Таран летчика-истребителя Алексея Орлова

Валентин Котюх
29 марта 2015 года на информационном портале «Коммуна» была размещена статья «Таран – оружие героев», где рассказывается о таранах немецких самолетов советскими летчиками при защите Воронежской области в годы Великой Отечественной войны. На публикацию откликнулся Владимир Алексеевич Орлов, сын летчика-истребителя Алексея Максимовича Орлова.

 Семейные реликвии, бережно хранящиеся в его семье, помогли нам восстановить биографию героя, время, место и подробности подвига.

Алексей Максимович Орлов родился 26 августа 1920 года в селе Аршиновка Нижнеломовского района Пензенской области. После окончания семи классов в городе Мытищи Московской области Алексей поступает в Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу имени А.Ф.Мясникова. В декабре 1940 года старшина Орлов получает назначение в 16-й истребительный полк. Его часть дислоцируется в городе Люберцы Московской области.
 

C 20 июня 1941 года полк защищает небо Москвы в составе 57-й истребительной авиабригады Московского военного округа. Летчики на современных самолетах МиГ-3 и стареньких И-16 перехватывают вражеские самолеты, рвущиеся к столице.

В августе 1941 года Орлова направляют в 17-й истребительный авиаполк, который воюет на Юго-Западном фронте. Оставшегося в боях без самолета, Орлова в сентябре 1941 года переводят в состав 487-го истребительного авиационного полка, который заново формируется в Люберцах. С ним он прибывает на защиту Воронежа. Полк дислоцируется на аэродроме Осоавиахима (сейчас это улица Хользунова).

26 июня 1942 года младший лейтенант Орлов вместе с ведущим вылетел на перехват немецкого самолета-разведчика, которого рано утром на высоте 8000 метров обнаружили наши посты ВНОС (Войска воздушного наблюдения, оповещения и связи). Немецкий самолет летчики догнали над Боринскими заводами (сейчас – село Боринское Липецкой области), что в ста километрах от Воронежа.

Фашисты открыли огонь и повредили самолет ведущего, который вынужден был уйти на посадку. Оставшись один на один с врагом, старшина Орлов догнал вражеского разведчика, стремящегося уйти от преследования. Наш самолет подлетел на близкое расстояние так, что Алексею Максимовичу были видны лица врагов с кислородными масками. Летчик МиГа испытывал кислородное голодание. У него участился пульс и дыхание, появилась вялость, труднее стало прицеливаться. Собрав силы наш, пилот открыл огонь из трех пулеметов. Пули, выпущенные из истребителя, впились в хвост самолета, но он продолжал лететь.

Верхний и нижний воздушные стрелки врага огрызались пулеметными очередями, не давая летчику подойти близко к врагу. Одна из очередей, выпущенных верхним воздушным стрелком, попала в двигатель. Крупнокалиберные пули разбили водяной и масляный радиаторы. Горячая вода и масло брызнули в лицо нашему летчику, и кабину заволокло дымом. Орлов увидел торжествующего, радостного фашиста, посчитавшего, что с русским самолетом покончено. Лишившись смазки и охлаждения, мотор нашего самолета через несколько минут грозило заклинить, и он бы вышел из строя.

«Врешь! Не уйдешь!» - сказал сам себе младший лейтенант Орлов – и нажал на газ. Самолет натруженно заревел, но послушался летчика и догнал врага. Немец бросается вверх, чтобы уйти от столкновения, но наш пилот успевает врезаться фюзеляжем в его хвост. От удара МиГ подбросило вверх, а фашист, лишившись горизонтального и вертикального рулей, пошел к земле.

Он удара советский летчик на несколько секунд потерял сознание. Очнувшись, он вывел самолет из штопора и попытался дотянуть до липецкого аэродрома. Пролетев еще несколько километров, машина перестала слушаться хозяина. Орлов, не выпуская шасси, планирует на зеленое поле. С большим трудом ему удалось перелететь через высоковольтную линию и приземлиться на фюзеляж самолета. От удара о землю летчик потерял сознание – и очнулся только через сутки в лазарете.

Этот бой, который происходил утром в 6.40, видели врач 3-го ранга полка Ной Залманович Альтшулер, уполномоченный особого отдела 487-го полка (фамилия в документах не указана) и майор Алексей Афанасьевич Зюзя, которые следовали в город Елец.

На кладбищенском аэродроме в Ельце базировалась эскадрилья Зюзи. Сбитый немецкий самолет упал южнее, в 8-10 километрах от села, а летчики, выбросись с парашютами, были взяты в плен. Очевидцам воздушного боя достались трофеи. Врач 3-го ранга Альтшулер приобрел пистолет «вальтер», а уполномоченный особого отдела на память взял награду летчика – крест. Был ли это Рыцарский крест с дубовыми листьями - документы ответа на этот вопрос не дают.

По воспоминаниям Орлова, летчик сбил ХЕ-111, в других источниках указывается бомбардировщик Ju-88. Нам представляется, что это был «юнкерс», так как только он из фашистских самолетов мог подняться и лететь на высоте 8000 метров.

Это был третий таран из четырех совершенных летчиками 487-го истребительного полка под Воронежем.

Третьего января 1942 года, патрулируя вблизи города Боброва, командир звена старший лейтенант Анатолий Григорьевич Лукьянов, сбил тараном бомбардировщик Ju-88. 4 марта 1942 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Третьего июня 1942 года старший лейтенант Михаил Алексеевич Проскурин в районе села Боринские заводы (здесь позже таранит и Орлов) самолетом МиГ-3 сбил бомбардировщик. Награжден орденом Ленина.

Четвертого июля 1942 года командир эскадрильи лейтенант Константин Петрович Потапов в районе деревни Масловка таранил бомбардировщик. Награжден орденом Ленина.

Как видим, все летчики награждены высокими государственными наградами. Почему командир полка майор Михаил Фёдорович Куреш не представил Орлова к награде, выяснить не удалось, хотя подтверждение подвига в личном деле пилота хранилось.

Лишь только командир 907-го истребительного авиаполка особого назначения майор Диденко, представляя его к ордену Ленина, написал в наградном листе: «Произвел 146 боевых вылетов. В воздушном бою с противником-разведчиком типа Ю-88 уничтожил его путем тарана. Во время отражения массовых налетов противника на Курск 22 мая и 2 июня 1943 года, не щадя своей жизни, дрался с врагом, прикрывая своего командира. В бою с численно превосходящим противником лично сбил истребитель Фокке-Вульф-190 и бомбардировщик Дорнье Do-215 и Do-215 сбил в паре. Приказом №14/н от 30.08.1943 ВС Западного фронта ПВО Орлов награжден орденом Красного Знамени.

Меньше чем через год на груди летчика-истребителя засиял второй орден Красного Знамени. Им летчик отмечен за то, что провел 24 воздушных боя, в которых сбил лично семь и два в паре самолета противника.

В наградном листе говорится: «В боях с врагами Родины смел, дерзок. Проявляет исключительную настойчивость в уничтожении противника. В ночь с 8 на 9 июля 1944 года при отражении массированного налета авиации противника на железнодорожный узел и город Коростень летчик Орлов на фоне луны и освещенного САБами (советская осветительная авиабомба) неба заметил бомбардировщик ХЕ-111, направляющийся к городу. Несмотря на сильный ответный огонь, противник был сбит и упал в районе станции Ракомка Житомирской области. В ночь с 20 на 21 июля 1944 года, защищая небо города Минска, в лучах прожекторов Орлов атаковал бомбардировщик ХЕ-111 и, не дав ему сбросить бомбы, сбил его. Фашистский стервятник упал в районе поселка Заславль».

Его как опытного и удачливого летчика часто привлекают к охране от нападения фашистов с воздуха железнодорожных эшелонов и самолетов ЛИ-2, транспортировавших ценные грузы для фронта и перевозивших высшее командование Красной и Польской армий. На задания он летал вместе с лейтенантом Петром Павловичем Копейкиным. Все прикрываемые летчиками эшелоны и самолеты прибывали к месту назначения без потерь и своевременно.

Сыну Владимиру Орлов рассказывал, как после удачного полета за отбитые летчиками атаки истребителей врага член Военного Совета 1-го Украинского фронта Н.С. Хрущев наградил летчиков бутылкой трофейного французского вина.

Закончил войну он в городе Лансберге в Германии. В победном сорок пятом летчик женился на Александре Георгиевне, которая через год подарила ему дочь Антонину.

В 1947 году Орлова увольняют в запас, но он мечтает о небе. Пишет рапорты о восстановлении в армии. На пензенской земле родилась в семье Орловых вторая дочь – Мария.

Только через пять лет, благодаря проявленной настойчивости, Орлова возвращают в Воздушные силы. Работая старшим летчиком-инструктором Алексей Максимович ставит на крыло молодое поколение. Сотни летчиков научил летать опытный летчик в 771-м учебном авиационном полку в городе Каменка Пензенской области. В конце 1958 года капитан Орлов был уволен в запас.

Вслед за дочерями рождаются у летчика сыновья – Владимир и, самый младший, Алексей. Вся его дружная семья проживала в поселке Средний Пензенской области. Находясь в отставке, он работал в колхозе, разводил дома пчел, занимался хозяйством. И часто, заслышав гул самолета, с тоской смотрел на небо.

Сейчас многодетная семья Орловых еще больше разрослась. Появились внуки и правнуки. Все любят и чтут, и гордятся ушедшим от нас летчиком.