Киев. Пятая, Печерская, мужская гимназия

Влад Каганов
      21 февраля 1884 года в Киеве была основана ПЯТАЯ (КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ) МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

        В феврале 1882 года по просьбе жителей Печерска, Киевская городская Дума рассмотрела вопрос об открытии в этом районе мужской гимназии. Надо отметить, что к началу 1880 года на Печерске, где проживало около 8 тысяч жителей, не существовало ни одной частной или государственной гимназии. После одобрительного решения, Киевский генерал-губернатор и командующий войсками Киевского военного округа - Александр Романович Дрентельн(1820-1888) и тогдашний военный министр, а впоследствии - министр народного просвещения (1901-1902), генерал - Пётр Семёнович Ванно;вский (1822- 1904) обратились за разрешением на открытие гимназии к императору Александру Третьему. Ходатайство поддержала и Государственная Дума России, и в 1884 году император дал согласие.

ЗДАНИЕ ГИМНАЗИИ

Первоначально гимназия нанимала трехэтажный доходный дом по улице Никольской, 16 (сейчас – ул. Ивана Мазепы), построенный  в 1903 году по проекту инженер-подполковника А. Желтухина по заказу владелицы усадьбы вдовы купца Захария Рыбинского- Евдокии Григорьевны Рыбинской.
       Здание имело одну секцию с двумя большими квартирами на втором и третьем и обслуживающими помещениями на первом этаже.

Тогда же по проекту генерал-майора, военного инженера и архитектора НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ЧЕКМАРЕВА на углу улиц Эспланадой и Никольской 1/18 началось возведение собственного здания.

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЧЕКМАРЁВ(1849-1926) окончил Киевскую Владимирскую военную гимназию (1865) , инженерное училище и академию в Петербурге. В  1880 году занял должность Главного архитектора Киевского учебного округа. В 1877–1878 годах Н.И.Чекмарев участвовал в русско-турецкой войне на Балканах в составе саперного батальона и 14-го армейского корпуса. Отличился в Добрудже при взятии укреплений Базарджика. Был удостоен боевых наград вплоть до ордена Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. В 1890 году во время летних манёвров Н. И. Чекмарёв обустраивал в Ровно временную квартиру императора Александра III, за что был удостоен перстня с украшенным бриллиантами царским вензелем.
Судя по всему, работы велись достаточно интенсивно, так что 10 сентября 1886 года, в еще не полностью оборудованном помещении,  начался новый учебный год.
А ещё через год, 1 ноября 1887 года – в присутствии многочисленных гостей, здание торжественно освятили.

Двухэтажное здание гимназии с элементами неороссийского и неомавританского стилей с самого начала выделялось среди окружающей застройки однообразных казенных сооружений, преимущественно военного назначения. Канцелярия учебного заведения, квартиры директора и классных опекунов, были размещены в двухэтажном флигеле, пристроенном в 1888 году со стороны улицы Январского восстания.

После 1917 года, в здании поочередно размещались: Киево- Печерская смешанная гимназия для детей служащих завода «Арсенал», Третья украинская гимназия имени И. Стешенко, средняя школа № 80 имени А.С. Пушкина.

В 1944 году разместился Киевский автомобильно-дорожный институт ( теперь корпус Национального транспортного университета).
В 1960–е годы, здание надстроили двумя этажами, продолжили крылья, фасады облицевали керамической плиткой. В результате здание полностью утратило свой первоначальный архитектурно -художественный облик.

        Так что в наши дни, о бывшей гимназии напоминает только небольшой трехметровый бронзовый бюст Александру Сергеевичу Пушкину работы скульптора РОБЕРТА РОМАНОВИЧА БАХА, изготовленный мастером Склавони. Бронзовый бюст изготовила петербургская фирма Берто. Под постамент Городская дума разрешила взять базальтовую колонну, лежавшую у Золотых ворот. Ее обработал местный каменщик.
       Памятник был открыт в 1899 году к 100-летию со дня рождения поэта, на средства (900 рублей), собранные преподавателями и учениками гимназии. На пьедестале надпись: «Александру Сергеевичу Пушкину Киево-Печерская Гимназия. 1799. 26 мая 1899». Это был первый в Киеве памятник великому поэту. На торжественном открытии 27 мая (7 июня) директор гимназии свою речь закончил строками из «Евгения Онегина»:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел.

ПОЧЕТНЫЙ  ПОПЕЧИТЕЛЬ И БЛАГОТВОРИТЕЛИ

         Средства на строительство здания в сумме 100 тысячи рублей предоставил известный киевский предприниматель и меценат НИКОЛА АРТЕМЬЕВИЧ ТЕРЕЩЕНКО, поставив однако условие: выстроить помещение для полной восьмиклассной гимназии.
В свою очередь, Киевская городская дума обязалася содержать учебное заведение и выделять ежегодно свыше 6 тыс. рублей.
Кроме того, нуждающимся ученикам оказывали помощь благотворительные организации. Так, в апреле 1900 года Обществом милосердия для учеников гимназии была основана стипендия имени А.С. Пушкина, которая предоставлялась бедному ученику, имевшему высокие успехи в словесности. В 1907 году Общество помощи потратило на обучение учащихся гимназии 1060 руб., на книги, одежду и лекарства – 210 руб., содержало колонию-дачу в с. Плутах (100 руб. в год).

       В январе 1891 года, по ходатайству Вячеслава Петра в Киеве, было зарегистрировано Чешско- славянское общество «Беседа», целью которого было предоставление материальной помощи учебным заведениям для детей чешского происхождения, обустройство библиотек, а также опека сирот и детей из малоимущих семей.

  ДИРЕКТОРА ГИМНАЗИИ

      В разные годы гимназию возглавляли: Вячеслав Иванович Петр(1885-1904); Иван Яковлевич Самойлович (1904-1905); Константин Трофимович Карпинский(1905-1913); Андрей Дмитриевич Брюхатов(1913-1917)

       В 1885–1905 годы - первый директор гимназии- педагог, филолог, музыкальный теоретик, композитор и музыкальный писатель, приват-доцент Киевского университета- ВЯЧЕСЛАВ (ВАЦЛАВ) ИВАНОВИЧ ПЕТР (1848-1923).
       Родился в Чехии, в семье учителя музыки. В 1869 году окончил классическую гимназии в городе Градец-Кралове.Кроме того, уже в детстве проявлял заметную склонность к музыке. Так, в восемь лет он участвовал вместе со своим отцом во время богослужений, играя на маленьком органе без педалей. В 1869-1872 годы учился в Карловом университете в Праге на факультете искусств, где изучал классическую и славянскую филологию. Одновременно, занимался в Пражской музыкальной школе, где слушал лекции по истории и теории музыки, которые читал известный чешский композитор, органист и педагог Франтишек Скугерский (1830 – 1892) .
       В 1872 году, как степендиат Правительства России,  приезжает в Россию и завершает высшее образование на историко- филологическом факультете Санкт-Петербургского университета с правом преподавания древних языков. В 1873 году, после окончания университета, становится преподавателем классических языков в Первой Киевской гимназии, а в 1874-1880 годы преподавал латинский язык во Второй гимназии. Одновременно, приват-доцент кафедры классической филологии читал лекции в Киевском университете и преподавал в Киевском музыкальном училище (до 1879-1880 учебного года).
           В 1879 году преподаватель немецкого языка в институте благородных девиц.
           В 1882 году исполняет обязанности инспектора, а в 1883-1885 годы -директор Каменец-Подольской мужской гимназии.
В 1904 году Вячеслав Петр, не удовлетворенный казенными условиями государственной гимназии, основал в Киеве собственную частную гимназию. ( смотрите мой очерк о Восьмой гимназии).
          В 1890-е годы – член Киевского отделения Российского музыкального общества. В качестве скрипача участвовал в камерных вечерах Киевского литературно-артистического общества(КЛАО). Был популяризатором украинской музыки, приятелем и поклонником Н.В.Лысенко.
В 1908-1917 годы - профессор греческой филологии историко-филологического института князя Безбородко в Нежине, в 1918-1920 годы- профессор Украинского института в Камянец-Подольском.
          В 1921 году возвратился на родину и был избран почетным профессором университета Брно (Чехия).
           Автор музыкальных произведений для хора и оркестра, романсов, работ по музыковедению и по теории античной музыки, а также работы  «О преподавании музыки и пения в средней школе»

            С октября 1904 по апрель 1905 года директор гимназии- действительный статский советник ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ САМОЙЛОВИЧ.
Отец востоковеда, одного из крупнейших российских тюркологов и авторов первого издания «Энциклопедии ислама», академика АН СССР (1929) Александра Николаевича Самойловича (1880- 1938)
          В 1893-1903 годы директор Нижегородской губернской гимназии. В 1905-1915 годы- директор 2-й Киевской гимназии. Одновременно исполнял обязанности председателя педагогического совета Киевской женской гимназии Александры Тимофеевны Дучинской.
        Как указывал в своих «Записках» поэт, прозаик, критик и литературовед Борис Александрович Садовской(1881-1952) И.Я. Самойлович «резкий в минуты гнева, умел быть и ласковым и сердечным.».

          В 1905-1913 годы директор гимназии- педагог, действительный статский советник КОНСТАНТИН ТРОФИМОВИЧ КАРПИНСКИЙ(1848-1919)
        Окончил Московский университет, в 1880-1888 года - инспектор 1-й Виленской гимназии. В 1880 году был участником VI Съезда русских естествоиспытателей и врачей в С.-Петербурге о чем опубликовал отчет.
         Награжден орденом св. Станислава (1904).

В 1913-1917 годы директор гимназии АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ БРЮХАТОВ(1870-1933) Происходил из старинного русского дворянского рода Пензенской губернии. В 1909 году- директор Ревельской Александровской гимназии.
       В эмиграции был учителем истории и латинского языка в Первой русско-сербской гимназии в Белграде. В 1926 г., короткое время исполнял в ней обязанности директора. В эмиграции А. Брюхатов сохранил российское гражданство.

        ИНСПЕКТОРА ГИМНАЗИИ: Аполлон Владимирович Зубковский, Александр Федорович Музыченко, Александр Михайлович Яворский

        С 1910 года преподавателем русской словесности, истории и логики  в гимназии, а также исполняющим обязанности инспектора - украинский филолог и педагог-методист, первый директор  Киевского педагогического музея (1878 г) - АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ МУЗЫЧЕНКО (1879- 1937)
Высшее образование получил сначала в Санкт-Петербургском историко-филологическом институте, а затем - на словесном отделении Нежинского историко-филологического института имени князя Александра Безбородко(1900 г ).
       Некоторое время работал в Одесской мужской гимназии учителем словесности. В 1906-1908 годах в Йенском университете  (Германия),  под   руководством профессора педагогики  ВИЛЬГЕЛЬМА РАЙНА(1847-1929) углублял знания  и изучал опыт ведущих стран  Западной Европы и Америки.
  Установление советской власти в Киеве Александр Федорович встретил на посту директора гимназии, вскоре преобразованной  в Единую трудовою школу № 43 , на улице Большая Подвальная, 25-Б (теперь ул. Ярославов Вал 25), которой до этого руководил  Владимир Павлович Науменко. В сложившихся в этот период условиях, педагог увидел возможность воплощения собственных новаторских педагогических идей. Оставив  неприкосновенной суть педагогических взглядов, он продолжал активно и страстно претворять в жизнь идеи трудовой школы и педагогики личности.
       Двери  школы, которой руководил А.Ф. Музыченко, были всегда гостеприимно отворены для всех учителей. Он неоднократно давал открытые  показательные уроки в Киевском доме учителя, на которых присутствовали сотни учителей. Его уроки стали яркой демонстрацией развития творческих способностей ребенка.
Прогрессивность А. Ф. Музыченко проявлялась в отношении к уроку, как основной форме учебного процесса. Для развития форм мышления, по его мнению, следует отбирать определенные учебные предметы, в частности историю и литературу      
          Остальные дисциплины должны концентрироваться и определенным образом соотноситься с изучением этих предметов. Педагог активно пропагандировал комплексный подход к воспитанию и обучению, видя в нем средство борьбы против схоластики и догматизма школы, указывал на такие недостатки школы, как чрезмерная информативность обучения и недостаточно активная мыслительная деятельность учащихся. Он предлагал такой подход, когда педагогический процесс должен обеспечивать и обучение, и развитие.
         Благодаря высокому профессионализму, осведомленности с западноевропейской педагогикой А.Ф. Музыченко стал одним из тех, кто формировал новую школьную политику. Он был назначен генеральным инструктором министерства образования и руководителем отдела западноевропейской педагогики в журнале «Свободная украинская школа»

ВРАЧИ ГИМНАЗИИ : ЯКОВ МИХАЙЛОВИЧ АРЕНКОВ, АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ МОДЕСТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ
1.«Константин Трофимович Карпинский» https://www.geni.com/people/Konstanty-Trofimowicz-Karpi