Наши победят!

Александр Молчанов 4
Дедушка скончался в оккупированном Ростове ровно за месяц до освобождения города.
Жители ничего не знали и не могли знать о реальном положении дел на фронте.  Дни их текли так же, как всегда в течение этих последних месяцев – монотонно, серо, голодно, подавлено, словом, – выживали люди.
 На барахолку было снесено всё, что представляло хоть какую-нибудь ценность. Невозможность достать даже простейшие лекарства рождала в людях уже немолодых и по-настоящему страждущих чувство неотвратимо приближающейся развязки.

Какой она будет?
На этот вопрос, задаваемый самому себе, мой изрядно ослабевший к этому времени от болезни дед – бывший «белый» офицер, а затем «красный» комиссар – отвечал без тени сомнения: «НАШИ ПОБЕДЯТ! Они очень скоро возьмут Ростов, потом Киев, Минск, дойдут и до самого Берлина. Верь мне, Лёля…»

И бабушка верила.
Она продолжала верить и в тот день, когда по морозному снегу везла на салазках тело деда к городскому кладбищу.
Помощником бургомистра города было по-немецки аккуратно выписано TODESSCHEIN –  свидетельство о его смерти на немецком (!) языке (в скобках - русский перевод) за номером 56, а один пожилой фриц, попавшийся в то январское утро на бабушкином пути, даже тайком отдал честь похоронной «процессии».

Они верили... хоть далеко не все дождались тех светлых дней, быть может, самых счастливых дней их жизни. Но они верили…
 
Эта ВЕРА теперь уже таких далёких от нас, но очень дорогих, близких нам людей не может кануть в небытие. Так не бывает! Она осталась где-то глубоко в наших генах и, надеюсь, обязательно проявится  во внуках и правнуках, которые, пусть и не при столь драматичных обстоятельствах всегда будут говорить: «НАШИ ПОБЕДЯТ!»