Искусство, Вера и Любовь. Сочинение сына к 9 Мая

Ле Мур
Мой прадедушка был известным художником. Его имя Александр Антонович Мордань.
В начале войны он ушел на фронт простым солдатом и служил в санитарной роте, спасая раненых солдат прямо с передовой. Вскоре он был контужен взрывом немецкого снаряда и потерял сознание. Когда очнулся, то с ужасом понял, что попал в плен. Немцы отправили его вместе с тысячами таких же пленных русских солдат в концентрационный лагерь Штукенброк. Там было очень страшно, и каждый день мог стать последним.
Этот ужас продолжался всю войну, 4 года. Александр числился пропавшим без вести.
После окончания войны прадедушка вернулся домой с опозданием в несколько месяцев, после продолжительного лечения, к прабабушке Серафиме, которая так долго верила, любила и ждала его. И радости их не было предела.
Первым делом они отправились в детский садик. Когда прадедушка ушел на фронт, моей бабушке Лене было всего три месяца. А теперь ей стало уже более четырех лет.
 - Шура, я покажу тебе Леночку, сказала Серафима.
- Не надо, Симушка, я сам хочу её узнать, сказал Александр.
 - Но ведь она тебя совсем не помнит!
 - Вспомнит, вот увидишь!
Когда они пришли в садик, то даже растерялись. Всех ребятишек внезапно постригли наголо и переодели, чтобы вши не заводились. И все они стали похожи друг на друга, как две капли воды. Даже мальчиков от девочек невозможно было отличить.
Ребятишек торжественно построили…
Он узнал ее по глазам. Ее глаза были все такими же, большими и испуганными, как тогда, четыре года назад. Но еще более полными надежды, мольбы и отчаяния.
Подбежал и подхватил ее на руки.

- Леночка, здравствуй! Ты знаешь, кто пришел?
- Папа-а-а-а!!!

       ***

Прадедушка никогда не рассказывал про ужасы концлагрея. Его словом была кисть художника. И он рисовал, рисовал изможденных, голодных, оборванных, но крепких духом пленных русских солдат. Посередине между жизнью и смертью. И хищные, безжалостные, злые черные тени немцев.
Дважды Александр бежал из лагеря, и оба раза был пойман. Во второй раз ему с товарищами даже удалось скрыться в лесу, но немцы пустили по следу стаю огромных голодных разъяренных немецких овчарок. И тогда беглецы решили разделиться на две группы и бежать в разные стороны, чтоб хотя бы половина из них осталась в живых. Первая группа спаслась. Собаки взяли след второй группы. След Александра. Это означало неминуемую смерть.
Всех, кто остался в живых после нападения овчарок, немцы жестоко убили. Убили публично, на глазах у всего лагеря. Чтобы никто больше не смел бежать. Всех, за исключением моего прадедушки. Только потому, что он был художником. Немцы нисколько не ценили человеческую жизнь, но они ценили искусство. И искусство спасло художнику жизнь.
Но не только искусство. Искусство, Вера и Любовь. Прабабушка в начале войны получила письмо с фронта, что рядовой Мордань пропал без вести. Но 4 года она отказывалась верить в его смерть. 4 года она его ждала и любила. Любила и ждала. Ждала, даже когда война уже закончилась. И дождалась.
В 1945 году Штукенброк освободили американцы. И это было новое страшное испытание.
Тогда многие истощенные до предела пленные люди погибли, не выдержав искушения пищей. Еды вдруг стало много, только есть можно было начинать постепенно, по чуть-чуть. Иначе – смерть.
После продолжительного лечения мой прадедушка, наконец, вернулся в Россию. Но на этом его испытания не закончились. Тогда к вернувшимся из плена очень плохо относилась советская власть. Многих отправляли в советские лагеря как предателей родины. Там было ненамного лучше, чем в немецком плену, но в тысячу раз тяжелее морально. И прадедушка каждый день ждал ареста. Работы ему совсем не давали, и много лет еще его семья жила впроголодь. Но Господь миловал. Александр расписывал монастыри и храмы.
Зато сегодня картины Александра Антоновича Морданя украшают многие музеи и залы, в том числе Музей Великой Отечественной Войны в Парке Победы, ресторан Прага и многие заводы и Дворцы Культуры.
У нас дома висят великолепные морские пейзажи, и у папы на работе тоже. А папу назвали Александром в честь Александра Антоновича.

  9 мая 2015 г.

 
http://kykolnik.livejournal.com/841061.html?mode=reply
Мордань Александр Антонович (Россия, 1909-1983) «Моей Симушке. Натюрморт 8 марта» 1959
 "Эта картина ждала своего часа в папке пять лет! То всё повода как-то не было; то я забывала про неё к часу икс; а то и вовсе она казалась мне не совсем красивой для торжественности момента. А сегодня вдруг зацепила взглядом трогательную надпись-посвящение неизвестной Симушке, и подумала, какой же это сильный посыл в мир о своей любви! Нежнее нежного. Разве всё было зря? Нет, вы должны это увидеть".