О крещении взрослых

Протоиерей Артемий Владимиров
Дорогие мои соотечественники! Очень радостно, что в наши дни Святейший Патриарх привнес в церковную жизнь много интересного. В частности, он просит и молит, чтобы батюшки серьезно относились к крещению взрослых людей. Когда под своды храма приходят незнакомые люди, даже по их лексике можно определить, серьезно они настроены или нет. Например: «Батюшка, я бы хотел перекреститься». Вот это «пере» сразу указывает на то, что какая-то деревенская бабуся прислала молодца принять крещение, после которого он вернется к подмосковной пифии, и она будет ему говорить о дальней дороге, роковой блондинке и прочих несуразностях.

Поэтому сегодня совестливые пастыри уже не крестят взрослого заодно с младенцем, а употребляют все усилия, чтобы подготовить его к неповторимому событию, о котором, может быть, пели в старые добрые времена: «Один раз в год сады цветут». Ведь мы, входя под своды храма, чтобы принять крещение, ступаем на тропу собственного взросления. Мы приступаем не к бездушной процедуре, которую ввели в обиход благочестивые предки, но приближаемся к Тому, Кто нас видит, слышит, любит и простирает Свои руки, чтобы обнять заплутавшее, заблудившееся чадо, как это изображено на гениальном полотне Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Очень важно, чтобы до крещения наши глаза встретились с пресветлыми очами Господа Иисуса Христа. Невозможно приходить к крещению, если в сердце не зародилась искорка ответной любви к Искупителю, Который пришел в этот дольний мир, облекся в человеческое естество, дабы пролить Свою Кровь за спасение каждого из нас. Нет ничего страшнее равнодушия, индифферентизма, мертвенности сердца, когда в тебе нет ни Божества, ни слез, ни любви.

Если среди наших сегодняшних собеседников есть те, кто в советскую эпоху не был крещен, ничего страшного. Эту историческую несправедливость можно восполнить, но прежде чем вы узнаете обо всех условиях и обстоятельствах крещения, приобретете белую рубаху и нательный крест, нужно позаботиться, чтобы образ Христа запечатлелся в глубинах души. А это невозможно без слова Божия, без Евангелия. Поэтому необходимо на русском языке, если церковнославянский вам пока неизвестен, неспешно прочитать Евангелие от Матфея. Прочитать с детским доверием и открытостью сердца, может быть, с молитвой: «Господи, вдохни в меня веру живую, зрячую, горячую, дай мне крылья молитвы и любви, чтобы я, рожденный ползать, взлетел в небеса богопознания».
Кому-то эти слова покажутся вычурными; знайте, дорогие друзья, что христианство исполнено поэзии, а душа, имеющая светлые, чистые и добрые помыслы, выражает свои мысли таким же чистым и ясным языком.

Кстати, перед крещением нужно раз навсегда расстаться со словесными «блинчиками» и «оладушками». Не говорите, пожалуйста, что батюшка вам об этом не напоминал. Ненормативная лексика не проходит тесными вратами храма Божия. Антон Павлович Чехов не зря говорил, что в нас всё должно быть прекрасно: и одежда, и речь, и слово, а прежде всего – состояние души.

Таинство крещения предваряется присягой на верность царю и Отечеству. Мы живем в век нравственных перевертышей. По телевизору время от времени рассказывают об американских разведчиках, которые работали на Российскую Федерацию, или, не приведи Бог, о сынах Отечества, прикормленных Евросоюзом. Что это за двурушничество – и нашим, и вашим? У нас общие государственные секреты? Нет, русский офицер присягает на верность Родине один раз. Поэтому, дорогие друзья, будем готовы в таинстве крещения принести святые и страшные по их спасительной значимости обеты. По ним мы будем судимы на Страшном Суде. Есть Высший Суд, «он недоступен звону злата», тем паче зеленой «листве», уже доживающей последние времена. Я имею в виду разные валюты, которые бледнеют перед золотым российским рублем, рвущимся в мировой финансовый центр.

Но давайте не будем путать темы и вернемся к очень важной части крещения – крещальным клятвам. Вы встанете лицом на запад – я сейчас обращаюсь к своим некрещеным друзьям – и взглянете на то место, где заходит солнце. Место это отождествляется с пребыванием падшего духа, диавола, который, как вы знаете, не аллегория, не плод воображения Лермонтова и Гете, а самая что ни на есть реальность – первый революционер, сверженный с неба копьем консервативно настроенного архангела Михаила.

И священник спросит вас: «Отрекаешься ли от сатаны и всех падших его ангелов?». От контактеров, неопознанных летающих объектов, от всех темных дел, от гордыни своей. Что вы на это ответите? «Ой, мне страшно, я еще не созрел, чтобы сделать вызов всей мировой тьме, а там, наверное, и  меньшинства всякие – не национальные, а эти самые, серо-буро-малиновые.» А вот «взявшись за гуж, не говори, что не дюж», «назвавшись груздем, полезай в кузов». «Поэтом можешь ты не быть, христианином быть обязан». Поэтому, созерцая всю палитру страшных общественных грехов, на вопрос священника: «Отрекаешься от сатаны?» должен ответить: «Отрекаюсь».

Сказано – сделано. «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Так отрежь, чтобы уже никогда не участвовать в делах мировой тьмы. «Дунь и плюнь на него». И тут, дорогие мои интеллигентные слушатели, вы должны будете сделать то, что абсолютно предосудительно в светском формате. Плеваться некрасиво, неприлично, недостойно образцового жителя столицы. А вот здесь и достойно, и желательно, потому что этот ваш плевок – мистический акт. Пронизывая всю поверхность земли, он входит в инфернальную область и бьет диавола огненной стрелой, повергая его в конвульсивную дрожь.

Он нам этого не простит, но мы и не просим у него прощения. Здесь, товарищи, толерантность неуместна. Рази врага. «Ура! Мы ломим, гнутся шведы, и близок, близок час победы!».

Затем поворачиваемся с облегчением к востоку, где восходит солнце, взираем на икону Иисуса Христа, Который с любовью, строго, пристально смотрит, испытывая глубины нашего сердца.

– Сочетаешься ли со Христом и Церковью Его, ибо они суть нераздельны – Глава и Тело?».
– Сочетаюсь.
– Веришь ли Ему?
Дорогие друзья, что за форма личного местоимения – «Ему». Вспомним программу третьего класса: кому, чему – дательный падеж. Значит, мы призваны отдать себя Богу. Уверовать в бытие Божие хорошо, но этого еще мало. Надо веровать Христу, служить Ему, приближаться к Нему душой и телом. «Верую Ему как Царю и Богу».   

Видите, демократическая мысль не работает. Премьер-министр и президент тоже крещены и тоже когда-то говорили: «Верую Христу как Царю и Богу». Ибо Он Монарх, Монарх самодержавный, вечный, и Царству Его не будет конца! Посему мы, как верноподданные, присягаем Христу Спасителю, зная, что в крещении получим от Него силу, необходимую и достаточную для того, чтобы исполнять вечный нравственный закон, чтобы исполнить прекрасный призыв Владимира Владимировича… Маяковского: «Светить всегда, светить везде – вот лозунг мой и солнца».

Если вы думаете, дорогие друзья, что мы уже исчерпали тему подготовки к крещению, то это не так. Мы лишь затронули малую часть всего важного, что вы должны будете самостоятельно изучить, взяв соответствующие пособия. Они теперь есть в каждом храме.

В храме Всех Святых Алексеевского монастыря вы найдете книжечку «Семь слов о таинствах», из которой узнаете, что в крещении Бог прощает все наши грехи. Заблаговременно их нужно исповедовать в присутствии батюшки. Узнаете о Миропомазании, посредством которого батюшка кисточкой помажет миро на вашем челе, устах, сердце. Вы будете причастны силе, интеллекту, в вас раскроются различные таланты: слова, общения с людьми. Новокрещеные христианки вспомнят  секреты русской кухни, новокрещеные молодцы смогут без подготовки оседлать коней.

Словом, ждем вас, дорогие друзья! Надеемся, что для многих из вас воспринятое с верой и любовью таинство Крещения станет началом служения Матери Церкви и Отечеству.