Русский язык как Чудо. Из Дневника

Ольга Оборина
                «Я знаю Правду!!!
                Все прежние правды----ПРОЧЬ!!!»
                Марина Цветаева
Несколько лет тому назад в Красноярске проходила ярмарка православной литературы. Я приехала на эту ярмарку. Подойдя к очередному стенду, я взяла в руки книгу... Я прекрасно помню эту книгу. Это---Василий Ирзабеков «Тайна русского языка». Но... Мой внутренний голос-----ТОГДА-----мне подсказал, что я пока не готова к восприятию этой книги и я эту книгу вернула продавщице... То есть... Всему свое время... Учитель приходит только тогда, когда ученик готов... И здесь случилось Чудо... Некоторое время тому назад, ползая по безбрежным просторам Интернета,  я «наткнулась» на видеоролик под названием «Русский язык как Евангелие». Ведущий---Василий Ирзабеков... То есть... Господь Бог сделал еще одну попытку, дабы я начала знакомиться с творчеством этого автора. Я уже не помню всего... Но сейчас-----здесь----в настоящее мгновение мне очень важно вот на этом клочке бумаги зафиксировать всю информацию, которая поразила мое воображение!! Иначе потом я все забуду.
Насколько я поняла из этого видеоролика, русский язык----таинственный, загадочный. Одна из великих тайн русского слова заключается в том, что все исконно русские слова имеют, как минимум, два уровня. Первый уровень—очевидный. Например, взять слово «Честный». Самый элементарный смысл этого слова---это обыкновенная порядочность. А другой уровень исконно русского слова---он всегда сакральный---сокрытый от глаз и всегда приближен ко Христу; он всегда созвучен Евангелию. Это и есть одна из великих тайн русского слова. То есть о русском языке нужно говорить как о своего рода Евангелие, то есть Благой Вести. Например, слово «Честный» в самом высоком градусе своего звучания является синонимом слова «Святой». Потом... В другом месте видеоролика Василий Ирзабеков повторяет ту же самую мысль немного другими словами: «Ведь о русском языке нельзя говорить глубоко, всерьез, не держа в руке священного писания, не держа Евангелие... В русском языке все происходит созвучно святому Евангелию... Нельзя заниматься русским языком вне стен русского Храма... Нельзя заниматься русским языком вне Священного Писания». А вот эта у него главная мысль: «Русский язык содержит в себе всю информацию о Христе, которую должен знать русский человек... Русский язык—это Пятое Евангелие... Все русские слова связаны с Евангелием»
Что такое Человек?
Я открываю словарь Даля и читаю: «Человек—каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью»
И все-таки... Что такое Человек??
Одна из точек зрения принадлежит А. С. Шишкову, возводящее его этимологию непосредственно к понятию слово:
СЛОВО---СЛОВЕК---ЦЛОВЕК---ЧЛОВЕК----ЧЕЛОВЕК.
Это все произошло от слова: «Словесный», потому что все животные бессловесные. Раньше, 500 лет тому назад писали: СЛОВЕК. А потом начали произносить «Человек».
Вот и в известном «Полном славянорусском словаре» протоиерея Григория Дьяченко читаем: «Самое славянорусское название «человек», по исследованию профессора Казанской Духовной Академии А. Некрасова (в «Православном Собеседнике»), образовалось из «селовек» или «словека», т.е. существо словесное, – следовательно, – указывает на дар слова как на отличительную способность человека».
Эта мысль блестяще развита у Шишкова: «Бог сотворил человека бедным, слабым, но дал ему дар слова: тогда нагота его покрылась великолепными одеждами; бедность его превратилась в обладание всеми сокровищами земными; слабость его облеклась в броню силы и твердости. Все ему покорилось; он повелевает всеми животными, борется с ветром, спорит с огнем, разверзает каменные недра гор, наводняет сушу, осушает глубину. Таков есть дар слова или то, что разумеем мы под именем языка и словесности. Если бы Творец во гневе своем отнял от нас его, тогда бы все исчезло, общежитие, науки, художества, и человек, лишась величия своего и славы, сделалось бы самое несчастное и беднейшее животное».
Мы-------------не человеки!!!
          Мы-------------словеки!!!
                Мы--------------от Слова!!!
                Мы-------------от Христа!!!!
Славяне-----одаренные словом.
           Язык наш------Богом данный.
Да, все мы обретаемся в стихии Слова, или Логоса, если называть по-гречески. И даже когда подолгу молчим, не перестаем мыслить, а это происходит – пусть незаметно для нас самих – лишь посредством слова. И не только те из нас, кто привычно эти слова произносят, но даже и лишенные этой способности, орфоэпии, кого называют немыми. Ведь это для них бежит строчка на экране телевизора, и так замечательно трудятся сурдопереводчики, а еще не первый век оттискиваются особым образом книги. А как замечательна эта их способность читать по чужим губам.
«Книга Исхода» содержит во многом поучительную для нас сцену безмолвного моления святого пророка Моисея ко Господу и слышащего от Него: «что ты вопиешь ко Мне?» (Исх. 14, 15).
Продолжая, теперь уже самостоятельно, наши размышления в этом направлении, приходим к иному, совершенно потрясающему открытию. Ведь Слово – это прежде всего имя Самого Бога, Имя Христа! На какую же неизмеримую высоту поднимает нас эта мысль, какое высокое достоинство, при таком рассмотрении, придано всем нам. Вспомним первые строки Евангелия от Иоанна, знакомые даже тем, кто ни разу не брал Евангелия в руки: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1). Эта же мысль звучит торжественным гимном в известной молитве Владычице Небесной «Достойно есть»: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».
И еще одна весьма немаловажная деталь. Насколько я поняла, что в том же азербайджанском языке человек назван именем первого человека (по-азербайджански «человек» – «адам»), – нашего пусть праотца, но все же человека. Согласитесь, что это родство по плоти, иначе, ПО ГОРИЗОНТАЛИ. В русском же языке запечатлено высочайшее родство человека с Богом, с Самим Христом, по духу, суть, ПО ВЕРТИКАЛИ. Вектор русского языка мистически устремлен, таким образом, в Небо, а потому он уникален еще и в силу этой своей особенности. Вот и хочется возразить известному горьковскому персонажу, его напыщенной декларации, звучащей так пародийно на самом дне жизни, среди опустившихся людей: «Человек – это звучит гордо!». Да нет, не гордо звучит человек в русском языке, но воистину ----------- БОЖЕСТВЕННО!
Русский язык---отражение нашей собственной души. Как сказал Василий Ирзабеков: «Нужно не преподавать русский язык. А нужно блюсти чистоту собственной души, а уже через чистоту собственной души---чистоту языка. Потому что на суде, который ожидает всех------И ВЕРУЮЩИХ, И НЕВЕРУЮЩИХ------речь будет идти о сохранности русской души».

10 мая 2015 год
Красноярск