Что это, деда?

Кузнецова Ян Ольга
«Что это, деда?»

- Что это, деда? - спросила Инна у отца своего отца, показывая на гимнастерку, надетую им по случаю Дня Победы.
«Деда» - она его называла только так.
Он был военный связист. Он прошел всю Великую Отечественную. И вернулся только в сентябре 1945.
Деда был заметный очень издалека, высокий, стройный человек, и тогда, двадцать лет назад, казался почти бодрым и почти молодым. На вокзале, когда он приехал из своего города погостить, в толпе его было несложно углядеть даже Инне.
Деда не сутулился. Его спина была ровной, как доска. Но Инна знала, что ему было очень, очень много лет. Инна даже не могла представить — сколько это. Ей было только шесть, и она не научилась тогда даже толком считать.
Блеклые голубые глаза «деды» немного косили в разные стороны.
- Что это, деда? - повторила Инна, протягивая руку к гимнастерке. На гимнастерке были ряды золотистых полосочек, нашитых друг за другом, и еще красных.
- Это? Это не смотри, - сказал деда. - Это так, нельзя убрать, история. А вот ордена, видишь? Ну, считать научилась? Посчитай-ка, порадуй дедушку знаниями.
Инна поняла, что деда уводит разговор в сторону, но она была девочка тактичная. Принялась считать ордена. Порадовала дедушку знанием счета: орденов было больше десяти, и Инна считала уверенно: «раз-два-три...-одиннадцать-двенадцать-тринадцать...»
Потом они ходили на парад. Потом пили чай дома. Потом гуляли по городу. Погода была ясная, небо синее, и Инна видела, что прохожие смотрят на полосочки и ордена на гимнастерке у деды. Он шел медленно, очень медленно. Из-за сердца, знала Инна.
А вечером Инна все-таки спросила у тети:
- А что это за полосочки разноцветные на гимнастерке у деды, тетя Валя? Яркие.
- Ранения, - сказала тетя Валя. - Знаки о ранениях. Нашивки называются.