О грехе осуждения

Протоиерей Артемий Владимиров
«Рассуждение есть добрая половина спасения», – слышим мы иногда от мудрых людей. Я бы сегодня хотел сказать: «Неосуждение есть вторая половина спасения». Действительно, человек, не имеющий в активе добрых дел, не осуществивший «души прекрасные порывы», но принципиально и сознательно воздерживающийся от строгого суждения, осуждения, охуждения окружающих, по неложному Божьему слову уже не судится. Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1), – убеждает нас Законодатель Христос. Не осуждайте и не будете осуждены.

Иные из наших собеседников, неправильно понимая слова Христа, запрещают себе какое бы то ни было суждение о человеке и его действиях, прячутся, словно страусы, от многогранной и не всегда дружелюбной по отношению к нам действительности.

Чем же суждение отличается от Богом не дозволенного осуждения? Греховно ли суждение как таковое? Отвечаю: суждение есть естественная способность  нашего ума – он размышляет, умозаключает, собирает впечатления о мире, взвешивает их в сердечной колбе, оценивает в свете нравственноно чувства и выдает «на гора» суждение, которое нам необходимо, как воздух, как свет, ибо это modus vivendi – образ нашего жительства.

Если застигнутые ночью путники не засветят фонарь, они рискуют выйти на обочину и свалиться в канаву. Лучи, которые исходят от светильника – это суждения нашего ума. Если эти суждения правильны и верны, мы обретаем поступательное движение, а если они взяты с потолка, искажены восприятием нашего сердца, рискуем набить много шишек.

Итак, судить о действиях ближних необходимо. Иначе как мы будем выстраивать с ними отношения? Особые полномочия здесь имеют родители, педагоги, священники – те, кто призван учить уму-разуму своих детей, воспитанников, духовных чад.

Если мать запрещает своему ребенку даже приближаться к человеку, который ведет себя предосудительно, говорит: «Это опасный человек, упаси тебя Бог сводить с ним знакомство», она нисколько не согрешает. У нее созидательные цели – она хочет оградить дитя от растления и для этого по достоинству квалифицирует безнравственные действия соблазнителя. Но она не осуждает его, не желает ему вечной погибели, а лишь желает, чтобы он держался подальше от ее милого бэби. Как русский народ учит: «Всех люби, от всех беги».

А Спаситель, обращаясь к людям, не хочет, чтобы они осуждали закосневших во грехе книжников и фарисеев – израильских священников, – но говорит: Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают (Мф. 23, 3). Замечательно евангельское отделение пшеницы от плевел: принимай человека в его лучших намерениях, видя его светлую сторону, а замечая его худые дела, осознавай, что он несовершенен, но осуждать поостерегись.

Когда наше суждение переходит в осуждение? Мне кажется, критерием является любовь, стремление принести человеку пользу. Любовь – забота о спасении его души, сострадание к нему, если он уклонился от пути собственного спасения и идет в противоположную сторону.

Бог не осуждает нас. …Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез., 33, 11) – говорит Господь. Если Сам Верховный Судия, имеющий право карать и подвергать прещению, не осуждает нас, но простирает нам с Креста Свои объятия, желая отвратить грешника от погибельного пути, то кто же мы такие, чтобы осуждать других?

Суждение переходит в осуждение, когда мы теряем сострадание, перестаем жалеть человека, уже не воспринимаем его как Богом созданную личность, но смотрим на него как на средство к достижению собственных корыстных целей, как на вредное животное, двуногое ядовитое насекомое, от которого нужно как можно скорее избавиться. Когда приносим человека в жертву собственным страстям: гордости, гневу, похоти, злобе.

Вот почему важно остерегаться явной или тайной холодности в общении с людьми. Так называемый деловой стиль общения предполагает и дежурную улыбку, и внимание продавца к покупателю, и готовность послужить пациенту. Однако эти правила хорошего тона, принятые в западном обществе, еще не гарантируют нам сердечного участия в судьбе ближнего.

Осуждение провоцируется тайной отстраненностью от человека: «Моя хата с краю», «Это ваша головная боль», «Это ваши проблемы», «Вы мне, пожалуйста, не жалуйтесь на безденежье и нездоровье, мне своих трудностей хватает», «Своя рубашка ближе к телу» – это не православный, не христианский образ общения с людьми.

Если я памятую, что ради моего собеседника Бог стал Человеком, что Кровь Иисуса Христа была пролита Им за каждого из нас, созданных по образу и подобию Творца, я не впаду в порок осуждения, даже если мне нужно сказать неприятные вещи и сказать их в лицо. Святые Отцы дают интересный совет: неприятные вещи говорить человеку с приятностью.

Действительно, начальствующий не может сквозь пальцы смотреть на огрехи подчиненного, мать не должна спускать дитяти разболтанное поведение. Старшие получили от Господа Бога право обличать, наставлять и исправлять младших. Но как это нужно делать, в каком духе?» Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости (Гал., 6, 1), – учит апостол Павел.

Упомянутая мною приятность есть не что иное как любовь, которая подыскивает правильные слова в общении с человеком, подлежащим сегодня выволочке и пропесочиванию. Не казнить, а миловать! Не унизить нравственное достоинство, но приподнять, пробудить совесть, помочь ей проснуться в случае небрежного отношения провинившегося к своему проступку или утешить его, когда он выказывает готовность исправиться и не повторять содеянных ошибок.

Не осуждать легко, важно только облечься в милосердие и любовь. Если мы преуспеем в этом, с наших уст никогда не сорвется слово осуждения.      
 
Попрание заповедей свое возмездие обретает уже на земле. Если ты словесно вырыл ближнему яму, будь спокоен, дружок, первым в нее скатишься ты сам. Вот почему, потирая ушибленный лоб или чувствуя на нем гематому, мы методом проб и ошибок приходим к русской пословице: как аукнется, так и откликнется.
В отношении осуждения и греха, в который мы впадаем, прежде чем слово осуждения сошло с наших уст, Исаак Ньютон вывел закономерность: действие равно противодействию. Если ты не хочешь, чтобы бумеранг деятельного греха ворвался в твою жизнь, поберегись осуждать в воображаемом этом же грехе своих ближних. Береженого Бог бережет.