Удивительное рядом

Екатерина Волкова 5
Субъективные заметки.

30 апреля, накануне своего дня рождения, моя родственница и подруга собралась к маме в Житомир на свою историческую Родину.
Замуж за моего двоюродного брата она вышла сто лет назад, когда я еще киндером была. Родила двух прекрасных мальчишек, у которых сегодня самих по двое деток растет, а когда СССР развалили, она, разумеется, осталась при муже в Москве и взяла российское гражданство. Но каждый год, минимум с мая по октябрь, она проводит в Украине, со своей старенькой, нуждающейся в уходе матерью.
Не буду писать об ее отношении ко всей той хрени, что творится ныне с братским украинским народом, просто расскажу забавный в кавычках случай с последним путешествием.
Когда поезд пересекал российскую границу, выяснилось, что жена брата по ошибке взяла старый зарубежный паспорт, а так как мы теперь в бывшую свою провинцию ездить должны по заграничному паспорту, наши пограничники сразу поставили ей это на вид. Она сослалась на то, что де в старом паспорте стоит же отметка, что новый выдан. А пришлют новый по почте или с оказией какой. Да и едет же она с родной сестрой, на РОДИНУ. Не могут ее там не пропустить! Российские стражи пошли горемыке навстречу.
А вот украинские ребята подругу мою завернули. Причем аргумент про РОДИНУ взбесил их особенно. "Это теперь не ваша родина",-процедили презрительно, намекая, что продалась она за москальские калачи. Сестру, пытавшуюся все исправить, слушать вообще не стали. Но в данном случае судить пограничников нельзя: работа у них такая. Паспорт- главный документ гражданина. Они полное право имели не пропустить.
Ссадили бедолагу ( а,к слову, ей 61 год) на каком-то полустанке, где продержали 4 часа...вместе с несколькими десятками таких же ссаженных. Полагаете, у них тоже не было паспортов? Или они везли что недозволенное? Ничего подобного. Придирались ко всему:у одного нет приглашения, у другого цель визита не у казана, у третьего эта цель неверно сформулирована. Люди пытались возражать, что едут к родителям(родственникам, к себе домой, к детям, к женихам-невестам и так далее), но их никто не хотел слушать. Один мужчина взбесился и наотрез отказался ждать обратный транспорт до Бреста, в сердцах сказав, что будет как-то пробираться обходными путями. В ответ услышал, что тогда его попросту...пристрелят. "Что вы думаете себе? У нас военное положение!"
Стойкие пограничники отважно стояли против попыток дать взятку, против угроз и оскорблений, против слез и заверений, что денег на обратную дорогу нет.
Людей сгрузили "у незнакомого поселка" на станции, где не было ни буфета, ни медпункта, ни мест для сидения достаточных. У родственницы - сахарный диабет,ей нужно по часам принимать лекарство и есть что-то. В панике и спешке она отдала свои вещи сестре, чтобы та везла их к месту назначения. Про таблетки и еду не подумала. К тому же, никто не предполагал что "нарушителей" продержат в резервации более четырех(!) часов. Прихватило ее не на шутку. Хорошо еще яблоко и хлебец в сумке завалялись,хорошо, что хоть воды можно было из-под крана попить...Но на нервной почве у нее, жесткого ревматика, еще и спину прострелило. И, по собственному ее выражению, все 4 часа простояла она, как пришлпиленная бабочка, плотно прижавшись спиной к стене.
Некоторые до последнего пытались все как-то уладить, прорваться через пограничный кордон. Люди были самые разные: женщины, мужчины, дети - совсем не тянущие на пособников русских захватчиков. Но всех посадили в автобус (спасибо, что не этапом погнали!) и отправили в Брест, где бедняги купили билеты (обратный,само собой, пропал) и попылили в Москву. Большинство словами Чацкого клялось:"Сюда я больше не ездок". У моей подруги-родственницы вариантов нет. В Житомире ждала больная старушка-мама. Поэтому 2 мая, в день своего рождения, она снова отправилась пытать счастья. Слава богу, на этот раз обошлось. Хотя из ситуации она сделала вывод, что совершенно невозможно предугадать, к чему могут придраться в следующий раз ее соотечественники. И что ее Родина больше ей не родина. И еще поняла, что в конфликте двух некогда братских республик страдают простые люди, отделавшиеся на этот раз легким испугом: подумаешь, попали на испорченный отдых и деньги за дорогу! Не убили же, в конце концов! Не засадили как нарушителей в тюрьму...
В удивительное время мы живем!
Я, коренная москвичка, уже давным-давно чувствую себя гостьей столицы в родном городе: столько здесь приезжих из тех самых "бывших братских". Я не слышу русской речи на улицах и в транспорте. Бывшие эсэссровцы, едва приехав в Москву, устраиваются каким-то чудом на хорошую работу ( в то время как москвичи тщетно стучатся в закрытые двери учреждений), обзаводятся квартирами и прочими маленькими приятными вещами. На нас, местных, смотрят, как белые смотрели на индейцев в Америке.
У меня корни, так сказать,интернациональные,столько кровей намешано - ахнешь! И растили меня в идеологии не националистической, напротив! Дед часто говаривал, что нельзя судить о нации по негативным чертам отдельных групп."Есть немцы, а есть фашисты. Есть поляки, а есть шляхта. Есть русские, но есть быдло. Есть украинцы, но есть и хохлы. Есть евреи, а есть жиды." Изменились ли мои взгляды? Пожалуй, нет. Но в условиях, когда Россия пытается со всеми дружить, а страны СНГ с ней - нет, очень сложно оставаться не националистом! Порой так и подрывает сказать новым москвичам из Украины, Белоруссии, Киргизии, Армении, Азербайджана и т.д.: "А не пошли бы вы все!..на историческую родину!"

Екатерина ВОЛКОВА.