Женщины воины мифы и реальность

Виктор Бабушкин
Марш вперед, вперед на бой,                Посвящается 70 литию
Женщины-солдаты!                Великой Победы!
Звук лихой зовет вас в бой,
Вздрогнут супостаты!
Из песни I-го Петроградского
женского батальона

Однажды вечером, я стоял на остановке в ожидании автобуса, Солнце ушло за горизонт. На сером небе были видны отблески оранжевого заката, «к ветру», подумал я, И почему, космонавты выбрали для приземления, эти всегда ветреные места, в голодной Казахской степи, Рядом со мной стояли три крепких парня и о чём то, оживлённо, и весело беседовали. К автобусной остановке шла асфальтированная дорожка под уклон, Вдруг, послышался стук каблучков, к ним приближалась, стройная, красивая девушка, в летнем платье, в босоножках на высоком каблуке. Скорость под горку её нарастала. Поравнявшись с парнями, она нанесла, ногой, с разворота, мощный удар одному из них. Он рухнул, как подкошенный, Двое других опешили от неожиданности и застыли в оцепенении. Девушка наклонилась над лежащим, и сказала «что, получил своё». За тем удалилась, кокетливо поигрывая бёдрами. Ребята очнулись и начали приводить в чувство, товарища. «Вот это слабый пол» подумал я. С тех пор мнение о  так называемом «слабом поле» у меня изменилось.

Так рождаются мифы, По мнению историка Александра Нечволодова «Сказания о Русской Земле»: «У древних Греков, которые, при¬шли раньше Славян в Европу, сохранились старинные сказочные предания, что к северу от Греции появились осо¬бые чудовища, у которых зад и четыре ноги были конские, а грудь, голова и руки — человечьи. Эти чудовища, называе¬мые Греками кентаврами, отличались крайне свирепым нравом, превосходно стреляли из луков и были, благодаря быстрым конским ногам, совершенно неуловимы, причем, по Греческим сказаниям, между этими кентаврами и Грека¬ми происходили когда-то кровопролитнейшие битвы.

В этих сказочных преданиях Греков о кентаврах, на пер¬вый взгляд совершенно невероятных, есть, однако, большая доля правды.

Жестокие битвы древнейших Греков действительно про¬исходили с пришельцами с севера, метко выпускавшими стрелы из своих луков и постоянно появлявшимися перед противниками верхом на быстроногих конях, с которыми они, казалось, составляли одно неразрывное целое.

Вид этих конных и неуловимых пришельцев, издали пора¬жавших врагов из своих луков, а затем свирепо нападавших на полном конском скаку, особенно поражал Греков, так как Гре¬ки, поселившись в своей гористой стране, мало пользовались лошадьми, сражались пешими и были плохими наездниками.

Но, тем не менее, несмотря на весь ужас Греков, эти север¬ные пришельцы были не сказочными чудовищами, а настоя¬щими людьми.

Это были, конечно, наши славные предки, Славяне, и именно те племена, которые дали начало великому Русско¬му народу. Идя из своей далекой Арийской родины по нашим привольным южным степям, они покорили себе во время этого длинного и долгого пути главного тогдашнего обитателя Русских степей - дикую лошадь и сделали себе из этого борзого скакуна вернейшего и преданнейшего друга; сроднившись с ним, предки наши стали лучшими в тогдаш¬нем мире наездниками и конными стрелками и наводили ужас на все народы, которые пытались им сопротивляться.

У древних Китайцев тоже существовало сказание, что да¬леко от них на западе, в обширных степях живёт народ Дин-Лунъ, обладающий конскими ногами и совершающий все свои передвижения с необычайной быстротой; при этом Китайцы, несомненно, причисляли народ Дин-Лунь к Арий¬скому племени, как это ясно видно из сравнения изображе¬ний Арийцев и человека племени Дин-Лунь на помещаемых здесь древних китайских рисунках.

Одновременно со сказочными рассказами о чудовищах - кентаврах древние Греки рассказывали также о необыкно¬венном народе, будто бы состоявшем из одних женщин -  воительниц, неустрашимо сражавшихся на быстроногих конях и тоже отличавшихся искусным метанием стрел; Греки назы¬вали этих храбрых наездниц амазонками.

Эти сказочные амазонки были также, надо думать, не кто иные, как наши доблестные прародительницы; они, как вер¬ные и преданные жёны и дочери, сопровождали своих му¬жей и отцов в их лихих набегах и принимали участие во всех кровавых боях, отважно сражаясь и бесстрашно умирая рядом с близкими себе людьми.

А ещё восточнее, за Доном, жили так называемые Савроматы; они были в высшей степени воинственны и ходили всегда на войну со своими жёнами, ко¬торые ловили врагов, ловко накидывая им на полном скаку аркан на шею. у Савроматов девушка не могла выйти замуж раньше, чем не убьёт врага. Вследствие воинственности Савроматских женщин у Греков было поверье, что племя Савро¬матов произошло от браков Скифов с амазонками.

Амазонки  в  древнегреческой мифологии  народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство. Произошли от Ареса и Гармонии. Для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой легенде — попросту убивали), девочек же оставляли у себя и воспитывали из них новых амазонок.

Толкуется как «безгрудая» — не буквально, а в переносном смысле, это означает их отличие от других женщин. Прошедшим посвящение девушкам выжигали тавро на груди.

Согласно мифу, амазонки жили на побережье Чёрного моря, близ рек Фермодонт и Ирис (ныне Ешильырмак). Историк А. Б. Снисаренко считает, что ареал обитания племени практически совпадает с контурами турецких вилаетов Амасия (возможно, этот топоним имеет отношение к этимологии названия племени) и Самсун. Отсюда амазонки предпринимали свои походы в Азию. Ими построены Эфес, Смирна и другие города.

Уже  Гомер  упоминает о войнах  Беллерофонта  и  фригийцев  с амазонками. Ипполита (по другим рассказам, Антиопа), царица племени, была убита Гераклом, получившим от Еврисфея поручение отнять у неё пояс.

Во время этого похода Тесей расположил к себе Антиопу, следствием чего было вторжение амазонок в Аттику. В «Жизнеописаниях» Плутарх со ссылкой на Гелланика рассказывает о том, как амазонки, переправившись по льду через Боспор Киммерийский, двинулись на Аттику. После неудачной четырёхмесячной войны с Тесеем, тогдашним правителем Аттики, племя возвратилось на родину.

Под началом королевы Пентесилеи амазонки выступали против греков: вместе с царём Приамом они защищали Трою от их атак. В позднейших сказаниях упоминается о царице амазонок Фалестре, посетившей Александра Македонского и родившей от него ребёнка..

Мифы об амазонках вошли не только в эпическую поэзию, но и стали предметом греческого изобразительного искусства. Древнегреческие художники (такие как живописец Микон, скульпторы Фидий и Поликлет) запечатлели образы амазонок в статуях, рельефах и на картинах. Они изображают битвы амазонок, приключения Тесея с амазонками и многое другое. Сохранились также античные подражания статуям великих мастеров, рельефы из Галикарнаса и изображения на вазах.

Амазонки считали своей богиней-покровительницей Артемиду как воплощение женщины-воина.

Вопрос о том, существовали ли амазонки на самом деле, не решён до сих пор. В пользу версии о существовании племени говорит тот факт, что амазонки присутствуют на множестве античных изображений — причём как с мифологическими, так и реальными историческими персонажами. На древних рисунках изображены также их завоевательные походы (к примеру, вторжение амазонок в Аттику).

Если верить легендам, то царица амазонок Орифия после похода Тесея и Геракла против амазонок обратилась к скифскому царю Сагилу за помощью. Сагил (как сообщает Юстин), стремясь прославить свой народ, посылает на помощь своего сына Панасагора с большим конным войском. Скифы и амазонки вторглись в Аттику, но рассорились, и скифы не принимали участия в сражении, однако укрыли амазонок в своём лагере, обеспечив им благополучное возвращение.

В XVIII веке исследователи, несмотря на явный анахронизм, отождествили Салига со скифским царем Партатуа (Прототий по Геродоту).

Многие историки считают, что опровержению этого факта поспособствовало большое количество мифов об амазонках. Сторонники теории существования этого племени отмечают, что последнее историческое упоминание амазонок относится к периоду правления Александра Македонского. Более поздние источники, подтверждающие существование амазонок, отсутствуют.

На территории Украины и в других местах, где предположительно жили амазонки, были найдены захоронения женщин, в которых находились луки, стрелы и дротики. Однако здесь отсутствовали останки мечей, боевых топоров и другого оружия ближнего боя (за исключением ритуальных кинжалов, что указывает на аристократическое происхождение погребенной или её статус жрицы). Также в найденных захоронениях отсутствуют защитные приспособления и доспехи. Это указывает на то, что женщины, как и подростки, могли помогать начинать сражение (обстреливая противника с безопасного расстояния) и затем уходили в тыл основного войска, которое состояло из мужчин.

Первые сведения о существовании племени амазонок в Южной Америке приводятся в докладе королевских чиновников Хуана де Сан Мартина и Антонио де Лебрихи, принявших личное участие в походе конкистадора  Гонсало Хименеса де Кесада по территории Колумбии (июль1539):

Когда лагерь находился в долине Боготы, мы получили известия об одном народе женщин, живущих сами по себе без проживания у них индейцев (мужчин); посему мы назвали их амазонками. Эти, как говорят те, кто нам о них сообщил, от некоторых рабов, ими купленных, зачинают детей, и если рожают сына, то отправляют его к его отцу, а если это дочь, то растят её для увеличения этой их республики. Сказывают, что они используют рабов только для зачатия от них, которых сразу же отправляют обратно, и потому в подходящий момент их отсылают и точно также они у них имеются. - Хуан де Сан Мартин и Антонио де Лебриха. Доклад о завоевании Нового Королевства Гранада (июль 1539 года).

Хименес де Кесада благодаря искажённым сведениям индейцев считал, что королеву амазонок звали Харатива, и даже отправил в район их проживания своего брата Эрнана Переса де Кесаду.

Источник мифов об амазонках очень древний, уходящий корнями в Минойскую цивилизацию. По мнению А. В. Котиной, миф об амазонках связан с культом Великой Богини, в нём содержится память о высоком положении женщины. Интересен тот факт, что покровительницей амазонок является богиня Артемида. Культ Артемиды перекочевал с острова Крит на материковую Грецию и продолжил свое существование в греческой культуре.

Образ амазонок по Геродоту обычно связывается с культом двух божеств —Ареса, «бога женщин», и Артемиды, считающейся спутницей и женской половиной Диониса. По свидетельству Геродота, Арес и Артемида почитались дионисическими фракийцами также, как и Дионис.

Согласно русскому историку Вячеславу Иванову, культ Диониса является, по существу, женским культом мужского начала: его основная идея заключается в мести женщин мужчинам и «мужеубийстве».

Женские движения нередко были, по всей вероятности, настоящими завоевательными походами. По Эврипиду,  менады  пришли с Дионисом из Фригии в Фивы. Аргивское предание гласит, что Дионис пришёл в Аргос из-за моря и аргивяне под предводительством Персея оказали тому вооружённое сопротивление.

Амазонки локализуются преимущественно в Малой Азии (культ Диониса, по мифу, также встречается у родственных фракийцев и фригийцев). Отношение амазонок к Артемиде делает их племенем «подруг» и «сверстниц» богини-покровительницы (по Диодору, они участвуют в охоте Артемиды). Амазонки изображаются как девы двойного топора, символа Диониса. Их имена (такие как Меланиппа, Антиопа, Пенфесилея, Молпадия) также имеют дионисический характер. По эфесскому мифу, амазонки ищут защиту у Диониса, и они же им побеждаемы. Амазонок считают родственницами Гиад, а также разновидностью менад, спутниц Диониса.

Исследовательница А. В. Котина утверждает, что сюжетные линии для цикла мифов об амазонках не играют важной роли, гораздо важнее осмысление самого феномена женщин-воительниц на окраинах обитаемого мира — древнегреческой ойкумены.

Как пишет Мавро Орбини в «Происхождение Славян и распространение их господства» изданной в 1601 году от Р. Х. Карл Вагрийский и Иорган Горпий пишут, что амазонки были жёнами славян сарматов. Проживали на берегах Волги между меланхеленами и сербами. Иордан и Хартман Шедель в своей иллюстрированной «Хронике» считают, что амазонки были жёнами Готов и сражались вместе со своими мужьями против императора Аврелиана. После того, как их мужья были предательски убиты, амазонки, взяв их оружие и напав на врага, сполна отомстили за их смерть. Позднее, став опытными воительницами, амазонки под предводительством царицы Марпезии победоносно прошли до гор Кавказа. Оттуда амазонки пошли на Малую Азию, покорили Армению, Галатию, Сирию, Киликию, Персию и другие азиатские страны. Осев в тех краях, они построили множество прекрасных городов, в том числе два знаменитейших города — Смирну и Эфес. В Эфесе, в честь богини Дианы они воздвигли великолепнейший храм. Позднее он был подожжен неким Геростратом, желавшим таким поступком обессмертить своё имя. Цари Греции, испугавшись могущества амазонок, послали против них своего лучшего военачальника Геракла. Позднее амазонки во главе с Пентесилеей пришли на помощь троянцам против греков и просуществовали до времен Александра Великого.

Амазонки упоминаются в наиболее раннем из дошедших до нас древнерусском летописном своде - «Повести временных лет»:

«…Амазонки же не имеют мужей, но, как бессловесный скот, единожды в году, близко к весенним дням, выходят из своей земли и сочетаются с окрестными мужчинами, считая то время как бы неким торжеством и великим праздником. Когда же зачнут от них в чреве, - снова разбегутся из тех мест. Когда же придет время родить и если родится мальчик, то убивают его, если же девочка, то вскормят её и прилежно воспитают».

Женщины воины, прежде всего, были матерями, материнский инстинкт, самый сильный. Они не убивали мальчиков. Грудь им не отрезали, она ни сколько не мешала им метко стрелять из лука. Всё это очередные выдумки греков, что бы нагнать больше страха. Опорочить храбрых, красивых, умных воительниц. Бившихся, за свою свободу.

Историк Сергей Севрюгин, изучая историю родного края, неожиданно наткнулся на сенсационные сведения, которые позволили учёному предложить стройную гипотезу о реальном существовании амазонок. Более того, их последним прибежищем исследователь считает Поволжье.

В писании Геродота встречается упоминание одного из столкновений эллинов с женщинами-воинами. Якобы греки захватили около тридцати амазонок и забрали их на свой корабль. Однако ночью амазонки напали на спящих греков и перерезали их. После этого корабль долго дрейфовал по морю, и в конце концов судно выбросило на берег, предположительно в районе Крыма, где в то время обитали скифы. Естественно, амазонки занялись привычным делом - захватили табун лошадей и начали грабить аборигенов. Те поначалу решили дать отпор, но когда увидели, что имеют дело с женщинами, захотели с ними породниться. «Послав к амазонкам своих лучших юношей, скифы рассчитывали на то, что будут созданы новые семьи, которые впоследствии вернутся в родные пенаты и приумножат свой род. Но амазонки отказались идти в жилище к новым мужьям и организовали вместе с ними свое собственное поселение. В итоге появился новый народ - савроматы».

По его версии, многочисленные дети амазонок и скифов к IV веку до нашей эры завоевали огромные территории в Приуралье, Южной Сибири, Казахстане, на Кавказе и даже дошли до Алтая. Что заставило их вернуться на родину и разгромить своих предков - скифов, пока остается загадкой. Проследив дальнейшие продвижения савроматов, Сергей Севрюгин пришел к выводу, что в IV веке они, скорее всего, заселили территорию современной Рязани и их можно отнести к тем, кого наука сегодня именует рязано-окцами. Несмотря на то, что по официальной исторической версии рязано-окцы являются веткой угорских народов, исследователь утверждает, что «эти люди, судя по их матриархальной культуре и наличию среди них женщин-воинов, были народом, хранящим традиции амазонок. Свидетельство тому - найденные под Рязанью захоронения женщин в доспехах и с оружием».

Но на рубеже X и XI веков рязано-окцы вдруг исчезают, словно какая-то непонятная сила стерла их с лица Земли.

В недавних раскопках в Самарской области доктор археологических наук Дженин Дэвис-Кимбалл из Калифорнийского Университета обнаружила захоронение женщин-воинов дающее подтверждение мифам об амазонках. После раскопок 2003 года доктора Дэвис-Кимбалл, она и доктор Йоахим Бургер сравнили генетические данные с места раскопок и казахов живущих в Монголии, и обнаружили разительную генетическую связь. Этот открытие позже было подтверждено Калифорнийским университетом.

Вырастив шестерых детей и работая медсестрой и на скотоферме, доктор Дженин Дэвис-Кимбалл получила степень доктора археологии в Калифорнийском университете. Вскоре после этого она была зачарована кочевниками Евразийских степей проводя десятилетия в поле, извлекая из под земли останки сармат - скотоводов, которые жили в степях в 4-2 веках до н.э. Найдены женские скелеты, захороненные вместе с оружием и другими военными предметами,

Дело в том, что не любые женщины-воины были амазонками.
В истории зафиксировано немало случаев, когда женщины брались за оружие. Это еще не повод называть таких женщин амазонками.
Амазонки - это не только женская воинственность, это еще уклад жизни.
Как раз насчёт сарматок очень даже и возможно говорить об амазонстве.

Следующий указатель - положение, в котором была похоронена покойница. Археологи интерпретируют положение скелета как "поза нападения". Совершенная находка, но еще не хватает Девис-Кимбел тесной связи с дошедшими до нас легендами об амазонках. Их описывали большим ростом и блондинками. Как же выглядели они в действительности? В Королева амазонок и ее бойцы спешат на помощь осажденным троянцам - для последней битвы против греков, осаждающих город. С горящей броней и золотыми волосами описывал их поэт Квинтус - Penthesilea - как молния, светла и сильна. На поле сражения она якобы убила большинство греческих солдат.

Тогда она ставит греческого героя  Ахиллеса к последней дуэли. " Таким образом, ты должен учиться, какая сила оберегает грудь амазонок: война течет в моей крови. " В античной фикции загорается финальная борьба героя против зла в форме женщины. Выход дуэли запрограммирован. Все же, не, что происходило тогда. Следует самая захватывающая " Love-Story античности ": Ахиллес берёт шлем противницы и сразу влюбляется в Penthesilea. Все же, амазонка умирает, когда ее лицо открывается. И остаётся недостижимым - миф.

Наши предки считали, что народ, не знающий своей истории, не имеет исторического будущего. У славянского народа существует древняя история, уходящая своими корнями в далекое прошлое. Одной из страниц этой истории являются сказания о древних славянских амазонках.

Но роль амазонок в истории Древней Руси достаточно большая и всем, кто не равнодушен к истории своего народа следует знать о них более подробно.

Считается, что на азиатско-европейском континенте племена амазонок жили в предгорьях Кавказа, в Малой Азии и на берегах Азовского (в древности имевшим название Метида) и Черного морей.

То, что племя амазонок существовало и в глубокой древности говорит тот факт, что рассказы о них содержатся в легендах и сказаниях многих народов.

Обратимся к мифологии. Тесей и Геракл испытали на поле боя ярость, умение и воинские способности воительниц и одержали над ними победу. Тесею посчастливилось взять себе в жены самую храбрую из амазонок — Антиопу. И когда амазонки напали на Афины, Антиопа рядом с мужем защищала Афины. Бой был прекращён, когда копье вонзилось в грудь храброй Антиопе. Вместе с афинянами амазонки оплакали смерть своей царицы и вернулись домой.

В троянской войне амазонки сражались на стороне троянцев. В одной из битв царица амазонок Пентесилея погибла от руки Ахилла.

Было бы ошибочно считать, что амазонки старались доказать миру, что могут не только стоять вровень с мужчинами, но и обходится без них в повседневной жизни. Скорее всего, истоки такого явления, как женщины-воительницы лежат в существовании матриархального периода в истории человечества. Именно в этот, более чем тысячелетний отрезок времени, женщины воевали и управляли, а мужчинам предоставлялось право заниматься хозяйством.

Древний историк Диодор Сицилийский так писал о них: «Эти женщины жили на границах обитаемого мира. Их мужчины проводили дни в хлопотах по домашнему хозяйству, выполняя распоряжения своих жён-амазонок, но, не участвуя в военных кампаниях или управлении как свободные граждане. Когда рождались дети, заботы о них поручали мужчинам, которые выращивали их на молоке и жидкой пище». О легендарных царствах амазонок сообщали Геродот, Страбон, Гомер и многие другие.

Даже в древнеиндийском эпосе Махабхараты нашлось место для сказаний о стране амазонок, в которую попадает герой Арджуна со своим войском. Он убедился, что амазонки беспрекословно подчинялись своей царице. Она вела их в бой и принимала решение по всем моментам жизни. Арджуна был поражён необыкновенной красотой царицы амазонок Парамиты и предложил ей стать его женой. Прекрасная воительница согласилась, и молодые отправились с караваном богатств на родину Арджуны — в Гастинапур.

В древнегреческих и римских источниках есть сведения об амазонках, обитавших на Ближнем Востоке, на севере Африки и на берегах реки Терек. Однако многие царства женщин-воительниц в Северной Африке, в Ливии (Алжир, Марокко, Тунис…) ярко вспыхнув, исчезали. Современные исследователи нашли недалеко от озера Шерги (Алжир) дворцово-культовые сооружения в скалах и усыпальницы амазонок.

В Северном Причерноморье и на Кавказе найдены материальные свидетельства того, что там жили амазонки - в захоронениях женщин находились не только бусы, но и боевые ножи, доспехи, щиты и остатки сбруи - какая же амазонка без коня?

Согласно сказаниям, амазонкам покорились территории от Северного Кавказа до самого Дона. Прекрасные воительницы постоянно расширяли владения своей империи. Амазонки занимались обучением малолетних девочек с семилетнего возраста. Их учили грамоте, занимались с ними физическим и духовным воспитанием, учили охоте, древним приёмам лечения, боевому единоборству, искусству выносить тяготы военного похода, хозяйствованию, взаимовыручке. Амазонки владели навыками останавливать кровь и залечивать раны подручными средствами. Для управления страной царица амазонок назначала самую знающую и умудрённую опытом женщину. Большое внимание уделялось формированию боевой армии. Амазонки могли в любой момент выставить не менее 120 тыс. конных бойцов, не считая охранения. Как правило, в вооружение амазонок входили луки, топорики, мечи, ножи, арканы, щиты в форме полумесяца и конечно, быстрый конь -  самое ценное имущество каждой воительницы.

Амазонки владели эзотерическими знаниями, которые им передавала Верховная жрица. Амазонки умели читать и писать. Многие амазонки, состарившись, уходили к соседним народам, где занимались обучением детей грамоте, премудростям, необходимым в жизни, а девочек – лекарскому ремеслу. Этих мудрых амазонок, владевших йоговскими знаниями, называли «йогинями», «бабами йошками». В русских народных сказках часто упоминается о волшебной помощи «быбы йошки» («бабы яги») героям. Их знания передавались из поколения в поколения и приносили людям добро и помощь.

По свидетельству историков, амазонки принимали участие в походах Александра Македонского. Они откомандировали в его войско 500 самых храбрых воительниц. Царица амазонок Фермодонта встретилась с Александром Македонским в одном из его победных походов. Фермодонта была не только замечательно прекрасной, но и обладала необыкновенной физической силой. Она прибыла в лагерь Македонского в сопровождении 300 амазонок. На вопрос полководца, что привело ее в военный лагерь, Фалестрия смело ответила, что желает иметь от него ребенка, она уверена, что их ребенок, взяв лучшее от родителей, превзойдет всех людей в мире. Через 13 дней она покинула лагерь Македонского, увозя богатые дары Александра Македонского в свое государство на юго-восточном берегу Черного моря. О дальнейшей судьбе царицы ничего не известно.

Надо отметить, что вокруг Кавказа располагалось несколько царств амазонок, образуя империю женщин-воительниц. Владения империи простирались от берегов Черного моря до излучин Дона и Волги, Фракии и Северного Причерноморья. В устьях рек располагались крепости амазонок, которые контролировали водные пути, проходившие в южном и северном направлениях, включая и Персию. Амазонки много строили — это были и города и культовые сооружения.

Распад империи амазонок вокруг Кавказа совпадает со временем упадка империи великого Александра Македонского. Основная часть амазонок осталась в прежних местах проживания, а наиболее активные переместились в другие края. Считается, что в середине 1-го тысячелетия нашей эры часть амазонок ушли в горы Чехии и Словакии, а затем на Рейн (Германия) и в Бретань (Франция) и далее в Испанию и восточную Англию. В этих странах до сих пор считают, что среди них живут потомки легендарных амазонок. Например Жанна д Арк.

Но и славяне гордятся девицами-богатырицами. В эпоху раннего Средневековья прославилась мордовская княгиня Бориславна, жившая около Самарской Луки. Она была известна своей воинственностью и силой. До сих пор местные жители Самарской Луки хранят легенды об усольках — бесстрашных амазонках, которые контролировали местное соляное месторождение. В местных преданиях девиц-богатыриц называли «поляницами» или «семиглазками».

Наиболее известные поляницы — две Настасьи, супруги Дуная и Добрыни. Особое место среди них занимает Василиса Микулишна — жена Ставра. Василиса Микулишна с честью выдержала испытания в силе и меткости, придуманными князем Владимиром, который долго отказывался верить, что перед ним женщина. Все девицы-воительницы умели метко стрелять из лука и сражаться в рукопашном бою.

Не исключено, что слово «поляница» происходит от слова «поле». В древней Руси когда говорили о «присуждении поля», то это означало, что речь идет о состязании или поединке бойцов. Русский исследователь Дмитрий Балашов был убежден, что русские богатырши-поляницы очень напоминали сарматских воительниц - они умело управлялись с лошадьми и были искусными лучницами.

Примечателен и тот факт, что амазонки-телохранители просуществовали при дворе московских царей вплоть до 18 века. О них много рассказывали иностранные путешественники, побывавшие в России. Например, один из сопровождающих датского принца Иоанна, приехавшего свататься к московской княгине Ксении, так описывал стражу царевны Ксении: ««…Все горничные женщины ехали верхом, как мужчины. На головах у них были белоснежные шляпы, подбитые телесного цвета тафтой, с желтыми шелковыми лентами, с золотыми пуговками и кистями, спадавшими на плечи. Лица их были покрыты белыми покрывалами до самого рта, они были в длинных платьях и желтых сапогах. Каждая ехала на белой лошади, одна возле другой (попарно). Всех их было 24».

Также необходимо отметить, что среди героев, победивших врага на Куликовом поле (1380 г.), были и две русские амазонки — Дарья Андреевна Ростовская и Феодора Ивановна Пужбольская.

Вот фрагмент легенды, написанной о русских богатырицах нашей современницей Аленой Норильчанкой:
«Было платье девичье, светное,
Жемчуга, убранство золотое…
Но поднялся нехристь на Христа —
Злобная Мамаева Орда…
Во поле за Доном — силой многою,
Хвастается напастями новыми:
Замышляет Русью управлять,
Из Москвы князей грозит изгнать!
Человеколюбче, Русь всеславная
Созвала дружины православные!
Скинула и я наряды светские
Да надела платье молодецкое!»

Сегодня современные амазонки путешествуют, ходят по улицам, стоят во главе компаний и корпораций и воспитывают детей. Они сильны, умны, образованы, самодостаточны, они легко покоряют сердца мужчин, они знают себе цену и уверены, что все в их руках. Оглянитесь повнимательней — возможно с Вами рядом прекрасная воительница.

Чем дальше находились края, куда ветер заносил древних мореходов, тм невероятнее были их рассказы об увиденном. Удивительно, но позднее эти рассказы чаще всего находили себе подтверждение. Только все оказывалось намного обыденнее, чем в этих сказочных историях. Например, легендарные циклопы никогда не были одноглазыми, кентавры на самом деле оказывались скифскими племенами, которые не представляли своего существования без лошадей. А легендарные воительницы-амазонки были обыкновенными женщинами, образ жизни которых сделал их мужественными и сильными.
Туристы, приезжающие в Грецию сегодня, могут видеть на северной стороне Парфенона барельефы, изображающие бородатых воинов, отбивающихся от вооруженных всадниц. Это память об амазонках, некогда штурмовавших Афины.

В «Илиаде» Гомер называл амазонок «антианейрами» (те, кто сражаются, как мужчины). Геродот именовал их «андроктонами» (убийцами мужчин)

Слово «амазонки» настолько древнее, что даже в античные времена в Греции яростно спорили о его смысле. Самым популярным, как всегда, стал наиболее экстравагантный вариант — «безгрудые». Пошли слухи, будто амазонки удаляли себе правую грудь, которая якобы мешала им стрелять из лука и рубиться на мечах. Даже отец истории Геродот упомянул в своем труде о «самоувечье».

Видимо, мужчинам нравилась мысль, что непобедимые амазонки были ущербными женщинами, однако ни на одной картине, фреске или скульптуре (а их дошло до нас множество) изображение безгрудой амазонки не встречается.

И все же в древнегреческой мифологии амазонки стоят особняком. Хотя царица дев-воительниц Ипполита считалась дочерью бога войны Ареса, в целом амазонкам не приписывалось сверхъестественного происхождения, легенды повествуют о них как о вполне реальном народе, вроде египтян или мирмидонян. Но народе несколько необычном: состоит он только из женщин, которые участвуют в конных сражениях, пользуются мечами, луками и могут быть побеждены исключительно героями уровня Геракла или Тесея.

Так был ли у мифических амазонок реальный прообраз? История свидетельствует, что амазонки действительно существовали. Правда, далеко не всегда они были всадницами и лучницами. И грудь себе не вырезали. И назывались по-другому.

Сейчас есть и материальные свидетельства существования племен женщин-воительниц. На Кавказе, в Северном Причерноморье и в других местах найдены захоронения амазонок древности. Рядом с бусами на истлевшей нити лежали боевые ножи, щиты и доспехи — то, что служило воительницам в этом мире и должно было сопровождать их на пути в мир иной. Вместе с оружием часто находят и остатки сбруи: разве амазонка может быть без коня? Эти находки уже перестали быть сенсацией. Каждый год археологи находят все новые следы существования женщин-воительниц.
Память человечества не сохранила их имен. Поэтому, по традиции, будем считать воинственные сообщества женщин, живущих особняком, без мужчин, амазонками. Обычно это были небольшие группы, редко разраставшиеся до размера племени. Для их возникновения требовались два условия: исчезновение мужчин и готовность представительниц прекрасной половины принять мужские обязанности на себя.

Первое условие выполнялось во времена Великого переселения народов настолько часто, что его можно считать закономерностью.

То и дело племена нападали друг на друга, и победитель уничтожал поголовно всех мужчин проигравшего племени. Кстати, не где-нибудь, а в Библии чётко формулируется норма поведения победителей: в завоеванном поселении «порази в нём весь мужской род остриём меча, только жён и детей и скот и всё, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих». Однако женщины и дети часто прятались в безопасном месте ещё до начала сражения. Победители иногда попросту не находили их – и ограничивались грабежом «добычи врагов своих».

Оставшись без защиты, женщины с детьми или погибали, или присоединялись к другому племени. Или становились амазонками – то есть, брали оружие мужей и сами защищали себя. Отступать им было некуда. Может, поэтому они и сражались столь отважно.

Но что бы ни гласили легенды, жизнь амазонок не ограничивалась одними битвами. Нужно было есть, воспитывать детей, как-то организовывать быт.

Сама собою возникала возрастная схема распределения обязанностей. Девочек обучали военному искусству. Девушки постарше составляли действующую армию и «продовольственные отряды». Повзрослев, они рожали детей (от кого - об этом чуть позже). А через некоторое время переходили в «обслуживающий персонал». Разумеется, на любом из этих этапов каждая амазонка могла погибнуть. Сорокалетняя женщина считалась глубокой старухой, да и редко кто доживал до этого возраста.

Структура женского племени, образ жизни, источники пропитания, формы общения с мужчинами – всё это в огромной степени зависело от местности обитания.

Чаще всего в мифах рассказывается об амазонках, живущих в степях. Именно у кочевых племён был самый большой риск потерять своих мужчин. Кроме того, здесь победители ради продолжения похода часто пренебрегали добычей и не отягощали своего обоза пленницами. Потому-то кочевники с детства обучали дочерей ездить верхом и владеть оружием.

Степные амазонки следовали традициям своих предков. Они разводили скот, чаще всего лошадей, кочевали. Спали в легких шатрах из обработанных шкур, почти по-спартански, приучали дочерей жить в суровых условиях. Военных стычек с соседями не избегали. Но сами, как правило, ни на кого не нападали. Физическая сила, выносливость, воинское искусство ценились ими превыше всего. Поэтому царицей избирали победительницу ритуальных соревнований, в которые входили и стрельба из лука, и вольтижировка на лошадях, и единоборство.

Плутарх писал, что амазонки носили короткое, до колен платье, щит, напоминавший лист плюща, и шлём, скреплявшийся под подбородком ремнями. На шлём часто натягивали конический фригийский колпак из войлока с наушниками, спускавшимися до плеч, затыльником и завязками. Это был единственный «предмет гардероба», который амазонки украшали вышивками или жемчугом.

Армия руководила всей жизнью амазонок – и военной, и мирной. Она была относительно невелика – не более четверти племени, при этом на «солдаток» ложилось множество обязанностей: они должны были постоянно добывать пропитание, защищать племя от врагов, поддерживать свою боевую готовность – и они же продолжали род. Таким образом, самое сильное звено из-за перегрузки оказывалось и самым уязвимым. Поэтому – самым жестоким.

К вопросу деторождения они относились приблизительно так же, как к умножению стада: в определенный период заботились, чтобы «все кобылы были покрыты». Подобно их предкам, они похищали своих брачных партнёров из враждебных племён и деловито их использовали. Различие лишь в том, что вместо невест добывали женихов, и не для создания семьи, а для кратковременной «процедуры». После чего пленников, как и рождающихся мальчиков, возможно безжалостно убивали, видимо, не испытывая к ним ни любви, ни ненависти.

Убийства были необходимы: они обеспечивали стабильность племени. Ведь обеспечить всех женщин мужьями было практически невозможно. А держать нескольких «жеребцов» среди множества женщин, прошедших школу жизни в седле и на войне, было опасно: они могли стать или претендентами на власть, или причиной постоянных драк. А поскольку царицами степных амазонок становились самые сильные, то и решалась проблема «топорно».

Однако постепенно девы-воительницы стали использовать и мирные способы решения споров. Как правило, весной амазонки на месяц сходились на нейтральной территории с мужчинами из соседних племён, а через положенный срок отдавали счастливым отцам новорожденных мальчиков, оставляя девочек в племени.

Бывало, что становились амазонками и женщины, живущие в горах. Но только на время: когда их мужчины уходили на дальние пастбища или в походы. Иногда такие отлучки длились годами. Горных амазонок готовили к самостоятельной жизни заранее. Обучали военному делу, строили для них неприступные жилища-крепости, знаменитые кыз-кала – «девичьи башни». До сих пор обычаи некоторых кавказских народов предписывают женщинам и мужчинам жить в строгой изоляции друг от друга. Даже супругам, согласно древнему правилу, надлежит встречаться тайно, под покровом ночи. Возможно, и обычай принимать пищу в разных комнатах имеет то же происхождение.

Следы существования амазонок на границах Древней Руси остались в сказаниях о богатыршах-поленицах, с которыми борются, а потом «полюбовно спят» и Добрыня Никитич, и, разумеется, миловидный Алеша Попович. Например, матерью Соколенка – сына Ильи Муромца – была такая амазонка-поленица.

Замечательно, что следы амазонок можно отыскать не только в текстах древних авторов и в записях более поздних лет.

Историограф Карла Великого Павел Дьякон упоминал воительниц-амазонок в своей "Истории лангобардов". Во время продвижения лангобардов на юг амазонки преградили воинам путь через реку. Только после единоборства одной из амазонок с вождем лангобардов амазонки вынуждены были пропустить их. "От некоторых людей, - заключает Павел Дьякон, - я слыхал, что народ этих женщин существует по сегодняшний день".

О каком же "народе женщин" писал историограф Карла Великого? Оказывается, именно тогда, в VIII веке, на территории Чехии возникла своего рода вольница, нечто вроде Запорожской сечи, с той только разницей, что состояла она из женщин. Воинственно настроенные женщины подняли восстание и объединились в отряды, наводившие страх на окрестных жителей. Время от времени они совершали лихие набеги, захватывая в плен мужчин, обращая их в рабство. Резиденцией этих амазонок был "Замок девственниц" на горе Видолве. Целых восемь лет женщины со своей предводительницей Властой отвергали все предложения князя Пржемысла о мире.

Но как-то проходил по тем местам некий герцог со своим войском. Герцог был храбр и презирал благоразумие. Напрасно советовали ему обойти эти края стороной: герцог считал, что бояться женщин недостойно рыцаря. Когда женщины - воительницы внезапно напали на один из его отрядов и убили его лучших воинов, герцог рассвирепел. Теперь он тем более не мог отступить: быть побежденным стыдно, а уж быть побежденным женщинами!..

Войско герцога осадило замок. За все годы, что женщины владычествовали над окружающей равниной, такого не случалось ни разу. Нападающей стороной обычно были они. Замок не был готов к обороне, запасы продовольствия и воды стали вскоре подходить к концу.

Шла пятая неделя осады, когда на рассвете серебряный звук сигнальной трубы прозвучал у северной стены замка. Два всадника были видны в раннем утреннем свете = горнист с белым флагом и оруженосец. Оруженосец держал над головой большой белый конверт с личной печатью герцога. Это был ультиматум. Женщинам предлагали капитуляцию. В случае согласия их ждала не смерть, и даже не позорный плен — они вольны были удалиться в любой из окрестных монастырей, чтобы молитвой и послушанием искупить свои злодейства.

Срок ультиматума еще не истек, а с крепостных стен уже были сброшены два десятка обезглавленных пленных — все, кто оказался в замке. Ворота замка распахнулись, и всадницы устремились на осаждавших. Женщины яростно сражались, пока последняя из них не пала на копья солдат. Герцогу досталась сомнительная слава победителя женщин. Трудно сказать, было ли это лучше дурной славы побежденного женщинами.

Что же касается чешских амазонок, то блистательная победа герцога не положила конец воинственности женщин в этих краях. Шесть веков спустя подобную же общину женщин-воительниц застал в Чехии итальянский поэт Сильвио Пикколомини (1405 - 1464), ставший позднее папой Пием II. Согласно его рассказу, женщины эти отличались необычайной храбростью. В одном из своих трудов будущий римский папа посвятил женщинам-амазонкам целую главу. Он писал, что чешские амазонки осуществляли в отношении своих мужчин свирепую диктатуру.

История европейских амазонок не кончается на этом. Через два века о каком-то "городе женщин" писал арабский ученый Абу-Обейд аль Бакри (1040 - 1094): "На запад от русов находится город женщин, они владеют землями и невольниками... Они ездят верхом, лично выступают в войне и отличаются смелостью и храбростью".

О каком-то "народе женщин", обитавшем в северных районах Европы, писал римский историк Корнелий Тацит.

Любопытные вести привез с Кавказа побывавший там лейб-медик Петра I Готлиб Шобер. На ассамблеях, устраиваемых при дворе, его снова и снова просили повторить свой рассказ. По словам армянских и татарских купцов, и в ту пору в горах жили "женские племена", наследницы античных амазонок. Эти женщины господствовали над мужчинами, которым отводилась только самая черная работа по хозяйству.

Они запрещали мужчинам даже прикасаться к оружию, но в совершенстве владели им сами.

В 1621 году в составе посольства, направлявшегося в Эфиопию, был португальский монах Франциско Альварес. По его словам, на границе царства Дамут и Гоража обитали женщины-воительницы. "Эти женщины, - писал он, - храбрые и отличные воины. Они искусные стрелки из лука. Мужья этих женщин не являются воинами, потому что женщины не разрешают им владеть оружием".

Столь поразительно смыкаются прошлое и настоящее. Свидетельства древних о женщинах-воинах и то, что рассказывал о женских батальонах конголезского короля конца XIX века португальский путешественник Дуарте Лопес, вернувшись в Европу. По его словам, они жили совершенно одни на пожалованных им землях, время от времени, выбирая мужей по своему желанию. Как только те надоедали, без особых сожалений женщины отправляли их обратно. Так же как и античные амазонки, они оставляли у себя девочек, а мальчиков, родившихся от такого брака, отдавали отцам.

Женский спецназ «а ля амазонки».Занимательные записки оставил английский путешественник Дж. Дункан, побывавший в конце XIX века в Дагомее (современный Бенин). Он свидетельствует, что опору королевского трона в стране составляла женская гвардия. Десять ее отборных полков, каждый по шестьсот человек, внушали должное почтение подданным короля и ужас соседним королевствам. В гвардию принимали девушек от пятнадцати до девятнадцати лет.

Изначально женский батальон был создан в конце XVII века для личной охраны короля. Идея принадлежала сестре-близнецу одного из военных лидеров. После смерти брата она не растерялась и, что называется, сменив личину, взяла управление армии в свои руки. Говорят, именно с этого и зародилась власть дагомейских амазонок.

Идея прижилась. Батальон разросся и уже в XVIII веке активно воевал с соседями. Слава о бесстрашных воительницах шагнула далеко за границы Дагомеи. Миссионеры, впервые описавшие их, поражались бесстрашию и ловкости женщин.

Со временем амазонки-дагомейки составили около трети армии страны. Они проходили жесткий тренинг, и были вооружены невероятно дорогими английскими винтовками. Во время службы они не имели права выходить замуж и иметь детей. Большинство из них были девственницами. Если они нарушали обет целибата во время службы, их ждала смерть. При этом все дагомейские амазонки считались женами короля, должны были жить в его дворце и полностью им обеспечивались.

В сражениях нередко принимали участие также женщины-телохранительницы короля, их называли "супруги пантеры", и даже престарелые родственницы королевской семьи - "матери пантеры". Страх перед ними был столь велик, что закаленные воины, выстроившиеся для битвы, нередко разбегались, едва заслышав леденящие кровь воинственные завывания женщин.

Дж. Дункан следующим образом описывает парад женской гвардии: "... Здесь же было 4000 женщин-воинов — 4000 черных женщин Дагомеи, личных телохранительниц монарха. Они стоят неподвижно, сжимая в одной руке ружье, а в другой тесак, готовые броситься в атаку по первому же знаку своей предводительницы. Молодые и старые, уродливые и прекрасные, они представляют собой незабываемую картину. Они так же мускулисты, как черные мужчины-воины, так же дисциплинированны и сдержанны и стоят рядами, такими ровными, как если бы их выравнивали по шнурку".

В 1890 году, после долгих и кровопролитных боев, французский Иностранный легион завоевал Дагомею, и войско амазонок было расформировано. Последняя из них умерла в 1979 году.

Но этот женский «спецназ», строго говоря, вряд ли можно отнести к амазонкам, поскольку он представляет собой лишь армейское устройство, а не государственное в целом.

Многие властители предпочитали, а по слухам, и сейчас предпочитают иметь личную охрану, состоящую из обученных военному делу женщин. Считается, что они более надежны, верны и более жестоки с врагами. Что ж, может это и так, но последнее качество — жестокость — женской природе не присуще. Жестокими женщин делают мужчины. Не стоит забывать, что Правосудие — это женщина с мечом.

 Своеобразной чертой общественного строя сарматов, особенно в ранний, савроматский период, было высокое положение женщин в семье и обществе. Они были не только хранительницами очага и воспитателями детей, но и воинами наравне с мужчинами. Знатные женщины нередко выполняли почётные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины — предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь. О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Так, греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага». .

Сарматские женщины-воительницы, вероятно, послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках.

В искусствоведении есть специальный термин «сарматский портрет» : на протяжении XVII и XVIII столетий польские аристократы желали, чтобы художники изображали их «сарматами».

Рязано-окцы не были аборигенами Поочья. Они пришли сюда на рубеже 2-3 века нашей эры. С точки зрения археологии их приход прослеживается очень хорошо. И так же хорошо характеризует новопоселенцев. Местные племена так называемой Городецкой культуры (их считают предками эрзи) в этой зоне Оки оказались насильственно потеснены, частью ассимилированы. Агрессивные пришельцы взяли под свой контроль огромную территорию Поочья - от современных границ Московской области до Касимова. На юг и на север от реки на многие десятки километров простирались выпасы и охотничьи угодья этих воинов. Средняя Ока была стратегически выгодным местом. Во-первых, по ней шел большой торговый путь с востока на запад. Во-вторых, река являлась границей зоны сплошных лесов и лесостепи. Живущие по ее берегам получали преимущества сразу двух климатических зон: охоту и скотоводство.

Учёные предполагают, что рязано-окские насельники пришли на Оку с востока. Но на протяжении своей почти тысячелетней истории они были тесно связаны с югом, с германскими племенами готов. В начале I тысячелетия готы кочевали на Дону, откуда впоследствии ушли в Западную Европу. В национальном костюме рязано-окцев много готских элементов. Их оружие ничем не хуже германского, а короны родовых князей напоминают короны ранних готских королей. Историками высказывается предположение о военном союзе рязано-окцев и готов - что они были эдакой северной военной фалангой готской империи, державшей в страхе половину Восточной Европы.

Вероятнее всего, первое милитаризованное прото-государство лесной зоны на территории России имело родовое устройство. Каждый участок реки был закреплен за определенным родом. Какого-то единого поселенческого центра тоже не было, каждую общину объединяло только родовое кладбище и святилище. Полное отсутствие поселений - одна из главных загадок народа с Оки. Пока не найдено ничего даже отдаленно похожего на жилища рязано-окцев. Высказываются предположения, что кочевой образ жизни воина и скотовода не требовал долговечных построек.

Рязано-окцы питали страсть к красивым видам с реки: древние эстеты непременно выбирали для кладбищ и святилищ открытые участки берега с прекрасной перспективой. Ведя жизнь полукочевников, они, скорее всего, собирались здесь для проведения родовых обрядов и поклонения предкам. На местах святилищ археологи находили множество обломков глиняной посуды, что может свидетельствовать о совместных ритуальных трапезах и возлияниях.

От человеческого тела в песках древней дюны не остается ничего, только темный цвет песчинок на месте погребения говорит о том, что когда-то здесь лежал человек. Продолговатый серый след в песке - и все. Проржавевшие мечи, металлические детали костюма или спекшаяся в единый кусок кольчуга не производят большого впечатления. А вот женские косы темного цвета в белом песке сохраняются прекрасно, пугая абсолютной нетленностью. Длинные, всегда прямые волосы соседствуют с оружием и костями лошадей (еще одна загадка: части конских скелетов в могилах знатных воинов - обычное явление для рязано-окской культуры). Женщины этих племен были настоящими амазонками.

У рязано-окцев четко прослеживается воинская элита, в которую с IV-V вв. н.э. стали входить и женщины. Часть женщин погребали с оружием и конской уздой, не оставляя места для двоякого понимания их занятий. Эти представительницы прекрасного пола воевали наравне с мужчинами, что, по мысли археологов, было вызвано сложной военно-политической ситуацией. Однако к концу VII в. подобных захоронений уже нет - жизнь изменилась, и рязано-окские женщины вернулись к прежним занятиям.

В конце I тысячелетия рязано-окский мир исчезает. Что с ними произошло - непонятно, но в относительно короткий период рязано-окцы просто исчезли из этих мест: знаменитые могильники с обилием оружия исчезают, а святилищ на высоких песчаных берегах больше никто не строит.

В этой связи интересна история соседского фино-угорского этноса мещёры. После ухода рязано-окцев со своих земель на средней Оке синхронно появляется этот народ. В археологическом облике они явно наследует рязано-окцам. Древняя мещёра это фино-угорский народ, обитавший, согласно русским летописям, между муромой и эрзей. Мещёра упоминается в летописи под 1551 г. во время похода на Казань под именем собственным мачяр, мажар. Современная ономастика включает это имя в одну группу с самоназванием венгров "мадьяры", а также с названием этнографических групп в составе двух тюркских народов татар-мишарей и башкир-можар. Иногда "мещеряк" в русских документах XV века обозначается как "мочярин", что ещё больше сближает по звучанию вышеперечисленные имена. Иными словами, предполагается, что предки мадьяр, мещеры, мишарей и можар составляли этническую общность. Территория этого племени, "Великая Венгрия" по определению Л.Н. Гумилева, локализуется в Среднем Поволжье.

В конце первого тысячалетия н.э. предки венгров ушли в Паннонию, основав там собственное государство, существующее и по сей день. Часть прото-венгерских племён, оставшаяся на Волге, участвовала в генезисе волжских финских и тюркских народов, образовав соответствующие группы в их составе. П. П. Семенов, считает, что мещеряки или мещера — это потомки отчасти отатарившегося, отчасти ославяненного финского племени, уцелевшие ныне только в Оренбургской, Пермской, Пензенской, Саратовской, Рязанской и Московской областях. Мещера оказалась разделенной на две части — восточная часть оказалась под властью и влиянием Золотой Орды и Казанского ханства, западная — под влиянием Московии, сохранив от своих предков в языке - цоканье. Мещера как этническая целостность упоминается в русских источниках до конца XV века.

Правда, прозвище "мещеряк" встречается в русских документах частных лиц и двумя, тремя веками позднее.

Из всего выше сказанного можно предположить, что люди рязано-окской культуры были представителями части прото-венгров.

Воины, выходившие на битву с амазонками, утверждали, что эти женщины не знают страха и сражаются до последнего. Их жестокость не имеет границ, поэтому бесполезно запугивать воительниц, заставляя отступить. По словам очевидцев, легче их всех убить, нежели вынудить бежать с поля боя.

По преданиям, амазонки использовали разнообразное оружие в своих сражениях: тяжелые топоры, луки с колчанами стрел, лёгкие копья и кинжалы. В качестве защиты они носили с собой небольшие щиты. Подтверждением этому стали многочисленные находки в могильниках, которые располагаются в районе Кавказа и на побережье Чёрного моря. Женщины погребены рядом с вещами, которые, очевидно, верой и правдой служили им в битвах и должны были стать полезными и после смерти. Военное снаряжение, оружие и даже конная упряжь были найдены в захоронениях. Причём вся эта экипировка обнаружена не только в погребениях взрослых женщин, но и совсем еще маленьких девочек.

Амазонки, по описанию И.А. Ефремова в одной из его книг, использовали в верховой езде особые приемы. Во-первых, они сдавливали тело коня своими коленями и таким образом управляли им, благодаря чему у них развивались стальные мышцы ног и бёдер. Во-вторых, седло им не требовалось, они обходились шкурами убитых животных. Такие особенности увеличивали их шансы на победу и внушали противникам страх. Многие записи указывают на то, что мужчины никоим образом не учувствовали в жизни этих женщин, разве только использовались для продолжения рода. Такое строгое разграничение упоминаются почти во всех заметках об амазонках. В некоторых записях отмечается, что мужчинам все-таки доверяли какую-то хозяйственную работу, но не более того. Мальчиков же сразу после рождения истребляли, а из девочек вырастали новые поколения воительниц.

Уже со школьной скамьи многие знают, насколько боялись древние греки набегов жестоких амазонок, уничтожающих все на своем пути. Но, помимо ужаса, греки еще испытывали долю уважения к этим женщинам. Большое количество сказаний об амазонках связано с именами известных героев Древней Греции. Один из таких мифов повествует о Геракле и его походе в земли женщин-воинов с целью добыть пояс Ипполиты. Амазонки были также союзниками троянцев в великой войне. Так, например, по легенде, Беллерофонт вступил в схватку с Химерой и вышел из неё победителем. После укрощения этой коварной полу-женщины он вынужден был сражаться с подобными противниками. Ими как раз и стали необузданные женщины-амазонки. Это было еще одно из испытаний, посланных ему за то, что он отверг любовь вероломной царицы Антеи и сбросил ее в море. Испытание было пройдено: Беллерофонт одержал верх над амазонками. Но впоследствии он все равно был наказан богами и провёл остатки своих дней в скитаниях по свету.

Еще один великий герой Ахилл в битве за Трою убил царицу амазонок Пенфесилею, после чего воспылал любовью к ее бездыханному телу. Тесей же обманом украл предводительницу женщин-воинов и спрятал ее в каюте корабля. Амазонки не посмели терпеть такую вольность и пошли войной на Афины. В итоге все они были перебиты, включая и их царицу. Место захоронения погибших воительниц так и называется - Амазония. А напоминания об этом столкновении до сих пор можно найти на изображениях многих исторических памятников. Еще множество мифов и легенд содержит в себе упоминания об амазонках. Но это не умаляет, а лишь разжигает интерес к тайнам, окутывающим их. Во времена завоеваний новых земель множество мореплавателей мечтали обнаружить загадочную страну, где царили одни женщины, и даже захватить с собой нескольких представительниц этого древнего рода амазонок. Но, увы, их старания не увенчались успехом. Правда, после того, как Х. Колумб в одном из своих плаваний открыл Антильские острова и дал им название Виргинские, многие стали верить, что именно на них и обитают поколения женщин-амазонок.

Некоторые летописцы в своих очерках рассказывают о суевериях, имевших место в средние века. Люди считали, что далеко в море существует остров под названием "О Бразиль", что в переводе значит остров счастья. Смельчаки бросались на его поиски, но либо возвращались ни с чем, либо не возвращались вовсе. Причем картографы тоже не отставали в этой слепой вере в остров женщин. Периодически, в течение многих лет этот остров то появлялся на географических картах, то пропадал. После открытия Х. Колумбом Америки мореплаватели бросились туда искать чудесную страну. Именно после этого одна из стран Южной Америки получила свое название. Потом стало понятно, что Бразилия - никакой не остров, и населяют ее не только женщины.

Мифы об амазонках на этом не заканчиваются. Путешественник из Испании Франсиско де Орельяне в одном из своих походов открыл реку Амазонку. Причём он не возглавлял экспедицию, а всего лишь был одним из ее участников. Во главе отряда стоял конкистадор Гонсало Писарро. Один из монахов, сопровождающих отряд завоевателей, описывал всё происходящее. И, если верить его записям, то индейцы сосуществовали вместе с амазонками на определенных условиях: женщины-воительницы защищают их, а те, в свою очередь, платят им за это. Именно с этим актом защиты и столкнулись испанские первопроходцы. Небольшой отряд амазонок вступил в битву и показал всю свою доблесть и неустрашимость. Главенство женщин не было таким уж и мифом, о чем повествуют факты становления нашего общества. Некоторые виды матриархата можно до сих пор обнаружить в некоторых местах земного шара. Такие племена вымирают, но множество данных говорит, что таковые все же имеются. Исследователи заявляют, что в Южной Америке и по сей день есть амазонки. Местные индейцы дали им имя - "уру".Доминирование женщин берет свои истоки с первобытных времен, но с течением времени главенство мужчин взяло верх. Развиваясь, общество предоставляет мужчине роль добытчика и защитника. Все культурные и экономические последствия связаны именно с разрушением культа женщины. Даже концепция любви, согласно взглядах многих людей, проистекает из ситуации, когда мужчина занимает главенствующее положение в отношениях двух полов.

Легенды о суровых воинах-женщинах до сих пор будоражат людские умы. Множество неиследованных земель в Южной Америке притягивает взгляды путешественников, предлагая разгадать тайны амазонок. В современной жизни образы воительниц особенно пользуются интересом. Во времена самураев, например, когда женщины жестко отделялись от мужчин, имелись некоторые представительницы прекрасного пола, которым посчастливилось вступить в ряды самурайских воинов. Они обладали всеми секретами и привилегиями этого ордена. В Китае существуют целые отряды женщин. При их создании азиатские командующие брали за основу выводы ученых, согласно которым женщины считаются более выносливыми и менее подверженными стрессу, нежели мужчины. Также в исследованиях ученых было выявлено, что женщины сообразительнее мужчин, особенно в экстремальных ситуациях. Основатели этих отрядов считают женщин идеальной боевой единицей. Но, как бы то ни было, некая загадочность и очарование в образе женщин-воительниц пропадает, когда все эти суждения переносятся в жизнь.

Жизненная необходимость, делала, да и делает сейчас из простых, слабых женщин - воительниц. Со времён каменного века, зачастую погибали все боеспособные мужчины племени. Женщинам приходилось самим отбиваться от диких зверей и врагов. Среди них начали выделятся наиболее генетически приспособленные к воинским делам особи. Этот генотип передаётся из поколения в поколение.

Женщины воевали всегда и воюют до сих пор. На пример, участвуют в конфликте на Украине. В годы 1ой Мировой войны, Временным правительством 19 июня 1917 года был образован первый женский батальон смерти. Подобного женского воинского формирования не знала ни одна армия мира. Идея создания таких батальонов принадлежит М. Л. Бочкаревой

«…Женский батальон пал в бою с бандой большевиков, защищая Зимний дворец. Из всех вооруженных сил в Петрограде только он оказался на высоте вооруженной чести и геройски встал на защиту законного правительства», – так сообщалось в газете «Вятская мысль» в начале двадцатого века о батальоне, получившем грозное название – «батальон смерти».

При обороне Зимнего дворца мужчины разбежались. Женщины, напротив, оказались менее подвержены анархии и остались верными Временному правительству. И если бы они не получили приказ сложить оружие. Не известно, удалось бы большевикам взять  Зимний и совершить революцию.

В годы Великой Отечественной войны в частях Красной армии, в партизанах геройски сражались с врагом Советские женщины. Из них Был сформирован целый авиационный полки, ряд других подразделений. Женщины - герои Великой Отечественной войны, Донбасса - не миф.