Ветераны о войне

Надежда Дар
   Александра Михайловна Кравцова, седовласая пенсионерка, рассказала   корреспонденту городской газеты о своей фронтовой судьбе:

  - Когда умерла мама, нас осталось шестеро детей, и я, младшая, приехала жить к старшей сестре в город Архангельск. После окончания школы  училась вечерами на курсах медсестер. Когда началась война, меня призвали в армию, служила в медсанчасти под Мурманском. Привозили тяжело раненых с моря и суши, и мы выхаживали их. Многие после выздоровления снова просились на фронт. Было немало и таких, кто умирал от потери крови и от тяжелых ран.  Молодые, красивые ребята, которым жить бы да жить...

  В 1943 году нашу медсанчасть переправили на линию фронта, под Харьков. На передовой выносила раненых с поля боя или тут же оказывала первую неотложную помощь. Не раз была на волосок от смерти. И все-таки больней всего было терять товарищей. К смерти нельзя привыкнуть...  В Югославии у меня было тяжелое ранение осколком снаряда в бедро, потеряла много крови. Лечили в местном госпитале, заботились о русской девушке, а мне так хотелось услышать русскую речь. Через месяц на попутках я догоняла свою часть.

  Четыре с лишним года печалей, холода и голода... Не хочется вспоминать. Самым памятным было  окончание войны.  В австрийском городке однажды все высыпали на улицы, бойцы палили из винтовок и с радостью кричали одно слово: "победа!" Мы расстилали палатки, доставали пайки на праздничный стол. Это был самый счастливый день в моей жизни.

  Когда вернулась домой после войны, родственники ахали: " Ты уже седая..."
Болезни преследовали меня, война оставила свой след. Замуж вышла в тридцать лет, когда работала в больнице медсестрой. Жаль, детей не было.

  Меня часто просят рассказать, какая она, любовь, на фронте? Вон в кино какие истории  показывают.  Говорю, да врет  кино, это некоторые высшие чины могли себе позволить "военно-полевые романы". У всех нас была одна цель: изгнать врага с родной земли! Потом будем влюбляться.  Так нас ориентировали и командиры. Смерть рядом  - не место для сентиментов. Вот я одна девушка в роте, знаю ребят, которые неравнодушны ко мне. И что, разве я могла отдать кому предпочтение? Все они уважали и оберегали меня, один только 16-летний Славик был рядом  на правах младшего брата. Он погиб, и я всегда помнила его.

  После всего пережитого хочу пожелать людям, чтобы берегли мир! Это самое главное в жизни.  И берегли  любовь, были милосердны и добры в отношениях.


   Василий Иванович Шилин, работающий пенсионер:
  - Да никакой я не герой! Сотни других бойцов расписались на рейхстаге. Посчастливилось и мне дойти до конца, был пулеметчиком в полку. Очень тяжелыми были  бои  при взятии Берлина. Понятно, и до этого была кровопролитной война. Много друзей и боевых товарищей остались лежать в земле  нашей страны и других государств. Как подумаешь, сколько миллионов людей погибло, какой ценой далась победа - сердце и сейчас, спустя много лет,  сжимается...

  Думаю, люди образумятся после таких сражений и потерь, и никогда уже никто не захочет воевать. Хотя кто знает. Вырастут иваны, не знающие прошлого и не помнящие родства своего. В любом месте  есть миролюбивые и злобные люди. По-моему убеждению, нужны законы, которые бы в корне пресекали даже малейшее насилие. С малых лет надо воспитывать в детях любовь и уважение к ближнему своему, как гласит высокая мораль. Только тогда станет мирной  жизнь. Вот  до каких высот самолюбия и агрессии дошел нацизм, "высшая раса"- он позволил себе истреблять с земли  другие нации...  Страшно это. Люди, берегите мир ради своих детей и внуков!
 
  Знаете, о чем я мечтаю в свои семьдесят лет? (1993 год). Дожить до 2000 года.
Посмотреть бы, что будет за этой чертой. Кажется, мир станет светлее и добрее. Очень хочется в это верить. Мы отстаивали свободу, чтобы наши внуки и все люди вокруг жили в счастье и радости.
  ( Василий Иванович  прожил семьдесят пять лет) 


  Лидия Николаевна  Круглова, соседка по больничной палате:
  - Не спрашивайте никого о военных годах. Мы хотим забыть о них.  Война это смерть, страх, голод. Боль физическая и душевная. Все самое худшее в жизни связано с ней.

  В семнадцать лет я уехала учиться из села в Москву, а на следующий год фашисты напали  на нашу страну. Враг рвался к столице, и стар и млад встали на ее защиту... Мужчины  ушли на передовую линию фронта, а женщины и подростки рыли окопы. Мы спешили, старались за день пройти как можно больше километров. Помню, как  дежурили  по ночам, сбрасывали  с крыш домов фугасы. Отогнали немца, и я стала работать на заводе по изготовлению снарядов. Просилась на фронт, но не довелось быть там. Переживали за бойцов, и стремились помочь им, как могли. Посылками, письмами, а главное, сделанными боеприпасами.

  После войны  предстояло работать так же напряженно, как и раньше. Разруха, голод. Простите, говорю привычными фразами, я в подшефной школе много лет рассказывала детям о прошлой жизни. Лучше расскажу, какой музей мы создали в школе, я столько фотографий  и других материалов отдала сюда. И сейчас приглашают на праздники. Не всегда бываю, болею, ведь мне уже девяносто лет.

  Недавно отметила юбилей, вот это приятное событие. Внуки и правнуки организовали роскошный стол в кафе, пригласили много гостей. Наверное, у меня не было в жизни таких торжеств. Слова и напутствия и сейчас греют душу. Вспомнили, что я люблю дарить подарки. В самом деле, лежа в больнице могу вязать вещи, чтобы порадовать сестричек. Нет, не буду о себе...

  Вот о чем хочу сказать, так о стойкости духа моего поколения. Как бы трудно ни было, мы никогда не опускали руки. Верили в лучшее, старались больше работать, чтобы приблизить его. Молодой я похоронила мужа, умер сынок, у самой  одна болезнь за другой... Двадцать лет назад сделала операцию на глаза, и я всегда  поддерживаю зрение лечением. Еще раньше признавали неизлечимую болезнь. Но я никогда не унывала и не сдавалась. Какой планируешь свою жизнь, такой  она и будет. Пожелаю того и другим людям!
 
  х    х    х
   
  Эти воспоминания - лишь малая часть рассказов, которые мне, газетчику 80-90-х годов, пришлось услышать от бывших фронтовиков. Не изгладится из памяти трудная судьба поколения. Но не забываются и высокое  благородство, несгибаемая стойкость, доброта и великодушие этих людей. "Уйдут ветераны, люди чести и совести, и кто останется?" - сказала как-то на празднике Дня Победы одна из женщин. В самом деле...  Нам есть чему учиться у старшего поколения.