Василий и Кузьма Сагайдачные

Малахитовая Шкатулка
В Сад-городе на второй улице жила семья Сагайдачных. И дед, и отец работали машинистами на железной дороге. В 1921 году родились в этой семье братья-близнецы Василий и Кузьма. В клубе железной дороги был духовой оркестр, где и играли братья Сагайдачные.  В 1939 году они поступили добровольцами в 765 стрелковый полк Батракова Матвея Степановича, который был расквартирован в городе Рубцовске. Когда началась война, Василий Николаевич и Кузьма Николаевич пошли воевать, отложив музыкальные инструменты, стали стрелками и были зачислены в первый стрелковый взвод, в первую роту 765 стрелкового полка, входившего в состав 5-й Гвардейской дивизии.
Полк Батракова в битве за Москву отличился при освобождении Ельни, после чего стал Гвардейским. Батраков был очень внимательным командиром, встречая на фронте братьев Сагайдачных, интересовался их жизнью: «Как воюется, сибиряки?» Николай и Кузьма награждены орденами Славы третьей степени за взятие Кенигсберга, орденом Красной звезды, медалями за отвагу, медалями за оборону Москвы.
Наши земляки были разведчиками. Однажды при «взятии языка» братья попали под миномётный обстрел , и Василий был тяжело ранен. Кузьма доставил его в госпиталь. Там суета, спешка, все заняты, столько раненых. Кузьма зашёл прямо к хирургу в кабинет с братом на руках и автоматом наперевес и говорит: «Я тебя застрелю, если не спасёшь жизнь моему брату» Налетели, скрутили, отобрали у него автомат, отправили ждать в коридор.
Сидит Кузьма на скамейке и плачет, переживая за брата, смотрит, какой-то человек стоит, взгляд упал на его сапоги. Человек этот подходит к Кузьме и говорит: «Не плачь, старшина, всё нормально будет с твоим братом. Это был хирург Крюковской, который Василия с того света вытаскивал ( буквально возвращал к жизни).
В мирное время  уже после войны в общей кампании встретились Кузьма Сагайдачный и хирург Крюковской. Хирург поинтересовался: «Помнишь, как ты на меня автомат наставил, неужели б ты меня застрелил?» Кузьма прощения попросил : « Я не виноват, Я не в себе был».
Закончили братья войну в Кенигсберге. Когда под Кенигсбергом военные действия проходили на границе с Германией, Сталин издал приказ: «Пленных брать» (а раньше расстреливали). Недалеко от Кенигсберга Кузьма Сагайдачный  увидел, что во рву солдат немецкий барахтается. Кузьма вытащил испуганного семнадцатилетнего мальчишку, вспоминая потом: «Смотрит на меня огромными от ужаса глазами» . Немец очнулся немного, достал сигареты: «Битте». А Кузьма достал махорку бийскую, скрутил сигаретку, дал ему, немец закашлялся, не смог наши курить. Мальчик отдал Кузьме автомат, тут пленных уже собирали, немец пошёл к пленным, а сам оглядывается, боится, что в спину будут стрелять. После войны Кузьма часто вспоминал этого пленного: «Неужели он живой остался? Хотел бы я после войны встретиться с ним».
После войны Кузьма занимался с ребятишками, организовал при депо детский музыкальный оркестр, вёл воспитательную работу.  Собирал родителей, убеждал: «Лучше пусть занимаются музыкой, чем по подворотням шататься».  Проверял у детей дневники, отличниками может они и не стали, но вели себя на уроках нормально, уважали учителей.