Одесские небылицы. Пожар в ТАСС

Алексей Горшков
В тихий летний день, на тихой одесской улочке, на старых стульях из красного дерева, стоящих у старого домика с крышей не то из красного дерева, не то из черепицы, тихо  сидели два старых еврея, Айзик и Янкель, уже хорошо известных читателю, и говорили за жизнь.
Как всегда, за жизнь говорил Янкель, а Айзик, как всегда, изображал из себя идиота и задавал глупые вопросы. Правда однажды, Айзик и сам рассказал Янкелю умную смешную историю за умного говорящего попугая, но Янкель нашел эту историю дурацкой, а может даже и идиотской, и с тех пор Айзик больше не рассказывал никаких историй за жизнь, а лишь слушал умные истории Янкля и задавал глупые вопросы.
«Айзик, ты знаешь, шо такое тасс?» - спросил Янкель.
«Янкель, за последние 60 лет ты так привык считать меня идиотом, что сам стал задавать мне идиотские вопросы, раз решил, шо я не знаю шо таке таз!»
«Айзик, я почему то не уверен, шо ты знаешь, шо таке тасс...» - скептические произнёс Янкель.
«Если хочешь знать, Янкель, у моей Сонечки целых три таза! В одном она держит грязное бельё; в другом я иногда мою ноги, а в третьем, моя Сонечка иногда варит варенье, шоб ты знал!» - сказал Айзик.
«В каком ты моешь ноги, Айзик? В том, шо Соня варит варенье?» - ехидно спросил Янкель.
«Я же тебе ясно сказал, шо Сонечка варит варенье в третьем тазе, а  ноги я мою во втором» - добродушно сказал Айзик.
«Айзик, тебе не надоело строить из себя идиота? Я тебя не за тазик спрашиваю, в котором ты моешь ноги, а твоя Сонечка варит варенье, а за тасс, а это, шоб ты знал, две больших разницы!» - сказал Янкель.
«Шо то я не понимаю за шо ты говоришь, Янкель» - сказал Айзик.
«Я говорю за тасс, за телеграфное агентство советского союза!
«А... Ну так бы сразу и сказал! А то шо ты пристал ко мне, в каком тазе я ноги мою?»
«Ну ладно, Айзик, я расскажу тебе интересную историю за тасс, как он чуть не сгорел, и всё из за Соломона Шапиро. Ты знаешь, Айзик, кто такой Соломон Шапиро?»
«Ха! Ну конечно знаю, Янкель! Кто же в Одессе не знает Соломона Шапиро? Да его каждая одесская собака знает! Никто в Одессе не чистит обувь лучше Соломона Шапиро! А ты спрашиваешь, знаю ли я Соломона Шапиро?!» - воскликнул Айзик.
«Я о другом Соломоне Шапиро говорю. О московском, шо в тассе журналистом работал» - сказал Янкель.
«Аи шо ты тогда меня пытаешь за нашего гуталинщика Соломона Шапиро?» - удивился Айзик.
«Аизик, я тебя не спрашивал за одесского гуталинщика Соломона Шапиро. Ты сам мне про него сказал, а я тебя о нём не спрашивал! Я же спрашивал за московского журналиста Соломона Шапиро, а это две больших разницы!» - сказал Янкель.
«Ну хорошо, Янкель. Рассказывай за московского Соломона Шапиро» - сказал Айзик.
Янкель принял позу рассказчика и начал свой рассказ, который он, собственно говоря, начал ещё четверть часа назад, но который таки ещё и не начал.
«Это было в самом начале 60-х годов. Американский корреспондент Генри Шапиро проходил мимо здания тасс и увидел, шо из нескольких окон четвертого этажа валит черный дым. Американец подбежал к дверям здания и стал стучать в дверь. Никто не отворил и не ответил, потому что было воскресенье. Тогда американец побежал к телефонной будке, тогда Айзик ещё не было мобильников, и позвонил в тасс. Номер телефона он конечно знал! Долго никто не отвечал на звонок. Наконец, трубку снял Соломон Шапиро, он был дежурным по тассу, но как раз немного задремал, а потому так долго не снимал трубку телефона. Ну вот, снял Соломон трубку и говорит, как положено: «Дежурный по тасс Соломон Шапиро слушает», А американец, как услышал живой голос, так сразу и закричал: «У вас в здании пожар!» А Соломон, как положено, спрашивает: «А кто говорит?». Американец в ответ: «Шапиро». Ну Соломон Шапиро,разумеется решил, шо над ним шутит какой-то идиот, и бросил трубку. А здание всё горит. Тогда американец, этот Генри Шапиро, позвонил в Нью-Йорк и сообщил, шо в Москве горит здание тасс, а русские трубку бросают. Тогда американцы прям из Нью-Йорка отправили в Москву срочное телеграфное сообщение, шо мол у вас тасс горит на четвертом  этаже! Это сообщение получил дежурный по тасс Соломон Шапиро. Соломон побежал на четвертый этаж и видит, шо тасс горит! «Значит тот Шапиро, который звонил, говорил правду», -подумал Соломон Шапиро и побежал вызывать пожарных. Вот так американский Шапиро спас московский тасс от пожара, а самого Соломона Шапиро от больших неприятностей. И ты знаешь, Айзик, с тех пор в тасс шутка появилась за это происшествие: «Два мира — два шапира!»
«Интересная история. А здание не сгорело?» - сказал Айзик.
«Ну я же сказал, что Соломон Шапиро побежал за пожарными!» - воскликнул Янкель.
«Ну да сказал. Но ты не сказал, добежал ли Соломон Шапиро до пожарной части? Приехали на пожар пожарные? И потушили они здание или нет? А это ведь две больших разницы!» - глубокомысленно сказал Айзик.
«Ты неисправимый идиот, Айзик, и сегодня я больше тебе ничего рассказывать не буду», - сказал Янкель и сменил позу рассказчика на расслабленную позу усталого, старого одесского еврея, отдыхающего возле своего дома на стуле красного дерева.
08.05.2015 АГ