Друг ты мой, товарищ Пимен

Николай Шатохин
«Друг ты мой, товарищ Пимен…»

В последней книге трехтомного собрания сочинений Сергея Есенина это имя упоминается дважды. На странице 308 читаем:
«П.И. Карпову (дарственная надпись на фотографии). Друг ты мой, товарищ Пимен. Кинем мы с тобою камень в небо, кинем. Исцарапанные хотя, но доберемся до своего берега и водрузим свой стяг, а всем прочим осиновый кол поставим.
16 июня 1916 г. Сергей Есенин».
В письме С. Есенина к известному некогда поэту Н.А. Клюеву от 1916 года находим слова:
«За последнее время вырезок никаких не получал. Говорил мне Пимен, что видел большую статью где-то, а где не знаю».
Пимен Иванович Карпов, судя по этим и другим источникам, являвшийся близким человеком «знаменитому поэту земли русской», - наш земляк, уроженец с. Турка Амонского сельсовета, автор таких произведений, как «Говор зорь», «Верхом на Солнце», ставших библиографической редкостью, и вышедшей сравнительно недавно – в 1956 году – в издательстве «Советский писатель» автобиографической повести «Из глубины». Родился он в 1886 году в семье бедняка. Нищенскими были его детство и отрочество. Первая проба пера в «Курском вестнике» окрылила юношу и он отправляется в Москву, чтобы учиться писать, просто учиться грамоте. Недружелюбно, по словам писателя, встретила его вторая столица, и только Петербург с его революционно настроенным рабочим людом, встречи с большевиками, а позже с Максимом Горьким дали душевное удовлетворение. Он берется за большой роман. Здесь, в Петербурге, и происходит знакомство Карпова с Есениным.
Еще известно, что через некоторое время после Октябрьской революции наш земляк переезжает в Москву, где жил вплоть до своей смерти в 1963 году. Последней волей П.И. Карпова была просьба похоронить его в родной деревне Турка, что и было сделано.
Пожалуй, это всё, что известно о человеке, осчастливленном дружбой двух величин литературы С. Есениным и М. Горьким.
Пимен Иванович неоднократно бывал на своей родине, приезжал он незадолго и до своей кончины. О встречах с писателем до сих пор тепло вспоминает его друг, житель Амони, Михаил Харлампиевич Раков.
В настоящее время юные следопыты Амонской 8-летней школы ведут большую работу по сбору материалов о своем земляке. Обо всем, что им удастся узнать нового, мы постараемся рассказать читателям.
15 января 1972 года.





Новые подробности о писателе-земляке

Наверное, все, кто внимательно следит за районной и областной газетами, заметили публикацию, озаглавленную «Друг ты мой, товарищ Пимен…» В «Заре Октября» (прежнее название хомутовской районной газеты. – Н.Ш.) она напечатана в номере за 16 января, в «Курской правде» - за 10 марта этого года. Напомню кратко её содержание. В трехтомнике Сергея Есенина, вышедшем как приложение к журналу «Огонёк», дважды упоминается имя Пимена Ивановича Карпова. Благодаря следопытам Амонской 8-летней школы удалось установить, что писатель Карпов - наш земляк, уроженец с. Турки, автор нескольких повестей и романов. Умер писатель в 1963 году. Выполняя волю покойного, похоронили его на родине. Союзом писателей на могиле установлен памятник.
Буквально на днях я встретился с племянницей Карпова Лией Александровной Цукановой, работающей в Калиновском сельхозтехникуме.
- Встречаться с дядей, - рассказала Цуканова, - мне пришлось не раз во время поездок в Москву и его почти ежегодных наездов в Турку и Колячок, где одно время жила наша семья. Карпов любил Курский край, любил его людей и природу. Я знала Пимена Ивановича как внимательного и доброго человека, интересного собеседника. Наши разговоры нередко затрагивали литературные темы. В его квартире в Москве на видном месте висел портрет Сергея Александровича Есенина, подаренный ему в 1916 году поэтом. Ящики стола были заполнены перепиской.
Из воспоминаний, которыми делился Карпов со мной, я узнала и следующую подробность его биографии. Оказывается, приехав в 1905 году на побывку в Турку, 20-летний Пимен принял участие в волнениях крестьян, недовольных произволом местной «Салтычихи». Волнения были подавлены. Вместе с другими «бунтовщиками» в Рыльскую тюрьму заключили и писателя. Просидел под стражей он, однако, недолго. Освобождению его способствовал М. Горький, которому дядя дал знать о происшедшем.
- Много интересных материалов, касающихся связей Пимена Ивановича с Горьким, Есениным и Маяковским, - продолжает Лия Александровна, - хранилось у моей сестры Алевтины, проживающей в Краснодарском крае. Кое-что, насколько мне известно, она все-таки сдала в музеи, но часть осталась и у нее. Могла бы рассказать Алевтина подробнее о самом дяде и его некоторых литературных знакомых.
Что ж, подождем вестей из Краснодара.
15 апреля 1972 года.