Воспоминания к семидесятилетию Великой Победы

Игорь Суриков
   Наступила очередная годовщина окончания, а позднее мы будем отмечать и дату начала Великой Отечественной Войны. Я написал свои воспоминания об этих днях, они напечатаны. Но попытаюсь еще раз пройти по тем тропинкам и дорогам, которые легли мне под ноги в те дни. Я встретил начало войны на даче в поселке Вартемяки под Ленинградом. Это было место, куда мы выезжали на лето уже не в первый раз. Мы жили не в самих Вартемяках, а рядом с ними, на электроподстанции, где снимали у хозяев дома комнату. По правде сказать, в день 22 июня я не слышал ни радио, объявившего о нападении Германии, ни выступления Молотова. Мне было 11 лет, и я почти ничего не помню. На даче я жил с мамой и своим маленьким братишкой.
   Через несколько дней папа перевез нас из Вартемяк в Ленинград. Я не помню, чтобы мне удалось увидеть фашистские самолеты в небе над городом. Но зато я хорошо помню, как спустя месяц или немногим больше после начала войны мы на Московском вокзале садились в поезд, который увез нас в эвакуацию. Завод, на котором работал отец, организовал отъезд семей своих работников из Ленинграда. Мы втроем, мама, я и брат Олег ехали в общем вагоне сначала до станции Мга, откуда через Сонково добрались в обход до станции Бологое. Прямая дорога между станцией Бологое и Ленинградом уже была перерезана немцами. В пути нам повезло, и мы избежали бомбежек, но на станции Бологое мы увидели стоящие пассажирские поезда с разбитыми стеклами и покореженным железом.
   Далее наш поезд пошел до станции Лихославль и повернул на Торжок. В Торжке наша семья вышла из вагона, и мы поселились в маленьком деревянном доме младшей сестры мамы на улице Дзержинского 34 (сейчас этого дома нет, а на его месте построен современный многоэтажный дом). Через некоторое время за нами приехал отец и увез нас в город Горький (ныне Нижний Новгород), куда перевели Мотоциклетный завод, на котором работал отец, и слили его со знаменитым ГАЗ, Горьковским Автомобильным Заводом. До Горького мы добирались сначала на товарном поезде с теплушками от Торжка до Твери, затем плыли пароходом до Ярославля, а далее опять-таки пароходом до конечного пункта нашего маршрута. Должен сказать, что и на этом пути нам ни разу не пришлось попасть ни под бомбы, ни под пули фашистских самолетов. Только позднее в Горьком, в Кунавинской слободе, куда нас поселили к каким-то местным жителям, я видел один или два раза бомбежку завода и даже собирал начинку зенитных снарядов.
    После недолгого пребывания в Горьком моя мать получила предложение стать счетоводом в одном из колхозов Горьковской области, и мы втроем (мама, я и мой младший брат) переехали жить в деревню. В деревню звуки войны не доносились, и она затрагивала нас в основном беспокойством за судьбу отца. В 1943 году мы возвратились в Торжок, а летом 1944 года вернулись в Ленинград в свою комнату на Рылеевой улице. В это время война с Германией еще продолжалась, но нашей семьи она касалась только тем, что в ней в качестве офицера Красной Армии участвовал мой отец. Ленинград больше не бомбили и мы, живущие в этом городе, чувствовали дыхание войны только в виде продовольственных карточек и плохого питания. 9 мая 1945 года война с Германией закончилась для всего СССР, а значит и для моей семьи. Сегодня мы отмечаем семидесятилетие Великой Победы. А 22 июня 2016-го года мы будем вспоминать, как эта война начиналась 75 лет тому назад.
 
9 мая 2015 года