Миг жизни. Глава 6. 36-я школа, часть 1

Леонид Лещинский
1974-1976

В конце лета Валя через своих родителей из детского садика устроила меня на работу в 36 школу. Работать, конечно, намного труднее, чем в селе. Во-первых вторая смена, во вторых 10-е классы, в третьих запущенный кабинет. Работаю день и ночь. О школе пока трудно что-то сказать определенное, но ясно одно, то же, что и везде: увлечение внешними эффектами без глубокой работы над учебными и воспитательными проблемами. Время летит со сказочной быстротой. 1.5 месяца пролетели как мгновение, насыщенные до предела событиями, настолько, что некогда даже было вести записи. Конечно, значительным можно назвать то, что осталось в памяти. Но иногда важные мелочи, оставаясь в памяти, ускользают из поля зрения. В оформлении и оборудовании кабинета все пока на месте. Достал осциллограф, кабель 4-х жильный, немного списанной аппаратуры и радиодеталей, с помощью родителей учеников. Ученик 10 класса Женя Колесников собрал универсальную выпрямительную приставку к ЛАТОРу, которая здорово помогает мне при демонстрации опытов. Каждый день к старым заботам добавляются новые, из всего записанного на день удается выполнить только часть. Нужно привести

29

в порядок приборы, имеющиеся в кабинете, нужно делать электропроводку, зашторивание, укреплять киноаппарат, готовить демонстрации и лабораторные, и это кроме хождения по предприятиям в поисках материалов и помощи. И это все кроме основной работы: подготовки к урокам, внеклассной работы с 10-в, где я классный руководитель. Кроме этого выбрали председателем школьной организации общества "Знание", являюсь пропагандистом в областном кинопрокате, руковожу районным семинаром пропагандистов комсомольского политпросвещения. Провел в классе комсомольское собрание "О моральном облике комсомольца", ребята зачитали вырезки из газет, которые я дал, но на откровенность вызвать не удалось, отмалчивались, хотя слушали с интересом. Оживились на втором вопросе о поведении Светланы Жук. В прошлой четверти учительница по немецкому языку ей что-то не так сказала и она перестала ходить в школу. Я считал, что она болеет, но потом выяснилось, что ее видели на улице. Оказалось, что она все время обманывала родителей, говорила, что идет в школу, а сама шла к подружке из ПТУ. Выступали многие ребята. Их возмутило поведение ее, но настораживает факт, не чуткого отношения учителей, плохо мы знаем психологию, педагогику, часто нет правильного подхода к ученикам. Занимаюсь с десятиклассницей по физике на дому. Как умудриться развить физическое


мышление, вот где я практически могу проверить свою теорию. Когда есть возможность, занимаюсь с Аликом, он уже рисует (пишу 19 ноября 1974) лицо, домик, смотрит сознательно телевизор, любит крутить диск от радиолы без пластинки, переключая скорости. Прошло увлечение наливать и выливать. Иногда начинает декламировать смесь из заученного и нафантазированного. Когда идет в садик мечтает, вырасту, куплю мотоцикл и буду всех катать. Увидел дым над заводской трубой: "Туман идет, я приду в садик, и будет пожар". Был на семинаре пропагандистов, смотрели фильм "Паутина" о проникновении чуждой идеологии, которая в основном влияет на молодежь. Мне кажется, что мы все же мало уделяем внимания воспитанию духовных потребностей, пониманию духовных ценностей, хотя говорим об этом много, но в жизни видим другое. Получил письмо от бывшей ученицы из Биробиджана, Тани Горбуновой, которое очень растрогало меня. Привожу цитату из моего ответа: "А вообще чертовски интересно жить на белом свете, особенно когда чувствуешь себя в гуще событий. Когда не мучает совесть за зря прожитый день" Болею, последний раз болел ангиной в январе 1970 г. Год кончается неудачно с болезнью, так же как и начинался, а вообще то, счастливый т. к. устроился на работу в городе. В кабинете есть сдвиги, сделал затемнение, осталось мотор подключить. А вот научная

30

работа в загоне, свободного времени совсем нет. Прочитал две книги: А.Былинов "Улицы гнева" - про подполье во время войны 1941-45 г.г. Сильная книга о сильных людях. Война испытала людей на прочность, на верность. Сила человеческого духа не всегда совпадает с физической силой. В чем причина необыкновенной стойкости одних и трусости других? И вторая книга Диккенса "Жизнь и приключения Николаса Никльби" т.5 гл. 1-Х жестокий мир, страшную школу, где истязают детей, мир, где беззащитного человека каждый может обидеть, где главное в жизни - это титулы и деньги. Диккенс удивительно глубоко раскрывает психологию людей. Правда, он наделяет своих любимых героев чуть большей проницательностью, чем это может быть, но в целом книга замечательная. Продолжаю болеть, удивляюсь, как быстро пролетело начало учебного года, многое не успел записать.


Продолжаю работать много. Делаем с учениками электропроводку к столам. Очень трудно работать с лаборанткой О., она ничего не умеет делать, только крутит с утра до вечера фильмы учителям, хотя они обязаны это делать сами. Так что работаю лаборантом на общественных началах. Пробиваю в машинституте аппаратуру на запчасти для работы радиокружка. Дело ведется почти издевательски, гоняют туда-сюда и конца не видно. Прочитал книгу Д.Гранина "Искатели" о молодом ученом, который для работы над локатором/прибор для обнаружения обрыва в кабеле/ ушел на производство. Как в очень трудной борьбе с карьеристами на производстве и в науке прокладывал он путь к созданию прибора с помощью простых людей, сотрудников лаборатории, и при поддержке горкома.


Беседовал с 10-б классом о вещизме, о материальных стимулах, о духовном богатстве человека. Главное выработать стремление к духовной пище, чтобы работа была удовлетворением потребности, а не способом заработать на жизнь. Материальные потребности должны быть как средство к существованию, позволяющие удовлетворять духовные потребности, а не самоцель. Для этого нужно, чтобы работа действительно была по душе и чтобы зарплата обеспечивала определенную разумную норму, а для этого человек должен быть правильно воспитан современной школой. Я, думаю, что телевидение еще скажет свое слово, как в положительном, так и в отрицательном плане.

31

Телевизор универсален, но он закрепощает человека. 20 декабря был на семинаре пропагандистов, слушал выступление о религии. Церковь ведет борьбу за душу человека, пользуется тем, что иногда человек бывает в тяжелом состоянии: болеет или неприятности на работе, и никто его не поддерживает. С другой стороны внушает, что жизнь это мгновение, и она ничего не стоит, зато верующему обещает вечную жизнь после смерти, что является утешением для слабых людей. Человек бессмертен своими делами: книгами, открытиями, изобретениями, произведениями искусства, и т.п. И от человека зависит, какой он оставит след на Земле. Или как падающая звезда мелькнет и исчезнет, или как гигантский метеорит врежется в землю, оставит воронку, которую долго потом будут разгадывать. Наступил новый 1975 год, каникулы прошли более или менее спокойно. Сам сделал проводку ко второму ряду, поставил новый электрораспределительный щит и подключил два ряда. Ночью 13 января умерла бабушка Инда, т. к. она не состояла ни в профсоюзе, ни в других организациях, могилу копали сами, дикость. Она прожила трудную долгую жизнь, вырастила троих детей, двое ее сыновей, мамины братья, были участниками Великой отечественной войны, младший остался в армии и дослужился до заместителя командира дивизии. Пусть земля ей будет пухом. Закончил в кабинете проводку полностью, получил в машинституте кой какие приборы. Началось какое-то наваждение с проверками: проверяю дежурство на переменах и передачу кабинетов, проведение


факультативов, применение техсредств, включили в комиссию РК КПУ по проверке парторганизации машинститута. Заметно ослабил работу в классе, и это тут же сказалось. Правда, есть и положительное - похвалили класс за работу на строительстве школьного тира, я таскал ведра с землей вместе с учениками. Провел интересный классный час о И.В.Курчатове, ребятам понравилось. Ходили с Валей на гастроли москонцерта - вечер, посвященный С.Есенину, очень понравилось. В начале февраля выпало много снега, Алик катается на лыжах. Ученица 10-а класса Севонькаева победила на областной олимпиаде по физике, проведенной МФТИ. Прочитал интересную статью в учительской газете о научной организации труда. Когда уже в школе введут должность инженера по техническим средствам. Кто должен заниматься ремонтом, профилактикой, технических средств. Почему этим должен заниматься учитель физики? Беседовал с учеником 10-б класса Колесниковым Евгением о телепатии, о гипнозе, о политике т.п. Естественно, что я пытался навязать ему мировоззрение, которое вдалбливали мне, сначала в школе, потом в институте, потом на семинарах пропагандистов. Например, он говорил о том, что мечтает, чтобы на Земле было единое общество, чтобы не надо было прятать научные открытия. Я ему говорил о борьбе двух идеологий. Рядовой гражданин США имеет самое отвратительное представление о коммунизме, под влиянием мощного аппарата

32

пропаганды. И поэтому самый главный фактор экономический. Победит тот строй, который обеспечит самый высокий уровень жизни. Говорили о недостатках нашей жизни: о пьянстве, взяточничестве, подхалимстве, о блате, о разболтанности, плохой дисциплине и т п. Говорили о подвиге, я считаю, что часто подвиг совершается бессознательно, но готовится к нему человек всю жизнь. Это воспитание силы воли, чувства долга, любви к Родине. Согласился в 4 четверти поработать в 6 школе и теперь жалею. Встретили ученики очень плохо, каждый урок стоит много здоровья и сил. В своей школе в 10-х классах подготовил две новых работы физпрактикума; исследование переменного тока с помощью осциллографа, сборка генератора релаксационных колебаний. Проводил в своем классе отчетное комсомольское собрание. Ученики промолчали, замкнутость, эгоизм, все это осталось и в этом есть и моя вина. Нужно было больше вести работу с активом. Самое главное, как мне кажется, это кропотливая, ежедневная работа с активом и через него со всем классом. Увлекся решением шахматных задач. Вот где ключ к ответу. С первого взгляда решения совершенно не видно. Существует ли теория решения шахматных задач с точки зрения способов мышления, путей решения проблемы. Где-то в шахматах должен быть ответ на поставленные вопросы. Чувствую это, но не вижу подхода, например с 4-х ходовыми не справляюсь. В чем причина, нужны ли для этого специальные


знания или это недостаток мышления. В семейной жизни вроде порядок, как хорошо жить отдельно. Ведем строгий учет расходов. Что позволяет разумно тратить средства. Хотелось бы иметь благоустроенную квартиру только по одной причине, чтобы меньше было домашних забот и больше времени для досуга. Прочитал/повторно/ "Биологическая радиосвязь" Б.Б.Кажинского, очень интересная книга, Меня давно волнует телепатия, что-то есть в ней родственного моей проблеме. И там, и там не вижу подхода. Алик решает простую задачу 3 - 1 = 2 с конфетами. После уроков ходил с группой учеников к Сове Т. она способная ученица, но много пропускает уроков, вообще не является на мероприятия, уроки труда, уроки физкультуры. Мне кажется причины две: недовольство классом /частично права, класс с гнильцой, коллектива нет, каждый за себя; не понимает, почему в газетах и по радио одно, а в жизни другое. Пытался объяснить: всякому реальному обществу присущи противоречия, есть недостатки, которые поражают воображение людей не знакомых с диалектикой, но уже думающих. Поэтому цель учителя заключается в том, чтоб дети поняли это. Если каждый учитель воспитает в своих питомцах ненависть к карьеризму, взяточничеству, пьянству, хулиганству т. п. То это и будет его вклад. Легче констатировать факт и говорить о недостатках, труднее бороться с ними. И ошибаются те учителя, которые внушают детям, что все гладенько, прекрасно у нас, обостряя этим

33

противоречия, возникшие в душе ребенка. Надо говорить о недостатках, но надо и учить борьбе с ними. Вот и кончился учебный год, последний звонок, не сравнить с моим в 1972 году, но шума больше. Военно-спортивная эстафета, закрытие клуба "Олимпия", конкурс строя и песни, награждение победителей. Мой 10-в класс получил три грамоты за первое место: за строевую песню, внутришкольные спортивные соревнования, сборку и разборку автомата. С классом даже не удалось поговорить напоследок, так как они торопились готовиться ко всем этим мероприятиям. Почему-то осадок остался, кажется, что не все я сделал, хотя за один год трудно что-то сделать. Так и остались каждый сам по себе, хорошо и дружно маршировали, но коллектива нет. В потоке мероприятий, мы забываем о главном. Будущее этих учеников в наших руках. В конце года начинаешь думать, а ведь многое можно было сделать. Да и ученики спохватываются, оказывается, им нужны хорошие аттестаты и характеристики. С 5 по 10 июня был в Киеве, провожал Валю на Дальний восток, в гости к родителям. Ходили, смотрели город, я уже третий раз. Величественный Крещатик, каждый раз, кажется, что видишь впервые. Учебный год вроде кончился, а дел много: нужно готовить все к экзаменам, ремонт оборудования, да еще попросили помочь оборудовать лингафонный кабинет. Писать характеристики - это просто наказание. Весь год думал накапливать материал, но все некогда было.


С одной стороны это очень серьезная вещь, а с другой их никто не смотрит, только если в экстренных случаях. Недавно прочитал Лагина "Голубой человек", так в старые времена называли людей, посвятивших свою жизнь борьбе за светлое будущее и забывающих о своей личной жизни. К сожалению, сейчас это слово приобрело совершенно другой смысл. Мне кажется, что люди, о которых писал Лагин, существуют во все времена. Иногда они становятся великими, иногда остаются неприметными - во втором случае они вызывают насмешки окружающих, как неприспособленные к жизни дураки, не умеющие жить и не пользующиеся тем, чем они могут пользоваться. В большинстве своем они не реагируют, хотя и замечают, некоторые счастливчики просто не замечают, а есть такие, которые от этого мучаются, иногда даже пытаются жить как все, но не выходит и для них это превращается в жизненную трагедию, иногда доводящую до самоубийства. В меня влюбилась ученица, со странностями в поведении. В прошлом году было то же самое в отношении учительницы русского языка и литературы, но в ней она разочаровалась и переключилась на меня. Мне это все крайне неприятно, так как об этом уже идут разговоры по школе. Если бы у нее было хоть немного ума, то она так бы не вела себя. Мне кажется, что если человек полюбил другого, то в первую очередь он не должен быть эгоистом и думать о себе и своих чувствах, а о том кому предназначены эти чувства,

34

приятны ли они ему, нужны ли ему, не мешают ли они ему. И моя тактичность означает не согласие, а желание не обидеть, не оскорбить человека, каким бы он не был. Тем более, я должен быть выше всего этого. 27 июня был выпускной вечер, ученики подарили мне фотоаппарат. Рассвет пошли встречать к трикотажной фабрике. Было очень красиво, до горизонта ячмень и над ним красный круг солнца! Вот еще один выпуск. Какими они будут. Удалось ли заронить хоть капельку в них того, о чем мечтал. На будущий год обязательно нужно вести систематические записи о каждом ученике. Знать душу каждого, его стремления, желания, убеждения. Беседовать чаще с каждым. Это поможет в работе и для характеристик. Нужно воспитывать в себе дисциплинированность, умение каждую мелочь доводить до конца, чтобы не надо было переделывать.


Первые 15 дней отпуска провели на море. Были мы в Судаке с Валей и Аликом, оставили впечатление: Генуэзская крепость, поездка на Кара-Даг/потухший вулкан/, очень красивое место, причудливое нагромождение скал, 33 богатыря, лягушка, парус, слон и т.п. Проплывали мимо "Золотых ворот". Прочитал книгу "Пионеры вселенной" о Кибальчиче, Циолковском, Цандере, Королеве. Я тоже с детства мечтал о космосе, хотел стать астрономом, но меня разубедили, хотя виноват сам, за мечту надо бороться, отказаться от всего и добиваться своей цели. Ездили с Аликом на Донец на рыбалку, на дачу детского сада, где Валя была с детьми, на Луганское "море", где катались на лодке, ловили рыбу и дома сварили уху. У Алика речь стала более развитой/Арбуз совершенно белый/.Забрался на танк на площади "Борцам революции" и кричит: "Папа это танк англицкий,да?" Или говорит: "Все-таки на дороге не играются". В новом учебном году у меня классное руководство в 9-в классе. Был дома у ученицы Нины К. У нее конфликт с отцом, хочет уйти из дома. Познакомилась с парнем, он работает, вечерами простаивают в подъезде. Отца это бесит, а также вечерние разговоры по телефону. Он очень нервный, кричит на нее, оскорбляет, она отвечает взаимно. Просил отца сдерживаться, а ее возвращаться домой к 10 часам вечера и прекратить вечерние телефонные разговоры. Через месяц зайду, проверю. Занимаюсь также проблемами


причесок и одежды. Налаживаю самоуправление. Ученики сами заполняют журнал, оценки ставят по политучебе, проверяют дневники, ведут контроль успеваемости, посещаемости, поведения, дежурством, сами ставят оценки по поведению за неделю. Еще надо организовать самостоятельную подготовку к воспитательным часам, рейды, помощь. Хотим на зимних каникулах куда-нибудь поехать. Избрали меня заместителем секретаря парторганизации школы, являюсь руководителем районного семинара политинформаторов.

35

Мне иногда кажется, что дети очень перегружены учебой, особенно благодаря стараниям некоторых учителей, которые считают, что только их предмет существует и выжимают все, что только можно выжать, вызывая у детей ненависть к предмету и учебе. Правда, некоторым нравится, считают, что их держат в ежовых рукавицах. Дети есть дети - это самая счастливая пора в жизни и больше времени должно идти на игры и развлечения. Все должно быть построено так, чтобы дети не знали, что они учатся, выполняют какие-то обязанности, хотя бы до 14 лет. В это время разными способами должно идти закаливание организма, укрепление мышц, общее развитие логических и интуитивных способностей, привитие различных умений и навыков, формирование характера и силы воли, но не посредством уроков и воспитательных часов, а только в игровом плане. Основное это подвижные игры, где требуется смекалка, реакция т.д.


И когда у ребенка возникает потребность в более глубоких, конкретных знаниях он должен сесть за книги и учебники. И имея развитое логическое мышление осилить школьную программу за 2-3 года. В играх он может научиться читать, писать, может получать простейшие знания. Ни какого насилия в деле развития человеческой личности не должно быть. Я заметил, что если класс не слушает, учитель объясняет для того, чтобы чем-то заполнить урок. Если внимательно слушают, старается проявить все свои способности, растет его мастерство. Можно сформулировать принцип обратной связи: Уровень объяснения учителя находится в прямо пропорциональной зависимости от уровня подготовки и уровня восприятия учащихся. Кроме этого очень важно, чтобы объяснение было мажорным, эмоциональным, учитель должен обладать чувством юмора. Чем отличаются статистические законы природы и общества? Из случайных движений молекул складываются определенные закономерные явления, хотя поведение каждой молекулы совершенно случайно. Если представить людей как молекулы, то отличие заключается в том, что поведение каждого человека не совсем случайно, а может быть осознанным и целенаправленным. Если заставить все молекулы двигаться так, как мы захотим, можно прийти к невиданным результатам/мазеры, лазеры/.


Если каждый человек будет поступать, так как нужно это приведет к качественному скачку. Хотя уже были случаи попыток перенесения законов природы на общество, что привело к трагедиям в истории. В восьмых классах провел итоговую четвертную контрольную на 40 вариантов, половина не справилась. Если бы было 2 варианта, результат был бы другой. Кого мы обманываем? Дети не умеют складывать, я уже не говорю о прямо пропорциональной зависимости. Если оценивать объективно будешь ходить в плохих учителях. Вот и получается: одни делают вид, что учат, а другие, что учатся. Мы не должны принуждать, заставлять, угрожать. Учеба должна стать потребностью, желанием. А это будет, если учащиеся познают радость творчества, радость открытия. На факультативе решали задачу: Муха летит от одного велосипедиста к другому и назад, а они движутся навстречу друг другу, все скорости и расстояние в начале известны. Самое главное догадаться, что время мухи и велосипедистов одинаково, задачу можно решить рассуждением. Как же придумать способ конструировать такие задачи. Главное в решении не попытка вспомнить похожее или воспользоваться какими-то известными приемами, а рассуждение, догадка. Заменяю черчение, рисование, математику, опять перегрузка. На улице наступила настоящая зима, выпало много снега. Вчера проводил воспитательный час, хотел вызвать на откровенный разговор, не вышло. После осталась группа ребят, решили организовать

36

клуб поэзии, говорили о подготовке к новому году. В пятницу 19 декабря давал первый в жизни открытый урок. Все было хорошо, но чуть подвело дистанционное управление киноаппаратом, в конце демонстрации фильма появился треск. Ставил проблему по неполным данным придумать и решить задачу. Я думаю, главное в воспитательной работе - это не то, как ведут себя ученики в нашем присутствии и под нашим контролем, а без нас. Качества, выработанные нами не должны исчезнуть при первой трудности и при самостоятельной жизни. Если ученик ведет нормально чувствуя непрерывный контроль и если его во всем водят за руку, то этот ученик при первой же возможности собьется с правильного пути. Нужно воспитывать через коллектив, через самоуправление. А лучшая проверка - это предоставить самостоятельность или создать трудности. На улице тепло, +3, снега как будто и не было, как обычно перед новым годом. Смущает статья из "Литературки", неужели нельзя развить способности человека? Неужели все определяется задатками, наследственностью? И хотя это высказывание английского ученого, противоречит точке зрения наших ученых, но какая-то доля истины есть. Почему некоторые ученики не понимают физику. Хотя учу всех одинаково. Все-таки наследственный организм еще плохо изучен.


Я думаю, основным будет не усовершенствование обучения, а ранее прогнозирование склонностей и более глубокое дифференцирование по способностям при обучении. Совместное обучение детей разных склонностей приводит к травматизму психики и к сознанию собственной неполноценности. У каждого человека есть своя струнка и задача педагога отыскать ее и сыграть на ней. Если учитель математики внушает ребенку, что он бездельник, ленивый, ставит двойки, позорит ученика, то этим самым он губит человека, который никогда не будет понимать математику, но у которого, несомненно, есть какие то другие способности, которые нужно обнаружить и развивать. Ставить двойку это безнравственно. Если ученик ленивый, не хочет учиться, значит ему трудно, он не понимает и поэтому опускает руки. Новый год начался сумбурно. Отправили на 15 дней на курсы усовершенствования. Отмучился, еле выдержал. Ничего эти курсы не дали, только время потерял. Лекции от школы оторваны, ни какого отношения к нашей работе не имеют. Дома перестала топиться печка. Чистил, перекладывал, ничего не помогло. Несколько дней сидел в дыму, при температуре 5-7 градусов, пытался растопить. Наконец с помощью В.А.Колота нашел печника, и мы вместе установили причину, над заслонкой оставалась часть пробки. Наконец-то затопил печку, радости море.


Тему: "Движение тела под действием силы трения" объяснил по-новому. Продиктовал задачу и с помощью учащихся записали ход решения с объяснением. А потом предложил прочитать параграф, оказалось то же самое. Усвоили лучше, чем при обычном способе. Тему "Движение под действием нескольких сил" объяснил по-другому. Дал возможность самим разобраться в учебнике и задал на дом. На следующем уроке начал объяснять как новую тему. 2 Февраля был вечер встречи с выпускниками, пришел почти весь мой бывший класс. Была Верещагина Т., передала стихи. Почти по Пушкину. Любовь на всю жизнь, но обещала больше не беспокоить, /слава Богу/. Была аттестация учителей, впервые, а после "Огонек", на котором  выпил. Пришел домой поздно, плохо себя чувствовал.

37

Наверное, нельзя пить совсем. 7 отмечали день рождения Вали, пришли: мама, Броня с Иосифом и с Леней. Прошло все хорошо, но на следующий день Валю забрали в больницу на удержание, а так как Алик болеет гриппом, то сижу дома на больничном. Мороз не ослабевает, настоящая зима, я даже ухо отморозил. Прочитал книги: "Петербургские повести" Ф. Достоевского, "Подводное солнце" А.Казанцева, "Люди не ангелы" Стадника, "Князь Серебрянный" А.Толстого, т.д. В школе перегрузка, замена, кроме этого ношу каждый день передачи в больницу.


На каникулах опять отправили на курсы "Руководителей методобъединений". Пустое времяпрепровождение, ничего не дали, но занят с утра и до вечера. Принимал экзамены в Киевскую физматшколу, прочитал книги: "Среди долины ровныя" И.Шевцова, "Будут люди" А.Димарова. В воскресенье целый день с соседом Мишей заделывали стенку. Рухнула стена в спальне. Выступал на педсовете о том, что все говорят о проблемном обучении, но наступает эра развивающего обучения, пытался объяснить, что это значит. Ни программированное обучение, ни технические средства не создадут его, они всего лишь вспомогательные средства, да и то если безотказны и удобны в использовании. За что получил нагоняй от директора, решившего, что я против технических средств, а урок решения проблемы просто назвал торговлей. Я думаю, что время нас рассудит. И я не обижаюсь, так как он по-своему прав, мое выступление может послужить поводом для тех, кто не желает использовать технические средства. Как выявить общую закономерность создания проблемной ситуации. Пока в основном проблема строится на противоречии/кажущемся/ существующих знаний с приведенным фактом. Поручили сделать доклад "О задачах ХХV съезда в идейно-политическом воспитании", на партбюро забраковали, пришлось засесть, оказывается это не так просто. Ездил с учениками на экскурсию на Ворошиловградскую ГРЭС - грандиозно! Мощность 2,3 млн квт. А весь план ГОЭЛРО на 30 электростанций 1,5 млн. Квт.


Ездили в лес, играли в мяч, но с продуктами обращаются безобразно, много осталось, особенно хлеба. Пришлось провести на эту тему воспитательный час. Вот и последний звонок, мой 9-б занял первое место в конкурсе строя и песни. Оборудовал в демонстрационном столе пульт управления, включается свет, зашторивание, киноаппарат. Теперь предстоит делать экран. Сколько времени и энергии занимает вся эта ерунда! Послал в журнал "Физика в школе" статью: "Определение коэффициента трения с использованием закона сохранения энергии", отнесся очень не серьезно, писал на переменке, отпечатал без всяких норм и правил, которые существуют для работ, посылаемых в печать. Конечно, забраковали. Прочитал книгу "Воздушные фрегаты" Леонида Мартынова, действительно, наверное, чтобы быть поэтом, нужна удивительная судьба, сочетание большого числа фактов, встреч, которые в общем то, случайно формируют поэта. Наверное, все-таки большое значение в формировании таланта играют встречи с людьми интересными, талантливыми и не всегда знаменитыми. Завтра итоговое политзанятие в областном кинопрокате, где я уже два года пропагандист, и еще попросили провести в своей школе. Подготовил доклад "Ленинская политика КПСС. " Читаю литературу по педагогике и психологии. Что же главное в обучении - развитие природных задатков или формирование новых?

38

Это же относится и к воспитанию. Вопрос острый, от него зависит разработка теории обучения. Раннее прогнозирование и специализация или общее развитие на все случаи жизни. Все зависит от того, чем является ученик: глиной или зерном, лепить или выращивать. На выпускных экзаменах по математике убедился, почти никто ничего не понимает, поголовное списывание, иногда с помощью учителей . Главная причина отсутствие умения логически мыслить. Прочитал стихи Роберта Бернса в переводе Маршака, здорово:
 Настанет день, и час пробьет,
 Когда уму и чести
 На всей земле придет черед
 Стоять на первом месте.

 5 августа у нас родилась дочь, но у нее обнаружили желтуху, и пришлось делать переливание крови, нужна была кровь и Иосиф Литвак, муж моей двоюродной сестры, Брони, молодец, сдал. Не задолго до этого события с Аликом было приключение. Я взял его с собой в библиотеку им. Горького, просматривая книги вдруг, к своему ужасу, обнаружил, что его нет. Оббегал все этажи, все туалеты, все уголки и не нашел его. Не зная, что делать, я ходил из угла в угол у входа в библиотеку, пока не увидел входящих Валю с Аликом. Оказывается, он отошел в сторонку, увидел, что меня нет, подумал, что я его бросил и побежал пешком домой. Это две трамвайные остановки и при этом пересек три очень опасные дороги. Когда он прибежал домой с криком: 'Папа потерялся', - Валя догадалась, в чем дело и они быстро приехали. Мы спросили: 'А как ты дорогу переходил?' А он говорит: 'Я ждал, когда люди пойдут, и шел вместе с ними'. В июле были соревнования на детских автомобилях, Алик занял третье место и получил приз: коробку карандашей и маленькую машинку. Ходили с ним на рыбалку, он уже самостоятельно ловит рыбу.
Читать дальше:
 http://www.proza.ru/2015/05/11/1299