Смотрели фотографии

Ирина Кировцева-Николаева
В гостях у Жени сидела мать, чинно, “интеллигентно”, красиво,
чуть напряжённо, напряжённо-“раскованно”, в опять же красивой роли великодушно  - и -  ещё раз  - красиво и мягко-"непринуждённо" преодолевающей Великие Обиды Прошлого, давнего и недавнего, нанесённые дочерью  -  смотрела альбомчик с фотографиями. 
Что ж. Женя, как всегда при матери, с лёгким холодком внутри -  в груди, в плечах, в спине  - холодком-жаром  -  удерживала его от разрастания внутренней улыбкой, лёгкой, тёплой, тоже смотрела фотографии, старые и новые вперемешку.
“Простота,правда и улыбка”?
Ну …  вот карточка прекрасная :  с расчудесными её пижонистыми шестиклашками на классной вечеринке . 
Это самая первая была в учебном году вечеринка-“чаепитие” у 6-го класса .   
И всё там было:  залихватски-изысканный, смешной, хулиганский и лирический концертик, к равному удовольствию зрителей и  артистов  -   ааххх, драматизированная  “Зелёная история” !    – 
охх, Шурик  Черкасов . . !  -  “Дядюшка Солли  в зелёном камзоле”,   и  - о-о-о, Зара Горелян ! -  “тётушка Кэтти в зелёном жакете” (“а также их дети Одетта и Хетти” – маленькие модницы Настасьи)  и  -  “чёрт нас дери” , “маленький Джонни” –Валерик,
“а также их пони в зелёной попоне”!  -    ещё одна Настя , то неистовая, то горделиво-бесстрастная Настя Громакова, с развевающейся в беге гривой, очень русыми, очень русскими прямыми волосами до лопаток.  Такой пони-мустанг.
. . .  А потом  Зара  со своим лирическим сопрано пела изысканные песенки “из вокальной студии”. 
И все, кто хотел, тоже  пели песни –  “сомнительно содержания”,  обязательно сказала бы их  замдиректора по воспитательной работе .
Играли и соревновались. Весело, а то  до упаду  -  от усердия и счастливого  хохота . 
И танцевали  -   ну а как же.  И мальчишки, разгорячённые,  бешено ссорились с разгорячёнными девчонками – из-за музыки к танцам ! Мальчишек в классе было заметно меньше, хотя и всего лишь шестой класс   -   тем яростнее отстаивали своё мужское право на  свою музыку.   Женя (“Евгения Александровна”)  мирила .  Она была “строгая и справедливая” (“она не строгая, она выдержанная и тактичная” – cпасибо, Юлечка, “а ещё  -  добрая !!!”- Сашка Мазаев, и тебе спасибо  ), добрая и справедливая,  но и , увы,  слегка легкомысленная (“ну … немножечко и капелюшечку ..!”  -  объективная Даночка Ким), а потому плясала с детками на равных ;   точнее, и не так : танцевала , как и всегда танцует Женя, Женька Григорьева , “когда  ветром понесёт сердце и ноги”  - треть жизни прожил человек с мысленными цитатами из …  -  с  книжками Ивана Ефремова, давно вышедшими из моды  - “Лезвие бритвы” ,  “Таис Афинская”... ¬
Не умела по-другому, и, хоть нельзя было надолго выпускать детишек из поля зрения,  и , конечно,  нужно было  с регулярной частотой, через всю упоённость движением
-музыкой , вполне вспоминать и четко обозначать для детей, что –
учительница . . .      
 Обозначала   –  вдруг на минуту-другую сменяя смелый весёлый самозабвенный  танец на движения спокойно-нейтральные ; прятала раздирающую губы улыбку и танцевала с вдруг  учительским лицом. Она не “забыла”, но пренебрегла тем, “что уже пожилая, и не
полагается . . . “ - тут снова  у легкомысленной и книжной девушки получилась внутренняя цитата из ещё одной любимой, Ариадны Эфрон, в письме к Пастернаку.
Ну да, Женя Григорьева  -   тоже “уже пожилая” !  ей, да, 37 !   -  но, во-первых, это всё по паспорту (“Ой, да что вы хотите, у неё же и детей-то своих нет,наши ли у неё заботы ?!” – одна из
коллег, из недружественных ), а во-вторых ..  - во-вторых, тоже плевать! Танцевать среди детей  -  чудо как хорошо ... 
. . .  В общем, танцевала  -  изредка исподволь поглядывая на мордахи своих детишек, в самом начале чуть обалделые, позже – (“И ничего такого !”) – деланно-равнодушно-удовлетворённые . 
В конце концов за полтора месяца с начала учебного года она уже во многом приучила их к тому, что классная  у них  - “вот такая”.   
Она официально разрешила им  на переменах  - бегать !   Что было встречено сначала коротким замешательством , а потом   -  уже на перемене, ближайшей  - 
восторгом ! “Хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай ! ! ! “ – как говорили древние греки !
И она же.. ну,  старалась ...  -  хорошо, интересно и изобретательно учить их истории. 
… Потом пели опять, а Шурик Черкасов вдруг соло спел “Белль”, к секундному весёлому ужасу Жени.
Хорошая песенка, но там ведь  -   “такие слова” …   Про это самое, как говорили Женя с  подружками в возрасте её учеников и младше .
(А как её детки это называют ?)
Вполне возможно, мальчишка совсем по-настоящему  вспомнил про те слова ,
когда уже их  -  пел.  А может быть, и нет, может быть, по-другому было.
…   Главное – драматическая страстность . . .      
 - мелодии, стихов, голосов исполнителей песни в “Соборе . . “ -  и некие бездны, страшноватые  -  всё, всё - точно, сильно совпало с чем-то внутри у маленького мужчины Шурки .
И хорошо пел-то . Так серьёзно, так точно по интонации . Чуть ли не “настоящим” –конечно, форсированным  - баритоном (было и чуточку  смешно, и трогательно) . Не помешало и то,что был почти экспромт , не отрепетировано - не получилось абсолютно верно спеть самые сложные места-переходы . . .
Чистое, порозовевшее, напряжённо-взволнованное лицо мужественно-красивого
мальчика, в героическом периоде его мальчишечье-мужского развития.
Вот он на фотографии, миленький. 
А когда дошло до слов : “Я б душу . . .  . .. за ночь . . .   ! “ -  была вдруг на полсекунды бОльшая  напряжённость лица  -  и -  всё. 
Ну а перед детишками тут с самого начала уже было спокойное, добро-серьёзное и - добро-сдержанное  -  ЕвгеньАлексанны лицо , и они  -   сначала не подали виду, а далее по тому поводу почти успокоились. Взволнованы были уже более всего тем,
как  пел Шура . . !
Хорошо пел  !   
. . .  Столько карточек ребятни, в разных состояниях, пейзажах и интерьерах  -   соединениях и конфигурациях  -  и по одному. С Женей и без Жени.

...Мать всматривалась, прищурясь, в какую-то фотографию . . .   Что там ?
Последнее лето в теплым-тёплом Тенгире, волшебная зелень папы-маминого сада стремится захватить и крыльцо, свет сквозь резные листья, цветы -  и семейство на крыльце.
Папа-мама в периоде хрупкого – и подчёркнутого - перемирия с наконец замужней Женей, дед с палочкой -  первый Женин любимый и любящий мужчина, рядом другой любимый и любящий  -  муж Борис, и ступенькой выше, ишь ты, надо всеми, она, Женя  -
улыбается, вскинув подбородок, в облаке недавно золотистых вымытых волос. На картинке и ребёночек есть , нет, увы, ещё не их с Борькой, но тоже родной и хороший -  живенький и спокойный Мишка, сынок ближайших соседей.

(… Долго смотрит мать на фотографию  -  конечно, скучает по саду своему, такому далёкому  теперь, из Сибирска … 

На другом фото всё те же сидят на нагретом каменном бордюре, сзади вплотную чаща высоких, залитых солнцем цветов, сбоку-сверху  прорываются в снимок берёзовые ветки, муж Борька взял на колени Тузика, шерстяного, кудлатого, беленького с черненькими  вставочками весёлого умницу …
Оба детёныша , человеческий и собачий  – развернуты телами и головками друг ко другу и  друг к другу тянутся, один – кудрявой собачьей мордахой, другой – смелой детской ручкой .

Ах, Тенгир, летом раскалённый солнцем, безводный,каменистый, пыльный, не русский, но как будто и не вполне казахский, непонятно,чей  (непонятно  -  не– политически, этнически или политико-географически , непонятно    -  онтологически) -  горно-рудный, особенный, изнуряющий и любимый  Тенгир - вот такие оазисы, как двор-сад у Григорьевых, устраивали здесь (на радость почти не умеющим такого казахам - умеющим зато другое, своё)  русские люди, украинские люди, татары, немцы  . . .  Кто ещё ? Чтоб не обидеть . . .

А Женя давно уже справилась, сколько могла,  с холодящим тело состоянием  противо-материнской самообороны, забылась, увлеклась . . . 

     . . . Вот рыбалка на степной реке …

. . . Вот шахтный ствол, и не то отцовские, не то Борькины ребята внутри  .

Ах, вот тут интересно : изысканный, мудрый аки змий, но уж совсем не кроткий, а вовсе наоборот, очень-очень пожилой,
серебряно-белый , красивый,  улыбающийся умно-обольстительно (!), и это не смешно, но “харизматично”   -  моложе самого себя и биологически, и эмоционально  -  в белоснежном щегольском костюме   -   почти восьмидесятилетний Женин приятель, караказганский русский поэт .

Мать переворачивала страницы, переворачивала, переворачивала, молча, с выражением “подчёркнутого достоинства” на постном лице … 

-  Ну, пойду … ...

Посмотрели ... фотографии.