Мамулин сынуля

Карин Андреас
(Джорджо де Кирико. Неопределенность поэта  http://www.amolenuvolette.it/root/image/)

Несколько лет я обучала компьютерным программам всех желающих – давала частные уроки. В начале среди учеников были только школьники - взрослые стеснялись обращаться с просьбой научить их работать на компьютере. Со временем компьютеры стали доступнее. Умение работать на компьютере стало необходимым условием при поступлении на работу. То же требование предъявлялось и к уже работающим. Часто ко мне обращались бухгалтера старше 60 лет.

Я неоднократно убедилась в том, что возраст не имеет значения. Если человек хочет научиться чему-то новому, возраст не помеха.
Кто хочет - найдет возможность, кто не хочет - найдет причину. Это высказывание верно и в данном случае.
Среди моих учеников - две женщины 65 лет, женщина и двое мужчин 75 лет, а самому старшему из учеников – Павлу, 84 года. Павел самостоятельно освоил компьютер и интернет, а ко мне обратился с просьбой научить его фотошопу.

Люди по разным причинам приобщились к компьютеру: кто-то мог лишиться рабочего места; кто-то понял, что компьютер поможет быстрее и качественнее выполнить работу; кто-то нашел высокооплачиваемую работу в возрасте 65 лет - так что возрастной ценз в некотором смысле сильно преувеличен.

Звонивший потенциальный ученик задавал стандартные вопросы. Всех интересовала длительность, стоимость и место проведения курса. Занятия я проводила там, где было удобно ученику: у него на работе или дома – если есть компьютер, иначе – у меня.

Однажды я столкнулась со странным мужчиной. При весьма коротком общении, я поняла причину его необычного поведения.

Возможно, читателю знакомо выражение: «плоха та мать, которая не довела сына до пенсии». Судьба мне предоставила возможность познакомиться с таким сынулей.

Однажды летним вечером мне позвонил мужчина.
- Мне нужно срочно научиться работать на компьютере. Мне нужны лишь самые необходимые навыки. Я работаю бухгалтером. Если не научусь, могу лишиться работы. Мне 65 лет, я осилю компьютер?
- Да, возраст не имеет значения.
- Я смогу заниматься лишь вечером после работы.
- Сейчас лето и светло до десяти часов вечера. Вам удобно на вашем рабочем месте?
- Нет, нет, что вы!
- У вас есть компьютер?
- Зачем вам?
- Иначе вы будете приходить ко мне. Я ведь не по телефону веду уроки. Где вам будет удобно?
- А.а.а, да, конечно, у вас наверно.
- Запишите адрес.
- Я по адресу не найду.
- Вы приезжий?
- Я здесь родился.
- Тогда я могу вас встретить у памятника – его все горожане знают.
- Как к вам приехать?
- В каком районе вы живете?
- Зачем вам? – испугался мужчина.
- Я хорошо знаю город и объясню каким транспортом сможете приехать.
- А.а.а, хорошо.
- Как вас зовут? И скажите ваш номер телефона.
- Меня зовут, - после некоторого замешательства, - Эдуард. Зачем вам мой номер телефона?
- Всякое случается, если мне придется перенести урок, я смогу вас предупредить. И не забудьте тетрадь. Желательно, чтобы вы записывали всё, что я буду объяснять.

Мужчина пришел к условленному месту вовремя, с тетрадью в руке. Выглядел моложе 65 лет, ухоженный, аккуратный, симпатичный лицом, невысокого роста.
- Я назвался чужим именем, - признался сразу, - меня зовут Армен.
- Почему? – пришла очередь удивиться мне.
- Зачем вам мое имя?
- Я ведь должна как-то к вам обращаться. Вас называть просто мужчина?
- Нет, конечно, вы правы, – и зачем-то добавил, - после смерти мамы я живу один.

Дверь в квартиру я открыла своим ключом.
- Дома нет никого? – удивился или испугался мужчина.
- В данный момент нет, придут попозже.

Я его посадила у компьютера и села рядом.
- Работать будете вы, я буду объяснять, что делать. Пожалуйста, все записывайте.
- В моем возрасте можно научиться?
- У меня были ученики старше вас. Они работали и продолжают работать, теперь зная компьютер. Возьмите мышку в руку и сами выполняйте все действия, иначе не научитесь. Это ведь не история, чтобы вам просто рассказывать.
- Вы мне расскажите немного о компьютере.

Рассказывая об устройстве и назначении компьютера, я заметила, что он не слушает меня. Мужчина чувствовал себя некомфортно - все время озирался, словно боялся чего-то. С подобным явлением я столкнулась впервые.
- Я еще не решил, буду ли я учиться, - сказал несколько нервно, - когда решу, позвоню вам.
Ушел быстро будто боялся, что за ним будут следить.

Можно подумать, что у него мания преследования. Но если вспомнить его фразу: «...после смерти мамы я живу один», вырисовывается совсем другая картина.

Жила женщина мечтающая о сыне и родила его для себя. Она была очень заботливой матерью. Даже чересчур заботливой. Оберегала его от всего и всех вокруг. Не удивлюсь тому факту, что у него никогда не было друзей и девушки. Мама заменила всех. Она его холила и ухаживала, как могла. Устроила к себе на работу бухгалтером. Возможно, близко от дома. Здесь особо учиться не нужно – кто-то по ходу обучил его азам бухгалтерии. Так рядовым бухгалтером сын проработал до пенсии. Пока мама была здорова, все заботы о семье и доме она брала на себя. Почувствовав, что слабеет, научила сына всему необходимому.

Наверное, друзья и родные той женщины пытались женить сынулю. Но мамочка не хотела делиться своим счастьем ни с кем и всегда находила недостатки у претендентки на роль жены его единственного и горячо любимого сына: некрасивая или плохой характер. С возрастом характер мамы испортился, и она запугала сына: каждая девушка или женщина норовит женить его на себе и прописаться в их квартире. Не удивлюсь, что она умирала с мыслью, что какая-то женщина завладеет ее сокровищем.

Теперь в каждой девушке и женщине он видит угрозу своей свободе: назвался чужим именем, боялся назвать район в котором живет, а номер, якобы его телефона, скорее всего случайный набор цифр. Видимо, мужчина боялся, что я стану его искать в том районе, зная имя.
Сынуля вырос в полной изоляции, пугливый и недоверчивый ко всем. Знает ли он город, в котором живет? Или только те места, куда мамочка водила его за ручку?
Живет ли он или существует?