Волшебные сказки калечат детскую психику

Бегущий Поворот
(Статья не является оконченной, требует серьезных доработок, поэтому я остро нуждаюсь в критических замечаниях, особенно негативных. Пишите здесь или на dulsin@mail.ru) 

                Человек может забыть чистую свежую воду,
                которой ему дали утолить жажду, но грязную и               
                горькую он не забудет никогда. 
                Ганс Христиан Андерсен

               
                Мы уговорим воспитательниц и матерей               
                читать детям лишь признанные мифы:
                большинство мифов, которые они теперь    
                рассказывают, надо отбросить.
                Сократ

Причина написать настоящую статью состоит в неожиданных результатах наших последних поведенческих экспериментов. Оказывается, в чувствительные периоды нашего развития (раннее детство или период сильного психо-эмоционального возбуждения) мы мгновенно запечатлеваем всю поступающую информацию без какого либо ее предварительного анализа и селекции. Эта информация не осознаваема, однако она принципиальным образом влияет на ход обучения и жизни индивида  и обязательно «вырывается из глубин подсознания» и определяет исход его сознательной деятельности.

Эксперимент состоял в том, что мышам в сложной проблемной ситуации в самый первый раз предъявили «неправильный» путь, перекрыв перегородками «правильные» пути. После этой кратковременной процедуры мышам дали возможность выбора между «правильными» и «неправильными» путями. Поразительно, но в процессе решения проблемной ситуации (многократное получение сыра) мыши не могли отделаться от употребления «неправильного» пути, несмотря на то, что он мешал им реализовать принцип минимума действия. При этом у мышей появлялись многочисленные невротические реакции [1]. Оказалось, что такая операция опасна только во время «новизны», т.е. когда мышь еще ничего не знает о структуре задачи и пространства. Если мышь перед процедурой уже познакомилась с лабиринтом, то даже если мы несколько раз заставляли ее использовать «неправильный» путь, она все равно возвращалась к правильному. Нас как исследователей ужаснул тот факт, что такое казалось бы с нашей точки зрения незначительное, неинвазивное воздействие так драматически повлияло на результат обучения. Мы не удаляли мозг, мы не наносили болевых воздействий, не кололи никаких фармакологических препаратов, мы никак не внедрялись в живую систему. Наше воздействие было информационным. По своей длительности оно было достаточно кратковременным (не более одной минуты). Однако этого оказалось вполне достаточно, чтобы повернуть весь процесс обучения в другую сторону – в сторону формирования нелепой, неправильной структуры поведения, мешающей получать сыр в лабиринте, противоречащей принципу минимума действия. Мы назвали этот эффект эффектом пространственного импринтинга.

Здесь у читателя конечно возникнет вопрос, как связаны мыши в лабиринте и детские сказки? Насколько основательно переносить эффекты, выявленные на мышах на человеческую психику?

Дело в том, что с клиническими исследованиями Эрика Берна мы познакомились позже. Именно они и заставили нас сделать столь смелое предположение. Работая над сотнями жизненных сценариев пациентов, клинический психолог и психотерапевт Эрик Берн заметил, что в качестве планов своей жизни его пациенты, не отдавая себе сознательного отчета, использовали структуру детской сказки [2], которую с маниакальной настойчивостью пытались реализовывать в течение всей жизни, несмотря на неоднократные неудачи, депрессии, и как следствие, жизненные трагедии.

С другой стороны, согласно общепринятой концепции импринтинга, разработанной последователями К.Лоренца, детство, особенно раннее, как раз и составляет один из таких критических периодов развития. В этот момент закладываются черты характера, образ мыслей и план жизни. При этом фиксация информации происходит без анализа и селекции (полезно-вредно, хорошо-плохо). Это происходит на бессознательном уровне помимо воли ребенка и его воспитателей. Таким образом, информационные вектора попадают в бессознательное ребенка.

В этой статье мы хотели бы обсудить отдельные моменты некоторых русских народных сказок. Повторим еще раз, что речь не идет о конструктивной критике чтения сказок вообще. Вне сомнения, русский фольклор представляет собой чрезвычайную культурную ценность.  И конечно ДЕТЯМ НУЖНО ЧИТАТЬ СКАЗКИ. Однако есть некоторые моменты, которые ТРЕБУЮТ ОБСУЖДЕНИЯ С РЕБЕНКОМ.  Яркие, загадочные герои, волшебство, семантическое богатство и глубокие исторические корни – все это неизбежно привлекает внимание ребенка, делая его чувствительным и восприимчивым к содержанию сказки. Целью настоящей статьи является остановить внимание родителей на этих моментах.
В настоящей работе мы проанализировали 20 самых популярных детских (подчеркиваю, что именно детских) русских народных сказок по версии Google из  сборника А.Н. Толстого и А.Н. Афанасьева. Были распознаны общие и частные фреймы (схемы, сценарии), составляющие наибольшую опасность для детей в отсутствии более адекватной модели окружающего мира.

Наиболее частые и наиболее опасные сказочные фреймы
• Смещение представлений о добре и зле. Двойной стандарт доброты. Если добрый герой совершает зло со злым персонажем, то он делает добро.
• Волшебство как основное средство решения проблемной ситуации и достижения успеха.
• «И жили они долго и счастливо» – смутные, плохо сформулированные завышенные ожидания от семейных отношений.
Попытаемся чуть подробнее обосновать, в чем потенциальная опасность этих фреймов для детской психики.

1. О двойных стандартах доброты в Русских народных сказках.
Система персонажей в сказке организована по вертикальной оси добро-зло. Главные герои сказок положительны и наделяются яркими качествами, в связи с чем ребенок хочет ассоциировать себя именно с положительным героем. Проблема состоит в том, что наряду с положительными чертами, эти герои могут нести отрицательные черты. Но поскольку герой положителен, его поступок также может ошибочно оцениваться ребенком (и родителем) положительно - не как акт грубого насилия, а как справедливое возмездие. Такое смещение представлений о добре несет в себе идею ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ насилия, но только если объектом насилия является плохой.

Пример 1. Долго ли, коротко ли — нагнал он Ивана-царевича, соскочил наземь и хотел было сечь его острой саблею. В те поры конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом Кощея Бессмертного и размозжил ему голову, а царевич доконал его палицей. После того накидал царевич груду дров, развел огонь, спалил Кощея Бессмертного на костре и самый пепел его пустил по ветру (сказка «Марья Моревна»).

Пример 2. Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!» Лисица выбежала; он ее зарубил косой-то и стал с зайчиком жить да поживать да добра наживать (сказка «Заяц, лиса и петух»).

Я как ребенок изгой (в детском садике и школе) хочу обратить внимание на второй негативный аспект, который может быть связан со сказочным делением мира на добро и зло. Движущую функцию сюжета сказки выполняет отрицательный персонаж – враг, злодей. Поэтому определить врага - это очень важно. Потому что после этого уже все понятно: подвиг, победа, слава или самоутверждение.
Я помню, что когда я не приходила в садик или школу, травили другого ребенка. Если бы и он не пришел, то дети бы все равно себе кого-нибудь нашли. Вы бы видели, как загорались их глаза. Как сильно они верили в то, что я плохая и меня надо обижать. Я не говорю, что виноваты сказки, а не окружающие взрослые, которым было все равно что в садике, что в школе.
Я только хочу сказать, что модель мира свой-чужой хорошо подкрепляется сказочным мироощущением. Поскольку добро оправдывает все методы борьбы со злом, у обозначившего себе врага есть "право" на его уничтожение.


2. В процессе взросления ребенок обязательно должен сталкиваться с препятствиями и преодолевать их. Это воспитывает в ребенке силу характера, мотивационные качества и силу духа. Очень важно научить ребенка опоре на себя, на свои собственные реальные силы.

В волшебных сказках очень часто главный герой добивается своих целей не при помощи ума, смелости и доброты, а при помощи  подставляемых КОСТЫЛЕЙ - волшебных средств.

Пример 3. Достала девочка гребень и бросила через правое плечо. Вырос тут лес, дремучий да высокий: корни у деревьев на три сажени под землю уходят, вершины облака подпирают. Примчалась баба-яга, стала грызть да ломать лес. Она грызет да ломает, а девочка дальше бежит. Много ли, мало ли времени прошло, приложила девочка ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется — баба-яга гонится, уж совсем близко.Взяла девочка полотенце и бросила через правое плечо. В тот же миг разлилась река — широкая-преширокая, глубокая-преглубокая! Подскочила баба-яга к реке, от злости зубами заскрипела — не может через реку перебраться.
(фрагмент сказки «Баба-Яга»)

Что делать, если в сказке встречается "костыль"? Спросить ребенка, а какими реальными способами можно было победить (перехитрить) Бабу Ягу.Пусть ребенок знает, что его ум намного лучше, чем любой волшебный костыль.

 Исключениями из общего правила - сказки Тамары Габбе и Джоан Роулинг.В них волшебство подчиняется волевым качествам главных героев.
 
3. Некоторые возможные негативные следствия «Долго и счастливо».

Я не пытаюсь сказать о том, что все, кто прочитал "Василису премудрую" будут потом долго мучиться в семейной жизни. Но буду говорить о ВОЗМОЖНЫХ последствиях сказочного, мистического мышления в семейной жизни. Любовь - что-то из разряда волшебства. В более поздних сказках (у Джоан Роулинг, например), нельзя насильно заставить кого-то полюбить. А в Русских народных сказках это сплошь и рядом (например, всеми любимый Емеля). Все сказки про обретение мужа (жены) заканчиваются словами «и жили они долго и счастливо». Переводится как: начиная с этой терминальной точки все испытания заканчиваются и все само собой будет делаться наилучшим образом. Посмотрите только, каким успехом пользуются тренинги, телешоу, книжки на тему «как выйти замуж?» (а не как сделать девушку \ молодого человека \ мужа \ жену счастливой?) Спрашивается, почему? А потому что замужество – это "волшебное событие", после которого «все будет хорошо, долго и счастливо» и что самое ценное, само по себе, без прикладываниия каких-либо усилий. Это некоторая установка, модель, которая существует в нашей голове с детства и может влиять на взрослую сознательную жизнь.

Опасность мистической установки в любви в следующем: любой конфликт вызывает неизбежное рассогласование с моделью «долго и счастливо». Дальше пункт первый. Поиск врага или виноватого и жестокая но справедливая расплата добра над злом(Значит, лягушку я поганую подстрелил, что она на телефоне весь вечер сидит, вместо того чтобы ткать волшебные ковры. Значит, бракованный попался Царевич, если он четыре месяца не встает с дивана. Нужно его определить как ошибку и бегом-бегом стрелять новую лягушку. А еще лучше отомстить всему роду лягушачьему за подлый обман нежной своей души, которая так верила, тааак верила…)

Ниже мы приведем примеры отрицательных фреймов из наших любимых народных сказок.

Самой травмирующей с точки зрения нейрофизиолога сказкой можно назвать «По щучьему велению».
С первых же строк мы узнаем, что главный герой – убежденный лентяй и лодырь.

Пример 6. "Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет."

Доброты и сочувствия, которая присуща многим героям «Дуракам», Емеля лишен напрочь. И над щукой он не сжалился. На просьбу отпустить щуку, он потребовал от нее конкретных доказательств ее силы. Таким образом, Емеля не только ленив, но и корыстен.

Пример 7. "Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу."

Далее оказывается что в довесок он невнимательный, грубый жестокий

Пример 8. "А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил."

К тому же мстительный и высокомерный: вот так он разговаривает с отцом любимой девушки.

 Пример 9: "А помнишь дурачка Емелю — как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я — тот самый Емеля. Захочу — все твое царство пожгу и разорю."

Самое страшное, что он вытворяет, это использует волшебную силу, чтобы приворожить девушку

Пример 10. "По моему хотенью — пускай царская дочь меня полюбит..."

У этой сказки счастливый конец. Ленивый, корыстный, мстительный, жестокий и беспринципный Емеля получает большой выигрыш – красивую жену, богатство, высокий социальный статус. В то время как его честные, работящие братья как были так и остаются простыми мужиками.

На следующем месте по своей опасности стоит сказка  «Иван царевич и серый волк». Красивая волшебная сказка для будущих воров - рецидивистов.

Отец просит трех сыновей  выследить Жар-Птицу. Иван-царевич отправляется на царском коне ее искать, однако, уставши, засыпает. Этим фактом пользуется Серый Волк – измученный голодом зверь съедает коня Ивана-царевича. Тем не менее, Волк не скрывается с места преступления. Напротив, он приносит Ивану-царевичу свои глубокие извинения и берется отработать съеденное методом преданной службы.
Далее начинается общее приключение Серого Волка и Ивана царевича. С этого момента оба они занимаются исключительно воровством. Серый волк выступает инициатором и генератором планов, Иван царевич – исполнителем.

 Пример 11. "Полезай, Иван-царевич, через стену, сторожа спят, иди на конюшню, бери коня, да смотри уздечку не трогай!"

Иван Царевич слушает Серого Волка, однако время от времени уклоняется от инструкции, что усложняет задачу.

После неудачной попытки кражи Жар Птицы и волшебного коня Серый Волк самостоятельно выкрадывает из родительского дома девушку - Елену Прекрасную, чтобы поменять ее на коня. И тут вдруг оказывается, что Ивану-царевичу она приглянулась. И что же? Волк помогает Ивану царевичу жестоко обмануть Кусмана, с которым царевич заключил договор и по сути дела второй раз украсть того же коня.

Пример 12. "Тут они Елену Прекрасную спрятали в лесной избушке. Серый волк перевернулся через голову и сделался точь-в-точь Еленой Прекрасной. Повел его Иван-царевич к царю Кусману. Царь обрадовался, стал его благодарить:
— Спасибо тебе, Иван-царевич, что достал мне невесту. Получай златогривого коня с уздечкой."

Во время первой брачной ночи Елена прекрасная снова становится серым волком. И пугает царя Кусмана.

Пример 13. "А царь Кусман устроил свадьбу, пировал весь день до вечера, а как надо было спать ложиться, повел он Елену Прекрасную в спальню, да только лег с ней на кровать, глядит — волчья морда вместо молодой жены! Царь со страху свалился с кровати, а волк удрал прочь."

Она бесспорно очень красивая метафора, по-видимому гомологичная метаморфозу из сказки про «Красную шапочку» (тот же метаморфоз, то же место действия - в постели). А теперь давайте попробуем представить какие комплексы может сформировать у ребенка образ прекрасной невесты, оборачивающейся зверем в первую брачную ночь? Я позволю себе не до конца раскрыть этот аспект и вернуться к теме воровства.
 Следом за царем Кусманом царевич и Волк обманывают царя Афрона. Второй раз крадут у него Жар Птицу и не выполняют условий договора.
И естественно живут после этого долго и счастливо.

На третьем месте по своей ужасности сказка «Волшебное кольцо»

Эта сказка учит относиться к женщине как к вещи, украшению или даже как к домашнему животному.

Вдовий сын проявляет сострадание собаке и коту и любопытство в отношении содержания мешка, за что получает волшебный подарок – кольцо. После чего он использует волшебную силу чтобы подняться по социальной лестнице: а именно вынуждает царскую дочь стать его женой. Вот как цинично и высокомерно он разговаривает с родной матерью:

Пример 14. "Захотелось Мартынке жениться; пристал он к матери, посылает ее свахою.
— Ступай, — говорит, — к самому королю, высватай за меня прекрасную королевну.
Вот как сказку учит добиваться женщины – пусть маменька похлопочет
— Эй, сынок, — отвечает старуха, — рубил бы ты дерево по себе, лучше бы вышло! А то вишь что выдумал! Ну зачем я к королю пойду? Известное дело, он осердится и меня и тебя велит казни предать.
— Ничего, матушка! Небось, коли я посылаю, значит, смело иди. Какой будет ответ от короля, про то мне скажи, а без ответу и домой не возвращайся."

Королевне Вдовий сын заведомо немил. Однако отец ее продает за дворцы, мосты и армию. Удивительно, как Вдовий сын сочувствует коту и собаке, спасая их от гибели, и в то же время совершенно по-скотски обращается с матерью и женой. Царевна находит способ отделаться от беспринципного супруга, мстит ему. В результате Мартынка попадает в тюрьму. Тут ему на помощь приходят собака и кот. Они помогают Мартынке восстановить социальный статус и вернуть жену, обкрадывая честных тружеников.

Пример 15. "Вот вышли они на большую улицу, а навстречу им мужик с лотком. Журка бросился ему под ноги, мужик пошатнулся, выронил лоток, рассыпал все хлеба да с испугу пустился бежать в сторону: боязно ему, что собака, пожалуй, бешеная — долго ли до беды! А кот Васька цап за булку и потащил к Мартынке; отдал одну — побежал за другой, отдал другую — побежал за третьей. "

а также при помощи массовых убийств и шантажа

Пример 16. "Васька к той охоте привычен; как пошел расправляться с мышами по-своему, что ни цапнет — то и дух вон! Журка едва поспевает в кучу складывать и в неделю наклал большую скирду.
На все царство налегла кручина великая. Видит мышиный царь, что в народе его недочет оказывается, что много подданных злой смерти предано, вылез из норы и взмолился перед Журкою и Ваською:"

Заканчивается все хорошо, продажный отец наказывает бедную Царевну за «измену», а Мартынка в статусе царя и в шикарном замке пользуется награбленным.

А вот другой пример. Сказка «Морозко»
Вроде как сказка о долготерпении. Старикова дочь предпочитает скорее погибнуть чем попросить о пощаде («Тепло, дедушка»). Т.е. в ней больше «терпеливости» чем жизнелюбия. Это качество ей по-видимому досталось от отца. Ее отец тоже выбирает убить свою дочь, а не вступить в конфронтацию с женой.

Пример 17. "Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь:
— Садись мила дочь, в сани.
Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал."

Дочь старухи в аналогичной ситуации не врет, а говорит правду. Ей холодно, она и говорит что ей холодно

Пример 18. "— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
— Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко..."

За что платится жизнью – Морозко ее убивает. Формула-вывод: терпи до смерти, тогда тебе дадут подарок.

«Царевна-лягушка»
Иван царевич убивает Кощея – своего тестя. И в благодарность за это Василиса говорит ему «век твоей буду»

«Снегурочка» и «Колобок» - это сказки с плохим концом. Плохой конец может сформировать у ребенка трагические мироощущение и даже жажду страдания. Кроме того, эти сказки могут враждебно настроить к окружению. В случае «Снегурочки» - сформировать у девочки страх бесплодия. А страх бесплодия может вызывать реальное бесплодие по психосоматическому механизму, особенно у детей с истироидной акцентуацией.

Заключение
Мы не говорим, что русские народные сказки плохие и читать их нельзя. Читать их нужно, но с умом. Все "опасные места" требуют обсуждения с родителями.  Мы призываем всех родителей проявлять исключительное внимание к той информации, которую ребенок получает в первые годы своей жизни.

Список литературы
1. Серкова В.В., Никольская К.А. Влияние пространственного запечатления на развитие познавательного процесса у взрослых животных // Российский физиол. журн. имени И.М. Сеченова, том 99, № 12, с. 1366-1377
2. Берн Эрик Трансакционный анализ и психотерапия. Перевод с англ. СПб., издательство <Братство>, 1992. 224 с.
3. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930 и 1980; СПб., 2002 (под названием «Первобытный менталитет»), М., 2012 и 2014.
4. А.Н. Толстой «Сорочьи сказки», 1909
5. А. Н. Афанасьев  Народные русские сказки: В 3 т. — Лит. памятники. — М.: Наука, 1984—1985.
6. В.Пропп Морфология сказки. Изд-во «Academia»,  Ленинград, 1928


Винниченко Вера
11 мая 2015 год