«Удастся ли когда-нибудь газете заменить священника?»
Стендаль. «Красное и черное»
Сильные мира сего всегда умели захватывать умы масс. Для этого требуется непомерное мастерство, это утонченное искусство. Разбирая сложные узы истории нам порою остается лишь восхищаться изворотливостью ума человека – и его вечной жаждой властвовать. Сколько бы способов ни придумали, но один из самых блестящих – вера. Эта сила повергла на колени многие поколения людей –
крестьян и королей, добродетелей и злодеев.
Начиналось все – с идолопоклонничества, с множества сильных и грозных Богов. Человечество, чей пробудившийся разум страстно требовал опоры, получил в Ней все – и смысл, и оправдание поступкам, и цель, и наказание, и поощрение. И - власть.
И с тех пор роль самых мудрых выполняли те, кто имел честь «прикоснуться» к Богу. И сколько дел было совершено – благих и злых, сколько крови пролито, сколько чудного создано! Но ничто не вечно, и человек, при возвышении своем вначале отказался от всепоглощающей власти веры, затем попытался объяснить ее с помощью науки, затем совместить их… Впрочем, неважно, что он с ней делал, важно для нас то, что трон религии пошатнулся. Не везде – нет! – но среди молодежи – просветленной биологией и задурманенной интернетом – большой веры как то не наблюдается. А означает это то, что нужно искать новый способ ослепления, который поведет толпы людей при большой необходимости. Хотя, если смотреть опять-таки на новое поколение – то самое осветлено-одурманенное – то беспокоиться об их «приручении» не стоит. Видимо, человек так создан, что ему как воздух необходима зависимость от чего-либо. Теперь балом правят деньги и секс.
Да, да, да… И пусть сейчас я похожа на пышущюю злобой и презрением к «золотой молодежи» представительницу старшего поколения – себя я и так ощущаю порой гораздо старше своих сверстников-ровесников – с каждым днем мне это все больше бросается в глаза. Но – не будем о личном.
Все стремятся заработать и жить достойно. Оставляя детям мусорные свалки и ядовитую воду. И хоть мы и хвастаем тем, что, мол, природу приткнули и заткнули – даже в гены влезли! – а против инстинктов не попрешь, особенно против одного из основных – создавать себе подобных. Уберем из этого дела собственно результат – подобных то бишь – и получим прекрасное натуральное удовольствие. Коронуют все эти прелести современной жизни СМИ – наш громкоголосый и востроносый гонец, способный втюхать нам, кажется, уже что угодно. СМИ работяще трудятся на полную мощь, штампуя пачками пикантные новости, подробности, секретики… от интимности и бредовости которых порой тошнит. Популярные – и не очень – кинорежиссеры, аки муравьи-трудяги балуют нас изобилием своих шедевров – правда, с до зубной боли одинаковым сюжетом и смакованием уже упоминаемых выше вещей – денег и секса. Как объясняется нам, простым смертным, на что спрос есть, то и делаем. Так что, дорогие мои, гении живы – и даже способны творить – просто невыгодны они… Ну как и всегда. Хотя не будь они так редки – не были бы и гениями.
Но не стоит сразу записывать религию в строки уходящих страстей человеческих. Все новое – хорошо забытое старое, и, пусть не сегодня и не завтра, но когда-нибудь она вновь поставит на колени единой волною сильнейших и слабейших людей планеты. Да и не настолько еще выдохлась ее сила над нашей душой, что-бы не действовать на наш разум – ведь храмы не пусты.
А, собственно, с чего все началось? С зацепившейся за мой глаз строчки «Удастся ли когда-нибудь газете заменить священника?». Уважаемый Стендаль, неужели, думая об этом, Вы не чувствовали смутно ответ на свой вопрос? Прекрасный девятнадцатый век, мечта романтиков, пора жаркой веры и пышных церемоний, когда духовенство было силой… И не только газета смогла взвалить на себя эту тяжкую ношу – впрочем, Вам лучше этого и знать. Ведь счастье – оно в неведении. В этом же – и сила наших властелинов – что внушив нам это, оградили наш разум от ненужных волнений и озарений.
В конце лишь остается сказать – как ни плюемся мы в сторону этого порабощения и контроля нашей жизни, а оно нам необходимо. Помните одно очень хорошее произведение, в котором слуга неожиданно получил свободу, но вернулся к своему хозяину потому, что не знал, что с ней делать? Так вот и мы, даже получив неограниченную свободу своего разума, все равно захотим его сковать, как когда то наши предки, оковами веры и правил. Ведь человек может все – но не хочет.