29. Уильям Блэйк. Сотворение мира

Владимир Морозов 5
ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".


            ГЛАВА - 29. УИЛЬЯМ БЛЭЙК. "СОТВОРЕНИЕ МИРА".


            19-й век... У каждого века своё лицо. Ни о каком веке нельзя сказать, что он пуст и незначителен. Взять хотя бы 20-й век, такой недавний и знакомый. Сколько и светлого, и тёмного (но и в светлом, и в тёмном - огромного) он принёс человечеству!

     Но 19-й век особен тем, что был связующим, переходным звеном между прошлой и нынешней эпохами. Скажут: ну и что? любой век - переходное звено от предыдущего к будущему. Любой-то любой, но сопоставьте 18-й с 20-ым. Короли, феодализм, Моцарт, Бах - и развитый империализм, ядерное оружие, космос. И 19-й век есть переход от первого ко второму, - такой век не может не быть своеобразным.

     Как писал о нём Блок?

"Век девятнадцатый, железный,
 воистину жестокий век!
 Тобою в мрак ночной беззвЕздный
 беспечный брошен человек...
 И в каждом сердце, в мысли каждой -
 свой произвол и свой закон.
 Над всей Европою дракон,
 разинув пасть, томится жаждой..."

(И дальше, как вы помните:

"Двадцатый век... Ещё бездомней,
 ещё страшнее жизни мгла.
 Ещё чернее и огромней
 тень Люциферова крыла...
 Сулит нам, раздувая вены,
 все разрушая рубежи,
 неслыханные перемены,
 невиданные мятежи..."


      Замечательные строчки!)



            Искусство в Европе 19-го века распадается на три отдельные эпохи, и каждая из них представлена парой сходных, но одновременно противоположных направлений. Как это - "сходных и одновременно противоположных"? Что это значит?

     Первая треть века - это эпоха романтизма. Вторая - очень заметное движение искусства в быт, в жизнь, в реализм. Последняя треть - новаторство, модернизм. И вот в каждом из этих течений есть внутренняя распря: романтизм реакционный, мистический - и романтизм свободолюбивый, воспевающий борьбу; реализм обывательский - и реализм критический; новаторство манерное, уводящее от жизни - и новаторство, осваивающее канун следующего века.

     Я не являюсь специалистом в искусстве, но мне это представляется именно так. Может быть, с точки зрения профессионалов, я в чём-то неправ. Что ж, кто увидит ошибки, пусть меня поправит.



            Уильям Блэйк стоит на рубеже веков (1757-1827). Его творчество не вписывается в привычную художественную манеру того времени. Часто его называют "непонятым гением", "необъяснимым феноменом". Действительно, его картины вполне можно принять за новаторство 19-20 веков, и за 100 лет до этого они, естественно, вызывали удивление у современников.

     Но такое случается и в искусстве, и в науке. Если что-то закономерно разовьётся ещё не скоро, в будущем, то это не означает, что его совсем нет сейчас. Оно уже есть и сейчас - в каких-то незаметных, неразвитых, начальных формах. Большинство уловит его, когда оно уже достаточно разовьётся, но некоторые люди могут уловить и этот, малый, ещё не развитый, кусочек будущего в настоящем и увлечься им. Я не хочу употреблять слово "гениальность", лучше сказать, что это просто очень острая чуткость, схватывающая будущее задолго до его заметного наступления. Таков, например, был Моцарт, - его музыка так подходит к 19-му веку, хотя была создана за десятилетия до него. Таким, например, я вижу и Маяковского.

            
            Формально мы, конечно, должны отнести творчество Блэйка к романтизму. Профессионалы-искусствоведы говорят нам, что взлёт Французской революции (окончившейся, как известно, казнью её лидеров и восстановлением монархии) активизировал европейское общество, но не дал правильного исхода этой активизации духа. Вот почему первая треть следующего века переполнена романтическими искателями прекрасного в трагичном и трагичного в прекрасном (как тут не вспомнить характернейшего в этом отношении нашего Брюллова ["Последний день Помпеи"] или Айвазовского ["Девятый вал"]). Да, безусловно, Блэйк - из числа романтиков.

     Но нельзя не видеть, что к его романтизму примешалась огромная доза желания действовать, а не только вздыхать. Эта деятельная энергия претворилась в фантастику, в изобретательство. "Фантастический романтизм", активный по содержанию и оригинальный по форме, - так, наверное, нужно определить суть его живописи. И если это так, то мы должны его причислить к прогрессивному, а не реакционному крылу романтизма.

     Его Бог - творец, выходящий из шарообразного огня и устремляющий творящую руку (с циркулем! - какая интересная находка) в ещё пустое чёрное пространство, - этот образ можно считать символом всего этого направления, действительно ещё очень необычного для того времени.


           Я бы очень рекомендовал, кому это интересно, найти в интернете другие произведения Уильяма Блэйка.