Легенда о Сталине

Александр Календо
ЛЕГЕНДА О СТАЛИНЕ.  

Когда-то в школе, классе эдак в 7-ом, я подошёл к стенду, оформленному по теме "Великая Отечественная". На нём были указаны количества танков, пушек, самолётов, солдат — наших и немцев. Перед началом войны. Стенд висел в фойе школы и был подготовлен как раз к 9-му мая. На самом деле — хорошо помню — я подходил к нему несколько раз. Мне не не давала покоя одна деталь. Судя по подписям к наклеенным картинкам, никакого превосходства у немцев не было. Точней, если и было — весьма незначительное. 

Перенесёмся в наше время. В связи с известными событиями я неоднократно пытался дискутировать с теми, кто занимает противоположную моей позицию. Я даже не могу сказать: занимает антироссийскую позицию. Более точно: проукраинскую. НИКАКИЕ ПОПЫТКИ РАЗВЕРНУТЬ ДИСКУССИЮ К ОБСУЖДЕНИЮ ДЕЙСТВИЙ КИЕВСКОЙ ВЛАСТИ НИ РАЗУ НЕ УВЕНЧАЛИСЬ УСПЕХОМ. Нет, дело не в том, что они говорили: Киев хороший, а я: Киев (Порошенко и иже с ним) — плохой. Если бы! Каким-то совершенно непостижимым вывертом, ВСЕ "про-украинцы" уходили от такой постановки вопроса. Путин — плохой. Россия — плохая (вообще или в данном случае). Руководство Донбасса — плохие. Но ни разу, никто не согласился поговорить о конкретных действиях, совершённых, допустим, той же армией Украины. Или о законах, принимаемых радой. 

Общее в этих историях — особенности нашего сознания, учитывающего факты или выбрасывающего их в зависимости от своих эмоциональных предпочтений.    

Действительно, никакого объяснения поражений в начальной период войны нет. То есть объяснения типа: не подготовились, не перевооружились, у врага — вся Европа, ну, вообще... с кем не бывает, такие объяснения не прокатывают. Все историки, добросовестные и неангажированные никакими политическими силами, сходятся на единственной причине. Но прежде, чем её озвучить, я хочу отметить одно обстоятельство. 

Поражения были чудовищны. Никогда, ни до, ни после, ни в одной войне в истории, не было такого количества пленных. Такого количества уничтоженных вооружений. Такого выведенного из строя: убитыми и ранеными, солдат одной стороны — солдатами другой. 

Так в чём же причина? Ответ очевиден, как я уже сказал, для любого, кто даст себе труд ознакомиться с документами. Он прост и страшен. Репрессии в армии. Они были столь обширны и катастрофичны, что заслужили отдельного доклада в плане Барбаросса, лёгшим на стол Гитлеру. Я сейчас не стану приводить цифры и фамилии. Дело в том, что в последнее время предпринимаются попытки представить сталинскую машину террора — мифом, придуманным и распространяемым либералами. Поэтому я приведу две цитаты. 

"17 мая 1941 года была издана директива, подписанная Ждановым, Тимошенко и Жуковым, с критикой недостатков, выявленных в ходе инспекторских проверок частей и соединений Красной Армии в начале 1941 года. Отмечалось, что подготовка, особенно батальонов и дивизионов, почти во всех военных округах плохая. Средний и младший начсостав многих частей и соединений также получил низкие оценки.[ЦАМО РФ. Ф.52. Оп. 122332. Д. 7. Лл. 221-227, 314-318.] Все проверенные военные округа по огневой подготовке получили плохую оценку." 

"Были сменены все (ВСЕ! — А.К.) командующие войсками военных округов, 90% их заместителей, начальников родов войск и служб. 80% руководящего состава корпусного и дивизионных звеньев, 91% командиров полков и их заместителей. [Военные кадры Советского государства в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - М., 1963. - С.12.] То есть пострадало подготовленное звено командиров, восстановить которое в короткие сроки было чрезвычайно трудно. Репрессии в немалой степени обусловили недостаточный качественный уровень командного состава. На заседании руководящего состава РККА в декабре 1940 года В.Н.Курдюмов сообщил: «Последняя проверка, проведенная инспектором пехоты, показала, что из 225 командиров полков, привлеченных на сбор, только 25 человек оказались закончившие военное училище, остальные двести человек - это люди, окончившие курсы младших лейтенантов и пришедшие из запаса». [Великая Отечественная. - М.,1993. Т.1. - С.34.] В целом к началу войны только 7% командиров имели высшее образование, до 37% не прошли полного курса обучения даже в средних военных учебных заведениях. Достаточно ощутимы были и психологические последствия репрессий, которые порождали неуверенность командного состава, боязнь самостоятельно принимать ответственные решения." 

Эти два отрывка — из книги Михаила Фролова "Причины поражения...".
Вот шапка сайта, где была анонсирована эта книга: 
Русская народная линия.  
Информационно-аналитическая служба. 
Православие — Самодержавие  — Народность 

Никаких либералов, что вы — Боже упаси, даже близко, даже духа. 

Скажем откровенно, Фролов не видит в репрессиях ГЛАВНУЮ причину происшедшего с Красной Армией. Одну из таковых. Но не самую. 

А я вижу. 

Действительно, армия предназначена для убийств одних людей другими. Это сложное и непредсказуемое предприятие. Человек обычно сопротивляется, когда его убивают. Яростно и ожесточённо. Как никто и никогда — в любых иных обстоятельствах. Таким образом: армия есть коллектив, призванный решить самую сложную задачу на свете. Для этого требуется всё: воля, убеждённость в своей правоте, интеллект — эмоции и рацио. Иными словами, качества солдат приобретают основополагающее значение. Если вы наносите удар по этим качествам — вы наносите удар по фундаменту. Тут не только огневая подготовка ослабнет... 

Как работала сталинская машина репрессий? Она выкашивала лучших. Самых ярких, самых талантливых, самых умных и энергичных. Сейчас я выскажусь весьма резко: если мы, сейчас, в наше время, этого не поймём, в стране с неизбежностью возникнет атмосфера, где такие люди и такие способности вновь будут подавляться. Разумеется, ввиду постоянно возрастающей роли интеллектуалов в военной сфере, страна будет обречена. 

Но вернёмся в прошлое. ПОЧЕМУ Сталин действовал именно так? Почему все его слушались? Ну, на второй вопрос ответить проще всего. Большевисткая дисциплина. Вражеское окружение — нельзя ослаблять страну. (Вам это ничего не напоминает?) 

А вот теперь попытаемся ответить на первый вопрос. И это непросто. Объективно, действия Иосифа Виссарионовича выглядят как ... действия — вы будете смеяться — Очень Плохого Человека. Искренне ненавидящего, презирающего свет людских душ — как таковой. Боящегося его и пытающегося его искоренить. В этом смысле исключительно показательна история Вавилова. Жил-был Человек, больше всего любивший две вещи: свою  науку и свою страну. Добившийся в первой — во благо второй — колоссальных успехов. Отклонивший все предложения об эмиграции — и тем заработавший молодому СССР кучу "очков" в глазах иностранцев. Держащийся подчёркнуто вне политики. Эдакий классический "кабинетный профессор" с характерным блеском разума и совести в русских православных глазах. Сталинская охранка арестовала его по доносу завистников, пытала, а потом убила. XX век, господа-товарищи! вторая треть. Лес рубят — щепки летят? Николай Иванович — щепка? Нет, конечно. Он — Свидетель. Безмолвный и один из самых точных — Атмосферы В Стране. (Кому интересно — у меня есть стихотворение о Вавилове:  http://www.proza.ru/2014/08/29/288  . )

Меня поражает, когда коммунисты — современные — поднимают Сталина на щит. У них что-то не в порядке с головой. Большего врага коммунистов — как людей — вот со всеми теми личностными особенностями, о каких речь шла выше, большего их врага трудно вообразить. Он убивал их десятками, сотнями тысяч — во время Большого Террора, оставив 3% из съезда большевиков в начале 30-х. Последнего их свободного съезда. Он слишком хорошо помнил, как в действительности проголосовал этот съезд — пока соратники вождя не подменили бюллетени. 

Все представленные факты есть в любом учебнике истории, поэтому я не даю ссылок. 

Итак, роковой 41-ый. Начало Гитлером войны поразило нашего ... антигероя в самое сердце. Он всё спланировал, всё рассчитал ... и тут вдруг... Да, эти двое парней точно покончили бы с человечеством — если бы спелись. Пожалуй, Иосиф Виссарионович был куда последовательней и мудрее в этом смысле, в достижении поставленной цели — "выключить" Свет, хотя, наверное, не формулировал её так. 

Впрочем, кто знает... Был ли Сталин прямым подручным Сатаны? А Гитлер? Я, хоть и верующий человек, склоняюсь к тому, что явления Иносуществ в наш мир, тем более, на линию противостояния Добра и Зла — исключены. Разные там Фаусты — в стороне от большой дороги... допустим. Но тут — явно большая дорога. Поэтому я полагаю, что в душе Сталина шла вполне себе человеческая борьба, понятная и объяснимая. В центре внимания данного эссе — противоречие, возникшее в его характере, под рёв юнкерсов, пикирующих на советские аэродромы, где лётчикам прямым приказом с самого верха было запрещено подниматься в воздух. Дабы "не отвечать на провокации". Приказ до конца преступный, приведший к уничтожению советской авиации в первый же день войны. Сколько жизней впоследствии это стоило... Именно господство в воздухе немцев привело к сожжению продовольственных складов Ленинграда. Дальше была блокада. 

Кстати, главком ВМФ 22 июня нарушил приказ. И спас корабли. Как-то ему это сошло с рук. Чудом. 

Как известно, в течение 11 дней руководитель страны не появлялся на публике. Вдумайтесь. Война шла 11 дней. И — тишина. А потом — знаменитое выступление: "Братья и сёстры..." Вы слушали это выступление? А я слушал — оно есть в Сети. Очень советую — если хотите во всём разобраться. В целом, оно мне скорей не понравилось. Не могу сказать, что полностью — там есть очень неплохие моменты — по поводу того, как надо себя вести на оккупированных территориях или как поступать с паникёрами.

Но меня неприятно удивило следующее. Говорит человек, явно не обременённый интеллектом. Многословность, повторы, трижды сказано, что лучшие дивизии германской армии уже разбиты, пару раз о том, что после нападения на СССР порабощённый германский народ восстанет. Оправдания по поводу пакта о ненападении могли быть покороче, точно. Всё могло быть покороче. Двадцать минут — на вещи, которые человек с мозгами уложил бы в пять. Стало до боли ясно, отчего он не любил людей с мозгами. Далее — эмоции выступления. Если слов много, эмоций слишком мало. Поразительно мало. Тон Отца, внушающего несмышлёнышу-сыну определённые сентенции. Царь охлоса. Даже жутко немного. Мог ли такой человек победить? 

Нет. Тридцать и три раза: категорическое — нет. Те, кого он царь, кто смотрел на него с обожанием — и смотрят сейчас — это проигранты, лузеры — по определению. Именно это он понял в свои одиннадцать дней. Он прочувствовал до конца, что должен передать нам бразды правления. Нам, тем, кого он ненавидел и боялся. Тем, кто голосовал против него на съезде. Тем, с кем до сих пор ни одна власть в России договориться не смогла. Тем, кто, смею сказать, голосовал и против неё — нынешней. Интеллект, культура, достоинство, смелость в суждениях и поступках трагически расходятся с предпочтениями властных структур нашей Родины и, тем не менее, в годину тяжких испытаний — единственное её спасение. 

Какую долю в преображении Сталина — а это было именно преображение — занимало желание жить, инстинкт самосохранения? Огромную. Подавляющую. Перед ним, весьма возможно, ясно встала картина, как его вытаскивает, откуда-нибудь из бункера за Уралом, зондер-команда Отто Скорцени. Надо отдать ему должное: он понял всё. Смею сказать, рискуя навлечь упрёки непримиримых анти-сталинистов: Сталин был, безусловно, куда лучшим руководителем — и страны, и военной кампании, нежели его оппонент. Все свидетельства говорят о том, насколько точно и аккуратно он распределял полномочия и учитывал мнения профессионалов. Колоссальный контраст Гитлеру, уверенному в собственной гениальности (куда как значительней, по его мнению, способностей германского генералитета). 

Вот, собственно, и всё.  Вождя хватило на 4 года. А потом... а потом была кибернетика — лженаука. И генетика — продажная девка империализма. И — много, много ещё всего. 

С Праздником Победы, дорогой читатель!


ДОПОЛНЕНИЕ.

Я пишу это Дополнение спустя значительное время после основного текста. Атаки сталинистов вынуждают меня привести 2 обширных цитаты.

1. Из Неопубликованных воспоминаний Г. К. Жукова.
Источник: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues/61963

"В результате неправильных выводов из опыта войны в Испании, а также войны в Финляндии, по предложению участников войны, Сталин предложил расформировать механизированные корпуса и иметь вместо корпусов самой высшей единицей танковую бригаду трехбатальонного состава. В этом вопросе основную отрицательную роль сыграли начальник бронетанковых войск Д. Павлов, С.К. Тимошенко, К.А. Мерецков и другие участники этих войн, которые стояли во главе командования советскими войсками.> На основе мнений, выявленных на совещании высшего командного состава Красной Армии (декабрь 1940 г.), мною было предложено поправить допущенную ошибку и немедля приступить к формированию пятнадцати танковых и механизированных корпусов, которые при необходимости без особых трудностей можно было бы свести в танковые армии. К сожалению, переговоры с Политбюро и лично со Сталиным затянулись на целых два месяца и только в начале марта 1941 г. было принято решение о формировании пятнадцати корпусов, но это решение было принято только за три с половиной месяца до начала войны. Формирование решено было провести за счет кавалерийских корпусов. Мы все тогда за исключением С.М. Буденного и других консервативных кавалеристов считали, что конница в условиях большого насыщения армий авиацией, бронетанковыми средствами, артиллерией и автоматическим огнем будет нести колоссальные потери от огня и бесполезно гибнуть, тем [более], что наш вероятный неприятель почти совершенно не имел конницы. [...]

До 1936 года, то есть до массовых арестов крупных военных деятелей страны и командиров высших соединений, как теоретически, так и практически уделялось серьезное внимание оперативно-стратегическому взаимодействию видов вооруженных сил; рассматривались и решались важнейшие проблемные вопросы, в период же 1936–1939 гг. эта важнейшая стратегическая работа стояла на мертвой точке, попросту говоря, ее некому было вести, так как почти все серьезно глубокомыслящее постигла трагическая участь. Эта важнейшая государственная работа несколько оживилась после советско-финской войны, в 1940 году и в начале 1941 года, то есть непосредственно перед внезапным нападением фашистской Германии на Советский Союз. [...]"

И вторая цитата — из книги Черушева.
Источник: http://coollib.com/b/57046/read

Мне важно мнение этого автора, но здесь особенно ценно — слова Гитлера, явно свидетельствующие об оценке ситуации противником.

"Как не торжествовать было руководству германского вермахта, если в 1937–1938 годах в сталинских тюрьмах и лагерях в ужасных моральных и физических муках закончил свои дни весь цвет советской военной науки и практики. Всего за эти годы палачами из НКВД было ликвидировано до 80% лиц из числа высшего комначсостава[1].

Один из опытных и влиятельных военных советников Гитлера – генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель – на Нюрнбергском процессе показал, что некоторые немецкие генералы пытались предостеречь фюрера от преждевременного, по их мнению, нападения на СССР, считая Красную Армию весьма сильным противником. Однако у того в конце 30 х годов сложилось о РККА совершенно иное мнение. Он неоднократно заявлял тому же Кейтелю и другим военным чинам из своего ближайшего окружения: «Первоклассный состав высших советских военных кадров истреблен Сталиным в 1937 году. Таким образом, необходимые умы в подрастающей смене еще пока отсутствуют»[2]. 

Одной точки зрения с Гитлером придерживается и Маршал Советского Союза А.М. Василевский: «Без тридцать седьмого года, возможно, не было бы вообще войны в сорок первом году. В том, что Гитлер решился начать войну в сорок первом году, большую роль сыграла оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошел…»[3]"