экзамены по литературе от 29. 04. 2015г

Вера Сергеевна Мещерская
1. Цикл лекций М.Константини был , пожалуй, самым интересным из прослушанных в этом году. Подробное изучение попыток построения идеального мира со времён античной Греции как никогда актуально. Нет, новые революции миру не грозят, сейчас как раз все страны пытаются построить по-настоящему демократическое общество, согласно конвенции ООН о правах человека. Об ООН, как в некотором роде утопической идее, вскользь упоминали в период обсуждения лекций, особенно последней, когда бОльшей частью говорили об ушедшем не так давно ХХ веке, когда удалось реализовать большинство утопических идей, особенно в одной отдельно взятой стране – России.
   Можно только бесконечно удивляться проницательности Е.Замятина, насколько он предвидел многое. С математической точностью рассчитал он все ходы, как шахматную партию. М. Константини упоминал в своих лекциях роман В.Набокова «Дар», как утопию, но роман Е.Замятина «Мы» отчасти сродни с другим романом В.Набокова – «Защита Лужина», где вся жизнь рассматривается как шахматная партия. Герои романа «Мы» напоминают именно шахматные фигуры: каждая в своей клетке, у каждой свой ход, но в шахматах бывают чудеса – пешка может стать королевой.   Герои утопических городов часто , являясь пешками в игре благодетелей», сталкиваясь с чудом в своей жизни, непременно хотят позиции ферзя так или иначе. Чудо, происходящее с человеком, всегда личностно, самым важным чудом в жизни человека является любовь, именно она по словам Н.Бердяева «личностна, неповторима, направлена на единственное существо»… Конфликт, приводящий утопию к антиутопии, в частности в романе Е.Замятина «Мы» начинается именно с любви. А что же такое любовь? Многие учёные ломали голову над определением этого понятия. Ближе всех к Истине, на мой взгляд, был древнегреческий учёный. Язычники Эллады часто прозревали Истину, потому, как мне думается, их творения и сохранились в веках. Так вот, древнегреческий философ Аристотель первым вывел силлогизм: «Бог есть любовь». Потом об этом скажет и Библия.
   Героям романа Замятина предложили удалить фантазию». Смешной парадокс: утопия описывает именно фантастические элементы (хотя, как можно было почерпнуть из лекции М.Константини, древние греки именно историю называли фантазией!), таким образом, утопия противоречит сама себе и превращается в антиутопию.
   Утопические города бОльшей частью опирались именно на физические особенности людей, забывая о духовных. Платон в своём «Государстве» пытался выделить «профессиональную» индивидуальность, но человек, как личность, способен овладеть и несколькими профессиями одновременно. Замятин рассмотрел проблему утопического города наиболее полно, что не удивительно. Помимо того, что он был талантливым инженером, он получил и неплохое духовное образование. В одном из его ранних рассказов можно прочесть о жизни полоумного деревенского парня, ведущего абсолютно бездуховный образ жизни, наслаждаясь в этой жизни всеми телесными удовольствиями. Он чувствует себя вполне счастливым, может даже как блаженный, но почему-то при чтении рассказа его образ больше отталкивает читателя. Это ведь скорее скотский образ жизни, чем человеческий. А что есть образ человеческий, как не подобие Божественного Образа?... посему всякая мечта об идеальном обществе не что иное, как попытка «устроить Рай на земле» – Ветхозаветное искушение: «Будьте как боги». Лично мне утопический «Город Солнца» Т.Кампанеллы напомнил царство антихриста из Апокалипсиса…
   Сейчас много говорят о демократии, о правах человека. А что есть право? Возможность человека, закреплённая юридически. Но, говоря о правах, всё время забывают об обязанностях. Только это уже дело совести. А что есть совесть? Наука здесь не даст определённого ответа. Зато Святые Отцы утверждают, что совесть – это Голос Бога в человеке.
   М.Константини говорил в частности об афинской демократии, прослужившей примером создания очень и очень многих реальных государств.  Власть народа может и не так плоха. Но кто правит народом? Если взглянуть на нынешнюю картину мира, то страны с наиболее высоким уровнем жизни, как например, Великобритания, Норвегия, Швеция и т.п.  – это монархии. Т.е. страны, не отказавшиеся от непосредственной власти Бога. Монарх – всегда Божий помазанник. Каким бы ни был дофин Карл, но именно его по Божественному Промыслу чудом привела в Реймс для коронации неграмотная пастушка.


2. Роман Сирано де Бержерака Савиньен «Государства и империи Луны» является примером научной фантастики и с элементами Фэнтези. Данный для анализа отрывок начинается именно со сказочной интриги, что автор не хочет описывать свои удивления, но сразу говорит. Что его окружают чудеса. Т.е. элемента некоторой сказочности не отрицает. Другое дело, что ему как учёному хочется объяснить некоторые чудеса. А именно, он по-своему пытается объяснить Библейский сюжет о Древе познания. Его всё время волнует переход физического тела в иную ипостась с возможностью перемещения как в пространстве, так и во времени. Так происходит и со змием, поглощённым и вышедшим в виде пара. И тут же герой узнаёт от «патриарха» некоторые «подробности» библейского мифа: змей был наказан за искушение человека вхождением в него. Сразу вспоминается множество сказок и легенд о драконах, в частности житийная легенда о Святом Георгии, победившем змея. .. многие фольклорные сюжеты призывают бороться со змеей внутри себя (азиатские сказки о драконе, европейские сказки и легенды, которые в русской литературе воплотил Е.Шварц в своей пьесе).
Абсурдность мышления Сирано в данном случае очевидна для верующего христианина, который читает в молитве перед Причастием: «И гнездящегося во мне змия укроти!»
Но Сирано тут же объясняет местонахождение этого «змия» - « вы называете это кишками». Отчасти он прав. Так как самые вредные микробы зарождаются именно в желудочно-кишечном тракте. Про сложную микрофлору кишечника и сейчас говорят немало.
Змей всегда может вырваться из тела человека. Это вполне объяснимо. Как состояние греха, в который время от времени впадает человек. Так было в Ветхом Завете, Новый Завет подарил жизнь вечную через Таинство Евхаристии.

       Насчёт желудка Сирано как учёный не ошибся. Чревоугодие – один из смертных грехов и последствия его для организма, мягко говоря, не очень хороши. И желчь внутри человека учёный Сирано считает адом. Уже в те времена медицине было известно, что может сделать разлившаяся в организме желчь. И даже в наше время желчный пузырь не операбелен.
     Но Сирано, отчасти внутренним чутьём поэта, отчасти познанием учёного пытается осязать человеческую душу…
   Спустя много веков другого учёного, врача… и святого подвижника свт.Луку Войно-Ясенецкого в застенках Лубянки спросили: «Батюшка, Вы же столько операций сделали, столько трупов вскрывали, а душу ни разу не видели. Как же можно в неё верить?» На что Святитель только усмехнулся, что он и мозг вскрывал, а ума там не видел… Значит, подлинная вера опирается не только на физические явления и научные факты.
    Далее в приведённом отрывке  Сирано приходит к выводу, что


Из всех этих размышлений по данному отрывку можно сделать вывод, что именно вера в Сирано была слаба, но он упорно пытался усилить её, объясняя по-своему библейские сюжеты. Так часто поступают дети, по-своему объясняя непонятное. Так что роман С.де Бержерака Савиньен «Государства и империи Луны и Солнца вполне можно внести в круг детского чтения наравне с произведениями Дж. Свифта и Э. Распэ.