За русский народ!

Локсий Ганглери
                Посвящено Татьяне Лариной, Другу (*)



1. ПИОНЕРЫ vs. ПЕРВОПРОХОДЦЫ

Недаром дерзнул я взять для названия звенящие слова из знаменитого тоста: и тост, и текст – о великом народе, народе героев и творцов, первопроходцев и ученых. О народе, воедино сплотившем тысячи краев, нехоженых и не похожих ничем один на другой! О народе, воедино сплотившем сотни совершенно различных народов! А сами первопроходцы – татары и немцы, казаки и славяне, армяне и евреи, кавказцы и финны – это вехи в пространстве, указатели во времени. Все они вместе суть не только русские, но и Россия как присно живая держава!

Жизнь – значит, Живая, Живая – значит, движется: то Русь словно топчется на месте – вроде бы спит, но на поверку, основательно запрягаяет, а то и летит Бог весть куда, подобно птице-тройке, то – под танки, то – на Рейхстаг. То – сквозь згу океанов и льдов, то – за Луну и дальше! То – шаркающей кавалерийской походкой, загоним клячу истории,  то – отнявшимися ногами добредем до Царствия Небесного…

В самом деле, пространство и время не рождены платонами или "нефтонами" (они даже не созданы Лайбницем или Кантом) – их открыли и освоили риск и труд очень многих и разных людей. Времени НЕТ! – но не в том смысле, в каком мы говорим, обычно ("у меня нету времени для тебя"), но вообще, как у всякой абстракции!
однако есть дни и ночи, сезоны и годы, а главное, свистящие как пули у виска мгновения, мгновения, мгновения!..
Нет и пространства – есть уголки и границы, есть улицы и края, моря и суша. А главное – есть Держава, верные нам КРАЯ, покоренные для нас поколениями первопроходцев: купцов и казаков, попов и солдат, крестьян и охотников, писателей и ученых, воинственных и мирных, нетерпеливых и мудрых – людей известных плохо и совсем неизвестных…

Почему мы предпочитаем наше кондовое «первопроходцы» элегантному «пионеры» читатель может узнать из сноски: там официальная, но прелюбопытная версия происхождения последнего слова (1). А у нас – своя версия: ПиоНеР – от ПНР: "Приватизатор Неконтролируемых Ресурсов". Это небедный джентльмен при трости, бабочке (и, если угодно, цилиндре), который указательным пальцем целится в тебя, а другою рукою стряхивает пепел на вершину холма из черепов (scilicet бизонов, индейцев) и других помех на пути к цивилизации, сиречь единоличному овладению ресурсами и тотальному внедрению демократии ТО ЕСТЬ рынка (оба суть одно – контролируемый хаос).
А значит, долой пионеров-колонистов – оставим слово «пионер» счастливому советскому детству, и отправимся вслед за первопроходцами.


2. ПЕРВОПРОХОДЦЫ: ДУРАКИ И ДОРОГИ

Недавно, мама читала внучке арабскую сказку на ночь. В ней речь шла о злом магрибинце, шантажом выманившем у эмира первенца – «умного Мухаммеда» (так его сказка и величала). Попытка царя «подсунуть» вместо первенца его не столь умного младшего братца с треском провалилась, и – последовали захватывающие приключения...
Впрочем, первое, что спросила Маша после хеппи-энда… Нет, нет! не «почему хеппи-энд?». Вопрос звучал примерно так: «а что стало с тем, дураком?»

Странный вопрос… И дело тут, пожалуй, не только в нестандартном мышлении маленькой любительницы РУССКИХ сказок (с их фокусом на «дураков»). Умные старшие братья, хозяйственные папаши и злые мамаши – не их профиль! «Дураки и дороги…» – скажете вы, но… не так все просто.

Вот, скажем, пошел на реку не Емеля-дурак, а его брат. А тут – щука! Щука, оно конечно, не осетр и не лосось, но... в общем, все Щучьи веленья да рыбачьи хотения сведутся лишь к кулинарным фантазмам (умного) [Старшего брата]!

А вот – пример из Священной истории. Живет человек, уже немолодой. У него три сына, а занят он сельским хозяйством. Но вот! - Внезапно бросает он все свои дела и увлечения, и начинает строить огромный корабль. Все соседи в полном недоумении, потом - в шоке, который скоро перерастает в презрение: «Чем ты занимаешься, старый осел? Что, делать больше нечего?! Ты ведь эту махину к морю и подтащить-то не сможешь! – оно за тридевять земель отсюда!!»

…Было, от чего смутиться. Вполне даже можно было впасть в отчаяние! Как можно быть уверенным в Потопе?! А если он – твоя лишь фантазия, неверно истолкованнны видения или мысль, просто бредни – тогда страшно и помыслить, с ЧЕМ ты останешься: обессиленный, нищий, обманутый старик с огромным, никому не нужным кораблем посреди пустыни... А все люди вокруг, люди солидные и достойные, все в один голос говорят: «Эх ты, дур-рак!..»

Чего только стоило Ною не поддаться душевной смуте: ведь строительство Ковчега – предприятие очень дорогое и очень долгое! Но… в конце концов, только это и позволило праведнику спасти свою семью в погибшем мире.

Сёрен Кьеркегор называет подобную ситуацию греческим словом «СКАНДАЛ», мы же можем обойтись нашим родным биномом «Дураки и Дороги».

И вот вам еще один – последний – пример, из русской, на сей раз, истории. Это - жизнь Семёна Ивановича Дежнёва - величайшего, наряду с Ермаком Тимофеевичем первооткрывателя России.

Этот человек жил – не тужил, аж до сорока двух лет (в середине семнадцатого века, 40+ – без малого старость). Промышлял – как и все вокруг – крестьянским трудом, немного охотой и купля-продажей…
Внезапно он бросает всё, и..! - вперед, куда и глаза не глядят - в тайгу, тундру, ледяные пустыни!..

В поисках «неясачных людишек», Дежнев не только открыл много новых земель – и рек! – но и основывал остроги, привлекал на свою – то есть, державную – сторону других сборщиков ясака. Это то, что называл Семен Иванович «нелегкая службишка моя»... А ведь он, кроме прочего, прошёл пролив, отделяющий Евразию от Америки, с севера на юг, по всей его длине – и прошел он его за восемьдесят лет до человека, чье имя носит сегодня этот пролив, хотя самому Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, а пришлось ограничиться плаванием только в его южной части.

А вот вам – еще одно основание для Скандала: к распоряжению Семёна Дежнёва – огромный край, в котором кроме пуха, рогов и бивней, немало серебра, золота и алмазов (об уране и нефтегазе еще не принято было думать). А всем этим богатством владеет немногочисленный народ без государства и серьезного вооружения – собственно, и не владеет, а так, кочует мимо своих богатств, неслыханных и неуслышанных. Чего стоит, казалось бы, с ними «разобраться»!..

Так нет же: Дежнёв даже примиряет враждующие якутские роды! Ну скажите: какой уважающий себя европеец поступил бы так?!
Тем более, что сохранилась челобитная Дежнёва о выдаче жалованья, заслуженного, но не полученного, им за 19 (!) лет! А составлена челобитная всего за три года до смерти отважного первопроходца! Иными словами, всю жизнь свою, всю нлегкую службишку отслужил тов. Дежнёв "волонтером"!..

Воистину, благодаря таким людям и стоит еще Русская земля, и стоять будет!


3. «ЯВЛЯТЬСЯ РУССКИМ» или все-таки «БЫТЬ РУССКИМ»?!

Среди первопроходцев – в самом широком смысле этого чудесного слова – я кратко указал, как бы очертил, несколько разных народов. Это сделано не для пафоса, не для красоты (хм, не только), и уж, конечно, не в целях «политкорректности»! – фокус в том, что все эти люди были русскими. Причем, несмотря на свое национальное происхождение (генетику и воспитание), возможно даже БЛАГОДАРЯ им! Да, пожалуй, это не «фокус» – это, действительно, чудо.

Чудо это можно назвать так: «БЫТЬ РУССКИМ!». Что это значит – БЫТЬ РУССКИМ? – и почему мы, подняв такую тему, еще не задались этим вопросом? А ответ ведь очень даже непрост!.. Скажем, ответ на вопрос «КТО ТАКОЙ РУССКИЙ?» – требует описания конкретных бытовых, правовых, и генетических обстоятельств. Но БЫТЬ РУССКИМ можно и будучи тувинцем, чукчей или якутом, будучи немцем, грузином или итальянцем! – это нечто совсем иное…

Не буду приводить примеров (2), несмотря на всю их умилительность и невероятную трогательность! – да и у многих из нас на примете множество таких людей, которые считают… нет! не считают, не позиционируют себя русскими, а верят в свою русскость!
К слову, Рене Декарт считал, что самоопределение, самосознание начинается с мыслеобраза “cogito ergo sum”. Так вот, для этих людей «быть русским» есть такое же “cogito” – центр и оси системы координат (не с/только физического мира).

Примерам несть числа! И прав, кажется. умница Вадим Кожинов: «Есть английская, французская, германская национальные идеи, и они себя очень ярко проявили в истории. Но в нашей истории очень трудно обнаружить национальную идею. Идея Третьего Рима, идея "метаморфозиса" при Петре I, коммунистическая идея — идеи не национальные». Пожалуй, так: идея национальная, так же как идея капитализма или империализма (захвати как можно больше власти, денег, ресурсов – СКУЧНЫ русскому человеку как идеи полностью посюсторонние и материальные. И потом – Россия не то: Россия – многонациональный континет. Единственная ЕДИНАЯ нация, которая была здесь создана – советский народ! и/ли русские...?

В этом случае, можно перифразировать неизвестно – но весьма глубокомысленного – острослова: «Поскребите [таджика, еврея, осетина, латыша, чукчу…] – и обнаружите русского!» (3)

Боюсь, в Европе это невозможно!..
Ведь что такое Европа - если оставить в сторонке географическую топонимику и просто красивое слово? Это - набор нескольких народов, которые всю свою историю - от Юлия Цезаря до Эрнана Кортеса - истребляли один другого, а последние пятьсот лет, после Кортеса, почали истреблять и другие народы планеты.

Так или иначе, формирование нации, национального самосознания – темы довольно зыбкие: хотя сам процесс необычайно (даже сверхмерно) пёстр и богат, ЧТО ЗНАЧИТ его завершение, когда и почему оно наступает (и наступает ли) – не знает, кажется, никто.

С другой стороны, все мы, кажется, отчетливо помним, как очень многие дети совершенно разных народов воспринимали себя как ОДИН народ
Кто-то, возможно, скажет, что «русская нация еще не [до конца] сформировалась, в отличии от европейских – националистических – наций» (4).

И все же… Всё это – лишь разговоры. Но что же это такое, что делает русского РУССКИМ?

Вот, что мне кажется важнейшим - возможн, и главным!

13 января 1229 года, на Метехском мосту в Тифлисе воины Джалал-ад-дина «гостеприимно» разложили иконы из Метехского храма: кто наступит – иди дальше! Однако едва ли не все жители столицы не задумываясь ни на секунду выбрали смерть – острый меч палача и ледяные воды. Воды Мтквари покраснели от крови: мучеников оказалось сто тысяч! Это были тбилисцы разных национальностей, которые не задумывались об иконоборческих соборах, о том, что столичный город обезлюдеет, подобно многим другим городам Иверии, о том что «в конце концов, что такого!» Нет! они знали: наступишь на икону – и всё! НЕЛЬЗЯ!..

Сегодня, масса негодяев успешно пытается «творить» историю. И секрет их успеха – те люди, которые согласны, осквернить свою историю (за мзду, или просто для того, чтобы их сочли «своими»). В итоге, они не оставляют места ни для героев, ни для святых. Ничего, кроме воров, дураков и стукачей – вот и вся история! А возможно ли с такой «историей» жить, вообще плодится и размножаться, молиться и строить, творить и идти вперед – это их нисколько не заботит! «Весь народ и вся страна – ничто, и пускай все катится к чертям!» – вот, к чему свелась для них жизнь многих поколений…

Но я твердо знаю: всякий раз, когда я поддакну этим господам, всякий раз, когда пренебрегу великим и светлым, выпятив нечто уродливое – всякий раз я наступлю на икону. Тем самым, все меньше и меньше возможность спасения своей души – и спасения страны и народа!

И вот, возвратимся к вопросу теперь. К вопросу, от которого мы никуда и не отдалялись, ни на миг! Вопрос этот: Что же это такое - БЫТЬ РУССКИМ? (Подчеркну лишь, в скобках, что вопрос этот определяет много больше, чем этот текст, даже больше, чем всю нашу историю - и российскую, и мировую!)
БЫТЬ РУССКИМ - значит постоянно пребывать в истории России, предстоя умом и сердцем ее прошлому и будущему - ибо история есть движущаяся точка пересечения промысла будущего и наследия прошлого.
Пребывать - значит быть верным во всем, без лжи, компромиссов и предательства.
А предстоять - значит постоянно оценивать, осознавать себя во истории России, препоручив себя Господу-Промыслителю, и несясь вместе с птицей-тройкой ТУДА, КУДА она несется - не в стойло Запада и не в море Востока, а только по своему, только ей и Богу ведомому пути!
В этом году, Девятого мая, все мы поняли ЕЩЕ РАЗ, ЧТО такое история: это Бессмертный полк, шагающий вперед под знаменами дня сегодняшнего, под портретами дедов и прадедов, и под иконами и хоругвями вечности!


* * *


И еще раз, поздравляю вас всех с праздником великой Победы!
http://www.proza.ru/2014/05/09/1604
Особенно я адресую это поздравление тем субчикам, которые на поздравление "Христос Воскресе!" отвечают "мне уже сообщили", и, вообще, считают Девятое мая "победой одной из сторон в войне между двумя давно несуществующими государствами"...


(*) Она скончалась на Пасхальную Неделю 2016 года. Я никогда не встречал человека более доброго и более просвещенного - и дай Бог нам всем любить ближнего, Бога и Отечество так, как любила она, Татьяна Георгиевна!.. Царство Небесное!


________________________

(1) Эта сноска не должна позволить «евротермину» сбить нас с эпического настроя. Да так, чтобы апология не выродилась в критический реализм (пусть и обоснованный)! В общем, достаточно сказать следующее. Официально считается, что слово это происходит от «военно-римского обычая» посылать на неизведанные земли именно малые пешие отряды: ПЕРВЫМ (в общем-то, в истории) должен стать не всадник и не экипированный гоплит, а разведчик или лазутчик. А «пионер», стало быть, от латинского”pedes” («ноги»). И в этом есть своя сермяжная правда.

(2) Не стоит приводить примеров еще и потому, что они не суть доказательства. Хотя… Когда фашистский агрессор атаковал западные границы СССР, Германии объявила войну… Тува! – страна невероятно далеко от фронта, и независимая и от СССР, и от Российской Империи... Отмечу, что Тува до сих пор в состоянии войны с Германией. Впрочем, и фильм о Сергее Кужугетовиче Шойгу убедил меня: можно быть не только патриотом России, но даже и душою – чувствовать и сознавать себя русским! – оставаясь при этом вполне патриотом своего края! А не русский ли Рамзан Ахматович Кадыров? - что отнюдь не мешаетему быть правоверным мусульманином и верным сыном Чечни!

(3) Был ли русским, к примеру, Иван Грозный? Тюркские, греческие и германские гены значительно преобладали в нем над пресловутой русской генетикой, то есть, судя по крови, небезызвестный Андрей Курбский был «не в пример более» русским (если так можно выразиться). А НА ДЕЛЕ, Иван Грозный есть первый русский царь – как исторически, так и по значению. А Курбский – подлый предатель, враг монархии и русского народа.

Впрочем, не стоит вдаваться в дурацкие вычисления: сколько польской крови было у Модеста Петровича Мусоргского, а сколько грузинской – у Александра Порфирьевича Бородина. А ведь эти люди написали самую что ни на есть русскую музыку! А что сказать об Иосифе Сталине, у которого русской природы не было даже в широком смысле (генетика, фон, воспитание…)? – если, конечно, не считать легенду о Пржевальском (который тоже, кстати, не ахти какой русский). А может, вполне историческое «Стояние на Тунгуске» или «хождение к туруханскому шаману» мы сочтем неким обрядом по прием в «орден русского народа»? Хм! это было бы вполне в духе современного дискурса, вот только предварительно надо бы «принять» в этот самый орден т.н. тунгусов, всех шаманов… А они на это, уверен, скажут: «Куда нас еще принимать? Мы и так русские!»

А сколько, с другой стороны, «полноценно русских» среди всех этих диссидентов, либералов, демократов, гуманистов и прочих, которых рискованно считать за русских уже потому, что сами они немало бы обиделись!..

 (4) Как известно, французы не имеют склонности к глубокомыслию. Заметьте: не «неспособны к глубоким мыслям», а лишь «не имеют склонности к глубокомыслию»! так вот, едва ли не самая глубокая мысль, высказанная французами, такова: «Поскребите русского, и вы найдете татарина». Но вот что любопытно: как-то вечером, я начал «скрести» Интернет, чтобы найти, КТО это сказал, когда, и по какому, хм, поводу. И вот! «Карамзин» - трещал Яndex,  и сам же возражал: «Достоевский» («Поскребите парижанина, и вы найдете русского; поскребите еще, и вы опять найдете татарина» (мемуарная заметка 1877 г.), «Михайло Ломоносов»в – весело гуглился лэптоп, «Лев Шестов»и – угрюмо «вторил» ему серьезный браузер… И вот, что еще характерно: я с детства был уверен, что мысль о русском и татарине принадлежит французскому автору (я даже помнил эту фразу по-французски). Однако – voil;: все авторы – русские!