Как Рязань встретила Первую мировую войну

Марк Мухаревский
 Война началась 15 июля 1914 года с нападения Австро-Венгрии на Сербию. Вступаясь за славянскую страну, Россия объявила 16 июля  частичную мобилизацию. Германия потребовала её отмены. Когда Россия не  согласилась, то объявила ей войну 19 июля. 20 июля русским царём Николаем Вторым  был издан  Высочайший Манифест о начале войны  с Германией и Австро-Венгрией.

Война вызвала взрыв патриотизма. Рязанские газеты сообщали о небывалом патриотическом подъёме в губернии.  Патриотические манифестации состоялись во многих  уездных городах. Самая крупная прошла, конечно, в центре губернии  - Рязани.

Вот что сообщала о ней газета «Рязанская жизнь» в номере от 18 июля:
«В 9  часов вечера в городском саду публика потребовала исполнения народного гимна («Боже, царя храни»). Гимн был исполнен три раза. Затем группа из 500 человек двинулась к выходу. К ней присоединились  гуляющие, и тысячная толпа направилась в «Трезвость». Здесь были исполнены русский и сербский гимны. Слышится: «Да здравствует Сербия!».  Затем громадная толпа направилась на Астраханскую улицу. В окнах городского управления были выставлены портреты императора. Перед часовней у Артиллерийских казарм манифестанты  склонились на колени с припевом «Спаси, Господи, люди твоя». От Артиллерийских казарм отправились в Троицкую слободу, где у памятника  Александру Второму  пели «Вечную память» и гимн «Боже, царя храни».
Потом отправились на вокзал. Здесь они горячо приветствовали офицеров, уезжающих на войну. Манифестация закончилась после 12 часов ночи».

Такие же манифестации прошли в Егорьевске, Касимове, Данкове, Ряжске, Скопине. 

27 июля в кафедральном соборе епископ Димитрий произнёс горячее слово о варварстве немцев и призвал к священной войне.
В газетах «Рязанский вестник» и «Рязанская жизнь» от 9 августа опубликовано обращение рязанского губернатора  к населению Рязанской губернии о долге граждан в связи с началом «Второй Отечественной  войны». Сообщается и о мерах, предпринятых властями: введение в губернии чрезвычайного положения, о борьбе с пьянством, прекращении торговли крепкими спиртными напитками и упорядочении ношения  оружия, о помощи семьям призванных, о введении такс на первейшие продукты.

В номере от 13 августа газеты «Рязанская жизнь» сообщается о внеочередном созыве Дворянского собрания и сборе средств  для Красного Креста, о введении такс на продукты и об отдаче вдовой действительного статского советника А.Ф. Весёлкиной  своей усадьбы под лазарет.

14 августа «Рязанская жизнь» опубликовала призыв рязанского губернатора ко всем состоятельным гражданам «вспомнить о своём общественном долге и пожертвовать часть своей роскоши» на военные нужды.

Газета «Рязанские епархиальные ведомости»  1 сентября 1914 года подробно рассказала о вкладе рязанского духовенства в общее дело борьбы с врагом. Глава рязанской церкви его преосвященство Димитрий сам лично благословил на ратные подвиги все четыре полка, сформированные в Рязани, перед отправкой на войну – Нежинский, Болховский, Мценский и Кирсановский.

24 июля состоялись проводы Нежинского полка. Преосвященный Димитрий прибыл к месту расположения полка в 10 часов утра, совершил торжественное молебствие о победе над врагом и благословил полк иконой Казанской Божьей матери. Полковой священник, Георгиевский кавалер, участник японской войны, В.П. Актов от владыки получил небольшую икону святого Тихона Задонского. Городской голова И. Антонов преподнёс благословляемому полку большую и ценную икону  святого Василия, епископа Рязанского.

Точно таким же образом Рязань простилась с другим своим полком – Болховским, торжественные проводы которого состоялись 29 июля.
Владыка благословил его иконой святого Николая Чудотворца.

Проводы полков Мценского и Кирсановского происходили на большом рязанском плацу у присутственнных мест, Мценского – 6 августа, а Кирсановского – на следующий день.
Владыка сам лично служил напутственное молебствие в 8 часов утра для того и другого полка.

В течение первого месяца войны в Певческих казармах собралось около 150 добровольцев. Вскоре они были отправлены в полки и 35-й пехотный дивизион, квартировавший в Рязани и Рязанской губернии.

Кое-где патриотический угар привёл к нежелательным эксцессам. 28 июля сообщалось о погроме складов с немецкими товарами в Касимове.
По примеру центральных властей , 18 августа переименовавших Петербург в Петроград, Раненбургская городская дума постановила: ходатайствовать о переименовании немецкого названия города Раненбург в город Петрослободск. Но это название не утвердили, так как Рязанская архивная комиссия выступила против, когда спросили её мнение, и город  оставался со старым названием до 1948 года, когда его всё-таки переименовали, но не в Петрослободск, а в Чаплыгин в честь учёного С.А. Чаплыгина, уроженца этого города.

Во время  Первой мировой войны действовал так называемый «сухой закон». То есть запрещалось употребление и распространение крепких алкогольных напитков.
В газете «Рязанская жизнь» за 1 августа напечатана заметка под названием «Борьба с пьянством». Цитирую: «Совет министров одобрил проект министра внутренних дел об издании обязательного постановления против пьянства. Проектом воспрещается распитие вин в публичных местах, появление в нетрезвом виде. Владельцам помещений в сельских общинах  не допускать винной торговли и распития вина».

Святейший  Синод опубликовал послание о борьбе с пьянством. Синод призывал пастырей православной церкви  к энергичной проповеди трезвости.
В свою очередь рязанский губернатор издал  объявление населению Рязанской губернии, опубликованное   в газете «Рязанская жизнь» за 9 августа 1914 года. Привожу отрывок из него:

«Самый злой вопрос русской земли, много страшнее немцев, это – народное пьянство. За продажу водки  без разрешения  виновные будут наказаны тюремным заключением до 3 месяцев».
Здесь же  напечатано обязательное постановление Главного начальника Рязанской губернии  № 1

1. Воспрещается распитие спиртных напитков на улицах, дорогах, площадках и в помещениях крестьянских общественных управлений.
2. Воспрещается появление в общественных местах в состоянии явного опьянения.
3. Владельцам домов вменяется в обязанность не допускать в их помещениях продажи крепких напитков.
4. Лица, которые окажутся виновными, подвергаются взиманию штрафа до 3000 руб. или заключению в тюрьму до 3 месяцев, или аресту  на тот же срок.

        № 2
1. Воспрещаются сходки и собрания, уличные  демонстрации и манифестации, нарушающие общественное спокойствие.
2. Воспрещается пение революционных песен и подстрекательство к беспорядкам.
3. Воспрещаются отрицательные отзывы о военной службе.
4. Воспрещается подготовка к стачкам.
5. Воспрещается публичное распространение статей и сообщений, возбуждающих враждебное отношение к правительству.
Виновные подвергаются штрафу до 3000 руб. или заключению в тюрьму до 3 месяцев.

Состоялось совещание гласных, на котором рязанский голова И. А. Антонов доложил, что был принят Государем. Во время приёма он обратился с ходатайством  о закрытии торговли крепкими напитками, на что Государь ответил согласием.

Совещание высказалось за прекращение в Рязанской губернии торговли всеми виноградными винами.
Газеты были полны сообщений о закрытии казённых винных лавок. Сельские сходы по своей инициативе принимали такое решение. Развернулось массовое движение за трезвость.

А во время Второй мировой войны советским и немецким солдатам для поднятия духа выдавали спиртные напитки. Советским солдатам -  так называемые  «фронтовые» 100 грамм. Об этом даже поётся в известной песне поэта-фронтовика  Алексея Фатьянова: «Налей, дружок, по чарочке, по нашей, фронтовой». Хорошо помню, что у моего отца-фронтовика в 1945 году всегда стояла под столом бутылка водки. Он был офицером. А значит, и офицерам водка выдавалась регулярно, не знаю только в каком количестве.

Известно,  по многочисленным воспоминаниям фронтовиков, что спиртные напитки выдавались и немецким солдатам, и они шли в атаки нередко пьяные.

Почему я об этом пишу? У нас часто говорится и пишется про высокий моральный дух нашей армии. Не спорю: он действительно был высоким. Но и моральный дух русской армии в начале Первой мировой войны был ничуть не ниже. Историки про это часто умалчивают. Пишут только о развале армии в 1917 году. Но в 1914 году боевой дух русских солдат не нуждался в искусственном подъёме путём применения спиртного. Они и так воевали отлично. Считалось даже, что спиртное только вредит. Поэтому и приняли «сухой» закон.

Вот что сообщала газета «Рязанские епархиальные ведомости» от 15 августа 1914 года в статье «Народное отношение к войне»: «Мобилизация прошла самым блестящим образом. Все места с продажей крепких напитков закрыты. Не только пьяных, но и выпивших нигде не видно». Так было в августе 1914 года.
   
Были приняты и другие меры. В частности, о помощи семьям, из которых призваны ратники на фронт. 20 августа объявлен День помощи воинам и их семьям.
24 августа женой губернатора М.В. Кисель-Загорянской был открыт местный дамский комитет, поставивший задачу оказания помощи лазаретам губернии.

В этот же день под председательством госпожи фон Дервиз происходило заседание Пронского отдела Красного Креста. Она предложила принять раненых в свой дом, расположенный в Старожиловском имении.

31 августа в Рязань прибыла первая партия раненых воинов. Раненых разместили в губернской земской библиотеке, в городском лазарете, в инвалидном доме, в Казанском женском монастыре, в богадельне и в сводном лазарете. Из сводного лазарета их будут отправлять в Касимовский уезд.

31 августа было опубликовано сообщение Рязанской земской управы. «Ввиду переполнения ранеными в больницах необходимо всех легкораненых разместить немедленно в домах обывателей».

1 сентября  Рязанский дамский комитет выступил  с обращением к жителям губернии: «Для преодоления последствий войны далеко недостаточно сил государства. Необходимо участие всего населения, широкая организация самопомощи, и по деревням образуются сельские комитеты помощи нуждающимся семьям. Комитеты совместно с кооперативами постановили бороться с расстройством, вызванным войной».

Комитет приступил также к оборудованию своего лазарета для раненых на 100 кроватей. Лазарет будет размещён в Троицкой слободе в доме Панкина. Был открыт лазарет Благотворительного общества в Спасском монастыре. Комитет приступил к приготовлению белья из пожертвованного материала для раненых воинов.

31 августа, в 2 часа дня, состоялось освящение нового лазарета, открытого группой торговцев. На освящении присутствовал губернатор, представители земской управы и множество публики.
Уже в начале сентября настроение в обществе стало меняться. Самсоновская катастрофа  в Восточной Пруссии стала как бы холодным душем для российских граждан. Шапкозакидательские настроения сменились более реальной оценкой обстановки. Многие поняли, что война будет долгой и кровопролитной и потребует больших жертв. Об этом свидетельствуtт следующее воззвание, опубликованное в газете «Рязанская жизнь» от 2 сентября.
               
                К учащим Рязанской губернии   
Директор народных училищ Рязанской губернии обратился к служащим в училищах с воззванием: «Граждане должны быть готовы к длительной и упорной борьбе, чтобы уничтожить военную мощь врагов.
Участие наше в этом деле может выразиться в добровольном отчислении на всё время войны ежемесячно 1, 2 или 3 % содержания на военные нужды, а также участвовать в уходе за ранеными, в заботах о семьях и детях лиц, призванных в войска, и прочее».

В конце октября развернулась работа по сбору тёплых вещей для воинов. 28 октября в Рязани был объявлен общегородским днём сбора тёплых вещей. Вот что писала по этому поводу газета «Рязанская жизнь»:

СЕГОДНЯ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ СБОРА ТЁПЛЫХ ВЕЩЕЙ ДЛЯ НУЖД АРМИИ

Граждане! Пришла осень, сырая, промозглая. Близка зима. Холодно в окопах! Неоплатный наш долг перед нашими защитниками. Мирская помощь – великая сила. Торопитесь, граждане! Готовьте тёплое бельё и зимние вещи. Холодно в окопах! Граждане! Согрейте солдата!

По каждой улице будут проходить две фуры: для старых и новых вещей.
Такое же движение было развёрнуто и во время Великой Отечественной в СССР. Так что история повторилась.

Уже в ноябре 1914 года власти стали проявлять заботу об увековечении памяти погибших воинов. Военный министр В.А. Сухомлинов обратился  к министру внутренних дел Н.А. Маклакову с просьбой оказать содействие Александровскому комитету   в его заботах об увековечении памяти жертв настоящей войны. Сухомлинов предложил открыть доски во всех приходских церквях с начертанием имён павших воинов, устройство братских кладбищ.

Министр внутренних дел  разослал циркуляр на имя губернаторов и градоначальников, чтобы земские и городские учреждения поставили вопрос о сооружении памятников на родине убитых воинов. С особым сочувствием он остановился на устройстве братских кладбищ, на которых можно было бы соорудить часовни, кресты, памятники, дабы эти кладбища напоминали последующим поколениям о жертвах великой европейской войны.

Об этом же заботились и местные власти. В газете «Рязанская жизнь» за 11 ноября опубликовано сообщение о принимаемых рязанскими властями мерах под заголовком «Памятник войны на Скорбященском кладбище»:
Вчера в городской управе состоялось совещание членов городского управления, приходских священников церквей г. Рязани по вопросу отведения места для устройства кладбища для жертв настоящей войны. Было прочтено предписание епископа Дмитрия всем рязанским священникам, чтобы они вывесили в приходских церквях металлические или каменные доски, на которые бы заносили имена всех прихожан данной церкви, погибших в бою или умерших от ран.
На Скорбященском кладбище есть достаточно места, которое решили просить отвести на братские могилы и ассигновать на устройство часовни или общего памятника известную сумму.         

А во время Великой Отечественной памятников почти не ставили. Был лозунг: «Всё для фронта, всё для победы!» О памятниках тогда не думали. Думали о том, как бы выжить. И только через двадцать лет после окончания войны в массовом порядке стали ставить памятники. А День Победы стал нерабочим днём только с 1965 года.

Во время Первой мировой войны, начиная с 12 ноября 1914 года, в  газете «Рязанская жизнь» публиковали именные списки убитых, раненых и без вести пропавших нижних чинов, уроженцев Рязанской губернии.

Так Рязань встретила первые месяцы Первой мировой войны, или Великой и Второй Отечественной, как её тогда называли.
                               
Май 2014 года.