Проходная. Пасха!

Александр Брыксенков
    Всю страстную седмицу коммунистические идеологи пахали как карлы, отвращая трудящихся от опиума для народа. Плакаты, лекции, беседы, спектакли, агитконцерты – все было подчинено антирелигиозной пропаганде. Своего пика этот кипёж достигал в Великую субботу.
   
    Чтобы у трудяг не возникло мысли посетить праздничную церковь, на заводы приезжали артисты, певцы, танцоры, циркачи, оркестры. Повсеместно организовывались вечера танцев. Раздавались бесплатные билеты в театры и в кино.

     К окончанию смены на «Линотип» прибыла труппа Театра эстрады. Центральный пролет инструментального цеха был забит народом. Кому не досталось места на скамейках, сидели на подоконниках, на станках и даже в кабине подъемного крана. Ну как же! В то время не было телевизоров. На артистов, как теперь,  глаза не были намозолены.

      Программа была стандартной: певица с парой романсов, молодой жонглер-эксцентрик, «Карусель» на аккордеоне, юморист, морская чечетка и т.п.  Заводчане принимали все номера на бис.

     В конце концерта конферансье торжественно объявил:

     -- Клавдия Ивановна Шульженко!

    -- А-а-а!!!

     -- ...приедет в следующий раз.

     -- У-у-у!!! Бей гада!

      Народ агрессивно двинулся к сцене.

         К Барсукову подошел Генка. Его старый и хороший друг:

     -- Пойдем, Лешка, пивком побалуемся. Здесь уже ничего интересного не будет.

     -- Ага! Только не с ларька, а зайдем в пивную на Кировском. Там сардельки вкусные.

     -- Нет вопросов!

     После двух кружек начались фантазии на тему: «Как провести остатний вечер?».

      Дружить с Генкой становилось все труднее и опаснее. Его, по Лешкиным наблюдениям, знала вся петроградская гопота. И не только петроградская. Василеостровской шпане он тоже был известен. Когда традиционно 5 мая в жесткой рукопашной схватке, сходились на Тучковом мосту васькинцы и петроградские, Генка был в первом ряду, плечом к плечу с записными петроградскими амбалами. И брал он не плечами, которые у него были не ахти какими широкими, а брал неукротимым натиском и своей зверской физиономией, вид которой деморализовывал противника.  В драке использовались только кулаки. применять какое-либо холодное оружие запрещалось, но Генка на всякий случай засовывал за пояс шабер: "Знаем мы этих васькинцев. От них так и жди подлянки".

    Генку окружала напряженная, тревожная атмосфера. То к нему предъявляли претензии какие-то темные типы, то он взыскивал со своих недоброжелателей моральные и денежные долги. Часто такие контакты закнчивались потасовками, в которых доставалось и Лешке.

   -- Гена, ты завязывай с улицей-то. Так и на перо нарваться не долго, -- урезонивал Лешка своего друга.

   -- А-а-а, чему быть, того не миновать.

   -- Тоже мне, фаталист.

     Встречаясь вечерами, друзья первым делом соображали куда же им направить свои стопы.  Чтобы не шляться, как обычно, в поисках острых ощущений по Большому и Скороходовой, Лешка иногда искушал друга прелестями Невского, новым фильмом, праздничной атмосферой катка. А однажды он затащил Генку в Малый оперный на «Севильского цирульника». Опера другу не понравилась.

    После двух кружек  Лешка не стал звать друга в кино или на каток. Он сделал нестандартное предложение, навеянное настырной антирелигиозной пропагардой:
 
  -- Генка, завтра Пасха. Нынче в полночь в церкви начнется празднчная служба. Пойдем, псмотрим.

   -- Пойдем, -- неожиданно быстро согласился Генека. – Там общага рядом, заодно зайду кой-какие вопросы решить.

   От Большого, на вход в собор тянулась очередь. Друзья встали в конец её. Очередь двигалась быстро, и вскоре они оказались на паперти. Еще в пивной Лешка предупредил Генку, чтобы то вел себя в храме скромно и не оскорблял чувства верующих. Перед притвором они сняли шапки и перекрестились как могли. Заметив, что все крестятся трижды, они торопливо добавили еще по два крестных знамения.

     В храме  стояла тишина: полунощница еще не начиналась. В полумраке теплилось несколько свечек. По центру, поперек главного зала тянулся черный занавес. Очередь заходила за занавес с правой стороны, а выходила с левой, покидая храм через боковую дверь.

     Лешка из рассказов своей верующей бабушки знал, что за занавесом должен быть разостлан на катафалке большой  плат с изображением Иисуса, снятого с креста. Этому куску материи, назывемому плащаницей, и поклоняются верующие: кто крестится, кто кланяется, а кто и прикладывается. 

      У Генки не было верующей бабушки и он этого не знал. Поэтому, когда он в темноте разглядел, что люди, идущие перед ним, склоняются над столом, покрытым ковром и чего-то там делают, то решил, что это православные  жертвуют леньги на церковные нужлы. Когда подошла и его очередь поклонится «Христу во гробе» , он, чтоб не оскорблять чувства верующих, выгреб из кармана всю мелочь и осыпал пятаками и гривенниками  лик Спасителя.

     Что здесь началось! Верущие взвыли, откуда-то набежали старушенции и стали мутузить богохульника своими острыми кулачками, затем появились два крепких мужика, они взяли Генку под руки, подтащили к выходу и мощным поджопником выбили его из храма.

     Друзья устроились на холодной скамейке в прицерковном сквере. Площадь  перед собором уже была полностью заполнена верующими, а народ все прибывал и прибывал. Вот-вот должен был начаться крестный ход. Предстоящая торжественная церемония Генку не интересовала, он без конца сокрушенно чертыхался, вспоминая свою  досадную оплошность. А Лешка тихо ржал. Это раздражало Генку:

    -- Кончай! А то врежу!

     Но Лешка не мог прекратить смех. Как только перед его взором возникала картинка летящего в мокрый и грязный снег Генки с нелепо растопыренными руками и ногами, он сразу же выдавал очередной ржачный всплеск.  Чтобы не конфликтовать  Генка пробурчал:

    -- Ладно, веселись. А я в общагу загляну.

     Из общежития Генка выскочил минут через пять. Он нырнул в толпу и растворился в ней. Вслед за ним выскочили несколько  рассерженных юношей.  Они побегали перед толпой, потом сошлилсь в кучку, безнадежно помахали руками и убрались во свояси

      Генка возник  неожиданно.  Лешка накинулся на друга:

    -- Чудило, тебя ж пришьют обязательно!

    -- Все может быть. Действительно, что-то в последнее время у меня везде перебор.

    -- Ген, прекращай эти подозрительные встречи, «очко» черт знет с кем, мухлеж с тряпьем, «Тройной» из горлышка, связи с подсевшими на «план». Все это к добру не приведет.

    -- Да, знаю я. А что делать вечерами? Дома сидеть? Или переться в твои оперы, музеи, где у меня от зевоты скулы сводит?

     В храме разлился свет, послышалось хоровое пение, зазвонили колокола. Христос воскрес!

   -- Ты сколько классов закончил? – задал неожиданный вопрос Лешка.

   -- Семь.

   -- И я –семь. Давай за лето подтянем русский и математику, а по осени пойдем учиться в вечернюю школу. А там, глядишь, и в институт поступим. А!  Ведь не вечно же ты будешь «Генка с инструментального».  Да и мне до шестидесяти лет стоять у станка, что-то не хочется. 
     Генка долго молчал. Думал. А затем медленно произнес:

   -- В этом что-то есть. Можно попробовать.

Вот так, под звон колоколов, под радостные пасхальные песнопения приняли друзья решение, которое резко изменило их жизнь.