О совпадениях, стихах Гёте, об урожае и остальном

Кенга
              Глава из романа-эпистола

                "Осенние листья"

                2006 г.

            Читать предыдущую главу http://www.proza.ru/2015/04/13/1100

  Галя - 21.07.06
Вы приняли решение и успокоились. Я со своей стороны, могу предложить пожить вам  с Ксенькой у меня.  Никто не будет мешать, даже я. Места хватит.  В саду подрастает картошка, вернее, её ботва и ботва от тыквы и кабачков.  Видите, даже продукты сами растут.

 У меня сегодня  символическая история. Галэ. попросила  найти стихотворение Заходера  "О чем грустит душа Шопена", которое я упоминаю в своей книге, как последнее, которое он хотел прочитать на обеде  и не успел.  Я взяла папку с надписью  «То, что было на письменном столе..." Раскрыла и сразу напала на листок  с множеством каких-то телефонов, написанных быстрым  почерком Бори, и вижу вдруг имя Гете. Я начала рассматривать и прочитала:
  Т. 2, 392.  Последнее стих  Гете.   (В альбом сыну Беттины  von Arnim).
 Достала  второй том, нашла страницу.  На ней 6 стихотворений, одно из них - B;rgerpflicht - помечено  Борисом черным овальным значком.  Заглянула  в  примечания,  дата написания:  «6 марта 1832 год».   
(Гете   28. VIII. 1749 – 22. III. 1832.)
 И,  сразу нашлась  "Душа Шопена".
Читая Отто Конради о Гете, отметила  сходство поступков поэтов:
Гете купил  поместье в Оберроссле, в 1798 году,  ему 48 лет.
 Заходер стал обладателем нашего  домика тоже в свои 48. Правда, поселились 17 июня 1966, тремя месяцами раньше оформления покупки, и всю жизнь отмечали  день первой трапезы  в Комаровке (17.06), как  семейный праздник.
 Гете в письме от 18 июня 1798 упоминает о «вчерашнем  обеде в честь покупки имения».  Удивительное совпадение дат.

Давид - 22.07.06.            
Это не я принял решение, а за меня - славная армия Насралла (так и хочется добавить: прямо в душу),  И как по команде, растет приятность от предстоящей поездки. Раз нельзя иначе - так что ж!?  Ваше предложение очень милое (особенно оценил обещание "не мешать"!)     Сам-то навещу Вас непременно, а вот задержаться нам "пожить"... Боюсь за Вас (и за наши отношения, которыми слишком дорожу, ведь друзей настоящих на свете так мало) - Вы, когда мы рядом, начинаете нервничать, и никто не виноват, но... Я напрягаю  Вас, я же это чувствую. Сами, надеюсь, понимаете. Только на расстоянии, слава богу, находим постепенно какое-то равновесие. Ради бога, не сердитесь за мою прямоту - но пора бы уже между нами... Мне всегда было жаль, что невозможно мне вот так запросто побыть в чудесном Доме у замечательного Друга... (Тем более, где растет картошка и даже кабачки!) Ну, будя...
Вижу, как Вы увлечены Гете - это так здорово! И для Вас и для Гете. Ведь это качество нечастое - умение увлекаться "какой-то абстракцией" (а не, скажем, шикарным лимузином). Я реагирую скупо, хотя читать мне интересно! - п ч башка сейчас занята другими вещами.
А по поводу "недосказанности" у Вас - подмечено верно. Но это недостаток, который является продолжением достоинства: краткость и немногословие. Не любите жевать. Многое в одной фразе. Это создает ритмо-темп. 

Галя - 23.07.06.
Утром терзала  бедную сирень.  Уж за что - сама не знаю.  Вышла в белой блузке, решила выкосить газон, но под руку подвернулся секатор, и я с каким-то отчаянием занялась истреблением поросли.  Кто-то зашел и удивился, что это я такая нарядная  делаю такую пыльную работу. Ничего, поработала до изнурения. Это очень полезно бывает для укрепления  духа.
Посмею выслать сегодняшний вариант предисловия, наверняка найдете массу недоделок, но  Вы должны  прочитать первым. Я собой довольна.      
Благодарю за все. Вообще за все. Г.

Давид - 24.07.06.
Я дома еще до 3 - с билетом устроилось удачно.
Представляю, как Вы в стильной блузке наяриваете свой сад. Это хорошо - что есть энергия!
Вы, Галочка, так истово меня благодарите, будто уезжаете навсегда на остров Мадагаскар! Но ведь в августе наверняка я Вас еще застану?

Галя - 24.07.06
У нас тепло, а я слегка простудилась.  Вчера  поздним вечером Дорманы позвали - у них была моя любимая толстушка Марина из Геликона, так я нарядилась в шубку, никак не могла согреться. Прихожу, а мне  сразу и анекдот:
- Что это вы пришли в шиншилле, у нас тут народ бедный.
- Всё, поняла. Завтра приду в норке.
Чтобы вылечиться, легла в саду - голову в тень, а сама в одежде на солнце,  и спала.  Спала под музыку.  Прогрелась как в сауне.  К вечеру лучше.
Большую часть дня «переводила»,  вернее, выверяла,  так называемые максимы Гете  с готического на немецкий. В школе я хорошо разбирала готический шрифт.
Я тоже люблю свою берлогу, но и в вашей мне всегда хорошо. В Берлоге. А остальное - что со мной поделать? Как известно - не прикажешь.  Хотела быть только другом, что Вас так устраивает, да пока не получается.   Может, поэтому и благодарила так?  Словно прощаясь. С Берлогой. А Вы чуткий.  Ведь я написала, сохранив внутреннюю  интонацию. 
Планов, покидать дом, у меня нет. Хотя бы потому, что сейчас важно закончить работу, пока она движется.  Вас я тоже не собираюсь  напрягать. Я затихну, и буду сидеть как мышка.  Все понимаю и разделяю Ваши опасения и тревоги.  Да и что может быть для Вас важнее встречи с дочерью. И со всеми остальными.  Все будет хорошо.  Самую  вашу жару Вы пропустите. Только бы не замерзли у нас. Хоть бы погода постояла теплая.

Давид - 25.07.06.            
Предисловие прочитал. Живо и интересно, как всегда у Вас. Вы умничка. Пару мест я отметил,  где перескок с темы на тему (там вопрос "неясна связь?" - так мне показалось). Еще кое-где "запутались» во фразе. Это не страшно.
Но одно место я не хотел отмечать. Но сейчас решил отметить - кто же Вам скажет, кроме меня? Из деликатности промолчат. Но я решил, что на правах старого (даже дряхлого) друга - должен сказать. ("Старый" - это не "близкий", поэтому пишу смело: 30 лет как-никак.)  Вы сами начинаете этот кусочек с извинения. Фрагмент не нужно убирать - только чуть-чуть поскупее тему Вашу семейную - это уже было, а здесь тема несколько другая. Дальше я даю пример, как не застревать на этой теме и сказать то же, только  без расцвечивания. А последняя фраза - зеленым шрифтом - для ориентации: это смысл и оправдание всего фрагмента. Вот этот акцент и выпятить за счет стушевания темы лирической. Надеюсь, Вы меня поймете.
Не болейте. И не перегревайтесь на солнце. Это вредно.
Целую. Переваренный Рак Д.

Галя - 25.07.06
Ну, как же Вас не любить? Что я могу с собой поделать? Вот уж досталось мне мученье и счастье.  А объяснить ничего невозможно, почему я так думаю после письма, да и вообще всегда. Просто ощущение и все. У меня все на этом построено.  Ваша деликатность и сдержанность.  Не будь ее - разве бы продержались такое время? Я бы уже успела все испортить, как что-то  недавно напортила, хоть и не до конца.  Спокойной ночи или доброе утро.

   Давид - 25.07.06. 
    Спасибо, Галочка. Все-таки в жизни больше хорошего, чем плохого.
 
   Галя - 26.07.06
  Утром села за предисловие. Сделала, что предложили. Конечно, стало лучше. Теперь уж покажу начальнику. Что скажет?
В саду взошел шампиньон. Два. Буду растить их.   А Вы не забывайте вовремя обедать и спать днем.

Давид - 26.07.06.      
Да уж чего я там предложил. Мелочи. Надеюсь, Вы поняли все мои "помарки" (как раньше понимали).
А я делаю фрагмент из польского романа - авось кто-то клюнет. Но надежды мало - сейчас идет только коммерческая, как они называют, литература. А я в ней не понимаю ничего.
Шампиньоны, которые восходят в саду, не лучше ли сорвать немедленно - пока они не... закатились?
Не спать днем никак нельзя. Лишь бы получалось. Чаще - получается.
Целую - Д. Видно, я все же в напряжении перед поездкой - как-то не пишется. Чувствуете?

Галя - 26.07.06
Пишется, пишется, я чувствую Ваше тепло. А больше мне ничего и не надо.  Всей душой понимаю консервативность. Я бы тоже сидела дома, даже к Захарову так и не выбралась, чтобы договор там или еще что.
А насчет  восхода и заката - оценила. Прелесть.  И на компостной куче взошла  компания лохматых белоснежных  животных.  Но это не  шампиньоны. Красоты неописуемой. Просто украшение кучи.
Смотрю вашу войну. Беда.  Но молодцы ребята.  Ваш новый не хуже прежнего - стойкий и последовательный парень. 
 
Давид - 27.07.06.            
Вообще, настроение у всех - и у нас тоже - падает. П ч война затягивается. И идет осторожней, чем многим бы хотелось. Многие рвутся в бой - чужими руками - но правительство осторожничает. Мне кажется, что правильно - бережет и своих солдат и чужих мирных граждан. Но я не военный специалист. Те хотят жахнуть разом, стереть все с лица и покончить. А по-моему, с ними никак не покончить - их миллиарды.
Берегите себя. Блюдите соразмерность.

Галя - 28.07.06
Сижу перед Окном, в которое виден огромный Хрен, вымахнувший выше Горной Сосны, которая,  бедняжка, растет в его Тени. Надо бы слегка поунять его великолепие - не по чину берет. Рядом с ним померкла  даже  плетеная Ваза, подаренная Соседями к сорокалетию вселения в Комаровку.  А  несчастные Кабачки  дрожат от сегодняшнего Холода - едва ли с десяток Градусов наберется  Поутру.
Ваше милое "Блюдите соразмерность"- не лишено  наблюдательности. Так и выискиваю по крупицам живительное тепло.  Даже само ваше существование, как бы оно не выражалось по отношению ко мне,  дает его.
 Попытка запустить бассейн была именно неким безумством с моей стороны. Работа только для здорового мужичка, вроде  нового подопечного - то ли туркмена, то ли таджика - по имени Махмут. Это он выволок старую газовую плиту. С того дня всегда улыбается при  встрече и спрашивает  мнение о погоде, осведомляется,  как мне гуляется с собакой и молча, взглядом вопрошает, нет ли еще одной плиты, которую он может вынести.
 Назначено (вчера) с машиной явиться к 15 часам, а  машину отдали в 21. Мне кажется, они ее все это время мыли. И то, ради чего я её погнала, так и осталось не сделанным. Не успели.  Снова поеду в след субботу.  Профилактику  однако, выполнили!
Из положительного вокруг - чудесному ребенку, родственнику Дормана из Магнитогорска,  9 - месячному Георгию сделали операцию на сердечке и, кажется, удачно. Он уже сам без приборов дышит. Дорману и Тане подкинули на неделю Сашину внучку, двухлетнюю Маринку.  Возвращаясь с Ричи от реки, увидела по нашей цветущей дороге  красивую  пару с ребенком посредине, даже не сразу сообразила, что это мои. 
Шампиньон,  чтобы не быть одиноким, выродил рядом еще парочку.  Все  в гармонии. Все разнообразно и интересно.

Давид - 28.07.06.   
Я мечу молнии на ваш тамошний сервис! Нет слов. Одно только - хамство.
Не принимайте близко к сердцу. Жаль только сил. Сволочи. Целую - Д.
У меня сегодня цейтнот. Но зато почти завершил фрагмент, и час говорил с Ксеней. А письмо - завтра.

Галя - 29.07.06.
Молнию на молнию.  За фрагмент - молодец.   
 А с Георгием - это вообще чудо. Родителям сказали, что в Израиле таких детей просто нет - не допускают до родов. А здесь прошляпили. Его бабушка сказала: - какое счастье что проглядели, а то не было бы у нас Георгия.  (А у них еще двое дома.) 
Сейчас пойду и порешу шампиньон (даже неловко как-то перед ним), но он уже созрел. Будет суп.
 Андрей прислал мне снимок, который показывали по телевидению и он комментировал за кадром.  Уже не первый!  Получил приз за оригинальность сюжета. Я, помнится,  говорила, что его двоюродный дед известный оператор: Семён Деревянский - «Большая семья», «Дама с собачкой».
 
Галя - 30.07.06
Кажется,  я изящно решила этот кусочек из предисловия. Или нет?
Дорман присел на корточки перед раковиной, что-то чинил и, поднимаясь, так кряхтел и охал, что я радостно спросила:
 - Что, тебе тоже нелегко подниматься?
 - Да ты что, конечно!
- Саша, расскажи, как тебе нелегко!  Это так утешительно, а то я уже вообразила, что это только со мной.
 Далее мы горячо обсудили,  где болит при этом и как надо подниматься, чтобы легче было. 
- Ну, Саша, разутешил ты меня, а то я уже вообразила, что старею.
- Да, что ты! Брось эти мысли. Вон Маршак (а он еще моложе Саши), так, тот  сказал, что если он сможет  вообще присесть, что уже само по себе почти невозможно, то уж подняться, точно, ни за что не сможет.
 Хороший человек Дорман.
Если закончили отрывок из польского романа, то пришлите почитать, если можно.

Давид - 30.07. 06.         
Кусочек о-кей! Очень-очень. Умничка.  Спокноч  Целую

Галя - 31.07.06
Благодарю за похвалу. (Пахлаву).  Целую.

Давид - 31.07.06.         
Зашиваюсь напрочь. Но вышьюсь в результате, как всегда, пока однако (как говорят эскимосы) - жуть. Завтра еще приедет Давик - это день на него.
 Фрагмент будет недопеченный - я так быстро не делаю. Должно отлеживаться  и  многожды чищено. Но м б пришлю перед самым отлетом. Время не сожмешь - хоть сутки сиди -  А Володя завтра едет в очередное путешествие. Не помню куда. Так что встретимся уже в сентябре. Напомните мне, чтобы я передал Вам от него привет. :)
(А чего веселюсь - сам не знаю. Дела очень паршивые. Мрак впереди.) Целую Привет милым соседушкам. Д
Да, снимочек прикольный (выражаясь языком эпохи). Вот, поди ж ты - и свой почерк и свой "предмет интереса".

    Галя - 31.07.06.
    Вы сегодня ужасно милый, я даже вижу ваш образ, словно Вы сидите у дядюшки. Почему-то Вы запомнились мне таким - легкий, молодой.
У меня удачный день - я  наткнулась на подсказку, благодаря которой нашли с Федей еще одно неопознанное стихотворение. («Блаженное томление»). Причем очень известное  и значимое, но именно его, как мне кажется, БЗ не закончил, оно все в вариантах и он не вставил его в список для печати.  Это "к Хафизу" на мотивы востока. О сгорающем  в любовной страсти,  мотыльке, летящим на свет свечи.
    Прелестные строчки письма Гёте, хотя они написаны  задолго (за 36 лет) до этого стихотворения, просто эта тема свойственна востоку:
     - "На маскараде я опять видел только твои глаза, - и подумал о мошке, летящей на огонь".
  После стихов, которые осели у меня, я просто задрожала, представив его ощущения.
  Завтра у нас в Комаровке большой праздник - у соседей сразу несколько поводов - 60-летие бабушки Георгия,  Малины; день рождения Вани; выпишут из клиники самого Георгия, и его семья,  на следующий  день,  отбудет  в Магнитогорск. Я так привязалась к "бабушке", что печалюсь при мысли о расставании.  Малина готовит фаршированную щуку,  печеночный паштет, студень с хреном...
    Напоминаю, не забудьте передать мне привет от Володи.

    Давид -  31.07.06.   
    Нет, Вы напомните мне в Москве, а не сейчас! сейчас я еще помню.
А у Вас работа с НЛС. Увлекательно. - У меня хоть одна маленькая радость мелькнула: к моему появлению - вернее, к отъезду - должна выйти в журнале часть еще одной главы Котта (она огромная).
А со сканером управился. Но еще ой-ой-ой!
 - Счастливо управиться с праздничной щукой. Целую – Д

Галя - 31.07.06
Или я засыпаю или еще что? Что это за НЛС? Может во сне приснится ответ?
Поздравляю с Коттом. С огромным. И со сканером. А я написала маленькую преамбулу или  - оправдание, что мы собираемся напечатать то, что БЗ сам не включил в список, предназначенный для публикации. Кстати, название «Блаженное томление» дал пресловутый  Вильмонт, а БЗ - назвал это стихотворение "Священная страсть". Дурь, какая - блаженное томление... Этот мотылек сгорает, влекомый страстью, а не блажью и томлением.  Со святым возмущением, пойду спать.   Выслушав  скрипичный квартет Бетховена. Теперь уж  до  следующего  месяца.
 Спите и Вы, дружок. Галина.

Давид - 02.08.06.         
Профессору НеопознанныхЛетающихСтихотворений.
В полном зашиве. Уж завтра по телефону.
 - Отдыхайте после паштетов. - Целую Д.

   Галя - 02.08.06.
   Тоже целую. Не переусердствуйте напоследок.
   Если посмотрите на время отправления, то узнаете, когда я вернулась из гостей. Было очень симпатично. Много народа, но как то хорошо и тепло. Щука удалась, но особенно - паштет, хотя вред от пиршества будет велик.
Георгия привезли. Он, лапочка, все спит. Но видно, что стал розовенький.
Надеюсь,  ваш детский день прошел во взаимопонимании и удовольствии.  У Вас всего один день на всё. Будьте рассудителен и нетороплив.  Проверьте, положил ли билет на самолет и паспорт.
 Золото мое, не тускнейте. 

Давид - 08.08.06.      
Привет из Балтики! Все в порядке. Подробности потом. Целуем. - Д - Кс.

Галя -11.08.06.
Я закончила (под присмотром) предисловие!!!  Получилось даже очень неплохо. Ушло на него, всё про всё,  чуть ли не три года. Мы много-много работаем, сейчас заняты поисками  всех источников, упомянутых во втором томе.  Самое трудное находить книги  в доме, чтобы сверять цитаты. Никогда не думала о том, как трудно делать книгу. Например, мою – совсем просто. Просто напечатать... А здесь столько  труда уже вложено всеми нами и еще конца не видно. Нет, он уже виден слегка. Будет очень хорошее издание. Мы  все будем, надеюсь,  гордиться  собой.  Удивляюсь работоспособности Галэ.  Ее перфекционизму. Удивительный человек.  Столько времени, энергии тратит. Сидим до глубокой ночи. Просто у нее сейчас нечто вроде отпуска и она  его использует, потому что с сентября сын пойдет в школу. Но и собой немного довольна.  Даже почти не думаю о Вас. Хотя лукавлю.
Смотрите на все, - а как? Вы и сами знаете - как.  Вы так и смотрите и  так
живете.   Зато уж насмотрелись на дочечку и наговорились, правда?
  Целую Вас и Ксеничку. Привет ей, и. даже ее маме, коли вы там все вместе.  И пусть  дочь скорее выздоравливает, чтобы и меня навестить.

(Давид гостил у Галины  19,20,21,22,23 августа.   21-22 была с ними Ксеня.)

Галя - 25.08.06.
История с Риччи. Собака приболела - едва исполнилось 2 года - вдруг обнаружилось больное сердце. Правда, это показал пока только осмотр и прослушивание ветеринаром Наташей.  Для консультации приехал ветеринар Миша из клиники.  Выслушал меня, послушал Риччи, поставил градусник и сказал, что собака совершенно здорова. Взял 700 рублей,  выдал квитанцию и карточку для дальнейшего общения с клиникой. Сказал, что если бы он отказывался от еды, тогда бы стоило волноваться. Просто такая порода. Ему скучно или еще что... Но пусть Наташа, которая рангом повыше него, продолжает свое наблюдение и лечение, тем более что это не во вред. Зато я успокоилась, а это дорогого стоит.
Расскажите Ксеничке. Может,  и ее маме  стоит вызвать  Мишу?

Галя - 27.08.06
Глушитель ставили с 12 до 18.30, можете себе представить   и... конечно снова долго и тщательно мыли... Даже коврики внутри. Словом,  в ожидании,
 сходила в ресторан на японскую кухню. Съела "тонизирующий" суп в кофейной чашечке, апельсиновый свежий сок, утку (не всю - несколько кусков) в апельсиновом соусе и чайник (ма-а-ленький) чая с яблочным пирожным. Вернулась в  сервис и заснула сидя на мягком диване.
    Очень устала за день. Тут как раз пришла  Наташа  сделать последний укол собаке.  Риччи уже веселый и игривый.  Люблю слышать голос.

Давид - 28.08.06.       
Все прочел с интересом! Но писать буду уже дома! Тут лучше поговорить - с Ричи  я же говорил!!! Целую. Буду звонить.

 Галя - 29.08.06.
 Мне сегодня позвонили из Тель-Авива,  Кашпеева - сказала, что  много было отзывов о радиопередаче по Винни-Пуху. Они решили еще раз меня пригласить. Назначили на 13 сентября.  Тема будет "Муза»

Галя - 03.09.06.
Милый, хороший больнушечка.  С возвращением.
Что делать. Все болеют изредка. Пройдет.
Кажется, какая разница, где Вы. Так же можно звонить, так же можно писать. А все равно есть.  Не утомляйтесь.  Ответите, когда поправитесь.
Разговаривала с Мухой. Они с папой-Вадиком только что вернулись из Харькова, от сына Мити. Реночка уже закончила свою "химию" и считают, что ей она принесла некоторую пользу. Теперь  ее лечат гормонами. От химии она похудела, а от них начала поправляться.  Мы славненько поболтали, она даже просила меня не торопиться,  и еще поговорить. Так и сделали, пока не закончилась карта.
  Мысленно летела с Вами, поэтому весь день слушала музыку. Как наркотик.
  Столько всего было хорошего. Неотразимый медведь. Водворяйтесь в берлогу. Больше сообщить  не имею.
  Выкопала одну шестую  картошки, что явило урожай "сам девять". Восемь сварила, одну оставила на случай внезапного голода.   

Галя - 05.09.06
Не хочу тревожить письмом, болейте на здоровье, но не  долго.
Выкопала еще один куст картошки.  Уже штук двадцать одна или две. Показала Дорману: - Вот чем надо заниматься, на нашей земле хорошо зреет картофель…
  Саша  взвесил мой урожай, там оказалось больше килограмма, и произвел быстрый подсчет:  - Ты заработала 12 рублей. -  Мы смеялись, прикидывая, сколько надо высадить, чтобы заработать, ну хотя бы на одно посещение магазина.  Не меньше ста клубней, окучивать и потом выкапывать. Да, неблагодарен труд  сеятеля.
 Целую.   Еще раз  - не болейте долго. Г.

Галя - 06.09.06
Рада весточке. Оживаете. Но берегите силы, быт подождет.
"Начальница" исчезла прочно  -  то ли занята, то ли просто ребенок пошел в школу. Жаль, что темп потерян и  навыки теряются.
 
Давид - 08.09.06.               
Не волнуйтесь. Это просто обессиливает затяжной бронхит. И дикая жара.
Про 9 сентября помню.  Я С ВАМИ, ОБОИМИ.


   

              Читать след главу http://www.proza.ru/2015/06/15/712