Послужной список

Марк Мухаревский
МОЙ ОТЕЦ НА ВОЙНЕ И О ВОЙНЕ

О том, как мой отец воевал, я писал неоднократно (см. альманах «Переяславль» № 10 за 2005 год, статья «Он ненавидел войну», стр. 157 – 160; альманах «Рязанский следопыт» № 10 за 2006 год, статья «Освобождение Сахалина в августе 1945 года», стр. 60 – 62;  книгу «Летопись краеведа». 2008 год, статья «Война глазами моего отца», стр. 66 – 71).
Напомню только кратко об этом и приведу ещё один дополнительный эпизод, о котором не писал.   
Мой отец воевал на Сахалине, куда его отправили служить из города Коломны Московской области в сентябре 1938 года. Что из себя представляет Сахалин? Это узкий длинный остров, который тянется с севера на юг от Охотского моря на севере до Японского – на юге почти на 1000 километров. Площадь его почти в два раза больше Рязанской области. На севере е го – тундра, а на юге растут бамбук, лимонник и виноград. До русско-японской войны весь остров принадлежал России. В результате поражения Россия потеряла южную половину острова. Граница проходила по 50-й параллели, примерно посередине. Мой отец служил недалеко от границы в тайге, где построили военный городок. Тайга состояла в основном из низкорослой лиственницы с примесью ели, пихты, берёзы, ольхи, осины.

Когда приехал туда отец, только что закончились бои у озера Хасан с японцами. Сталин, видимо, считал Японию в то время главным противником. И вероятно, был прав. Так как не прошло и года, как вспыхнул новый конфликт с японцами у реки Халхин-Гол.

 Но сначала расскажу об общей обстановке на азиатском фронте будущей Второй мировой войны в свете новой версии о её начале.
В августе 1938 года произошла первая проба сил СССР и Японии в районе озера Хасан. Она закончилась разгромом войск японских милитаристов. Японцы решили отомстить за этот разгром и в мае 1939 года организовали новые провокации уже на территории дружественной СССР Монголии. На этот раз были стянуты крупные силы с обеих сторон. Ожесточённые бои продолжались до середины сентября.

Иркутские историки считают эти бои началом Второй мировой войны. Они очень хорошо обосновали свою точку зрения, и я с ними полностью согласен.
Если сравнивать войну с Польшей, которую официально считают началом мировой войны, с событиями на Халхин-Голе, то все факты подтверждают мнение иркутских историков.
  Во-первых: война в Польше шла только два месяца, а на Халхин-Голе – четыре.
Во-вторых: людских потерь в Польше было меньше, чем на Халхин-Голе.
В-третьих: в боях на Халхин-Голе впервые в истории участвовало много танков, авиации и артиллерии.
Разгромив японскую армию, наши войска доказали, что с ними шутки плохи, и отбили у Японии желание воевать против Советского Союза. Поэтому  японцы изменили свой стратегический план и решили начать наступление на острова Тихого океана и в Юго-Восточную Азию.
Победа нашей армии на Халхин-Голе заставила Германию быстрее договориться с СССР и заключить с ним 23 августа 1939 года Договор о ненападении, а  Японию подписать в апреле 1941 года Пакт о нейтралитете.

Теперь хочу подробнее рассмотреть его оригинальные взгляды на войну, которых я кратко касался в предыдущих статьях об отце.
Отец не любил говорить о войне, он её ненавидел. «Война – это самый большой беспорядок, - считал он. -  Это – кровь, грязь, жестокость. На войне всё не так, как в мирной жизни. Если в мирной жизни убийство человека – преступление, то на войне – обычное дело. Чем больше убьёшь врагов ( то есть людей другого государства), тем лучше. Много таких убийств – героизм в общественном понимании». Отец понимал героизм по-другому. Это – умение делать своё дело при самых тяжёлых обстоятельствах..
Он терпеть не мог военную пропаганду и возмущался всеобщим лицемерием в печати и в большинстве книг на военную тему.

Печать славила подвиги наших бойцов и осуждала зверства врагов, уничтожавших мирных жителей, стариков и детей. Он говорил: «Уничтожение стариков и детей – варварство, а уничтожение молодых здоровых мужчин – цвет нации – нормальное явление. Но ведь для общества в любой стране полезнее молодые и здоровые, чем старики и дети. Их массовые убийства на войне и есть настоящее варварство. То есть варварство – сама война.

Он полностью разделял взгляды  Льва Толстого на войну, который высмеивал её как «убийство по правилам». Убивать по правилам нормально, а без правил – преступление. То же самое говорил и наш великий земляк, первый русский нобелевский лауреат, Иван Петрович  Павлов: «Война, по существу, есть звериный способ решения жизненных трудностей, способ, недостойный человеческого ума с его неизмеримыми ресурсами…»

Отец считал героями не только тех, кто совершил подвиги, но и всех погибших, так как они отдали Родине  самое дорогое, что у них было, - жизнь. Героями он называл и тех, кто в самых тяжёлых условиях исполнял свой долг. Главной обязанностью командира является забота о подчинённых. Чем больше он сохранил людей при выполнении боевой задачи, тем лучше для Родины. Так считал отец и придерживался этого правила в жизни.

Его поразило упорство японских солдат. Даже в безнадёжной ситуации они не сдавались. Отец рассказал мне о таком случае. В расположение наших войск попал японский снайпер. Их фронтовики называли «кукушками». Они сидели на деревьях и стреляли оттуда, в основном выбирая офицеров.. Командир приказал взять его в плен. Но подойти к нему было невозможно. Он бегал по кругу, размахивая кинжалом. Тогда командир велел его ранить в ногу, чтобы он не мог бегать. Но в плен его всё равно не взяли. Японец сделал харакири (самоубийство путём вспарывания живота).

Он смеялся над нашей неуклюжей пропагандой во время войны. В частности, комиссары говорили, что японцы не сдаются в плен, так как их приковывают цепями к пулемётам. При внимательном рассмотрении эта легенда рушилась: цепи легко отстёгивались. Отец заметил у всех японских пулемётчиков лямки. Видимо, лямки привязывались к цепям, и с помощью их перетаскивали пулемёты с одного места на другое. Причины упорства были другими. Как рассказывал отцу пленный японский офицер, за плен карался не только сам пленный, но и его ближайшие родственники. К тому же японцы вели с нами оборонительную войну и считали русских агрессорами. Ведь мы действительно на них напали, выполняя решения Потсдамской декларации. Японские солдаты, конечно, об этом не знали, да и офицеры тоже. Они сражались за Родину и императора.

В беседе с пленным японским офицером у моего отца рухнула и другая легенда нашей пропаганды, что все японские офицеры - самураи ( то есть дворяне). На самом деле это было не так. Пленный офицер ему рассказал, что он из рабочей многодетной семьи. Из шести братьев только он получил высшее образование. Остальные работали, чтобы он мог учиться. Окончив столичный Токийский университет, получил прекрасное образование и в совершенстве владел английским языком ( в Японии и тогда, и сейчас было два официальных языка: английский, на котором велось всё делопроизводство, и японский: на нём, конечно, говорили в повседневной жизни).

Мой отец тоже изучал английский в военном училище, но мог переводить с английского только со словарём, а разговаривать вообще не умел. Поэтому с пленным он общался только при помощи разговорника, который был у каждого японского офицера ( у наших не было), и с помощью жестов. Беседа проходила дружелюбно, и в заключение они обменялись семейными фотографиями. Японец подарил вдобавок свою записную книжку, которые тоже выдавали каждому японскому офицеру (нашим не выдавали). У меня до сих пор сохранились её обрывки с картой Японской империи, которая тогда включала, кроме Японских островов, почти всю Юго-Восточную Азию, с портретами японского императора Хирохито и его жены.

Наши политработники говорили о дикости и невежестве японцев. А на самом деле дикарями оказались мы. У них все офицеры императорской армии на Сахалине имели высшее образование, а в полку, где служил отец – только двое. И неудивительно. Ведь в Японии, как я узнал недавно, ещё в 1865 году ввели всеобщее начальное обучение. А у нас только через семьдесят лет. Недаром Япония теперь вторая страна мира по экономике, а по культуре, возможно, уже и первая.
               
 ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК по должности

Год и место рождения -  1912, г. Бобруйск.
Призыв 08.02.1933 – доброволец, Бобруйский РВК.
Место и годы службы
– Белорусский ВО г. Бобруйск, стрелковый полк, курсант c  мая по 12.09.1933
- Одесское артучилище им. Фрунзе, курсант      с 12.09.1933 г. по 7.11 1936
- Московский ВО, г.Коломна, 108 артполк, комвзвода, лейтенант   с 7.11 1936 по 24.01.1939
– Белорусский ВО г. Бобруйск, стрелковый полк, курсант  c мая по 12.09.1933
- Одесское артучилище им. Фрунзе, курсант         с 12.09.1933 по 7.11.1936
- Московский ВО, г. Коломна,108 артполк, комвзвода, лейтенант   с 7.11.1936  по 24.01.1939
- Сахалин ДальВО, с. Дербенское, помкомбата артполка с 24.01.1939 по 17.04.1940
-  артполк ДВ фронта, комбат артполка                с 17.04.1940 по 08.05.1941
-  гаубич. артполк ДВ фронта, комбат                с 8.05.1941 по 19.03.1942               
-  гаубич. артполк АРГК ДВ фронта, начштаба дивизиона с 19.03.1942 по 23.01.1944
-  гаубич. артполк АРГК ДВ фронта,1 помначштаба полка с 23.01.1944 по 18.12.1945
- Север. группа войск на Сахалине,1 помначштаба полка с 18.12.1945 по дек. 1947
- переезд с Сахалина на материк                с дек.1947 по 23.01.1948
- находился в распоряжении нач. упр. кадров Ком. арт. ВС с 23.01.по 23.04.1948
- пушеч. артполк МВО, г. Скопин Ряз. обл., зам. ком.
дивизиона по строевой части                с 23.04.1948 по 19.09.1950
- пушеч. артполк МВО , помначштаба по моб. работе   с 19.09.1950 по  5.06.1951
- 7-я пушеч. арт.  дивизия, МВО. г. Владимир,
помначштаба по моб. работе                с 5.06.1951 по 30.08.1951
- 26 ГАБр 7 ПАД, МВО, г. Владимир, 1-й помначштаба  с 30.08.1951 по 28.03.1953
- 32 ГАБр 12 АД, Горьк. обл., зам. ком. дивизиона   с 28.03.1953 по 30.09.1954
- уволен по возрасту                с 30.09.1954

    ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК по званию               
лейтенант                7.11.1936
ст. лейтенант               30.04.1941
капитан                12.11.1942
    майор                29.06.1949
                НАГРАДЫ
Ордена
«За боевое отличие» - орден Красной Звезды                от 6.09.1945 года
«За выслугу лет» -    орден Красной Звезды                от 6.11.1947 года
«За выслугу лет» -    орден Красного Знамени                от 8.11.1954 года
Юбилейный
«За храбрость, стойкость и мужество
в Великой Отечественной войне» -
 орден Отечественной войны 2-й степени                от 11.03.1985 года
                Медали
За победу над Японией                от 3.09.1945 года
«За боевые заслуги»                от 2.11.1945 года
Юбилейная
«30 лет Советской Армии»                от 23.02.1948 года