Честь имею! История Орджоникид. ВОКУ Часть 6

Александр Ковалёв 7
Подготовка офицерских кадров

Большинство курсантов, командиров, преподавателей военной школы были активными участниками Гражданской войны и имели боевой опыт. Здесь обучались и проходили службу будущие Герои Советского Союза: маршал бронетанковых войск П.П. Полубояров, генерал-полковники И.И. Людников, С.Н. Переверткин, И.М. Чистяков, генерал-майор артиллерии Н.Г. Ушаков, генерал-майоры Б.Н. Аршинцев, И.П. Сиваков, полковник К.И. Овчаренко, майор П.М. Гаврилов и др.
Школа уже через три дня приступила к учебным занятиям. Занимались курсанты по трехгодичной программе. На первом и втором курсах изучались общеобразовательные предметы и военные дисциплины. Курсанты третьего курса проходили практику партийно-политической (внешкольной, как называлась тогда) работы с красноармейцами. Общеобразовательные предметы изучались в объеме семилетней школы. Выпускнику выдавалось свидетельство об окончании школы-семилетки.
Общественные науки проходили на всех трех курсах. Изучали историю РКП(б), главным образом решения съездов, конференций и пленумов партии, политэкономию, ленинизм. Преподавание военных дисциплин, особенно тактики, тесно увязывалось с использованием опыта Первой мировой и Гражданской войн. В организации учебно-воспитательного процесса большое внимание уделялось физической закалке, выносливости, формированию у курсантов высокого морального духа.
В летний период вся школа находилась в походно-подвижных лагерях. Маршруты передвижения и расположения лагерей, как правило, проходили вдоль железной дороги Владикавказ — Беслан — Эльхотово — Серноводск — Грозный и обратно. На всем пути движения проводилась практическая отработка на местности тактических задач в масштабе отделения, взвода, роты.
Курсанты старших курсов попеременно назначались командирами отделений, взводов и отрабатывали практические навыки в управлении подразделениями в бою, а остальные совершенствовали практические навыки действия бойца. Метод проведения тактических занятий с непрерывной сменой местности во многом способствовал развитию у курсантов зрелого тактического мышления, умению ориентироваться на местности, быстро и грамотно оценивать сложившуюся тактическую обстановку и принимать правильное решение.
Около с. Эльхотово местность позволяла организовать безопасное стрельбище для проведения боевых стрельб. Здесь лагерь задерживался на несколько суток. В течение всего этого времени отрабатывались упражнения по стрельбе из винтовки, ручного и станкового пулеметов.
Во время проведения подвижных лагерей школа, как правило, располагалась биваком около населенных пунктов. После ужина политработники, преподаватели и курсанты старших курсов уходили в окрестные селения проводить политико-разъяснительную работу среди местного населения. После выступлений художественной самодеятельности политработники и преподаватели выступали перед собравшимися с докладами или беседами по текущей политике или на антирелигиозную тему.
В августе 1925 г. очередной выпуск командиров состоялся уже в г. Владикавказе. Интересно была поставлена работа по привитию курсантам выпускного курса практических навыков в организации и проведении политико-воспитательной работы с красноармейцами. С этой целью они приказом по школе распределялись по воинским частям гарнизона, где, в свою очередь, командованием части направлялись по батальонам, ротам и взводам.
Командование частей предоставляли руководству школы свои месячные планы партийно-политической работы с указанием всех планируемых мероприятий политико-воспитательной работы. В соответствии с ними курсанты, с помощью преподавателей общественно-политических наук, заранее готовились к проведению с красноармейцами того или иного мероприятия. Работу по политическому воспитанию красноармейцев будущие командиры проводили после окончания занятий в школе, в свободное от занятий время.
Практика длилась в среднем полтора месяца. За это время курсант должен был провести с красноармейцами не меньше 12—15 воспитательных мероприятий, а также побывать на тех из них, которые проводили командиры и политработники подразделений.
В этот период в школе значительно повысилось качество учебы, укрепилась воинская дисциплина. Этому способствовало и то, что в 1925 г. на учебу было принято 106 человек командного состава Красной армии. Все они участвовали в Гражданской войне и поступили в школу для повышения своих теоретических знаний. Их отличала высокая организованность и дисциплинированность.
Среди курсантов обучались и представители местных национальностей: осетины, грузины, армяне, ингуши. В школе был открыт национальный уголок, выписывалась национальная литература. Продолжала выходить общешкольная газета «На посту», первый номер которой был напечатан 25 ноября 1925 г. К седьмой годовщине со дня создания Красной армии школьный клуб выпустил сборник «Семь лет», напечатанный в количестве 30 экземпляров.
Наступил 1927/28 учебный год. Школа встретила его более подготовленной, имея за плечами немалый практический опыт по обучению и воспитанию курсантов. От управления вузов был получен продуманный учебный план, что позволяло лучше спланировать занятия и обеспечить их нормальный ход. Качественно изменился и контингент курсантов. Из Тбилисской военно-политической школы прибыло 100 курсантов, из которых 81 был направлен на старшие и 19 на младшие курсы. Возрос и конкурс. На 100 мест подготовительного класса было подано 364 заявления, а принято 98 человек.
Перед началом учебного года приказом наркома обороны при школе была сформирована команда курсантов-одногодичников в составе 100 человек. Все они имели среднее образование, до этого год служили в армии и окончили курсы младших командиров. После одногодичного курса обучения, при успешной сдаче государственных экзаменов они назначались на командные должности в войсках.
В августе 1928 г. неожиданно состоялась встреча личного состава с писателем М. Горьким. В это время с курсантами на правом берегу р. Терек проводились тактические учения. Узнав, что по дороге из Тифлиса, проходящей по противоположному берегу реки, проезжает известный писатель, учения по решению начальника пехотной школы Г.А. Буриченкова были временно прерваны. Курсанты вброд форсировали Терек и с радостью встретились с М. Горьким, который был искренно рад неожиданной встрече и горячо поблагодарил будущих офицеров за оказанный ему теплый прием.
В ноябре 1930 г. с целью оказания помощи в создании Бакинской пехотной школы в распоряжение ее руководства были направлены 50 курсантов выпускного курса Орджоникидзевской пехотной школы. Все они были назначены на должности младшего командного состава, учились сами и учили своих товарищей — молодое пополнение первого набора.
1 января 1932 г. г. Владикавказ был переименован в г. Орджоникидзе. В этот период начальником-политруком полковой школы был назначен И.П. Сиваков, до этого проходивший в школе службу курсовым офицером и командиром роты. Директивой ГУвуз РККА Владикавказская Краснознаменная пехотная школа была переименована в Орджоникидзевскую Краснознаменную пехотную школу. Осенью этого же года здесь прошла инспекторская поверка, успешно сданная личным составом школы с оценкой «хорошо».
16 октября 1935 г. школа переименовывается в 17-ю объединенную Орджоникидзевскую военную школу. С этого времени она начала готовить командиров различных военных специальностей: пехотинцев, артиллеристов, кавалеристов. Командно-преподавательский состав много и серьезно работал, чтобы дать будущим командирам Красной армии глубокие теоретические знания и практические навыки управления подразделениями в различных видах боя. По боевой и политической подготовке в этот период лучшим подразделением в школе была 3-я рота, которой командовал старший лейтенант Локшин. Роте было оказано большое доверие нести службу в почетном карауле в честь приезда М.И. Калинина на празднование годовщины установления советской власти в Северной Осетии в 1935 г.
В ноябре состоялся очередной выпуск красных командиров. Среди выпускников 1936 г. лучшими были признаны лейтенанты Гарматько, Зажогин, Касторной, Милосердов, Исаенко, Литвиненко. Лейтенант Милосердов по выпуску из училища заявил: «Я стал лейтенантом, но этого мало. Я буду и дальше продолжать учебу, совершенствовать свои знания, ибо в наше время, время бурного расцвета культуры и техники, тот, кто не учится, тот отстает. Я посвятил свою жизнь великому и почетному делу укрепления оборонной мощи нашего социалистического Отечества. На работе я буду отдавать все свои силы и знания, чтобы быть достойным командиром нашей непобедимой Красной армии».
Командир выпускного батальона майор С.М. Шелест за высокие показатели в подготовке командных кадров для Красной армии был награжден орденом Красной Звезды. В представлении его к высокой награде говорилось: «Майор Шелест Сергей Михайлович, командир батальона Орджоникидзевской объединенной военной школы. Родился 1902 г. в рабочей семье. До службы в Красной армии работал рабочим железнодорожного транспорта. В 17 лет добровольцем вступил в ряды Красной армии. Участвовал в гражданской войне. В боях с врагами он вырос и окреп, стал лучшим командиром Красной армии. С мая 1932 г. по декабрь 1936 г. командир лучшего батальона в училище».
Об уровне воспитания и обучения будущих командиров хорошо говорят следующие примеры: выпускники 1936 г. лейтенант Клименко — бывший батрак, который на 22-м году жизни научился читать и писать. А по выпуску из училища он уже свободно составлял уравнения 2-й степени, решал на огневом планшете сложнейшие артиллерийские и топографические задачи. Он стал прекрасным стрелком. Все экзамены сдал на «отлично».
Лейтенанты Сергиенко, Грунов, Кравченко, Луганский, Шаров, Титаренко, Рубель, Раздай-Беда стали мастерами-артиллеристами, а пришли в школу, где одновременно с учебой прошли программу семилетней школы. Курсант Калиберда перекрывал нормы подготовки к стрельбе станкового пулемета к бою в два-три раза, так же как и офицер Борченко, готовящий данные для открытия огня артиллерией.
На «отлично» выполняли стрельбы из различного оружия в 1936 г. из пулемета курсанты Бражник, Демин, Волошин, Неровный; из ручного пулемета Багаджинян, Барановский, Козлов, Литвинов, Переведенцев, Сергиенко, Ушмаев, Фоменко, Шабардин; из винтовки Бескровный, Демьяненко, Дудкин, Ермолаев, Иордан, Волошин, Литвинов, Облогин, Фоменко.
Важную роль в деятельности объединенной военной школы играли женщины. При школе была организована общеобразовательная школа для жен красных командиров, где преподавали жены майоров Шелеста, Шумовского. Различные кружки вели Ушакова, Стрекова, Мыскова, Белогрищенко, Захарова, Пожарова, Попова, Хорошева, Алимова, Есипова, Прохеркус.
Высокие производственные показатели показывали заведующая портняжной мастерской В. Володкина, уборщицы Е. Алексеева, К. Карабаева, Н. Шуранова, М. Иванова, повара М. Гаврилова, М. Леви-Гурович и др.
Не отставали женщины от своих мужей и в овладении боевым оружием. Лучшими стрелками среди них были Капустина, Кожевникова, Кредушинская, Маркевич, Шипова, Фролова.