К 70-летию победы

Лариса Калюжная
ПИСЬМА С ФРОНТА

Моя мама всю жизнь бережно хранила дорогие ее сердцу пожелтевшие листки бумаги – письма с фронта ее брата, танкиста Николая Васильевича Чичигина. Он пропал без вести в самом начале войны. Последние два письма от него были датированы 31 августа 1941г.
Хранила мама и еще одно, переписанное ее рукой письмо от брата ее сокурсника, адресованное сестре. Оно было написано в День Победы, 9 мая 1945 года за полчаса до смерти…

Письмо Николая Васильевича Чичигина от 6 июля 1941 года:

Привет с фронта! Здравствуйте, дорогая мама и сестры Оля и Лида! Сообщаю, что я жив и здоров. Участвовал в первых боях первые 12 дней войны. Военные силы врага насыщены хорошей техникой. Приходится бить его по озверелой бесстыжей свиной роже не спустя рукава, а засучив их по локоть. Мама, разок я попал в окружение, так что насилу из его кольца вышел и жизнь моя была на волоске. Снаряды и пули свистели возле меня, но на сегодня, 6 июля в 8 часов вечера жив-здоров как и был раньше.
Сейчас нахожусь на кратковременном отпуске в местечке Сам-городок. Когда мы проезжали через села, жители встречали нас цветами и просили, чтобы мы быстрее отразили врага…
Мама, обо мне не тужи, своим печалием ничего не сделаешь. Если быть живым, то, значит, буду, если не быть, так стало быть, моя судьба такая.
С приветом, ваш сын, брат, Коля!

Письмо Николая Васильевича Чичигина от 31 августа 1941 года (маме):

Привет с фронта! Мама, прошу Вас, чтобы обо мне много не беспокоились и себя не расстраивали. Живите, работайте, как и прежде. А я был призван в армию учиться, чтобы бить врага. Время учебы прошло, а теперь наступил тот час, когда нам выпало счастье защищать нашу Родину. Будем бить фашистов и истреблять их до конца! Мама, я Вас заверяю: врага разобьем, победа будет наша. И надеюсь, что мы с Вами встретимся и будем жить на славу. Целую я вас, мама, Оля, Лида. С приветом, Ваш сын Коля.

Письмо Николая Васильевича Чичигина от 31 августа 1941 года (сестре):

Здравствуй, родная сестренка Оля. Шлю я тебе фронтовой братский привет. Сообщаю, что письмо твое получил 28.08.41г. Письму был безгранично рад. Сама знаешь: если кругом бьют снаряды, рвутся мины, раздается рев моторов, а в руках твое письмо. На минутку в мыслях перенесся на родину, домой. Оля, ты бы знала, как я читал твое письмо, каждое слово было слаще, чем ложка меда.
Дорогая сестра, а еще меня обрадовало то, что ты помогаешь колхозникам убирать лен. Это такой же ваш фронт трудовой, как и наш. Звероломный гнилой коварный фашизм, эта мразь грязная скоро будет уничтожена до конца и никогда больше не возродится, и ему +.
Мой адрес: Действующая Красная армия, почтово-полевая станция 76, п/я 15/6. Жду ответа.
Оля, получишь письмо – сообщи маме, а то, возможно, мамино письмо может где задержаться или еще что, а я о ней беспокоюсь, она, наверное, очень тоскует.

Письмо Сергея Моисеевича Пузыревича, адресованное сестре. Написано в день Победы (9 мая 1945 года),  за полчаса до смерти:

Дорогая сестричка! Завещаю тебе, как старший брат, все силы отдать учебе. Слушайся маму, помогай ей. Она отдала нам свою жизнь… Не давай плакать маме. Хотел жить, но, видимо, не придется. Вот сейчас за дверью палаты поздравления с Победой… Мечтал и я об этом дне. Физически я никого не могу поздравить с Победой, для достижения которой я отдал все свои лучшие годы, молодость, мечты и жизнь. Я люблю нашу великую Родину. Она именно такая, какая нам нужна, другой такой нигде нет. Умирать я не боюсь, как не боялся с первых дней войны нигде и никогда… Ты знаешь, как это случается: просто не хватает воздуха. Лежишь и чувствуешь, как приближается смерть – последние минуты жизни. У Пушкина есть замечательные слова:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять…
Так вот, за окном сейчас ласково светит солнце, веет ветерок. Только до меня им уже нет никакого дела… Я не верю, что проживу еще час. Спасибо медсестре, которая пишет это письмо. Планы мои сорвались, а были они так богаты, как богата наша страна. Прощай, сестричка! Не забудь же свою жизнь отдать Родине, свой труд – утешению матери. Смерть не страшна: я честно жил и воевал за свободу нашей великой Родины. Прощай, Родина! Прощайте, все мои родные…