротивления.
       
        Когда Маттафия узнал о жестоком избиении своих единоверцев, и о том, что они даже не думали защищать  себя, страшась осквернить субботу, он горько заплакал и  сказал его приверженцам: «Если мы будем поступать так, как поступили наши братья, и не будем сражаться с язычниками за нашу жизнь, то они скоро совершенно истребят нас с лица земли!» Посовещавшись, они постановили: «Кто бы не пошел против нас в субботний день, будем сражаться против него, чтобы нам не умереть!» Вскоре вокруг Маттафии собралось множество иудеев, сохранивших верность Моисееву закону.  Обходя округу, они разрушали жертвенники и убивали всех нечестивцев, запятнавших себя грехом языческих жертвоприношений. Так защитили они закон и не дали восторжествовать богоотступникам.
          
                7. Победы Иуды Маккавея

        Спустя год, после выступления, Маттафия умер (это случилось в 166 г. до Р.Х.). Предводителем восставших сделался его средний сын Иуда Маккавей («маккавей» значит «молот»). Он продолжил дело отца и бился с врагами подобно льву. Внезапно нападая на города и селения, он сжигал их и победил немало врагов. Беззаконники, из страха перед ним, смирили свою дерзость, а народ, напротив, воспрянул духом. Слух о мужестве повстанцев разносился повсюду. Когда против него выступил наместник Самарии Аполлоний, Иуда сразился с ним, поразил его самого и многих его воинов. Затем он двинулся против Сирона, наместника Келесирии. Его сподвижники, увидев огромное вражеское войско, стали говорить: «Как нам сражаться против такого многочисленного множества?» Иуда отвечал им: «У  Бога нет различия, многими спасать или немногими. Не от множества  войск бывает победа на войне, но с неба приходит сила! Они идут против нас, надменные и нечестивые, чтобы истребить наших жен и детей, а мы будем сражаться за наши души и заветы отцов. Сам Бог сокрушит наших  врагов, а вы не бойтесь их». Воодушевив соратников, Иуда Маккавей внезапно бросился на сирийцев и совершенно поразил Сирона.
       
        Вся страна вскоре была охвачена восстанием. Узнав об этом, Антиох Епифан отправил против иудеев большую армию во главе со своим полководцем Горгием. Иуда подошел к Еммауму  и сказал своим  ополченцам: «Опояшьтесь мечами и будьте готовы к утру сразиться с этими язычниками, которые собрались для того, чтобы  погубить нас и нашу  святыню. По мне лучше умереть в сражении, чем видеть бедствия народа. А там пусть будет так, как решит Всевышний!» Иудеи смело ударили  на врага, нанесли ему поражение и захватили сирийский стан.
       
        На следующий год царский наместник Лисий во главе огромной армии пришел в Иудею и расположился станом в Вефсуре. Иуда Маккавей, хотя у него было не в пример меньше сил, не уклонился от сражения и вновь одержал победу. В 165 г. до Р.Х. он вернул себе Иерусалим. Святой город после антиохового разгрома находился в запустении, а в притворах храма, как в лесу,  уже проросли деревья. Маккавей разыскал священников, повелел им очистить и  освятить храм, снабдил его новой утварью, светильником, столом и алтарем, сооруженным из золота, заготовил новые завесы, навесил новые створы дверей и укрепил храм стенами. Он стал оплотом против сирийцев и отступников, которые продолжали удерживать иерусалимский замок.
       
        Из Иерусалима Иуда начал совершать походы на окрестные племена, постепенно покоряя их себе. Прежде других, в 164 г. до Р.Х., должны были признать его власть идумеи.  Потом началась война с аммонитянами, также завершившаяся победой. Иуда взял их город Иазер и двинулся на север в Галаад, чтобы поддержать тамошних иудеев,  так же поднявших восстание. Аммонитяне были совершенно разбиты. Их города Хасфон, Макед, Восор и другие достались победителям. Отсюда Иуда повернул на юг, захватил Хеврон и Азот.
       
                8. Восточный поход Антиоха IV и его смерть
       
       Летом 165 до н. э. Антиох IV организовал поход в восточные части своего царства, так как некоторые сатрапии провозгласили независимость либо были захвачены соседними правителями, почуявшими после Сирийской войны ослабление центральной власти. Перед отъездом соправителем царя был назначен его малолетний сын Антиох V, а опекуном — Лисий, которому была передана часть войска и управление территорией от египетской границы до реки Евфрат.
      
       Первой целью похода стала бывшая сатрапия Армения. Ей управлял полководец Антиоха III Арташес, отвергнувший власть царя после победы Рима в битве при Магнесии. Кровопролитное сражение  произошло у берегов Тигра. Исход его не совсем ясен. Во всяком случае, Арташес удержался на престоле.  Посетив Персеполис, Антиох в 164 году он побывал в мидийской Экбатане, которая была переименована в честь правителя в Эпифанию.
      
       Здесь, далеко на востоке, царь нашел свой конец. Его смерть описываю по-разному. Согласно Иосифу Флавию, в  Элимаиде Антиох узнал про богатый храм, полный всевозможных жертвенных даров, и решил ограбить его. Но жители города не испугались ни его нападения, ни его осады, а напротив, оказали упорное сопротивление. Сделав вылазку, они даже нанесли сирийцам серьезное поражение и вынудили Антиоха отступить к Вавилону. Здесь царь впал в сильнейшее умственное расстройство, а затем и в тяжелую болезнь и короткое время спустя скончался. Однако этой известной версии противоречит другая.  В 1911 г. в селении Армавир был найден камень с греческими надписями, одна из которых предположительно является письмом царского полководца Нумения к жене и сестре Антиоха Лаодике IV. В письме описывается поход в Армению и смерть царя, который был убит в городе Табы (недалеко от современного Исфахана) в сражении с местным населением или восставшими воинами.

                9. Антиох V. Битва при Вефсахаре

           Когда погиб Антиох Епифан, его сыну Антиоху V (http://www.proza.ru/2012/07/16/270) исполнилось  девять лет. Воспитателем и опекуном при нем остался  Лисий. Их главной задачей стало подавление восстания в Иудее. Те из иудеев, которые приняли сторону царя и добровольно отреклись от отеческих законов, укрылись  в иерусалимской крепости и терпели от осаждавших большие стеснения. Наконец они послали сказать Антиоху: «До каких пор будет длиться наше унижение? Мы согласились служить твоему отцу, ходить по его заповедям и следовать его повелениям. За это наши соотечественники повели против нас жестокую войну, убивают нас и расхищают наше имущество. Вот, они уже укрепили храм и сделают еще больше, если ты не поспешишь предупредить их!»

        В 162 г. до Р.Х. царь и его регент Лисий с большим сирийским войском вторглись в Иудею и расположились станом против Вефсуры. Иуда Маккавей снял осаду с иерусалимской крепости и поспешил навстречу врагу. Готовясь к битве, Лисий построил своих людей следующим образом. Все его войско было разделено на 32 отряда. Во главе каждого из них наступал боевой слон с крепкой деревянной башней на спине. За ним двигалась тысяча воинов  в железных кольчугах и с медными шлемами на головах и пятьсот отборных всадников. Врагов было так много, что когда лучи солнца упали на их щиты, то засияли все окрестные горы. Одна часть царского войска  занимала высоты, а другая – низменные места. Его люди двигались твердо и стройно. Иудеи смутились, услышав шум наступающих полчищ и стук оружия, но Иуда, не взирая на множество врагов, ринулся в бой. Началась жестокая сеча. Брат Иуды Маккавея по имени Елеазар увидев, что один из слонов покрыт царскою броней и превосходит всех своей мощью, решил, что на нем сражается сам Антиох. Он смело бросился под чудовище и убил его ударом снизу. Слон рухнул мертвым на смельчака и раздавил его. Однако этот подвиг не смог остановить наступление сирийцев. Иуда отозвал свои отряды и отвел их в сторону. Лисий и Антиох вошли в Иерусалим, освободив тех, кто был осажден в крепости. Иудейский отряд, защищавший Вефсуру, вскоре сдал город, так как у него не было продовольствия для долгой осады.
       
        Сирийцы начали осаду храма. К стенам было подвинуто множество машин, метавших копья, камни и  огонь. Но иудеи защищались с чрезвычайным упорством. Против каждого осадного орудия, которое царь возводил у стен крепости, защитники ставили свое. Только недостаток съестных припасов заставил их подумать о переговорах. Поэтому, когда Лисий и Антиох предложили Иуде мир на достойных условиях, он согласился его принять: евреи вновь признали власть сирийского царя, который в свою очередь предоставил им право жить по их собственным древним законам. Гонения на иудейскую веру были прекращены. Лисий   велел разрушить укрепления вокруг храма и покинул Иудею. Уходя, сирийцы увели с собой недостойного первосвященника Менелая, который вскоре был казнен.

                10. Бегство Деметрия I
       
           Положение на Востоке переменилось после того как на родину вернулся сын Селевка IV Деметрий (двоюродный брат по отцу, он по матери был Антиоху V единоутробным братом, поскольку Селевк IV и Антиох IV оба были женаты на своей сестре Лаодике IV). В 175 г. до Р.Х. отец отправил Деметрия заложником в Рим вместо своего брата Антиоха, который, вернувшись в Сирию, сделался царем. Двенадцать лет Деметрий прожил в Риме. В 163 г. до Р.Х., узнав, что Антиох  скончался, и власть в Сирии получил девятилетний Антиох Евпатр,  Деметрий обратился в сенат с просьбой отпустить его на родину. В самом деле, говорил он, теперь, когда дядя его умер, он не знает за кого является заложником. Но сенаторы не дали ему просимого разрешения. Хотя они и не говорили этого открыто, пишет Юстин, но держались того мнения, что Сирийское государство меньше доставит им хлопот под властью ребенка, чем под властью Деметрия.
       
          Тогда Деметрий решил бежать из Италии. Он выехал из Рима, якобы на охоту, а сам тайком вместе со своими товарищами по бегству сел в Остии на корабль. В Сирии он был встречен очень благожелательно, легко овладел тремя главными сирийскими городами и провозгласил себя царем. Затем он окружил себя наемным войском и вошел в Антиохию, причем все приняли его весьма охотно и добровольно сдались ему. Малолетний Антиох  и его опекун Лисий были схвачены и доставлены к новому царю. Деметрий приказал немедленно их казнить. Вслед затем Деметрий разбил Тимарха, сатрапа Вавилонии, восставшего на него, и за это получил от вавилонян прозвище Сотер (“Спаситель”).
       
                11. Возобновление Маккавейской войны и смерть Иуды Маккавея

        Когда иудейские отступники узнали о свершившемся перевороте, они тотчас отправились в Антиохию с жалобой на Иуду Маккавея. Новый царь не оставил их донос без внимания. Договор Антиоха Евпатора был предан забвению. Деметрий I (162-150 гг. до Р.Х.) провозгласил первосвященником предателя Алкима и отправил вместе с ним в Иерусалим войска. Прибыв на родину, Алким велел перехватать своих  противников, которые прибыли к нему, поверив коварным речам, и немедленно казнил их. Когда весть об этом дошла до Иуды Маккавея, он вновь взялся за оружие и возобновил войну против отступников. На помощь Алкиму пришел сирийский полководец  Никанор. Он сразился с повстанцами  близ Хафарсаламы, но не смог одолеть их. Затем произошла новая битва при Адасе, в которой сирийцы потерпели  полное поражение. Сам Никанор пал на поле  боя.
       
      Получив весть о разгроме, Деметрий в 161 г. до Р.Х. послал в Иудею новую карательную армию во главе с Вакхидом. Врагов было много. Значительное число иудеев устрашилось и оставило Иуду. Маккавей был опечален их  трусостью, но не захотел отступить перед Вакхидом. Он сказал своим сподвижникам: «Встанем и пойдем на наших противников! Быть может, Бог опять пошлет нам победу». Советники отговаривали  его от этого неблагоразумного шага, но Иуда настоял на своем. Он сказал: «Не было со мной такого прежде, и не будет никогда, чтобы я бежал перед врагом! Если пришел наш час умереть, встретим смерть мужественно и не посрамим нашей былой славы!» Иудеи напали на сирийцев  у деревни Вифзифы и бились с ними всю ночь. Иуде удалось опрокинуть правое крыло неприятеля. Он стал преследовать бегущих, но тут враги с левого фланга ударили ему в тыл. Началась яростная сеча. Иуда, храбро отбивавшийся от врагов,  пал в этом бою, а прочие обратились в бегство. 
      
                12. Ионафан

        По смерти Иуды во всех пределах страны возобновились беззакония и поднялись все деятели неправды. Иудея была разорена дотла. Повсюду свирепствовал голод. Люди тяжко страдали от угнетения, но должны были подчиняться сирийским ставленникам. Отступники повсюду разыскивали друзей Маккавея и приводили их к Вакхиду, который жестоко мстил им за прежние успехи. Тогда вожди повстанцев собрались вместе и сказали Ионафану, младшему сыну Маттафии: «С того времени, как скончался твой брат, нет подобного ему мужа, чтобы выйти против врагов и Вакхида. Теперь мы избрали нашим начальником тебя, чтобы ты стал вождем вместо Иуды и продолжал войну».
       
        Положение повстанцев поначалу было очень тяжелое. Сирийцы взяли Иерихон, Эммаус, Газару, а также многие другие иудейские города. Ионафан и его сподвижники отступили к озеру Асфар и укрылись в болотистой местности на его берегах. Вакхид узнал об этом и неожиданно напал на иудеев с большим  отрядом. Однако Ионафан встретил врага во всеоружии и крепко бился с ним среди болот. Когда положение сделалось опасным, иудеи, бросившись в Иордан, переплыли на другой берег. Вакхид, который потерял многих солдат, не решился преследовать их и вернулся в Иерусалим. 
       
        В 159 г. до Р.Х. первосвященник Алким начал разрушать стены вокруг храма, но внезапно был поражен ударом и умер. Вакхид ушел обратно к царю, расставив во всех городах крепкие гарнизоны. В течение двух лет в Иудее сохранялся хрупкий мир. Ионафан занял в пустыне город Вефваси и хорошо укрепил его. Вакхид подступил к городу, подвел к его стенам машины и долгое время вел безуспешную осаду. Иудеи, во главе которых стоял брат Ионафана Симон, сделав вылазку, сожгли все осадные орудия. Вакхиду пришлось уйти. Его поражение ослабило власть сирийцев над Иудеей. Ионафан утвердился в Махмасе,  и весь окрестный народ признал его своим правителем.

                13. Поход Деметрия I в Каппадокию
       
           Человек заносчивый и дерзкий, Деметрий I  решил увеличить свои владения и умножить свои богатства путем войн с соседями. Враждебно относясь к Ариарату V (163-130 гг. до Р.Х.), царю Кападокии, за то, что тот отверг брак с его сестрой, Деметрий принял к себе его брата Ороферна, законно свергнутого с престола Ариаратом. Юстин пишет, что Деметрий рад был любому благовидному предлогу  к войне. Он вторгся в Каппадокию, сверг Ариарата и вместо него за 1000 талантов возвел на престол Олоферна. Но римляни решили, чтобы Ариарат и Олоферн, как братья, царствовали вместе  (157 г. до Р.Х.).  Точно также, сообщает Полибий, путем интриг Деметрий  старался прибрать к рукам египетский Кипр (155 г. до Р.Х.).
          
                14. Александр Балас. Разгром Деметрия I
       
        Пытаясь овладеть чужими странами, пишет Иосиф Флавий, Деметрий, в конце концов, выпустил из рук свою собственную. Войско было восстановлено против царя из-за его заносчивости и надменности. Не замечая этого, Деметрий замкнулся в своем дворце с четырьмя башнями, который он сам воздвиг неподалеку от Антиохии. Он никого не допускал к себе и вообще относился крайне легкомысленно к своим обязанностям правителя, постоянно пренебрегая ими. Зато, добавляет Полибий, он без всякой меры предавался пьянству и бывал пьян чуть ли не по целым дням.
       
           Враги Деметрия не замедлили воспользоваться его промахами.  Они подучили некого Баласа, молодого человека самого низкого происхождения, чтобы он с оружием добился сирийского престола, якобы принадлежащего его отцу. Бывший казначей Антиоха IV Гераклид, давно уже проживавший в Италии, явился в сенат в сопровождении Александра и дочери Антиоховой Лаодики. Полибий пишет, что поставленный перед сенаторами, юный Александр  сначала произнес несколько приветственных слов, а потом попросил римлян вспомнить о дружественном союзе с ними отца его Антиоха; но больше всего просил о том, чтобы римляне помогли ему добыть царство или, по крайней мере, согласились бы на возвращение его в Сирию и не препятствовали бы друзьям, если они того пожелают, посадить его на царский престол.  Сенат вынес постановление в том духе, каком они просили. Опираясь на сенатское определение, Гераклид немедленно приступил к набору наемников и привлекал к своему делу именитых граждан. В Сирии все до такой степени ненавидели Деметрия, что его сопернику предоставили с общего согласия не только царские полномочия, но и признали его якобы благородное происхождение. Александр высадился в 153 г. до Р.Х. на сирийском побережье и легко занял Птолемаиду благодаря измене находившихся в ней воинов.  Деметрий должен был готовиться к тяжелой войне. Поскольку Ионафан мог легко пристать к его противнику, царь поспешил заключить  с ним выгодный мир. Он позволил Ионафану набирать войска и приготовлять оружие, а также выдал ему всех заложников, которые томились в иерусалимской крепости. Сын Маттафии прибыл в Иерусалим и прочитал перед народом царское письмо. Его враги, напуганные таким поворотом дел, на время присмирели. А Ионафан, поселившись в столице, начал спешно отстраивать крепостные стены вокруг горы Сион.
       
        Александр Балас также постарался привлечь иудеев на свою сторону. Он написал Ионафану письмо и объявил, что ставит его первосвященником в Иерусалиме. Когда Деметрий узнал, что Ионафан облекся в мантию первосвященника, он в свою очередь даровал иудеям новые льготы: освободил их от многих податей, а Иерусалим отдал под полную власть первосвященника. Но даже такими посулами он не смог переманить иудеев на свою сторону: слишком хорошо помнили они то зло, которое претерпели от него.
       
        Между тем  Александр собрал огромное войско из наемных и присоединившихся к нему сирийских солдат и пошел походом на Деметрия. В 150 г. до Р.Х. произошла решающая битва. Левое крыло Деметрия обратило врагов в бегство. Его солдаты ворвались в лагерь Баласа и принялись его грабить. Между тем правое крыло,  на котором находился сам Деметрий, потерпело поражение. Его солдаты обратились в бегство. Деметрий, напротив, сражался с большим мужеством.  Он перебил множество врагов, но во время погони въехал на коне в глубокую трясину, из которой уже не смог выбраться. Неприятели, окружив Деметрия, забросали его дротиками. Царь геройски отбивался, однако в конце концов, получив множество ран, был повержен.
       
                15. Птолемей VI.  Война Александра I с Деметрием II
       
          Овладев Сирийским царством, Александр отправил к египетскому царю Птолемею VI Филометру письмо, в котором просил руки его дочери Клеопатры Теи. Птолемей ответил, что охотно принимает его предложение. После этого царь приехал  в Птолемаиду, встретился там с Александром и выдал за него свою дочь.  Так удачно поначалу складывалась судьба Александра. Но нежданно выпавшее на его долю богатство и присвоенное им чужое достоинство как бы держали его пленником во дворце. Юстин пишет, что в праздности, среди толп развратниц он сам впал в разврат.
       
           Прослышав об этом, а также о том, что Александр уже не пользуется в Сирии прежней популярностью, против него в 147 г. до Р.Х. начал войну Деметрий, сын свергнутого и убитого Деметрия I. (Начиная войну с Александром, Деметрий I поручил своих двоих сыновей заботам проксена Книдия. Он снабдил их большим количеством золота, с тем, чтобы сыновья его избегли опасностей войны, а если судьба обратится против него самого, могли бы отомстить за отца. После смерти царя Деметрий и Антиох некоторое время жили на Крите. Отсюда Деметрий отплыл в Киликию во главе множества наемников, которыми его снабдил  критянин Ласфен). Чтобы помочь зятю в Сирию явился с флотом и сухопутным войском   Птолемей VI. По повелению Александра, все города оказывали ему радушный прием. Но когда Птолемей прибыл в Птолемаиду, его, против всякого ожидания, едва не убили. Во главе злоумышленников стоял Аммоний, один из приближенных царя Александра.  Птолемей написал Александру письмо с требованием наказать Аммония. Когда же тот взял Аммония под свою защиту, Птолемей понял, что зять сам злоумышлял против него.
       
            Страшно раздосадованный, Филометр вернулся в Египет, упрекая себя за то, что выдал дочь за Александра, равно как и за  то, что вступил с ним в союз против Деметрия. Поэтому он разорвал с Александром родственные узы и отнял у него свою дочь. Затем он немедленно послал к Деметрию для переговоров о заключении с ним дружественного союза, причем обещал выдать за него дочь и вернуть отцовское царство.  Деметрий очень обрадовался этому предложению, немедленно заключил с ним союз и вступил в брак с Клеопатрой Теей. Птолемею оставалось устранить последнее затруднение, а именно, уговорить антиохийцев признать Деметрия, так как антиохийцы были не расположены к нему, помня о беззакониях его отца. Едва Птолемей VI прибыл в Антиохию, войска провозгласили его сирийским царем. Таким образом, ему по необходимости пришлось возложить на себя две короны: азиатскую и египетскую. Однако будучи человеком вполне порядочным, справедливым и нелюбостяжательным, да к тому же и очень прозорливым в государственных делах, Птолемей решил отказаться, чтобы не вызвать зависти к себе со стороны римлян. Поэтому он созвал антиохийское народное собрание и стал уговаривать их принять к себе Деметрия. Сам Птолемей предлагал себя в руководители и наставники Деметрию и обещал не допустить его до каких бы то ни было неудобных предприятий. Такими речами он убедил антиохийцев провозгласить Деметрия II царем.
       
        Ионафан, воспользовавшись ситуацией, отложился от Александра и повел себя как независимый правитель. Он двинулся к морю и овладел Иоппией. Отсюда иудейское войско отправилось к Азоту, где бесстрашно сразилось с наместником Келесирии Аполлонием. Сирийцы были разбиты, Азот – сожжен. Затем Ионафан подступил к Аскалону и овладел этим городом. Александру пришлось признать его завоевания, поскольку его положение ухудшалось с каждым днем.
       
           Царь собрал в Киликии большое войско и в 145 г. до Р.Х.  двинулся в Сирию, предавая все огню и мечу. Птолемей и Деметрий II выступили против него. В последовавшем затем сражении на реке Энопоре Александр потерпел поражение. Однако для Птолемея оно также закончилось трагически. В битве царская лошадь, испугавшись рева слона, сбросила с себя всадника. Враги окружили Птолемея и нанесли ему множество ран. В конце концов телохранители отбили царя,  но старик был в таком тяжелом положении, что в течение четырех дней не мог произнести ни слова и даже не приходил в сознание.  Умер Птолемей во время лечения, когда врачи начали просверливать ему череп.

        Об Александре Баласе сообщают, что он бежал к набатейским арабам. Тамошний царь приказал его казнить, а голову выслал победителям.

                16. Набатейское царство

   Горная область Набатея с центром в Петре располагалась на границе между Южной Палестиной и Северной Аравией. Первоначальным населением здесь были известные из Библии медианитяне. В VIII в. до Р.Х. Петра была захвачена иудейским царем Амацией. Через несколько десятилетий ее завоевали эдомитяне. Наконец, в VII в. до Р.Х. ей овладели арабы, которые и оставались в дальнейшем основным населением Набатеи. Прежде, чем здесь возникло свое собственное государство, Набатейская область последовательно входила в состав Ассирии, Нововавилонского царства, Персии, державы Александра Македонского и Птолемеевского Египта. В середине III в. до Р.Х. набатеи оказались фактически независимыми. Постепенно у них складывается сильная царская власть. Первый известный нам по времени набатейский царь – это Харитат I (169-144 гг. до Р.Х.). (Сообщения о нем можно найти во второй книге Маккавеев). В целом упоминания источников о Набатейском царстве очень скудны, и потому история его известна плохо. Очевидно, Харитат I (http://www.proza.ru/2011/11/22/338), пользуясь ослаблением окружающих государств, начал постепенно расширять свои владения. Во II в. до Р.Х. набатеи овладели аравийским побережьем Красного моря.

Рим и его соседи в эпоху Пунических войн  http://www.proza.ru/2014/03/04/415